СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Б.Житков "Храбрый утёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Познакомить с  творчеством автора  и  произведением  "Храбрый  утёнок"

Просмотр содержимого документа
«Б.Житков "Храбрый утёнок"»

Тема: Борис Степанович Житков «Храбрый утенок».

Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством Б. Житкова и с новым произведением.

Задачи:

- образовательные: организовать восприятие и осмысление текста учащимися.

развивающие: - формировать умения выразительного чтения, определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

воспитывающие: -содействовать воспитанию в детях чувства сострадания ,жалости к слабым, прививать чувство заботы о них;

-способствовать толерантному отношению между детьми, сплочению классного коллектива;

-прививать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: воспринимать на слух прочитанное, использование разных видов чтения, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, овладение действиями сравнения,обобщения; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оценивать свой ответ, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве,готовность слушать собеседника и вести диалог.

Методы и формы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки, аудиозапись, физкультминутка,

Учебник: Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Учитель: А работать на уроке мы будем под девизом, давайте его прочитаем вместе:

Девиз урока: ( Слайд 1. )

В книге ищи не буквы, а мысли.

II. Постановка цели и задач урока.

Учитель. – Начинаем трудиться и удивляться от прочитанного.

Проверка домашнего задания.

-А для этого отгадаем загадку…

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. [1]

-И кто же это такой? (Ёж)

- В каком рассказе мы встречались с этим героем? («Страшный рассказ»

-Сейчас проведём игру « Да-нет»

Если правильно- ставим +, а если нет, то - (Задание №1)

Каждое задание по карточке оценивается 1 баллом

  1. Мальчиков звали Петя и Шура? (Да)

  2. Без мамы и папы дети не могли уснуть? (Да)

  3. По стенке ползали тараканы? (нет)

  4. В углу свернулся ёжик? (Да)

  5. Дети дали ему яблок? (Нет)

  6. Ёжик прожил всё лето? (Да)

- А теперь проверим. (Слайд № 2 ) Самооценка.

Учитель. Если вы ответили на все вопросы, то поставьте 1 балл.

(Работа в парах). - Учитель. Молодцы. С этим заданием справились. Но это не все испытания, которые вам надо пройти. Сейчас мы продолжим работать в парах. Представляете, пока наш ёжик пугал мальчишек, то в доме на полке авторы и их произведения перепутались. Для этого возьмите карточки, где написано задание 2. Соедините стрелочкой автора произведения с названием произведения, которое он написал.

Чарушин

«Кошкин щенок»

В. Берестов

«Страшный рассказ»

Б. Житков

«Жила-была собака»

И. Пивоварова

«Храбрый утенок»









Учитель. – Давайте проверим. «Кошкин щенок»-(В. Берестов.(Слайд 3 ).

Учитель. – «Страшный рассказ»..? .( Чарушин).

Учитель. – Стихотворение «Жила-была собака».( Ирина Пивоварова).

Учитель: Что объединяет все эти произведения? ( о животных)

Учитель. - Какое произведение нам незнакомо? ( «Храбрый утенок».) (Слайд 4)

Учитель. - Не читая, давайте предположим, о чём мы узнаем в этом рассказе? Для этого вам в помощь слова, прочитайте эти слова и скажите, какое содержание. (Слайд 4)

Утёнок двор хозяйка убежали

Утята еда тарелка испугались

Учитель. – А вот верны ли ваши предположения, узнаем позже.

Но сейчас, перед чтением, определим для себя задачи на урок, используя опорные слова: приём «Домысливание»(Слайд 5) - Познакомимся...  (с биографиейБ. С. Житкова и рассказом). – Будем учиться ..( выразительно читать произведение «Храбрый утёнок»). - Анализировать... (Героев и их поступки) Учитель. –Правильно, мы будем читать рассказ, определять главных героев, описывать их характер и поведение.

111 Изучение новой темы урока.

1. Рассказ о творчестве Б. С. Житкова.   Учитель. – Мы знаем, какое произведение будем читать. А сейчас мы начинаем знакомиться с творчеством писателя, а вы будете мне помогать. (Слайд 6)

Составление «Кластера»: \ Приложение 1\

- Скажите, так кто автор рассказа? (Житков)

- Назовите профессии, которыми овладел писатель?( Был рыбаком, охотником, строиn корабли, был капитаном и дрессировщиком животных)

- Назовите рассказы Житкова.(«Про слона» и т.д.),

- О чём писал автор? (о животных) [2]

Учитель. Житков писал о животных, а так же о людях разных профессий. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Всё это вы можете узнать из книг, которые у нас находятся на выставке  (Слайд 7). Если вас заинтересуют рассказы Житкова, то можно взять в нашей школьной библиотеке . [ 2] \Приложение2\

Учитель. Молодцы, вы мне очень помогли и много узнали о писателе . Сейчас выполните 3 задание. Посмотрите, к нам пришли гости, а кто они сейчас мы узнаем. Для этого отгадайте загадки.

