Планируемые результаты учебного курса
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
- развитие интереса;
- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
- введение правил;
- разный вид деятельности;
- разучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о современных профессиях;
- формирование знаний об истории города, поселка.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Содержание учебного курса
Программа факультатива «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности
Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
3. Тематическое планирование
1.Азбука - к мудрости ступенька. - 4 часа.
2.Учимся разгадывать ребусы и загадки. - 2 часа.
3.Сказки Брянского леса. - 2 часа.
4 . Животный мир Брянской области. - 2 часа.
5.Природа родного края. -2 часа.
6.Поэтическая Брянщина. -2 часа.
7. Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.—3 часа
8.Из истории Брянского края. -4 часа.
9.Герб Брянской области. - 1 час.
10.Легенды Брянского края. - 2 часа.
11.Памятники природы.—2 часа.
12. К истокам слова. - 1 час.
13.Суровые годы войны. - 2 часа.
14.Учимся работать с картой Брянской области. -2 часа.
15.Занимательное азбуковедение. - 2 часа.
16.Конкурс грамотеев. - 1 час.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Количесчтво часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Введение. 3емля Пересвета. | 1 | 07.09 | |
| Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи. | 1 | 14.09 | |
| Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б1]. Родной наш Брянск | 1 | 21.09 | |
| Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» | 1 | 28.09 | |
| Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области. | 1 | 05.10 | |
| Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна. | 1 | 12.10 | |
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области. | 1 | 19.10 | |
| Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы. | 1 | 26.10 | |
| Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж. | 1 | 09.11 | |
| Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка. | 1 | 16.11 | |
| Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река. | 1 | 23.11 | |
| Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область». | 1 | 30.11 | |
| Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,, Красный Рог, Карачев. | 1 | 07.12 | |
| Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса. | 1 | 14.12 | |
| Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м1]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. | 1 | 21.12 | |
| Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. | 1 | 11.01 | |
| Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. | 1 | 18.01 | |
| Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п,]. Брянский боярин, герой Куликовской бит вы-Александр Пересвет. | 1 | 25.01 | |
| Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. | 1 | 01.02 | |
| Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [С]. Брянский Сусанин. | 1 | 08.02 | |
| Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1 | 22.02 | |
| Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. | 1 | 01.03 | |
| Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина. | 1 | 08.03 | |
| Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале. | 1 | 15.03 | |
| Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края. | 1 | 22.03 | |
| Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края. | 1 | 05.04 | |
| Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. | 1 | 12.04 | |
| Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ1]. Сещенское подполье. | 1 | 19.04 | |
| Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. | 1 | 26.04 | |
| Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края. | 1 | 03.05 | |
| Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. | 1 | 10.05 | |
| Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | 1 | 17.05 | |
| Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново. Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной. | 1 | 24.05 | |
4