Филиал МБОУ « Цнинская СОШ №1» в селе Кузьмино-Гать
Азбука гражданина
« Право ребенка-право на будущее»
12.12.2018г
2 класс
Трюфилькина А.Г.
Цель: Формирование понятия о Конституции, правах гражданина
Задачи:
- Привлечь внимание учащихся к правам человека.
- создать условия для самореализации знаний, умений и навыков школьников по Конституции РФ, правовым основам российского законодательства;
-Воспитывать уважение к правам и свободам человека, универсальным общечеловеческим ценностям..
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Формы деятельности: деловая игра
Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
Задачи игры:
· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы учителя;
· развивать проективные умения у учащихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.
Признаки организации обучения:
· Имитация реальной жизненной ситуации.
· Распределение ролей между участниками.
· Различение интересов у участников игры.
Планируемые результаты:
Личностные: определять свою позицию и ответственное поведение в современном обществе.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству,к коллективной работе.
Предметные: развивать гражданские компетенции: знания, навыки коммуникации, толерантности, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.
Применяемые технологии: технология здоровьесберегающая; технология учебной деловой игры; технология развития критического мышления; технология проведения учебных дискуссий; технология создания ситуации успеха;
Эпиграф: «Право-это искусство добра и справедливости».
( античный афоризм)
I. Эмоциональный настрой
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что- то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное- готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да!)
1.У кого хорошее настроение, поделитесь им.
Игра «Разношу хорошее настроение».
Дети, держась за край нити, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того, как образовался круг: «У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живем мы вместе, занимаемся вместе, отмечаем вместе общие праздники, т.е мы с вами являемся маленьким кусочком нашей большой Родины.»
II. Речевой тренинг
Сейчас мы скрутим клубочек и расскажем, как вы понимаете слово «Родина»
Любовь к Родине- чувство очень личное, глубокое и тихое. Родину не выбирают.
Для начала, мы с вами вспомним, что называется «Родиной»?
Как называется наша страна?
Какой город является столицей?
Как называется важная песня в стране?
В каких случаях звучит гимн?
Какой символ страны развевается над административными зданиями?
Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)
Что означают белый цвет? (белый – благородство)
Что означают синий цвет? (синий – честность)
Что означают красный цвет? (красный – кровь, пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)
Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)
Что он представляет собой?
Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)
-Кто такой гражданин?
Рефлексия этапа.
III. Формулирование темы и постановка целей занятия.
Сегодня наше занятие проходит в рамках Азбуки гражданина, в особенный день, в день Конституции.
Дети- будущие избиратели, от которых будет зависеть судьба нашей Родины.
(письмо-приглашение)Юный друг! Ты попал на страницу Планеты правовых знаний. Это необычная планета. Здесь всем заправляет королева Юриспруденция! Каждый ее подданый должен знать свои права и обязанности. Стань полноправным жителем этой страны. Для этого тебе нужно зажечь звезды, которые находятся вокруг планеты. Они зажгутся в том случае, если вы будете активными, выполнять все предложенные задания. Зажги звезду на своей странице!
IV.Тема « Право ребенка-право на будущее»
Цель: познакомиться с правами человека.
1.Просмотр мультфильма « Права школьника »
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
Что люди могут делать и что нельзя?
Что они обязаны и что не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в неразбериху. Об этом и говорится в основном законе нашей страны – Конституции. Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.(СИНЯЯ ЗВЕЗДА)
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. В этом году уже 25 лет отмечается.
У нас три группы.
1.« Переводчики» (Обратятся к нашему помощнику – толковому словарю).
2.« Юристы», которые познакомят нас с правами( расшифруют статьи)
3.Это мы, обычные «Граждане», народ, который уважительно относится к Конституции, основному закону.
Вы догадались, что сегодня главная буква-П
Права , Президент, правление, патриот (КРАСНАЯ ЗВЕЗДА)
1.Я — ребенок, я — человек,
Я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране,
2.Я имею право на то, чтоб любить
И на то, чтобы быть любимым,
3.Я имею права на то , чтобы жить
И на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле
Царил всегда и везде.
4.Я имею права, чтобы в небе большом
Всегда была тишина.
5.Я имею права, чтобы жить в семье,
Ведь семья любому нужна.
6.Много прав имеет дитя.
Но, я прошу об одном:
Чтобы в небе большом на огромной Земле
Всегда были мир и покой.
Рефлексия (Каждый ребенок имеет право- ребята заполняют « Ромашку правил»( ЖЁЛТАЯ ЗВЕЗДА)
1.Главное право каждого человека - право на жизнь(cт. 20)
2.Право на личную неприкосновенность ( ст.22)
3. Право на защиту ( ст.23)
4. Право на материнство и защиту ( ст.38)
5.Право на жилище (ст.40)
6. Право на охрану здоровья ( ст.41)
7. Право на образование ( ст.43)
Обязанности: сохранять природу и окружающую среду (ст.58), защита Отечества ( ст.59)
В какой стране я хотел бы жить?
Я хочу, чтоб Президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружия!
Игра «Кто нарушил право?» (сценки-миниатюры)- ЗЕЛЁНАЯ ЗВЕЗДА
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
2. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)
5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
Рефлексия.
Игра «Да! Нет!»
– Россия – наша страна?– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!
– Защищён ли человек законом?– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да!
V. Итог урока.
Что узнали? ( каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы)
Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания…
Я понял, что… Теперь я могу… Я научился…
Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
VI. Рефлексия урока.
Оцените свою работу на занятии и выберите звезду-комету нужного цвета:
Было интересно – зеленого цвета
Узнал новое -желтого
Потерял время зря- красного
7.Сидит за партой человек,
И поднимает руку.
Имеет право он все знать,
И изучать науку!
8.Мы маленькие дети,
Имеем мы права.
Ходить учиться в школу,
Лечиться – к докторам.
Свободные, счастливые
Должны мы быть всегда.
Чтоб мы не знали горя,
А нами гордилась страна.
9.Я маленький житель планеты Земля
Такой голубой и красивой!
И мир для меня словно белый лист
Чистый, прекрасный, открытый!
10.Нам, ребятам, можно
Играть и веселиться.
Но надо обязательно
Грамоте учиться.
11.Мы имеем право жить
В домике уютном.
И гулять на улице
Тихом и зелёном.
12.Мы ведь счастливы тогда-
Если есть у нас семья:
Мама, папа, дедушка,
Бабушка, сестра и я.
13.Чтобы жить и смеяться
Нужен мир во всем мире
Так, давайте жить дружно.
Уважая друг – друга!