Яркий мини вертолет

Отправляется в полёт.

Но зачем ему глаза?

Да он просто …(стрекоза)

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик

На ножках коротеньких -

Красные ботинки. (Утенок) [3]

\Приложение 3\

- Учитель. –Давайте проверим ваши ответы. Назовите героев нашего произведения. (Стрекоза, утёнок) (Слайд 8)

Учитель. Итак, мы знаем, кто пришёл к нам в гости. Начнём знакомство с героями, но для этого пускай отдохнут наши глазки.

Физкультминутка для глаз. (Слайд 9 ) [4] .Словарная работа.

Учитель. - Для того чтобы лучше понять содержание рассказа, объясните значение трудных слов. (Слайд 9)

Хозяйка (о женщине у которой везде порядок .)

Рубленые яйца (мелко нарезанные.)

Храбрец (мужественный и решительный , смелый.)

Стрекотала (звуки, напоминающие треск.)

Учитель. – Молодцы! Итак, стрекоза и утенок приготовились рассказать вам интересную историю. А эта история однажды произошла с ними. А написал её известный писатель Борис Степанович Житков.

3.Работа с учебником.

Учитель. - Сейчас вы прослушаете произведение. И мы после чтения проверим, подтвердились ли ваши предположения.

(Слушанье аудиозаписи Слайд №10) [5]

Учитель. Ну а теперь скажите, так что после услышанного подтвердились ваши предположения? (Действительно этот рассказ о храбром утенке. ) Учитель. – А чего вы не ожидали? (Что утёнок так может поступить. ) (Учитель. - Какие чувства вы испытывали, слушая произведение? (волнение) Учитель. - Почему? (переживали за утят , и за утенка) Учитель. В рассказе, встречаются трудные слова для чтения. Для того чтобы вам было легче читать, мы прочитаем слова по слогам. (Читают хором).    (Слайд 13)                 

               руб-ле-ных –

               стре-ко-та-ла –

               рас-ска-за-ли –

               ис-пу-га-ешь-ся –

               за-жуж-жа-ла –

               по-ло-ман-ным –

Чтение текста по частям, оглавление каждой части, обсуждение.

Учитель. Сейчас мы будем читать текст и давать заглавие каждой части. Начинаем читать текст и до слов…уходила

Учитель. Как озаглавим эту часть? («Кормление». Слайд №13) \ Приложение4\

- Скажите, как хозяйка кормила утят? (ставила тарелку и уходила)

Учитель. Продолжаем читать дальше…и до слов.. .ложились спать.

Учитель. Какое заглавие дадим этой части ? ( «Злая стрекоза» Слайд №14) -Ответьте, кого утята боялись? (Стрекозу) [7] \Приложение5\

-Почему они её боялись? (Она стрекотала)

Учитель. Читаем дальше… до слов…и побежишь. \ Приложение 6\

Учитель. А какое заглавие в этой части? ( «Обещание». Слайд № 15)[8]

- Кто пришёл в гости к утятам? (Утёнок )

- Что он им пообещал? (Пообещал прогнать стрекозу)

Учитель. Читаем дальше…до слов улетела

Учитель. Озаглавим следующую часть. («Спасение». Слайд №16) [9]\Приложение 7\

- Обещание Алёша выполнил? (Да)

- Как ему это удалось? (Алеша схватил ее клювом за крыло).

Учитель. Заканчиваем читать..

Учитель. Озаглавьте часть. ( «Благодарность». Слайд № 17 ) [10]

- Посещала ли стрекоза их ещё раз? (С тех пор она никогда не прилетала)

Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа. 1.Беседа.

Учитель. - Понравилось произведение? - Какой эпизод вам больше понравился? И почему. - Как вы думаете, правильно ли утенок Алеша поступил, заступившись за утят? (Да)

( Работа по карточкам)

Учитель. Да, нам понравилось произведение и особенно герои. А сейчас выполните задание 4. Давайте опишем утенка Алешу и стрекозу, используя слова и соединяя стрелками – 1балл

Утёнок

(Храбрый, смелый, выполнил обещание, держит слово.

Стрекоза

Злая, прожорливая, наглая

Учитель. Проверяем. (Слайд 18 ) Так какой герой вам больше нравится и почему?

Учитель. Давайте попробуем назвать произведение Б.Житкова по жанру. Как вы думаете -это рассказ или сказка? (Да это сказка)

- А какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (Герои разговаривают)

Учитель. – А так, как наши герои говорят, то наша героиня стрекоза приглашает на зарядку.

Физминутка [11



Закрепление изученного материала.

