СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бактерии.Так ли страшны?

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учащегося на тему "Бактерии"

Просмотр содержимого документа
«Бактерии.Так ли страшны?»

Министерство образования и науки РБ

МБОУ Загустайская СОШ










Районная научно-практическая конференция

Учащихся начальных классов

«Первые шаги в науку»





Номинация: биология


Тема: Бактерии, так ли страшны ?






Автор: Васильева Софья, ученица 3 «А» класса

МБОУ Загустайская СОШ

Руководитель: Цоктоева Тамара Анатльевна

Телефон: 89024514847




у. Тохой

2019 г

Оглавление


Введение

  1. Что такое бактерии ?

  2. Кто «открыл» бактерии ?

  3. Практическая работа по обнаружению молочнокислых бактерий в домашних условиях

  4. Интересные факты о бактериях

  5. Анализ информации о бактериях

Заключение



























Введение

Бактерии играют важную роль в мире живого. Бактерии были одними из первых, появившихся на Земле видов (они появились примерно 4 триллиона лет назад), и вероятно, что они переживут и людей. Несмотря на их огромное разнообразие и на то, что они расселены практически везде на Земле – и на дне океана, и даже в кишечнике человека, – у всех бактерий все есть что- то общее. Все бактерии обладают приблизительно одинаковым размером (несколько микрометров).

Выбранная мною тема актуальна на сегодняшний день, так как в настоящее уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влиянию на организм человека. 

Нам детям, взрослые очень часто говорят, что нужно мыть руки с мылом после улицы, мыть руки перед едой, обязательно помыть горячей водой фрукты и овощи. Они предупреждают, что к нам в организм попадут какие-то микробы, и мы можем заболеть. И даже, есть реклама антибактериального мыла. Так что же, мир так опасен ? Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, взрослые всё это придумали?

Цель работы- изучение разновидностей бактерий, определение их положительного и отрицательного воздействия на жизнедеятельность человека. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1.Изучить литературу для уточнения, что такое бактерии, их виды, жизнедеятельность.

2.Провести практическую работу по обнаружению молочнокислых бактерий в домашних условиях.

3.Узнать интересные факты о бактериях

4.Проанализировать информацию о бактериях.

Объект исследования - бактерии.

Предмет исследования – значение бактерий для человека.

Методы работы- опыты, наблюдения, анализ литературы по теме «бактерии», анкетирование.

Актуальность- мир бактерий - часть нашей жизни.

Гипотеза -  предполагаю, что бактерии не так страшны, как нам говорят взрослые.




1.Что такое бактерии?

Однажды я своим родителям задала вопрос, почему люди болеют? Мама сказала, что бактерии попадают в организм и человек болеет. И тогда я задумалась, а что такое бактерии, где они живут, как размножаются и чем опасны? И все ли бактерии вредны?

Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология. Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,5 млрд. лет назад. Бактерии (др. греч. — палочка) — царство микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. В настоящее время описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона. По причине микроскопических размеров клеток от 0,1 до 10—30 мкм, эти микроорганизмы, можно рассмотреть только под микроскопом[1]

. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду. Форма их разнообразна: шарики, запятые, палочки, некоторые имеют жгутики. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп бактерий: шаровидные (кокки), прямые палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спирально изогнутые (спириллы) и др. Кокки, сцепленные попарно, получили название диплококки, соединенные в виде цепочки — стрептококки, в виде гроздей — стафилококки и др. Реже встречаются нитчатые формы. Размножаются бактерии делением. [2]

2.Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули» [10]

Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828. Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства[10].

3.Бактерии и вирусы это одно и то же ?

Микробы подразделяются на несколько типов, среди которых основными являются вирусы и бактерии.

Вирусы характеризуются еще меньшими размерами, нежели другие микробы. Поэтому представителей данного вида невозможно увидеть под обычным микроскопом – они доступны изучению только под электронным микроскопом. Размеры их могут составлять от 8 до 250 нм.

