Внеклассное чтение Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»
2.Развивать умения обучающихся давать развёрнутые, связные ответы, расширять кругозор, развивать творческие способности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Психологический настрой. Ниточку души от каждого из вас В руки бережно возьму сейчас Мы соткём из ниточек урок, Он знакомства нашего исток. А исток начало многих дел. Я хочу, чтоб каждый захотел Прямо здесь и слушать, и читать, Думать, говорить, мечтать. Если вы будете внимательными , думающими, наблюдательными, будете работать дружно, сообща, то сами сможете сделать важный вывод, узнаете новые факты. | Настраиваются на работу | Л: пробуждение интереса к изучению новой темы, добрый настрой на урок. Р: формирование способности к организации своей деятельности. |
2.Тема и целеполагание урока Цель: определение детьми темы урока и 2. планирование деятельности. | Звучит 1 куплет песни «Вставай страна огромная» -Какому событию посвящена эта песня? -Много людей погибло в годы ВОВ. -Давайте почтим память этих людей, минутой молчания. -Как называется рассказ, который вы читали дома? Кто автор? Сформулируйте тему урока. Сегодня нам предстоит поработать с текстом этого произведения и ответить на 3 главных вопроса. О ком? Мы сегодня будем говорить на уроке. О чём? И главный вопрос Зачем? | Диалог с детьми. ВОВ Дети встают. Б.Полевой « Последний день Матвея Кузьмина» | Л: учить ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Мир», уважение к своему народу. Р: планирование деятельности. |
3.Актуализация знаний. Цель: повторение основных событий жизни автора и определение связи с событиями жизни автора с событиями произведения. | Давайте вспомним ,что мы знаем об авторе? | Ответы детей. | П: установление связи автобиографических данных К: развитие умения грамотно строить свою речь |
4.Проверка домашнего задания. | А сейчас проверим, как внимательно вы читали текст. Для начала сделаем тест. | Дети работают на нетбуках. Проверка на интерактивной доске. | Л: развивать умение работать в паре, уважительно относится к мнению своего товарища; Развитие умения работать на нетбуках. |
5. Планирование деятельности в группах. Цель: определение вида деятельности каждой группы. | Эпиграфом к уроку будут слова М. Джалиля «Умирая, не умрёт герой- Мужество останется в веках» - Как вы думаете , почему я выбрала такие слова? У вас на столах шляпы разного цвета. - Что означает каждая шляпа? СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧУ для каждой группы. - Результатом вашей работы кластеры, таблицы. | Высказывания детей. Организуется обсуждение. Жёлтая- позитивное мышление. Белая - факты. Красная – эмоции. Зелёная – творческое мышление. Синяя – философия. | Л: развитие уважительного отношения к подвигу советского народа в годы В.О.В Р: прогнозирование предстоящей работы, составление плана работы. К: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей. |
6.Физкутьтминутка. | Зрительная гимнастика. - А сейчас небольшая зрительная гимнастика.- Вы, наверное, обратили внимание, что в классе развешаны портреты знаменитых людей. О ком – то из них мы сегодня упоминали, о ком – то нет. 1. Найдите, пожалуйста, глазами портрет автора произведения. 2.Переведите взгляд на портрет лётчика, главного героя рассказа Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». 3.Найдите глазами портрет главного героя рассказа Б. Полевого «Последний день Матвея Кузмина» | | Р: умение выполнять задание в соответствии с целью. |
7.Практическая работа Цель: развитие умения анализировать поступки героев произведения. Развитие нравственных и патриотических качеств у детей через работу с текстом произведения. | Раздаётся задание каждой группе. Итак, что мы увидели? Обобщение. Урок подходит к концу. Подводя его итог, давайте ответим на 3 главных вопроса, которые задавали в начале урока. О ком? Мы сегодня говорили на уроке. О чём? Зачем? Мы поднимали эту тему. Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Заканчивая работу, я предлагаю вам, составить синквейн. 1. Матвей Кузмин 2.Вася 3.Война 4. Мир | Дети по группам выполняют задание. Выбранный детьми ученик представляет свою работу. О Матвее Кузмине, его внуке, бойцах советской армии, героях совершивших подвиг. О войне, о подвигах, о мужестве, о любви к Родине. Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить героев, чтобы учиться у них любить родную землю. Каждый из нас должен знать о В.О.В. Помнить о подвигах, о людях участвующих в войне. Гордиться т тем, что мы живём в стране, у которой есть такие герои. | П : поиск нужной информации в тексте. К : умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Р : умение оценивать свою деятельность. Л: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками. Л: развитие чувства гордости за свою страну, её героев. |
8.Рефлексия. Цель: развитие умения оценить важность прочитанного произведения для детской души. | - Если бы я был (а) на месте Матвея Кузьмина? - Я никогда не думал (а), а теперь понял… - Для ума…. - Для души… ( какие чувства родились и окрепли сегодня в вашей душе?) Можно и мне поделиться своими мыслями подводя итог? - Я тоже узнала много нового сегодня. 1. Увидела, что вы стали настоящими вдумчивыми читателями. 2. Самое главное - я увидела, что никого из вас это произведение не оставило равнодушным. В душе поселилась вера, надежда в том, что вы так же беззаветно будете любить свою Родину. И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но святей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. С этим чувством человек рождается, С ним живет и умирает с ним. Все пройдет, а Родина - Останется, Если мы- то чувство сохраним. В. Фирсов | Чувство гордости за свой народ. | К : развитие умения строить устное высказывание. Л: развитие патриотических чувств у учащихся. К : развитие умения читать выразительно стихотворное произведение. |