Азбука общения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование, тестовые материалы для оценки результатов освоения программы).
1.1. Цели и задачи.
Цель программы.
Формирование базовой культуры личности младших школьников.
Задачи программы.
Для реализации намеченных целей предстоит решить ряд различных задач:
сформировать элементарные представления о правилах поведения;
воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании и взаимной поддержке;
развивать коммуникативные качества личности школьника;
ориентировать на здоровый образ жизни.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«Культура нравственности»
4-й КЛАСС
Тема 1. Азбука этики. Культура поведения и такт
Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо».
Тема 2. Культура общения
Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.
Тема 3. Человек и его имя
Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.
Тема 4. Моя малая Родина
Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.
Тема 5. Устав - основной закон школы
Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.
Тема 6. Речевой этикет
Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.
Тема 7. Чувство, настроение, характер человека
Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.
Тема 8. Школьный этикет
Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».
Тема 9. Праздники в жизни человека
Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».
Тема 10. Цветы в жизни человека
Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.
Тема 11. Поступки человека и его характер
Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера.
Тема 12. Нравственные отношения в коллективе
Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.
Тема 13. Мода и школьная одежда
Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.
Тема 14. Приветствия и знакомство
Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.
Тема 15. Поведение в общественных местах
Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.
Тема 16. Человек в природе и его здоровье
Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.
Тема 17. Нравственные отношения в семье
Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.
Обоснование выбора программы.
Причиной выбора программы послужило следующее: ученики начальной школы имеют расплывчатое представление о нравственности, морали, культуре поведения. Материал, подобранный в программе, позволяет в доступной форме дать детям знания и навыки культурного поведения.
Формы организации образовательного процесса.
Формами проведения занятий являются: беседы, конкурсы, игры, проектная деятельность, экскурсии, просмотр видеофрагментов и мультфильмов, конкурсы рисунков.
Принципы организации воспитания.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, моего края, своей семьи;
жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Виды и формы контроля.
Формами подведения итогов могут быть конкурсы, общешкольные мероприятия, а также тестирования учащихся (см. приложение).
Планируемый уровень подготовки на конец года.
К концу обучения в начальной школе ученик должен знать:
Правила этикета и социального быта;
Знать традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относиться к ним;
Правила взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Уметь:
учитывать интересы собеседника при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Поддерживать разговор на заданную тему;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих;
уметь соблюдать правила личной гигиены, беречь учебные и личные вещи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
| |
| |
4 класса | − владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им − имеет первоначально отработанную произвольную память − коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей − ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи − способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих − способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением − владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе − он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам − обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой |
Азбука общения
Культура нравственности
Учебно-тематический план (4 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Азбука этики. Культура поведения и такт | 1 | |
2 | Культура общения | 2 | |
3 | Человек и его имя | 2 | |
4 | Моя малая родина | 2 | |
5 | Устав - основной закон школы | 2 | |
6 | Речевой этикет | 2 | |
7 | Чувство, настроение характер | 2 | |
8 | Школьный этикет | 1 | |
9 | Праздники в жизни человека | 1 | |
10 | Цветы в жизни человека | 1 | |
11 | Поступки человека и его характер | 2 | |
12 | Нравственные отношения в коллективе | 2 | |
13 | Мода и школьная одежда | 2 | |
14 | Приветствия и знакомства | 2 | |
15 | Поведения в общественных местах | 2 | |
16 | Человек в природе и его здоровье | 2 | |
17 | Нравственное отношение в семье | 2 | |
18 | Повторительно - обобщающие уроки | 4 | |