Вирусы являются неклеточными структурами, имеющими лишь белковую оболочку с генетическим кодом (нуклеиновая кислота). Они ведут паразитический образ жизни. Размножаются они исключительно внутри клеток хозяина. В отличие от бактерий, они способны проходить через поры фильтров, поэтому называются фильтрующимися.

При проникновении в клетки живых организмов, вирусный агент вынуждает их синтезировать вирусные компоненты. Клетка при этом повреждается. Такие инфекционные агенты могут уничтожить пораженную клетку либо существовать в ней долгий промежуток времени (при хронических инфекционных заболеваниях). Видимых нарушений в такой клетке-носителе нет. Антибиотики на данных возбудителей не действуют. Бактерии – это одноклеточные микроорганизмы, они имеют оболочку и примитивное ядро. Несмотря на постоянную гибель бактерий (поедание их простейшими, действие высоких и низких температур и других неблагоприятных факторов), эти примитивные организмы сохранились с древнейших времен благодаря способности к быстрому размножению (клетка может делиться через каждые 20—-30 мин), образованию спор, чрезвычайно устойчивых к факторам внешней среды, и их повсеместному распространению[5].

В обычном же состоянии бактерии неустойчивы при высушивании, воздействии прямых солнечных лучей, повышении температуры до 65—80°С и т. д; В благоприятных условиях споры набухают, образуя новую клетку бактерий.

На основе этой информации я составила сравнительную таблицу вирусов и бактерий.

Сравнительная таблица


Бактерии

Вирусы

Строение

имеют клеточную структуру

Неклеточная структура

Размеры

Больше вирусов

Меньше чем бактерии

Действие

Не проникает внутрь клетки, атакует снаружи

Проникает внутрь клетки и разрушает ее изнутри

Размножение

самостоятельно

Используют для этого клетки чужого организма

Выживаемость

бактерии могут образовывать споры (защитную временную форму).

возбудители способны выживать вне хозяина ( в слюне)

Вред и польза

могут быть как полезными, так и патогенными (лактобактерии, бифидобактерии)

(стафиллокок)

обязательно вызывают развитие патологии.

(вирус гриппа)

Лечение

Лечение антибиотиками

Антибиотики на данных возбудителей не действуют.


4.Все ли бактерии вредны?

Условно бактерии можно разделить на «плохие и хорошие». 

«Плохие» бактерии, которые, попадая в организм, могут вызвать ту или иную болезнь, их называют болезнетворными, а болезнь — инфекционной. Болезнетворные микробы передаются от больного человека к здоровому различными путями: через воздух, через контакт с больным и предметами, которыми он пользовался, через продукты питания. Один больной человек может заразить многих здоровых людей, а те, в свою очередь, заражают других. Может случиться так, что за небольшой промежуток времени инфекционной болезнью заболеет много людей. Такое явление называют эпидемией. [6]

Для предотвращения эпидемии, больного необходимо изолировать, выделив отдельное помещение, посуду, полотенце, проводить дезинфекцию, чаще проветривать помещение, использовать марлевые повязки[5].

Попадание болезнетворных микробов в организм человека не всегда вызывает инфекционное заболевание. Наш организм сопротивляется вредным микробам и может победить их. Говорят, что он обладает иммунитетом. Защитные силы организма повышаются, если человек занимается физкультурой, закаляется, соблюдает правила гигиены, ежедневно употребляет овощи и фрукты, не имеет вредных привычек, делает профилактические прививки от инфекционных болезней.

Болезнетворные микробы могут преодолеть защитные силы организма. Тогда человек болеет. В большинстве случаев инфекционная болезнь начинается с повышения температуры тела, возникает слабость, может болеть голова, появляется насморк, кашель и т.п. В случае появления признаков заболевания — нужно вызвать врача.

