СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Б.Житков "Храбрый утёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Б.Житков "Храбрый утёнок"»

Учитель: Касумова В.И.

Класс: 2-е

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство детей с творчеством Бориса Степановича Житкова, произведением «Храбрый утёнок».

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у  обучающихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать;  содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива.

Универсальные учебные действия:

Регулятивныеформулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально - нравственную отзывчивость.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.



ХОД УРОКА


I. Организационный момент

- Ребята, встаньте красиво, ровно, улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы.  

– Теперь сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу!

II. Речевая разминка в парах
На карточках записано стихотворение:

На птичьем дворе, наши меньшие друзья!
Наша уточка с утра... Кря, кря, кря! 
Наши гуси у пруда... Га, га, га! 
Наши курочки в окно...Ко, ко, ко! 
А как Петя-петушок 
Рано-рано поутру 
Нам споет.. -Ку-ка-ре-ку!

-Прочитайте это стихотворение.

-А теперь читаем его в парах: сначала читает первый вариант это же стихотворение медленно. Теперь второй вариант читает стихотворение быстро. А теперь по одной строчке читаем с удивлением.

 III. Актуализация опорных знаний и умений

- О ком это стихотворение? (о животных)

- Как люди называют животных? (Наши меньшие братья)                                                       

- Почему животных называем нашими меньшими братьями? (Животные пытаются приспособиться к нам – и мы должны им помочь. Они наши соседи и земляки. Нас связывает с ними общее – жизнь)

- Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке?

Верно, мы продолжаем изучать раздел «О братьях наших меньших».

- Какие произведения читали о животных?

IV. Определение темы и постановка целей урока

Сегодня мы продолжим читать и анализировать произведения по теме «О братьях наших меньших» под девизом (читают дети) «Будем думать, размышлять! На вопросы отвечать! Выразительно читать!» (слайд 1)

- С чьим творчеством мы сегодня познакомимся, узнаете, когда разгадаете кроссворд. Но для этого, вам нужно будет вспомнить предыдущие произведения и авторов, которые мы изучили по данному разделу. (слайд 2)

Вопросы:

1. Кто забрался в дом и напугал мальчиков в «страшном рассказе»? (Ёж)

2. Назовите фамилию автора этого произведения? (Чарушин)

3. В кого кидали шапками проказники-ребята из рассказа Михаила Пришвина? (В утят, слово – утята)

4. Кто плакал в коридоре в стихотворении Бориса Заходера? (Киска)

5. Продолжите строки: «Был у кошки сын приёмный – не котёнок, а…» (Щенок)

6. Кто автор рассказа «Ребята и утята»? (Михаил Пришвин)

-Какое ключевое слово у нас получилось? (Житков).

-Так с чьим же произведением мы познакомимся?

- Правильно! Это Житков Борис Степанович. (слайд 3)

-Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.

Работа по рядам. (дети выходят к доске)

-У каждого ряда свои карточки, на которых написан текст. Они разные. Сначала читает 1 ряд, 2 и 3 слушают, а потом отвечают мне на вопросы по прочитанному ребятами тексту. Тоже самое и с другими рядами. 2 ряд читает, а 1 и 3 слушает, потом отвечают на вопросы.

Текст для 1 ряда

Борис Житков - известный детский писатель, путешественник. Он свободно разговаривал на многих языках, хорошо играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. В своих произведениях он писал о смелых и гордых людях, о животных и дальних странах.  Произведения Бориса Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

- О чём писал в своих произведениях Б. Житков?

Текст для 2 ряда

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, морским офицером.

Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был прекрасным дрессировщиком.

- Где побывал Б. Житков? Кем он был по образованию?

Текст для 3 ряда

    Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С. Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.  

- Какую книгу создал известный писатель? Кто её герой? Чему учат книги Б. Житкова? 

Физминутка для глаз. (времена года)

- А теперь, давайте с вами нарисуем руками восьмерку. Наденем невидимую шапочку. Мы настроились продолжать урок и внимательно слушать, и отвечать.

-Чтобы узнать название произведения, уберите все английские буквы.

LХGРFАRБWРNЫЙ VУNТRЁWНОQК (храбрый утёнок) (слайд 4, 5)

-Молодцы!

V. Знакомство с новым произведением

Прогнозирование содержания сказки

- Прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, почему сказка так называется?

- Можете ли вы предположить, о ком и о чем пойдет в ней речь?

 2.Знакомство с текстом. Прослушивание аудиозаписи сказки.

- Сейчас мы проверим, верны ли были ваши догадки.

Послушаем аудиозапись этой сказки, а вы следите по учебнику.
- О чем сказка?

- Давайте вернемся к нашей физминутке и подумаем, какое время года происходило действие в сказке. Повернитесь к правильному варианту.

 3. Словарная работа

- Какие слова показались вам незнакомыми или непонятными?

(слайд 6)

Рубленые яйца – порезанные на мелкие кусочки.

Храбрец – храбрый.

Подберите синонимы к слову «храбрец»

Насилу – с трудом, кое-как.

Стрекотала – издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск.

Наелась досыта – до конца, до полного насыщения.

VIII. Чтение рассказа и анализ прочитанного

1 часть. Чтение текста по абзацам (1 ряд). (до слов: «Они боялись, что стрекоза их всех перекусает»)

-Чем кормила хозяйка утят?

-Кто прилетел из сада?

-Почему утята боялись стрекозы?

-Где они прятались?

2 часть. (2 ряд) (до слов: «Завтра ты первый испугаешься и побежишь»)

-Почему малыши не подходили к тарелке?

-Что подумала хозяйка?

- Что утята испытывали каждый вечер, когда ложились спать?

-Откуда пришёл утёнок Алёша?

-Почему страхи утят показались ему смешными?

-Как утята назвали Алёшу?

3 часть. (3 ряд) (До конца)

-Как встретил стрекозу Алёша?

-Кто победил в поединке?

-Как утята отблагодарили Алёшу?

Чтение рассказа хорошо читающими детьми. Оценивание.

- О ком или о чем говорится в произведении?

- Какова главная мысль произведения? Что этим произведением хотел нам сказать Б. Житков? Выберите и обоснуйте свой ответ. (варианты развешаны по классу)

Утята – трусливые птицы.

Смелость города берёт.

Утята боятся стрекоз.

Оценивание.

VI. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

- Работать будете в группах.

- Вспомним правила работы в группах.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

  1. Составление картинного плана (дифференцированные задания)

1 группа – располагает иллюстрации в логической последовательности, расставляя цифры в уголке картинок.

2 группа - составляет план рассказа, используя карточки с названиями пунктов.

3 группа – подбирает синонимы к слову «храбрый».

Проверка у доски.

1. Хозяйка кормит утят?

2. Утята боятся стрекозы.

3.Может быть утята заболели?

4. Алёша обещает помочь.

5. Утёнок сдержал слово.

6.Стрекоза больше никогда не пролетела.

- Теперь попробуйте пересказать по плану прочитанную нами сказку (по одному пункту на ребенка). Оценивание.

VI. Обобщение

- Вспомним, какие задачи ставили в начале урока?

  - Узнать о жизни и творчестве писателя

  - Познакомиться с новым произведением

  - Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

- Добились мы их выполнения?

VII. Подведение итога урока

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Какова основная мысль произведения?

- Как вы думаете, почему это произведение сказка, а не рассказ?

VIII. Рефлексия (слайд 7)

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Было интересно …

Было трудно …

У меня получилось …            

IX. Домашнее задание (Слайд 8) раздать карточки с планом пересказа.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание:

С. 139-141 читать, пересказ по плану.