СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Байкальские треш-вариации

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный эко-урок может проводиться как на классном часе,  так и на внеклассном мероприятии.

Просмотр содержимого документа
«Байкальские треш-вариации»

III Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий








Экологическое воспитание


«Байкальские треш1 - вариации»



Автор: Бардаханова Татьяна Сергеевна,

учитель английского языка

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №54 г.Улан-Удэ»











2022 год

Пояснительная записка

Тематическое направление: экологическое воспитание.

Современное общество отличается не только технологическим прогрессом, но, к сожалению, и серьезным ухудшением состояния окружающей среды. Именно поэтому формирование экологической культуры современного школьника приобретает одно из первостепенных значений в процессе его развития.

Цель экологического воспитания на сегодняшний день - это не только обеспечить учащихся знаниями об окружающем мире, но и способствовать применению навыков экологического поведения школьников на практике для осознания своей роли и места в процессе эффективного взаимодействия со средой.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 7-х классов средних общеобразовательных школ.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя, связь с другими мероприятиями.

Воспитательные внеурочные мероприятия по экологии занимают особое место в работе классного руководителя, т.к. именно такие занятия  создают идеальные условия для развития у подростков гармоничного взаимодействия с миром, природой, с самим собой за счет ярко выраженной метапредметной направленности и взаимодействия с социальными партнерами. Так, например, в 7 классе на уроках английского языка, УМК Кузовлев В.П. в соавторстве, 10 часов отводится на изучение темы «Экология» (unit 4 “Are you a friend of the planet?”). Грамотно выстроенное воспитательное мероприятие поможет дать школьникам представление о классификации отходов, способах утилизации и переработки мусора для осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка, также подготовит теоретическую и креативную базу для выполнения проектного задания по теме «One person’s trash is another person’s treasure» («Для одного мусор, для другого - клад»).

Данное воспитательное мероприятие также станет удачным дополнением к мероприятию общероссийской воспитательной акции «Разговоры о важном», которое также предполагает цикл бесед по экологии.

Предлагаемый экологический урок – это логическое продолжение таких экологических акций, реализуемых в школе, как «День озера Байкал», Всемирный день Земли, экодесант и др. Применительно к классу, где я являюсь классным руководителем, запланированное мероприятие является промежуточным звеном между активным участием в онлайн викторине РДШ «Экологическое добровольчество» (2021г) и запланированным 2-х дневным тематическим туром на озеро Байкал (2022г).

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель данной разработки - формирование ответственного и бережного отношения к богатствам природы и обучение простым действиям в повседневной жизни, способствующим сохранению уникальных творений природы.

Для оптимального достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • акцентировать внимание учащихся на проблеме мусора на озере Байкал;

  • дать учащимся представление о классификации отходов, видах мусора, сроках его разложения и влиянии на здоровье человека;

  • дать возможность учащимся, в соответствии с одной из ролей, определить комплекс эффективных мер для решения проблемы мусора на Байкале;

  • создать условия для развития активной жизненной позиции через реализацию творческих способностей детей.

Ожидаемые результаты.

Личностные:

- самостоятельное определение самых простых общих для всех людей правил поведения;

- участие в решении экологических проблем родного края;

- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы;

- развитие нравственных качеств, творческих способностей;

Предметные:

- расширение представлений об озере Байкал, как уникальном уголке планеты;

- интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере;

- закрепление форм исследовательской деятельности.

Метапредметные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

- планирование и выполнение мини-проектов; - планирование и проведение мини-исследований;

- ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - получение знаний экологического содержания;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - отработка умения слушать и вступать в диалог;

- совершенствование диалогической и монологической речи;

- формирование коммуникативных навыков.

Форма проведения воспитательного мероприятия – интерактивная беседа-практикум.

Сущность любой беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Очень важно выстроить беседу, опираясь на уже имеющийся жизненный опыт обучающихся, что послужит установлению доверительной атмосферы к классе. Выбранная мною форма проведения мероприятия способствует максимальному взаимодействию всех участников мероприятия, развитию творческих способностей, расширению кругозора, совершенствованию навыков говорения и аргументации, что в конечном итоге способствует формированию навыков командной практической деятельности.

