Учебно-тематический план блока «Азбука природы»
- 1 год
№ пп | Название темы, раздела | Количество часов | Формы аттестации, диагностики, контроля |
теор | практ | всего |
1 | Введение. | 1 | 1 | 2 | |
2 | Знакомство со звуками живой и неживой природы. | 1 | 1 | 2 | |
3 | Звуки леса. Гласные звуки. | 6 | 6 | 12 | |
4 | Волшебные буквы: Я, Ю, Е,Ё | 4 | 4 | 8 | |
5 | Буквы спрятались в лесу: В, М, Н, Й, С,Л. | 6 | 6 | 12 | Тестовые задания |
6 | Обитатели рек и озёр: Р, К, Б, П, З, Щ. | 6 | 6 | 12 | Тестовые задания |
7 | Морские жители: Д, Т, Г, Ж, Ш. | 5 | 5 | 10 | |
8 | Потерялись буквы в пустыне: Ч, Х, Ц, Ф, Ъ, Ь. | 6 | 6 | 12 | Устный опрос |
9 | Педагогическая диагностика | | 4 | 4 | Тестовые задания |
| итого | 34 | 38 | 72 | |
- Учебно-тематический план блока «Азбука природы»
2 год
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, диагностики, контроля |
всего | теор | практ |
1. | Введение. | 2 | 2 | | Тестовые задания |
2. | Путешествие в зоопарк. | 7 | 2 | 5 | |
3. | Рассказы о приключениях животных. | 14 | 7 | 7 | |
4. | Ребятам о зверятах. | 7 | 3 | 4 | |
5. | Любознательный вопрос. | 12 | 4 | 8 | Устный опрос |
6. | Наш дом - ПРИРОДА | 12 | 4 | 8 | |
7. | Наша малая Родина – Донской край. | 12 | 4 | 8 | |
8. | Итоговое занятие | 4 | | 4 | |
12. | Педагогическая диагностика. | 2 | -- | 2 | Тестовые задания. |
| итого | 72 | 26 | 46 | |
Содержание блока «Азбука природы».
1 год обучения.
Тема 1. Введение (всего 2 часа / теория -1 час, практика- 1 час).
Знакомство. Слова вежливости.
Практические занятия (1 час). Игры на знакомство детей.
Тема 2. Знакомство со звуками живой и неживой природы (всего 2 часа/ теория -1 час, практика- 1 час).
Звуки птиц, диких животных, домашних животных. Звуки оживлённой улицы, мотор машин, гул самолётов и вертолётов.
Практические занятия (1 час). Викторина «Звуки живой и неживой природы».
Тема 3. Звуки леса. Гласные звуки (всего 12 часов/ теория -6 час, практика- 6 час).
Звуки леса: прилет в гости аиста (звук и буква А). Оса укусила за нос зайчика (звук и буква О). Как кричит филин (звук и буква У). Как ослик зовёт свою маму («Иа» - звук, буква И.). Сказка «Курочка ряба» и знакомство со звуком и буквой Ы. Где живёт страус Эму? (буква и звук Э).
Тренинг на определение места звуков в словах. Формирование фонетического восприятия. Составление звуковых схем. Знакомство с буквами. Их печатаньем и узнаванием на письме в словах и слогах.
Практические занятия (6 час). Подготовка руки к письму: обвод простейших элементов по образцу. Штриховка по образцу.
Тема 4. Волшебные буквы: Я, Ю, Е, Ё (всего 8 часов/ теория -4 час, практика- 4 час).
Где мы можем встретить ящерицу (буква Я, которая имеет звук А). Птичка Юрок (звук и буква Ю). Кто такой Енот (буква Е). Загадки про ёжика (буква Ё). Характеристика звуков. Тренинг на определение места звуков в словах. Формирование фонетического восприятия. Составление звуковых схем. Знакомство с буквами. Их печатаньем и узнаванием на письме в словах и слогах.
