СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука гражданина " Право ребенка-право на будущее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке ребята получат знания о самых главных правах и обязанностях. Урок пройдет в форме деловой игры.

Просмотр содержимого документа
«Азбука гражданина " Право ребенка-право на будущее"»

Филиал МБОУ « Цнинская СОШ №1» в селе Кузьмино-Гать















Азбука гражданина

« Право ребенка-право на будущее»

























12.12.2018г

2 класс

Трюфилькина А.Г.









Цель: Формирование понятия о Конституции, правах гражданина

Задачи:

- Привлечь внимание учащихся к правам человека.

- создать условия для самореализации знаний, умений и навыков школьников по Конституции РФ, правовым основам российского законодательства;
-Воспитывать уважение к правам и свободам человека, универсальным общечеловеческим ценностям..

- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Формы деятельности: деловая игра

Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
Задачи игры:
· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы учителя; 
· развивать проективные умения у учащихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.
Признаки организации обучения:
· Имитация реальной жизненной ситуации.
· Распределение ролей между участниками. 
· Различение интересов у участников игры.

Планируемые результаты:

Личностные: определять свою позицию и ответственное поведение в современном обществе.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству,к коллективной работе.

Предметные: развивать гражданские компетенции: знания, навыки коммуникации, толерантности, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.

Применяемые технологии: технология здоровьесберегающая; технология учебной деловой игры; технология развития критического мышления; технология проведения учебных дискуссий; технология создания ситуации успеха;











Эпиграф: «Право-это искусство добра и справедливости».

( античный афоризм)

I. Эмоциональный настрой

Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что- то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну а главное- готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да!)

1.У кого хорошее настроение, поделитесь им.

Игра «Разношу хорошее настроение».

Дети, держась за край нити, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того, как образовался круг: «У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живем мы вместе, занимаемся вместе, отмечаем вместе общие праздники, т.е мы с вами являемся маленьким кусочком нашей большой Родины.»

II. Речевой тренинг

Сейчас мы скрутим клубочек и расскажем, как вы понимаете слово «Родина»

Любовь к Родине- чувство очень личное, глубокое и тихое. Родину не выбирают.

Для начала, мы с вами вспомним, что называется «Родиной»?

Как называется наша страна?

Какой город является столицей?

Как называется важная песня в стране?

В каких случаях звучит гимн?

Какой символ страны развевается над административными зданиями?

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают белый цвет? (белый – благородство)

Что означают синий цвет? (синий – честность)

Что означают красный цвет? (красный – кровь, пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати

Что он представляет собой?

Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

-Кто такой гражданин?

Рефлексия этапа.





III. Формулирование темы и постановка целей занятия.

Сегодня наше занятие проходит в рамках Азбуки гражданина, в особенный день, в день Конституции.

Дети- будущие избиратели, от которых будет зависеть судьба нашей Родины.

(письмо-приглашение)Юный друг! Ты попал на страницу Планеты правовых знаний. Это необычная планета. Здесь всем заправляет королева Юриспруденция! Каждый ее подданый должен знать свои права и обязанности. Стань полноправным жителем этой страны. Для этого тебе нужно зажечь звезды, которые находятся вокруг планеты. Они зажгутся в том случае, если вы будете активными, выполнять все предложенные задания. Зажги звезду на своей странице!

IV.Тема « Право ребенка-право на будущее»

Цель: познакомиться с правами человека.

1.Просмотр мультфильма « Права школьника »

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними  появились главные вопросы:

  • Что люди могут делать и что нельзя?

  • Что они обязаны и что не обязаны?

  • На что они имеют право и на что не имеют?

Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в неразбериху. Об этом и говорится в основном законе нашей страны – Конституции.  Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.(СИНЯЯ ЗВЕЗДА)

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. В этом году уже 25 лет отмечается.

У нас три группы.

1.« Переводчики» (Обратятся к нашему помощнику – толковому словарю).

2.« Юристы», которые познакомят нас с правами( расшифруют статьи)

3.Это мы, обычные «Граждане», народ, который уважительно относится к Конституции, основному закону.

Вы догадались, что сегодня главная буква-П

Права , Президент, правление, патриот (КРАСНАЯ ЗВЕЗДА)

1.Я — ребенок, я — человек, 
Я должен иметь права 
На то, чтобы жить в свободной стране, 


2.Я имею право на то, чтоб любить 
И на то, чтобы быть любимым, 


3.Я имею права на то , чтобы жить 
И на свете быть самым счастливым. 
Я имею права, чтобы мир на Земле 
Царил всегда и везде. 


4.Я имею права, чтобы в небе большом 
Всегда была тишина. 


5.Я имею права, чтобы жить в семье, 
Ведь семья любому нужна. 


6.Много прав имеет дитя. 
Но, я прошу об одном: 
Чтобы в небе большом на огромной Земле 
Всегда были мир и покой.



Рефлексия (Каждый ребенок имеет право- ребята заполняют « Ромашку правил»( ЖЁЛТАЯ ЗВЕЗДА)

1.Главное право каждого человека - право на жизнь(cт. 20)

2.Право на личную неприкосновенность ( ст.22)

3. Право на защиту ( ст.23)

4. Право на материнство и защиту ( ст.38)

5.Право на жилище (ст.40)

6. Право на охрану здоровья ( ст.41)

7. Право на образование ( ст.43)

Обязанности: сохранять природу и окружающую среду (ст.58), защита Отечества ( ст.59)



В какой стране я хотел бы жить?

Я хочу, чтоб Президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружия!

Игра «Кто нарушил право?» (сценки-миниатюры)- ЗЕЛЁНАЯ ЗВЕЗДА

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1.    В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2.    В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)

5.    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Рефлексия.

Игра «Да! Нет!»

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да!

V. Итог урока.

Что узнали? ( каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы)

Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания…

Я понял, что… Теперь я могу… Я научился…

Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

VI. Рефлексия урока.
Оцените свою работу на занятии и выберите звезду-комету нужного цвета: 
Было интересно – зеленого цвета
Узнал новое -желтого
Потерял время зря- красного

7.Сидит за партой человек,

И поднимает руку.

Имеет право он все знать,

И изучать науку!

 

8.Мы маленькие дети,

Имеем мы права.

Ходить учиться в школу,

Лечиться – к докторам.

Свободные, счастливые

Должны мы быть всегда.

Чтоб мы не знали горя,

А нами гордилась страна.

 

9.Я маленький житель планеты Земля

Такой голубой и красивой!

И мир для меня словно белый лист

Чистый, прекрасный, открытый!



10.Нам, ребятам, можно

Играть и веселиться.

Но надо обязательно

Грамоте учиться.

 

11.Мы имеем право жить

В домике уютном.

И гулять на улице

Тихом  и зелёном.

 

12.Мы ведь счастливы тогда-

Если есть у нас семья:

Мама, папа, дедушка,

Бабушка, сестра и я.

 

13.Чтобы жить и смеяться

Нужен мир во всем мире

Так, давайте жить дружно.

Уважая друг – друга!