Доклад по курсу «Искусство родного края» (краеведение)
на тему «Кустодиев и Кинешма»
Впервые Борис приехал в Кинешму летом 1898 года, будучи еще студентом Академии художеств, где учился у Ильи Ефимовича Репина и был одним из его любимых учеников. Город сразу приглянулся молодому художнику, он открыл для себя в Кинешме «вторую родину» и возвращался сюда не раз.
В конце июля 1900 года художник выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию, он изучает старинные волжские города и городки и вновь заезжает в Кинешму. В это же время в его жизнь входит с. Семёновское-Лапотное (ныне с. Островское). В то время это был Кинешемский уезд... В Семеновское он попал почти случайно — летом 1900 г. путешествовал по Волге с товарищами по Академии художеств Д. С. Стеллецким и К. И. Мазиным. Мазин, уроженец костромского Заволжья, уговорил друзей навестить его родные места. Поселились Кустодиев и Стеллецкий на крутом берегу Меры в деревеньке Калганово (позже она влилась в поселок) в домике А. Ю. Постниковой (дом не сохранился). В Семеновском-Лапотном издавна собирались еженедельные базары. По описанию конца XVIII в., в селе существовали 11 деревянных лавок, в которых продавали пчелиный мед, крестьянскую обувь — коты, чулки, свечи, масло. Кроме того, описание сообщает, что «в оное село приезжают для торгу из города Кинешмы с рыбою и икрой солеными, из посада Судиславля с красным товаром, а из города Галича с сукнами и овчинами, со свежей рыбой в зимнее время, а летом с луком, морковью и всякими семянами, а из всех окрестных деревень — с лаптями, лыками, веревками, рогожами, кулями, плетухами, лукошками, боченками, кадками, бураками, ведрами, шайками и граблями». В окрестных деревнях помимо лаптей и прочих изделий из липовой коры, изготовлялась деревянная посуда, т. к. в ближних лесах, помимо липы, росла отличная осина. По обеим сторонам центральной улицы построили линии деревянных торговых рядов. Они украшали центр села, торговля в селе била ключом, а четверговые еженедельные базары придавали ему яркий, праздничный вид. Это торгующая, толкающаяся толпа с ее морем красок как-то сразу бросилась в глаза и заворожила молодого художника Бориса Кустодиева, что он решил осесть здесь
В 1901 году Борис знакомится со своей будущей женой Юлией Евстафьевне Прошинской, которая вместе со своими родными и сестрой жила в усадьбе Высоково, неподалеку от деревни, куда он приехал на каникулы со своими товарищами. Кустодиев женился на Юлии Прошинской 8 января 1903 года.
Темой своей дипломной работы Кустодиев решил избрать Кинешемскую ярмарку. Крупные ярмарки проходили в Кинешме дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по старому стилю), начиналась Тихоновская, а вторая, более крупная ярмарка - Крестовоздвиженская - начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась вплоть до октября.
В 1902 году Кустодиев приступил к выполнению дипломной картины «Базар в деревне» (или «На базаре»).
В письме своей невесте Юлии он писал:
«…Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок с такой типичной «местной физиономией». Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы». «…Вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно, и, вероятно, на нем я остановлюсь. Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно брать из природы, которая разнообразнее всего выдуманного».
Многие источники пишут, что эта работа художника не сохранилась, остался только эскиз.
Окончив Академию 31 октября 1903 года с золотой медалью, Кустодиев уже в декабре 1903 года с женой и двухмесячным сыном Кириллом уехал в Париж.
В 1904 году Кустодиевы вернулись в Россию и с июля по октябрь жили опять же в Костромской губернии, гостя в усадьбе Павловское, принадлежащей профессору геологии Казанского университета (а с 1916 года Пермского университета) Борису Константиновичу Поленову (26 августа 1859 — 29 января 1923). В письме от 25 августа 1904 года граверу В.В. Матэ художник писал из Павловского:
«Два месяца мы уже живём в благословенных краях благословенной русской земли, и всё виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, этих берёз и елей».
Костромские места настолько очаровали Кустодиева, что весной 1905 года он приобрёл у профессора Б.К. Поленова недалеко от Кинешмы 2,5 десятины земли возле деревни Маурино и начал строить свой знаменитый дом-мастерскую «Терем». Пока на купленной художником земле строился его дом, он, следя за постройкой, с семьёй жил у Поленовых. Здесь же родилась дочь Ирина.
Еще одна картина Кустодиева, написанная в 1905 году на кинешемском материале, - «Из церкви», тоже, увы, не сохранилась. Один из этюдов к этой картине хранится в Бердянском художественном музее.
В 1906 году, опять же в Кинешме, художник пишет картину «Ярмарка». На полотне на фоне Крестовоздвиженской и Воскресенской церквей изображена традиционная Кинешемская ярмарка.
В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с любовью и тщательностью выписывает детали интерьеров и одежды своих персонажей. В настоящее время картина «Ярмарка» находится в Государственной Третьяковской галерее.
Еще одна прямая «адресная» картина – «Купчихи в Кинешме» была написана в 1912 году.
Впрочем, историки пишут, что «Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца XIX века — начала XX столетия».
Закончить материал хочется цитатой художника, историка искусства и критика Александра Николаевича Бенуа: «Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…»
Источник материала – Интернет.
2