А) Индивидуальная работа с карточкой.

Учитель. –Отдохнули. А сейчас наши герои хотят проверить, были ли вы внимательными, когда читали. И предлагают вам выполнить интересное задание. У вас у каждого на столах карточка № 5 . Соотнесите заголовки текста и картинки, соединив стрелочкой в правильной последовательности события, происходящие в рассказе.

1.

. 2

3.

5.




Хозяйка кормит утят.



Утята боятся стрекозы.



Смелое обещание утёнка.



Алеша прогоняет стрекозу.



Угощение для спасителя.























Б) Проверка выполнения.

Учитель. Давайте проверим. (Правильный вариант ответа. Слайд №19)

Учитель. – Обратите внимание, у нас получилось два плана. Один словесный, а второй картинный. Чем они похожи? ( количество частей и событий.)

Учитель. - Чем различаются? ( иллюстрациями, заголовками.)

Учитель. - Какой план вам больше удобный? Почему?(Картинный-последовательно).

Учитель.- Молодцы. Так для чего нужен план? (пересказать текст).

Учитель. Ну а теперь попробуем по картинному плану пересказать нашу сказку. (Пересказ)

Выборочное чтение

Учитель – Молодцы. У нас и это получилось. А сейчас найдите и прочитайте эпизод, как утята испугались стрекозу.

Учитель. – Найдите отрывок, где дал Алёша обещание маленьким утятам.

Учитель. - Сколько героев в этом эпизоде? . – (Автор, маленький утенок Алеша, и утята.)

Учитель. - Какая интонация при чтении слов утёнка Алёши? ( Смело, важно)

Учитель. - А слова утят как прочитаем? ( Испуганно.)

Учитель. – Мы сейчас в лицах прочитаем этот отрывок. Слова утят читать будете вы, а слова автора учитель.

(Чтение в лицах)

Учитель. –Справились и с этим заданием. Послушайте и скажите кто же это такой?

Вот такая стрекоза,

Как горошины глаза.

Народ местный испугался,

Лишь один храбрец остался.

Учитель. – Кто же этот храбрец? ( - Утенок.)

Учитель. – Найдите отрывок, который подтверждает победу утенка?

- Кто нашел и может прочитать?

Учитель. – Расскажите, как же отблагодарили утята. Алешу?

В) Работа с пословицами.

Учитель. – Молодцы ребята! О смелости и храбрости народ придумал стихи, поговорки, пословицы.(Слайд 20 .) - Прочитайте пословицы и объясните как понимаете?

Храбрец в день битвы познаётся.

ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.[12]

Учитель. - Объясните слово «крах»? (Неудача, провал.)

Учитель. - К какому герою можно соотнести первую пословицу? ( Утенку Алеше.)

Учитель. - К кому можно соотнести вторую пословицу? (.- Утятам).

Учитель. – Почему вы так думаете?( Потому что утята, боялись и оставались голодными)

Учитель. –Каждый человек, а особенно ребёнок может чего-то бояться. Некоторые боятся больших собак. Другим страшно оставаться дома. А есть, которые боятся отвечать на уроке. Преодолеть страх, победить его- это очень важно для каждого человека. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.

- Так какая же главная мысль рассказа? ( Не боимся. Преодолеваем свои страхи. Помогать друзьям, заступаться за слабого.)

Учитель. – Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая пара. (Итог)

Учитель. Так какую сказку мы читали ? (Храбрый утенок)

V. Итог урока. Рефлексия.

- Кто автор рассказа- сказки? (Борис Житков)
- Надо ли было утятам бояться стрекозу? (Стрекозу бояться не стоило)
- Чему научились у Алёши? (Выручать друзей из беды и преодолевать свои страхи). Учитель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Свеча». Мы встанем, будем передавать свечу друг другу с пожеланиями , каким должен быть человек.

Учитель. И на завершение продолжите фразу..(Слайд 21 )

Сегодня на уроке я узнал …..

Мне показалось интересным.

Меня удивило…..

Я хочу похвалить …., за ……

Учитель. Наши герои очень благодарны вам за урок.

Дом. задание. Открываем дневники и записываем задание. Стр. 139- 141 пересказывать рассказ.









Ссылка.

1 http://nova.rambler.ru/search?query

2. http://go.mail.ru/search?q

3.http://nova.rambler.ru/search?query

4 vahnenko.ucoz.net/load/...

.5 http://vseskazki.su/rasskazi-boris-zhitkov/khrabryj-utenok.html

6 http://go.mail.ru/search_images?gp

7,8.9,10=http://go.mail.ru/search_images?gp

11 http://wikibit.me/video/SAWr-KZhD0E

12.http://flaminguru.narod.ru/poslhrab.htm.































































Приложение

1.

2.

3

4

5

6

7

8

























10