Практические занятия (4 час). Подготовка руки к письму: обвод простейших элементов по образцу. Штриховка по образцу.
Тема 5. Буквы спрятались в лесу: В, М, Н, Й, С, Л (всего 12 часов/ теория -6 час, практика- 6 час).
Знакомство с произведением С.Я. Маршака «Где обедал воробей?...» (звук и буква В). Кто такие мамонты? Путешествие с Незнайкой на машине времени (звук и буква М). У кого какой нос? (звук и буква Н).Знакомство со звуком Й и буквой Й. Кто у нас царь зверей? (буква и звук Л). Сурки большую часть жизни проводят на земле, а не на деревьях (звук и буква С). Характеристика звуков. Тренинг на определение места звуков в словах. Формирование фонетического восприятия. Составление звуковых схем. Знакомство с буквами. Их печатаньем и узнаванием на письме в словах и слогах.
Практические занятия (6 час). Подготовка руки к письму. Упражнения по проведению вертикальных линий «Дождик», «Заборчик». Написание вертикальных линий в клеточной основе.
Тема 6. Обитатели рек и озёр: Р, К, Б, П, З, Щ (всего 12 часов/ теория -6 час, практика- 6 час).
Обитатели рек и озёр: зубатка – рыбка с острыми зубами (буква и звук З). К речке наш прикован глаз, буква и звук К – карась. Рыба-Меч и рыба Молот – буква и звук Р. В реке Амазонке живут рыбки пираньи – буква и звук П. Щука щёлкает зубами (буква и звук Щ). Речной бобёр - буква и звук Б.
Характеристика звуков .Тренинг на определение место звуков в словах. Формирование фонетического восприятия. Составление звуковых схем. Знакомство с буквами. Их печатаньем и узнаванием на письме в словах и слогах.
Практические занятия (6 час). Подготовка руки к письму. Упражнения по проведению вертикальных линий, штриховка параллельных линий «Штора», «Арфа». Штриховка линий в разных направлениях. Игры на закрепление.
Тема 7. Морские жители: Д, Т, Г, Ж, Ш (всего 10 часов/ теория -5 час, практика- 5 час).
Морские жители: дельфин (звук и буква Д), тюлень (буква и звук Т), губка морская (буква и звук Г). Вкусная рыба –шпрот. Интересный щипащёк (буква и звук Щ). Характеристика звуков. Тренинг на определение места звуков в словах. Формирование фонетического восприятия. Составление звуковых схем. Знакомство с буквами. Их печатаньем и узнаванием на письме в словах и слогах.
Практические занятия (5 час). Подготовка руки к письму. Игры на выделение звука в слове. Подбор слов на заданный звук. («Магазин», «Путешественники», «Где живёт буква».)
Тема 8. Потерялись буквы в пустыне: Х, Ц, Ч, Ф (всего 10 часов/ теория -5 час, практика- 5 час).
Потерялись буквы в пустыне. Буква и звук Ч- черепаха, чаквелла. Хомяк – буква и звук Х. Фенёк – буква и звук Ф. Буква и звук Ц.
Характеристика звуков .Тренинг на определение место звуков в словах. Формирование фонетического восприятия. Составление звуковых схем. Знакомство с буквами. Их печатаньем и узнаванием на письме в словах и слогах.
Практические занятия (5 час). Подготовка руки к письму. Упражнения по проведению вертикальных линий, штриховка параллельных линий. Буквы Ъ и Ь. Повторение. Закрепление пройденного материала. Игры на выделение звука из слов, на нахождение звука в слове.
Тема 9. Педагогическая диагностика (всего 4 часа/ практика –4 час).
Входящая и итоговая диагностика для определения уровня знаний обучающихся.
Содержание блока «Азбука природы».
2 год обучения.
Тема 1. Введение (всего 2 часа / теория - 2 часа).
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях, на улице.
Тема 2. Путешествие в зоопарк (всего 7 часов/ теория -2 час, практика- 5 час).
