К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»
8 класс
Цели:
Общие – продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения
к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для
тех, кто не принимал в нем участия;
Частные – познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении;
углубить представление о характере героя, данном в развитии.
Выявление восприятия и постановка задачи
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
- До аналитической работы по тексту определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем?
- (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)
- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)
- Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.
Аналитическая работа по тексту
- 1. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» – «одинокая» – «одиночество».)
- 2. Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Как они относились к ее «болезни»? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало». Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало».
- Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!». Именно так советовала поступить Гришина мать.)
- Как сама баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя такой виноватой… горевала».)
Аналитическая работа
3 . Письменно выполните следующее задание. Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо обратить внимание на: а) детали, которые помогают читателю представить происходившее много лет назад. Дополнительные вопросы: – Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. Что во время войны для мирных людей означали карточки? Почему так страшно было их лишиться? (Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в случае утери.) – Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе? – Для чего бабе Дуне нужны были желуди? Почему ей необходимо было сохранить хотя бы мешки? б) сны бабы Дуни, содержание которых возвращает читателя к событиям войны. Это позволяет коснуться последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия вооруженного конфликта могут причинять не только физический и материальный ущерб, но также могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)
К уроку по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»
Аналитическая работа
4. Самостоятельная работа учащихся. Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. (Возможна как индивидуальная, так и групповая работа учащихся. Могут быть предложены задания разного уровня сложности.) 1) Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини. Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время. (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «– А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было». Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей несколько отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью.)
Аналитическая работа
- 2) Перечитайте фразы и подумайте, как они взаимосвязаны между собой:
- а) «– Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне…»;
- б) «Сердце мальчика облилось жалостью и болью»;
- в) «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».
- (Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов – мотивным линиям «сна – сердца», которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание. Мотив сна – это воспоминание, проживание заново давно прошедших событий. Гриша удивлен, что настоящие слезы могли быть вызваны чем-то нереальным, увиденным во сне: «– Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне…» . Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью». В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».)
- 5. «…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Как вы думаете, кого имел в виду автор?
- 6. Как вы думаете, почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог?
Итоговые задания
- 1. Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?
- 2. Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?
- 3. Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?
- 4. Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока.
- Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема этого рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы, поднятые в произведении: гуманное отношение к страдающему человеку; последствия войны для мирных людей; выбор линии поведения в общении с другими людьми; нравственное взросление. Главный герой произведения – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)
- 5. Раздел, в котором помещен рассказ Б. Екимова, называется «Эхо войны».
- Объясните взаимосвязь между названием раздела и проблематикой рассказа. (В рассказе Б. Екимова затрагивается проблема последствий войны («эха войны»), которые испытывает героиня спустя многие годы после ее окончания. Основное значение слова «эхо» – отражение звука от удаленных предметов, воспринимаемое ухом, инструментом, прибором как повторение первичного звука.)
Выводы по обсуждаемой проблеме
- Вспомните вывод, который вы делали по предыдущему разделу. На его основе сделайте самостоятельно вывод по обсуждаемым на уроке проблемам.
- Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.
- 1. Подберите аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере других известных вам произведений или же на основе личного опыта, личных впечатлений).