Педагогические технологии и методы, используемые для достижения планируемых результатов:

  • информационно-коммуникационная технология;

  • витагенные технологии (связь изучаемых проблем с реальными жизненными ситуациями);

  • игровые технологии;

  • технология развития критического и творческого мышления через выполнение заданий (технологические приемы, активизирующие аналитические способности обучающихся и направленные на развитие креативности);

  • метод убеждения. Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и обсуждение информации;

  • педагогическое требование применяется как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил;

  • наблюдение и анализ.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Кадровые:

  • методист ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия»;

  • советник директора по воспитанию МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54»;

  • специалист ИРЭОО «Мой Байкал» (г. Иркутск) в режиме видеоконференц-связи.

Методические:

Инструкция по работе с сайтом «Мой Байкал» (супермаркет мусора).

Материально-технические:

  • мультимедийная доска;

  • смартфоны;

  • распечатанные карточки с заданиями;

  • экофишки;

  • бэйджи.

Продолжительность внеурочного мероприятия: 45 минут.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Методическая разработка данного мероприятия может быть использована учителями-предметниками и классными руководителями любого региона России, так как озеро Байкал является гордостью страны, одной из ее визитных карточек, уникальным объектом туристической индустрии. Универсальная форма проведения мероприятия охватывает все слагаемые экологического воспитания юного гражданина: познавательный, нравственный, эстетический, эмоциональный, что способствует максимальному усвоению материала, пробуждению интереса к изучаемой проблеме.

Данное воспитательное мероприятие практично еще и тем, что может быть проведено в режиме онлайн. Предлагаемые карточки с заданиями легко можно трансформировать в интерактивную презентацию с выводом на экран. Еще одним плюсом мероприятия является вовлечение родителей в онлайн покупку на супермаркете мусора. Данное мероприятие - универсально. Совсем необязательно ехать именно на Байкал, чтобы убрать мусор. Предлагаемый экоурок - отличный мотиватор для уборки близлежащей к школе территории или на берегах локального водоема – ведь начинать нужно с себя!

Практическая часть мероприятия направлена на проявление творческих способностей учащихся, развитие критического мышления, навыков работы в команде. Именно эти качества отвечают современному социальному заказу. Данное мероприятие также способствует расширению кругозора о своей стране, формированию чувства гордости и ответственности за свою (малую) Родину.

Приглашаем посетить священный Байкал!




























Основная часть.

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе учащимся дается задание составить свой список «7 чудес России». Данное задание выявит топ уникальных мест страны, которые формируют у учащихся ее положительный имидж. Выполнение задания вызовет приятные воспоминания и/или мечты, как эмоционально окрашенный образ будущего детей, и поможет создать позитивное настроение во время проведения мероприятия.

Классному руководителю совместно с родителями и администрацией школы потребуется подготовить и оформить разрешающие документы на организованный детский тур на озеро Байкал.

Кроме того, необходимо подготовить аудиторию для проведения мероприятия, произвести технические настройки цифрового оборудования, распечатать карточки с заданиями и экофишки.

















Сценарий экологического внеурочного мероприятия

«Байкальские треш-вариации»

Этапы урока.

  1. Вводное слово учителя.

На данном этапе занятия необходимо создать интригу для пробуждения интереса к теме и для целеполагания.

- Ребята, здравствуйте! Сейчас мы посмотрим с вами небольшой ролик, и вы сможете догадаться, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии. Также я попрошу вас приготовить ваш личный список «7 чудес России».

На мультимедийной доске осуществляется демонстрация видеосюжета по ссылке: https://youtu.be/cRIoLCJBkRg

- Это короткометражный документальный фильм «Наследие» фотографа из Иркутской области Станислава Толстнева, в которой он показал, какие масштабы приобрела проблема замусоривания берегов озера Байкал, гордости не только Сибири, но и всей России, представляющей собой крупнейший мировой запас пресной воды.

Взгляните, пожалуйста, на свой список «7 чудес России». Упомянули ли вы в нем озеро Байкал? На каком месте вы его расположили? Почему?

Бесспорно, что озеро Байкал займет в этих списках лидирующую позицию.

После ответов учащихся учитель демонстрирует классу пакет.

- В этом пакете у меня собран различный мусор, который ученики время от времени оставляют в кабинетах: бумажки, фантики, стержни от ручек, крышки от бутылок.

К сожалению, часто на мою просьбу убрать за собой мусор, в ответ от учеников я слышу: «Это не моё!».

Не мой мусор – не моё дело.

В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов (слайды 2,3).

Количество твердых бытовых отходов (ТБО) составляет 63 млн тонн/год. В среднем, это 445 кг на одного человека (слайд 4).

