СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Б.Екимов "Ночь исцеления"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку литературы по книге "Вокруг тебя-мир..." в  7 классе

Просмотр содержимого документа
«Б.Екимов "Ночь исцеления"»

К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»   8 класс

К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

8 класс

Цели:   Общие – продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения  к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для  тех, кто не принимал в нем участия;   Частные – познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении;  углубить представление о характере героя, данном в развитии.

Цели:

Общие – продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения

к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для

тех, кто не принимал в нем участия;

Частные – познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении;

углубить представление о характере героя, данном в развитии.

 Выявление восприятия и постановка задачи    Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?  До аналитической работы по тексту определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем?  (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)  Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)  Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.

Выявление восприятия и постановка задачи

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
  • До аналитической работы по тексту определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем?
  • (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)
  • Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)
  • Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.

Аналитическая работа по тексту

  • 1. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» – «одинокая» – «одиночество».)
  • 2. Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Как они относились к ее «болезни»? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало». Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало».
  • Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!». Именно так советовала поступить Гришина мать.)
  • Как сама баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя такой виноватой… горевала».)

Аналитическая работа

3 . Письменно выполните следующее задание. Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо  обратить внимание на:       а) детали, которые помогают читателю представить происходившее много лет назад.       Дополнительные вопросы:       – Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. Что во время войны для мирных людей означали  карточки? Почему так страшно было их лишиться?       (Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)       – Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе?       – Для чего бабе Дуне нужны были желуди? Почему ей необходимо было сохранить хотя бы мешки?       б) сны бабы Дуни, содержание которых возвращает читателя к событиям войны. Это позволяет коснуться   последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких.       Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия вооруженного конфликта  могут причинять не только физический и материальный ущерб, но также могут явиться причиной  психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)

К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Аналитическая работа

   4.   Самостоятельная работа учащихся.       Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.   (Возможна как индивидуальная, так и групповая работа учащихся. Могут быть предложены задания  разного уровня сложности.)   1) Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. Сравните реакцию Гриши на  увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. (Поначалу то, чему он  стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» Затем  Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял  себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила  бабушка, принимает конкретные очертания: «– А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки  чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез,  что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было».   Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей  несколько отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью.)

Аналитическая работа

  • 2) Перечитайте фразы и подумайте, как они взаимосвязаны между собой:
  • а) «– Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне…»;
  • б) «Сердце мальчика облилось жалостью и болью»;
  • в) «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».
  • (Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов – мотивным линиям «сна – сердца», которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание. Мотив сна – это воспоминание, проживание заново давно прошедших событий. Гриша удивлен, что настоящие слезы могли быть вызваны чем-то нереальным, увиденным во сне: «– Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне…» . Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью». В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».)
  • 5. «…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Как вы думаете, кого имел в виду автор?
  • 6. Как вы думаете, почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог?

Итоговые задания

  • 1. Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?
  • 2. Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?
  • 3. Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?
  • 4. Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока.
  • Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема этого рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы, поднятые в произведении: гуманное отношение к страдающему человеку; последствия войны для мирных людей; выбор линии поведения в общении с другими людьми; нравственное взросление. Главный герой произведения – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)
  • 5. Раздел, в котором помещен рассказ Б. Екимова, называется «Эхо войны».
  • Объясните взаимосвязь между названием раздела и проблематикой рассказа. (В рассказе Б. Екимова затрагивается проблема последствий войны («эха войны»), которые испытывает героиня спустя многие годы после ее окончания. Основное значение слова «эхо» – отражение звука от удаленных предметов, воспринимаемое ухом, инструментом, прибором как повторение первичного звука.)
Выводы по обсуждаемой проблеме    Вспомните вывод, который вы делали по предыдущему разделу. На его основе сделайте самостоятельно вывод по обсуждаемым на уроке проблемам. Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.   Домашнее задание.   1. Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных вам произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений).

Выводы по обсуждаемой проблеме

  • Вспомните вывод, который вы делали по предыдущему разделу. На его основе сделайте самостоятельно вывод по обсуждаемым на уроке проблемам.
  • Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.

  • Домашнее задание.

  • 1. Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных вам произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!