Путешествие в зоопарк. Обитатели зоопарка. Знакомство со слогами (состоят из звуков). Слова (состоят из слогов).
Строим домик для ЛИСЫ, ЛОСЯ, ЛАСКИ. Читаем закрытые и открытые слоги. Строим домики для ГУСЯ, СОВЫ, СОРОКИ. Чтение слоговых таблиц.
Строим домики для КАБАНА, БАРСА, ВОЛКА. Чтение слоговых таблиц.
Строим домики для ГАГИ, ЛЬВА, ПОПУГАЯ. Чтение слоговых таблиц. Практические занятия (5 час). Работа с кассой букв.
Тема 3. Рассказы о приключениях животных (всего 14 часов/ теория – 7 час, практика- 7 час).
Сказка «Лиса и кувшин». Ознакомление с предложением. Учимся задавать вопросы. Составление рассказа на заданную тему.
Рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки». Составление рассказа на предложенную тему «Приключение зайца». Работа с текстом.
Рассказ Я. Тайца «Послушный дождик». Составление рассказа на тему: «Как Серёжа нашёл щенка». Знакомство со сказкой: «Лиса и козёл». Рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
Составление рассказа по картинкам на тему «Домашние животные». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Сочиняем сказку на тему: «Как ёжик выручил зайца». Сочиняем сказку на тему: «День рожденья зайца».
Практические занятия (7 час). Чтение слоговых таблиц.
Работа с кассой букв.
Тема 4. Ребятам о зверятах (всего 7 часов/ теория -3 час, практика- 4 час).
Противоположности в природе, знакомство с антонимами. Составление рассказа с использованием антонимов. Составление сюжетного рассказа по картине «Лиса с лисятами». Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». Составление рассказа по картине «Река замёрзла». Составление описательного рассказа на тему: «Зима». Составление рассказа на тему: «Мой четвероногий друг». Составление рассказа по картине «Северные олени». Знакомство с необычными словами. Закрепление материала.
Практические занятия (4 час). Чтение слоговых таблиц.
Работа с кассой букв.
Тема 5. Любознательный вопрос (всего 12 часов/ теория -4 час, практика- 8 час).
Учимся задавать вопросы. Пересказ. Сочинение сказки на предложенный сюжет. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картинок. Составление рассказа «Как ёжик в беду попал». Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему: «Как зверята пошли гулять». Составление рассказа «Мишуткин день рожденья». Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам. Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется». Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». Сочинение сказки на предложенный сюжет.
Практические занятия (8 час). Чтение слоговых таблиц.
Работа с кассой букв.
Тема 6. Наш дом - ПРИРОДА (всего 12 часов/ теория -4 час, практика- 8 час).
Планета Земля в опасности! Правила поведения человека в природе. Беседа на тему: «Как беречь и любить природу?»
Беседа на тему: «Забота о природе». Как птицы зимуют? Изготовление кормушек. Зачем нужны скворечники? Красная книга. Что такое заповедные зоны природы? Берегите первоцветы! Правила сбора мусора в городе. Праздник – посвящение в «Юные экологи».
Практические занятия (8 час). Чтение слоговых таблиц.
Работа с кассой букв.
Тема 7. Наша малая Родина – Донской край (всего 12 часов/ теория -4 час, практика- 8 час).
Изучаем родной край. Сказания о Тихом Доне. Стихи о родном крае.
Моя любимая малая Родина. Составляем маршрут по родным улицам города Ростова - на - Дону. Парки Ростова-на-Дону. Зоопарк и Ботанический сад.
Практические занятия (8 час). Чтение слоговых таблиц.
Работа с кассой букв.
Тема 8. Итоговое занятие (всего 4 часа/ практика- 4 час).
Викторина «Природа родного края». Экскурсия « Ростовский зоопарк».
Тема 9. Педагогическая диагностика (всего 2 часа/ практика –2 час).
Входящая и итоговая диагностика для определения уровня знаний обучающихся.