Только вдумайтесь в эти цифры! Следуя логике некоторых наших учеников, не наше дело, что переработка мусора в России занимает всего 4%, а остальные 96%  мусора идут на захоронение (слайд 5).

Не наше дело, что в России мусор свозится на свалки — их всего около 11 тысяч. В них захоронено более 80 миллиардов тонн отходов (слайд 6).
И не наше дело, что многие природные богатства нашей страны находятся под угрозой.

На самом деле проблема мусора – это наше общее дело.

Вы уже догадались, о чем сегодня мы будем говорить на занятии? Да, верно – о проблеме мусора, а конкретно о проблеме мусора на Байкале.

  1. Основная часть.

- На сегодняшний день существует немало инициатив по борьбе с мусорной проблемой. Одной из наиболее необычных, является проект Иркутской региональной экологической общественной организации «Мой Байкал» - «Супермаркет мусора» .

Учитель демонстрирует видеоролик, доступный по ссылке: https://youtu.be/OgLNumlgoWY

Также учащимся в чат класса направляется ссылка на сайт организации: https://mybaikal.store/

    1. Презентация нового теоретического материала «Классификация отходов».

- Ребята, давайте проверим, знаете ли вы на какие виды делится мусор? (слайд 7) - (пищевые отходы, бумажные отходы, пластиковый мусор и т.д.)
Для соблюдения федерального законодательства в вопросах экологии, безопасного хранения, уничтожения и переработки мусора, по опасности все твердые бытовые отходы (ТБО) делятся на следующие классы (слайд 8):

I класс – чрезвычайно опасные;

II класс – высокоопасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы;

V класс – практически, неопасные отходы.

Обратите внимание на примеры таких отходов (слайд 9).

2.2. Далее учитель назначает министра экологии среди учащихся. В ходе урока ребятам предлагается заработать экофишки, которые будет присуждать Министр за каждый правильный ответ\ задание.

(Экофишки можно обменять на реальные деньги2 и выкупить какой-то предмет в Супермаркете мусора).

    1. Первичное закрепление полученных знаний.

2.3.1.Работа в парах.

- У вас на столах лежат карточки3 с характеристиками отходов, сопоставьте их с классами. За правильно выполненное задание каждая пара получит по 2 экофишки.

2.3.2. Фронтальная работа

- Для студентов нашей республики организовываются экологические выезды в особо охраняемые природные территории. Этот год не стал исключением. Помимо активного отдыха и оздоровительных мероприятий на Байкале молодые люди приняли участи в ежегодной экологической акции «Праздник чистоты». Это была большая генеральная уборка мусора на побережье Байкала. Среди их «добычи», к сожалению, был представлен мусор, представляющий все классы отходов.

Сейчас я буду называть предметы мусора, которые они собрали. Ваша задача распределить их по классам, чтобы заработать экофишки:

  • автошина (IV класс);

  • кабель (III класс);

  • кожура от банана (V класс);

  • энергосберегающая лампа(I класс);

  • стеклянная бутылка (IV класс);

  • батарейка (II класс);

  • строительный мусор (IV класс);

  • старый рваный носок (V класс);

  • пластиковая одноразовая тарелка (IV класс);

  • обломки мебели (IV класс).

Правильные ответы отображаются на слайде 10.

Также на этом этапе урока учитель возвращается к сайту супермаркета мусора https://mybaikal.store/, демонстрирует цены на «товары» (виды отходов) и объясняет, что самую высокую стоимость имеют наиболее опасные, согласно классификации отходов, позиции.

Арт-пауза.
- Ребята, сейчас мы сделаем небольшой перерыв в работе и прикоснемся к миру прекрасного, к миру классического танца. Все мы привыкли видеть артистов балета на сцене в пышных балетных юбках-пачках, в окружении потрясающих декораций и в сопровождении бурных аплодисментов зрителей. Сейчас мы тоже будем аплодировать артистам нашего театра оперы и балета, но не за очередной спектакль. Внимание на экран!

Демонстрируется видеосюжет, посвященный экологической акции «Забери мусор с собой», в рамках которой артисты Бурятского государственного академического театра оперы и балета организовали фотосессию на замусоренных берегах Байкала и провели уборку побережья. https://disk.yandex.ru/i/-y6PUV6FAXo1Ug Аплодисменты артистам!

- Как вы думаете, ребята, с какой целью артисты нашего прославленного театра организовали такую необычную фотосессию? К чему призывают эти фотографии?