Грипп — самая распространенная инфекционная болезнь, вызванная вирусами. Он может вызвать осложнения, т.е. становиться причиной других болезней. Например, может возникнуть ангина, воспаление легких и др. Поэтому грипп нужно лечить, четко выполняя все назначения врача. [6]

Теперь, о «хороших» бактериях. Оказывается, хорошие бактерии живут во рту, на коже, в желудке и других органах. Большая часть из них чрезвычайно полезна (помогают перевариванию пищи, участвуют в синтезе некоторых витаминов и даже оберегает нас от своих болезнетворных собратьев). Интересно, что бактерии чутко реагируют на вкусовые пристрастия людей. У американцев, традиционно потребляющих высококалорийную пищу (фастфуды, гамбургеры), бактерии способны переваривать пищу с высоким содержанием жиров. А у некоторых японцев кишечные бактерии адаптированы на переваривание водорослей. У кочевых якутов не было постоянных ледников. Им приходилось хранить мясо в неглубоких ямах под слоем мха, где все лето сохранялся лед. При длительном хранении мясо и там портилось. Так как добыть другое животное было проблематично, якуты не выбрасывали испорченное мясо и были вынуждены есть, их кишечные бактерии адаптировались к этому, что дало возможность якутам быть сытыми.

Почвенные бактерии повышают плодородие почвы. Некоторые бактерии используют при изготовлении лекарств. С помощью молочнокислых бактерий готовят кефир, творог, ряженку, йогурт. [11]















5. Разновидности бактерий.

У каждого вида бактерий своя определенная форма.

Я решила более подробно изучить бактерии, которые живут в организме человека. И я сейчас расскажу о некоторых видах.

1. В организме человека, а именно в пищеварительном тракте человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет. Полезные функции лактобактерий впервые заметил русский ученый Илья Ильич Мечников. Идея использовать кисломолочные продукты для нормализации биохимических процессов в кишечнике и питания организма в целом, принадлежит ему. Лактобактерии, отпугивают болезнетворные бактерии, не давая им поселиться в нашем животе и привести кишечник в расстройство. [5]

2.Цианобактерии - бактерии – «травы». Чуть-чуть влаги, воздуха и солнца – вот почти всё, что им нужно для жизни. Да и выглядят эти бактерии не совсем обычно. Настолько необычно, что учёные долгое время считали их …водорослями! Но исследования показали, что у этих «водорослей» нет ядра, и стало быть, их нужно относить к бактериям – прокариотам. Из-за сине-зелёного цвета их назвали цианобактериями (cyanus по гречески «голубой»). Цианобактерии обитают в самых различных местах. На бесплодной скале, изо дня в день они «отгрызают» от камня мельчайшие крупинки. Камень покрывается трещинками, в которые могут запустить корни растения, и со временем рассыпаются на песчинки. А начало этому положили цианобактерии.

Если у вас «зацвёл» аквариум, в нём появились тёмно-зелёные хлопья или налёт на стенках? Это тревожный знак! Значит, аквариуме появились цианобактерии. Некоторые цианобактерии выделяют в воду ядовитые для рыб вещества[6].

3. Бактерии, останавливающие приступы голода.

Это еще одни живущие в пищеварительном тракте бактерии, развиваются с самого детства и помогают поддерживать здоровый вес на протяжении всей жизни, контролируя гормоны, отвечающие за чувство голода! Нужно съедать по 1 яблоку каждый день. Эти фрукты вырабатывают в желудке молочную кислоту, в которой не выживает большинство вредных бактерий.

4. Хорошая и плохая бактерия.

Эта бактерия считается причиной десятков тысяч инфекционных заболеваний ежегодно. Но она доставляет нам проблемы, только когда находит способ покинуть толстую кишку. В норме она вполне себе полезна для жизни и обеспечивает организм витамином К, который поддерживает здоровье сердца.

5. Цитокин

Чаще всего прыщи вызваны этой бактерией, которая живет на коже большинства людей. Прыщи —это, конечно, малоприятно, но, проникнув через поврежденную кожу внутрь тела, эта бактерия может вызвать более серьезные заболевания: пневмонию и менингит.

