СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азот и фосфор в 8 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

АЗОТЫ И ФОСФОРЫ В ХИМИИ, краткое содержание

Просмотр содержимого документа
«Азот и фосфор в 8 классе»

1.Предупреждаю вас заранее:  Я непригоден для дыхания!  Но все как будто бы не слышат  И постоянно мною дышат. 2.Я светоносный элемент.  Я спичку вам зажгу в момент.  Сожгут меня - и под водой  Оксид мой станет кислотой.

1.Предупреждаю вас заранее: Я непригоден для дыхания! Но все как будто бы не слышат И постоянно мною дышат.

2.Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня - и под водой Оксид мой станет кислотой.

Положение азота и фосфора в Периодической системе

Положение азота и фосфора в Периодической системе

« Характеристика азота и фосфора. Свойства азота.»

« Характеристика азота и фосфора. Свойства азота.»

 Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.   - «ядовитый воздух»   - «дефлогистированный  воздух»   - «испорченный воздух»    - «удушливый воздух»   - «безжизненный воздух»   В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд В 1772 году английский химик Джозеф Пристли В 1773 году шведский химик- аптекарь Карл Шееле В 1774 году английский химик Генри Кавендиш В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье

Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.

- «ядовитый воздух»

- «дефлогистированный

воздух»

- «испорченный воздух»

- «удушливый воздух»

- «безжизненный воздух»

В 1772 году шотландский химик,

ботаник и врач Даниел Резерфорд

В 1772 году английский химик

Джозеф Пристли

В 1773 году шведский химик-

аптекарь Карл Шееле

В 1774 году английский химик

Генри Кавендиш

В 1776 году французский химик

Антуан Лавуазье

 НАХОЖДЕНИЕ АЗОТА В ПРИРОДЕ:  в свободном состоянии в атмосфере

НАХОЖДЕНИЕ АЗОТА В ПРИРОДЕ: в свободном состоянии в атмосфере

НАХОЖДЕНИЕ АЗОТА В ПРИРОДЕ:  в виде соединений   органических    неорганических  В небольших количествах Азот растений и животных в почве: в виде солей аммония (Нуклеиновые кислоты, и нитратов. белковые вещества)

НАХОЖДЕНИЕ АЗОТА В ПРИРОДЕ: в виде соединений

органических

неорганических

В небольших количествах

Азот растений и животных

в почве: в виде солей аммония

(Нуклеиновые кислоты,

и нитратов.

белковые вещества)

ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ АЗОТ  ПОЛОЖЕНИЕ В ПСХЭ СТРОЕНИЕ АТОМА ФОСФОР СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ Число электронов в атоме 7, протонов в ядре 7, число нейтронов в ядре 7 Электронная схема: 1s 2 2s 2 2p 3 2 период V группа 3 периодV группа главная подгруппа Порядковый номер 15; относительная атомная масса 31 Главная подгруппа Порядковый номер 7; относительная атомная масса 14 N + 7 ) 2 ) 5 Р +15 ) 2 ) 8 ) 5 Число электронов в атоме 15, протонов в ядре 15, число нейтронов в ядре 16 Электронная схема:  1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 2p 3  +3, +5, -3 +1,+2,+3,+4, +5,-3

ПРИЗНАКИ СРАВНЕНИЯ

АЗОТ

ПОЛОЖЕНИЕ В ПСХЭ

СТРОЕНИЕ АТОМА

ФОСФОР

СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ

Число электронов в атоме 7, протонов в ядре 7, число нейтронов в ядре 7

Электронная схема: 1s 2 2s 2 2p 3

2 период V группа

3 периодV группа

главная подгруппа Порядковый номер 15; относительная атомная масса 31

Главная подгруппа

Порядковый номер 7; относительная атомная масса 14

N + 7 ) 2 ) 5

Р +15 ) 2 ) 8 ) 5

Число электронов в атоме 15, протонов в ядре 15, число нейтронов в ядре 16

Электронная схема:

1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 2p 3

+3, +5, -3

+1,+2,+3,+4,

+5,-3

Определите степени окисления азота в соединениях: HNО 3 , NН 3 , NO, KNО 2 , NО 2 , N 2 О,НNO 2 с.о. -3 соединение 0 NH 3 +1 N 2 +2 N 2 O +3 NO +4 N 2 O 3 +5 NO 2 N 2 O 5

Определите степени окисления азота в соединениях:

HNО 3 , NН 3 , NO, KNО 2 , NО 2 , N 2 О,НNO 2

с.о.