Спасибо за ваши ответы!

  1. Практическая часть занятия - ролевая игра.

Учитель предлагает классу разделиться на 4 группы и выдаёт им соответствующие бэйджи:

  • представители власти;

  • местные жители;

  • туристы;

  • блогеры;

  • представители малого и крупного бизнеса.

- В течение 7 минут в группах подумайте, что вы можете сделать для решения мусорной проблемы на Байкале от лица вашей группы. К примеру, местные жители могут сортировать мусор и отправлять его на переработку (придумывают 2-3 мероприятия).

Далее назначенный министр экологии вместе с учителем заслушивают ответы каждой группы и распределяют экофишки за лучшие идеи.

Учитель направляет ребят, если возникают трудности.

  1. Подведение итогов – рефлексия.

На данном этапе осуществляется подсчёт экофишек: 1 экофишка=10 рублей.

Все фишки, заработанные в течение занятия, суммируются и обмениваются на деньги. На сайте супермаркета мусора https://mybaikal.store/ выбирается мусор и осуществляется его онлайн покупка.

- Спасибо вам ребята! Вы отлично сегодня поработали.
«Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», - говорил Маленький принц из сказки французского писателя Антуана де Сент Экзюпери.

Думаю, вы согласитесь, что Маленький принц говорил правильные вещи, его сердце умело любить и проявлять эту любовь не только словами. Он заботился о своей планете, думал о её будущем. Давайте подведем итог нашему мероприятию и подумаем:

Как неутилизированные отходы влияют на экологическую обстановку на озере Байкал?

Какие мероприятия можно проводить для того, чтобы помочь нашему священному озеру?

Важно ли начинать, в первую очередь, с себя? Почему?

Спасибо вам за ответы! Сегодня на уроке мы принесли реальную пользу жемчужине Сибири, одному из 7 чудесных мест России – озеру Байкал, мы убрали виртуальный мусор.

Как вы знаете, в самое ближайшее время мы поедем в двухдневный тур на озеро Байкал. Кроме того, что мы весело проведем время на базе отдыха, мы еще организуем фотосессию на природе, разместим наши фото в соцсетях с хэштэгами #заберимусорссобой, #байкалдолженжить, #мойбайкал. Но самое главное, что мы сделаем, – уберем мусор на близлежащем побережье.

Ребята, думаю, что вашим родителям и друзьям также будет очень интересно узнать, что все, что они покупают в обычном супермаркете, есть на Байкале. Расскажите им про необычный супермаркет мусора, уверена, что вместе вы сможете там что-то приобрести, тем самым внесете свой маленький вклад в большое дело по сохранению уникальности озера Байкал. Фотографии с виртуальных покупок также можно размещать в соцсетях с хэштэгом #мойбайкал (слайд 11).

Спасибо за внимание (слайд 12)!












Приложение 1


Примеры карточек к заданию 2.3.1. – работа в парах


Карточка № 1

Сюда относятся виды отходов, в которых содержатся не распадающиеся естественным образом соединения, приводящие к нарушению природного экобаланса, наносящие вред живым организмам. К таковым относятся токсичные тяжелые металлы и ряд химических элементов.

(Правильный ответ: I класс)



Карточка № 2

Вещества, содержащиеся в отходах данного класса, менее опасны для здоровья человека и природы, однако на ликвидацию последствий их воздействия на экосистему Земли потребуется не одно десятилетие.

(Правильный ответ: II класс)



Карточка № 3

Сюда отнесены отходы, для переработки которых в естественной среде предусмотрен 10-летний цикл. Источником их происхождения, в основном, является строительная и сельскохозяйственная отрасли, а также предприятия по производству комплектующих, с применением технологий химической обработки.

(Правильный ответ: III класс)





Карточка № 4

К данному классу относятся отходы, негативное воздействие которых на экосистему незначительно, и на его устранение потребуется не более 3 лет. В большинстве – это мелкофракционный строительный и бытовой мусор, подлежащий последующей переработке.

(Правильный ответ: IV класс)



Карточка № 5

В эту группу отнесены безопасные, не наносящие ущерба природе, и используемые в качестве сырья для переработки отходы.

(Правильный ответ: V класс)



1 от англ. trash - мусор

2 В нашем случае будут использованы деньги, которые класс ранее выручил с показа спектакля «Уроки французского» в рамках работы театрального проекта на базе класса (2021-2022 учебный год).


3 Примеры карточек см. в Приложении 1