Учитель: Касумова В.И.
Класс: 2-е
Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство детей с творчеством Бориса Степановича Житкова, произведением «Храбрый утёнок».
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста.
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Воспитательные:
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально - нравственную отзывчивость.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Ребята, встаньте красиво, ровно, улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы.
– Теперь сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу!
II. Речевая разминка в парах
На карточках записано стихотворение:
На птичьем дворе, наши меньшие друзья!
Наша уточка с утра... Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда... Га, га, га!
Наши курочки в окно...Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет.. -Ку-ка-ре-ку!
-Прочитайте это стихотворение.
-А теперь читаем его в парах: сначала читает первый вариант это же стихотворение медленно. Теперь второй вариант читает стихотворение быстро. А теперь по одной строчке читаем с удивлением.
III. Актуализация опорных знаний и умений
- О ком это стихотворение? (о животных)
- Как люди называют животных? (Наши меньшие братья)
- Почему животных называем нашими меньшими братьями? (Животные пытаются приспособиться к нам – и мы должны им помочь. Они наши соседи и земляки. Нас связывает с ними общее – жизнь)
- Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке?
- Верно, мы продолжаем изучать раздел «О братьях наших меньших».
- Какие произведения читали о животных?
IV. Определение темы и постановка целей урока
Сегодня мы продолжим читать и анализировать произведения по теме «О братьях наших меньших» под девизом (читают дети) «Будем думать, размышлять! На вопросы отвечать! Выразительно читать!» (слайд 1)
- С чьим творчеством мы сегодня познакомимся, узнаете, когда разгадаете кроссворд. Но для этого, вам нужно будет вспомнить предыдущие произведения и авторов, которые мы изучили по данному разделу. (слайд 2)
Вопросы:
1. Кто забрался в дом и напугал мальчиков в «страшном рассказе»? (Ёж)
2. Назовите фамилию автора этого произведения? (Чарушин)
3. В кого кидали шапками проказники-ребята из рассказа Михаила Пришвина? (В утят, слово – утята)
4. Кто плакал в коридоре в стихотворении Бориса Заходера? (Киска)
5. Продолжите строки: «Был у кошки сын приёмный – не котёнок, а…» (Щенок)
6. Кто автор рассказа «Ребята и утята»? (Михаил Пришвин)
-Какое ключевое слово у нас получилось? (Житков).
-Так с чьим же произведением мы познакомимся?
- Правильно! Это Житков Борис Степанович. (слайд 3)
-Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.
Работа по рядам. (дети выходят к доске)
-У каждого ряда свои карточки, на которых написан текст. Они разные. Сначала читает 1 ряд, 2 и 3 слушают, а потом отвечают мне на вопросы по прочитанному ребятами тексту. Тоже самое и с другими рядами. 2 ряд читает, а 1 и 3 слушает, потом отвечают на вопросы.
Текст для 1 ряда
Борис Житков - известный детский писатель, путешественник. Он свободно разговаривал на многих языках, хорошо играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. В своих произведениях он писал о смелых и гордых людях, о животных и дальних странах. Произведения Бориса Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
- О чём писал в своих произведениях Б. Житков?
Текст для 2 ряда
По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, морским офицером.
Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был прекрасным дрессировщиком.
- Где побывал Б. Житков? Кем он был по образованию?
Текст для 3 ряда
Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С. Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
- Какую книгу создал известный писатель? Кто её герой? Чему учат книги Б. Житкова?
Физминутка для глаз. (времена года)
- А теперь, давайте с вами нарисуем руками восьмерку. Наденем невидимую шапочку. Мы настроились продолжать урок и внимательно слушать, и отвечать.
-Чтобы узнать название произведения, уберите все английские буквы.
LХGРFАRБWРNЫЙ VУNТRЁWНОQК (храбрый утёнок) (слайд 4, 5)
-Молодцы!
V. Знакомство с новым произведением
Прогнозирование содержания сказки
- Прочитайте название сказки.
- Как вы думаете, почему сказка так называется?
- Можете ли вы предположить, о ком и о чем пойдет в ней речь?
2.Знакомство с текстом. Прослушивание аудиозаписи сказки.
- Сейчас мы проверим, верны ли были ваши догадки.
- Послушаем аудиозапись этой сказки, а вы следите по учебнику.
- О чем сказка?
- Давайте вернемся к нашей физминутке и подумаем, какое время года происходило действие в сказке. Повернитесь к правильному варианту.
3. Словарная работа
- Какие слова показались вам незнакомыми или непонятными?
(слайд 6)
Рубленые яйца – порезанные на мелкие кусочки.
Храбрец – храбрый.
Подберите синонимы к слову «храбрец»
Насилу – с трудом, кое-как.
Стрекотала – издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск.
Наелась досыта – до конца, до полного насыщения.
VIII. Чтение рассказа и анализ прочитанного
1 часть. Чтение текста по абзацам (1 ряд). (до слов: «Они боялись, что стрекоза их всех перекусает»)
-Чем кормила хозяйка утят?
-Кто прилетел из сада?
-Почему утята боялись стрекозы?
-Где они прятались?
2 часть. (2 ряд) (до слов: «Завтра ты первый испугаешься и побежишь»)
-Почему малыши не подходили к тарелке?
-Что подумала хозяйка?
- Что утята испытывали каждый вечер, когда ложились спать?
-Откуда пришёл утёнок Алёша?
-Почему страхи утят показались ему смешными?
-Как утята назвали Алёшу?
3 часть. (3 ряд) (До конца)
-Как встретил стрекозу Алёша?
-Кто победил в поединке?
-Как утята отблагодарили Алёшу?
Чтение рассказа хорошо читающими детьми. Оценивание.
- О ком или о чем говорится в произведении?
- Какова главная мысль произведения? Что этим произведением хотел нам сказать Б. Житков? Выберите и обоснуйте свой ответ. (варианты развешаны по классу)
Утята – трусливые птицы.
Смелость города берёт.
Утята боятся стрекоз.
Оценивание.
VI. Закрепление изученного материала. Работа в группах.
- Работать будете в группах.
- Вспомним правила работы в группах.
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Составление картинного плана (дифференцированные задания)
1 группа – располагает иллюстрации в логической последовательности, расставляя цифры в уголке картинок.
2 группа - составляет план рассказа, используя карточки с названиями пунктов.
3 группа – подбирает синонимы к слову «храбрый».
Проверка у доски.
1. Хозяйка кормит утят?
2. Утята боятся стрекозы.
3.Может быть утята заболели?
4. Алёша обещает помочь.
5. Утёнок сдержал слово.
6.Стрекоза больше никогда не пролетела.
- Теперь попробуйте пересказать по плану прочитанную нами сказку (по одному пункту на ребенка). Оценивание.
VI. Обобщение
- Вспомним, какие задачи ставили в начале урока?
- Узнать о жизни и творчестве писателя
- Познакомиться с новым произведением
- Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке
- Добились мы их выполнения?
VII. Подведение итога урока
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто его автор?
- Какова основная мысль произведения?
- Как вы думаете, почему это произведение сказка, а не рассказ?
VIII. Рефлексия (слайд 7)
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Было интересно …
Было трудно …
У меня получилось …
IX. Домашнее задание (Слайд 8) раздать карточки с планом пересказа.
-Откройте дневники и запишите домашнее задание:
С. 139-141 читать, пересказ по плану.