-3

соединение

0

NH 3

+1

N 2

+2

N 2 O

+3

NO

+4

N 2 O 3

+5

NO 2

N 2 O 5

 СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ  N  N  N  N 1 2 3 4  МОЛЕКУЛА:  -ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВАЯ  -НИЗКАЯ РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ   СВЯЗЬ: -КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ -ТРОЙНАЯ -ПРОЧНАЯ

СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ

N  N

N N

1

2

3

4

МОЛЕКУЛА:

-ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВАЯ

-НИЗКАЯ РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ

СВЯЗЬ:

-КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ

-ТРОЙНАЯ

-ПРОЧНАЯ

 N 2  Физические свойства:  В, Ц, З, М немного легче воздуха,  tкип = -196 0 C, tпл = -210 0 C

N 2 Физические свойства:

В, Ц, З, М

немного легче воздуха, tкип = -196 0 C, tпл = -210 0 C

Получение. В промышленности азот получают дистилляцией воздуха,  в лаборатории – термическим разложением соединений (чаще всего NH 4 NO 2 ): NH 4 NO 2 → N 2 + 2H 2 O Фосфор получают путем прокаливания фосфата кальция с углем и песком в  электропечах при 1500 0 С:  2Ca 3 (PO 4 ) 2 + 10C + 6SiO 2 → 6CaSiO 3 + 10CO + P 4

Получение.

  • В промышленности азот получают дистилляцией воздуха,
  • в лаборатории – термическим разложением соединений (чаще всего NH 4 NO 2 ):

NH 4 NO 2 → N 2 + 2H 2 O

  • Фосфор получают путем прокаливания фосфата кальция с углем и песком в

электропечах при 1500 0 С:

2Ca 3 (PO 4 ) 2 + 10C + 6SiO 2 → 6CaSiO 3 + 10CO + P 4

Химические свойства  Азота  с металлами при комнатной t реагирует с Li  с кислородом  Фосфора 6Li + N 2 = 2Li 3 N  с водородом при очень высоких t (около 3000°С) при нагревании реагирует с Ме N 2 + O 2 = 2NO в присутствии катализатора при высоком давлении и t 3Ca + 2P = Ca 3 P 2 белый фосфор самовоспламеняется, а красный горит при нагревании при высоких t – с другими Ме N 2 + 3H 2 =2NH 3 2Al + N 2 = 2AlN 4P + 5O 2 = 2P 2 O 5 3Mg + N 2 = Mg 3 N 2

Химические свойства

Азота

с металлами

при комнатной t реагирует с Li

с кислородом

Фосфора

6Li + N 2 = 2Li 3 N

с водородом

при очень высоких t (около 3000°С)

при нагревании реагирует с Ме

N 2 + O 2 = 2NO

в присутствии катализатора при высоком давлении и t

3Ca + 2P = Ca 3 P 2

белый фосфор самовоспламеняется, а красный горит при нагревании

при высоких t – с другими Ме

N 2 + 3H 2 =2NH 3

2Al + N 2 = 2AlN

4P + 5O 2 = 2P 2 O 5

3Mg + N 2 = Mg 3 N 2

 Применение Получение аммиака Создание инертной атмосферы Создание низких температур Насыщение поверхности стали для повышения прочности   Жидкий азот в медицине  Синтез аммиака N2  Производство удобрений  Синтез азотной кислоты  Создание инертной среды

Применение

  • Получение аммиака
  • Создание инертной атмосферы
  • Создание низких температур
  • Насыщение поверхности стали для повышения прочности

Жидкий азот в медицине

Синтез аммиака

N2

Производство удобрений

Синтез азотной кислоты

Создание инертной среды

Вопросы для самоконтроля Газ без цвета , вкуса и запаха Молекула двухатомна Содержание в воздухе 78 % В лаборатории получают разложением KMnO 4 и H 2 O 2 В промышленности – из жидкого воздуха Химически малоактивен Взаимодействует почти со всеми простыми веществами С ним связаны процессы дыхания и фотосинтеза Является составной частью белков Участвует в круговороте веществ в природе

Вопросы для самоконтроля

  • Газ без цвета , вкуса и запаха
  • Молекула двухатомна
  • Содержание в воздухе 78 %
  • В лаборатории получают разложением KMnO 4 и H 2 O 2
  • В промышленности – из жидкого воздуха
  • Химически малоактивен
  • Взаимодействует почти со всеми простыми веществами
  • С ним связаны процессы дыхания и фотосинтеза
  • Является составной частью белков
  • Участвует в круговороте веществ в природе
Домашнее задание §23 – читать, выучить понятия и свойства. Стр. 82 №2, 3 Для тех кто хочет получить оценку 5 «Круговорот азота в природе».

Домашнее задание

§23 – читать, выучить понятия и свойства.

Стр. 82 №2, 3

Для тех кто хочет получить оценку 5

  • «Круговорот азота в природе».
ПРОВЕРЬ СЕБЯ O 2 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10. « 5 » N 2 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10. « 5 » 1-2 ошибки « 4 » 3-4 ошибки « 3 » 5 ошибок и более « 2 »  На примере сведений об азоте, приведите аргументы в пользу двух точек зрения: 1. Азот – «безжизненный» 2. Азот – главный элемент жизни на Земле.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

O 2 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10. « 5 »

N 2 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10. « 5 »

1-2 ошибки « 4 »

3-4 ошибки « 3 »

5 ошибок и более « 2 »

На примере сведений об азоте, приведите

аргументы в пользу двух точек зрения:

1. Азот – «безжизненный»

2. Азот – главный элемент жизни на Земле.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!