Природный антибиотик, токсичный для этих бактерий, содержится в человеческом поте. Поэтому хотя бы раз в неделю необходимо включать в тренировку высокоинтенсивные упражнения, и всегда пользоваться чистым полотенцем.

Вредные бактерии могут таиться в самых неожиданных местах. Они могут вызывать сыпь, очень любят жить на сенсорных панелях телефонов и планшетных компьютеров. Многие компании производят чехлы для телефонов и планшетников с антибактериальным покрытием, которое гарантированно останавливает размножение бактерий.

Получается, что с бактериями мы встречаемся везде и они бывают как «хорошими», так и «плохими» [7].















6. Практическая часть

Опыты по размножению бактерий в домашних условиях

Изучая, бактерии я одновременно занялась творчеством, я их рисовала, лепила, раскрашивала. Так я еще больше узнала об этих загадочных микроорганизмах. Мои одноклассники тоже заинтересовались этой темой и выполнили различные творческие работы.

Так какова роль полезных бактерий в нашем организме?

- С помощью них в организм всасываются витамины.

- Они подавляют активность гнилостных продуктов, вызывающих токсичность организма.

- Усиливают иммунитет.

- Предупреждают проникновение болезнетворных бактерий через слизистую оболочку.

- Нормализуют состав крови.

- Способствуют улучшению обмена веществ.

И сейчас я хочу рассказать о кисломолочных продуктах, в которых размножаются полезные бактерии – обжоры, которые обеспечивают функции, пищеварения.

Я провела анкетирование среди учащихся 3А класса Загустайской школы, в котором приняло участие 21 человек. (Приложение 1, Анкета)

В результате анкетирования было выяснено, что кисломолочные продукты пользуются популярностью. Почти все одноклассники используют в пищу кисломолочные продукты. Большинство используют, потому что вкусно. В основном, предпочитают йогурты. Но на вопрос читаете ли вы описание продукта или нет, большинство учащихся ответило не читают. Оказалось, что не все знают, о существовании полезных бактерий в кисломолочных продуктах.

Таким образом, выяснилось, что молочнокислые продукты нравятся моим одноклассникам. Наиболее популярными являются йогурты потому, что нравится их вкус.

Получается, что если в кисломолочных продуктах есть полезные бактерии, значит и такие продукты как йогурт, кефир, ряженка, творог полезные для здоровья.

И совсем не обязательно иметь микроскоп, чтобы увидеть бактерии. Попробуйте сами обнаружить их прямо у вас на кухне.

Для размножения бактерий в домашних условиях я провела 2 эксперимента.

1. Экспериментальная часть

1 эксперимент: Вырастить молочную бактерию.

Цель: Получение бактерий в домашних условиях.

Метод: Наблюдение

Оборудование: банка стеклянная, молоко

Я взяла сырое молоко. Поставила его в теплое место и оставила на несколько дней, оно изменило свой вид - в нем появились комочки, сверху отслоилась прозрачная жидкость, молоко стало издавать кислый запах. Так и говорят, что "молоко скисло". Это произошло из-за того, что в молоке всегда есть немного бактерий определенного вида - молочнокислых. В теплой среде они начинают быстро размножаться. Взрослая особь бактерии делится на две совершенно одинаковые, которые тут же начинают расти, а когда вырастут до взрослого состояния, то опять делятся. Из одной бактерии получаются две, из этих двух - четыре, из четырех - восемь и т.д. И за несколько дней в нашем молоке их поселяются миллионы! Все они живут, двигаются, размножаются. В результате их деятельности в молоке начинается процесс брожения и в нем появляется много молочной кислоты. Что мы и наблюдаем. (Приложение 2, Фото1)

Итак, можно сделать вывод, что методом наблюдения при помощи молока и стеклянной банки, в домашних условиях и при комнатной температуре, можно вырастить молочную бактерию в течении четырех дней, которая будет размножаться в данной среде.


2 эксперимент: Вырастить молочную бактерию наиболее быстрым способом.

Цель: Ускорить процесс выращивания молочной бактерии в домашних условиях

Метод: Наблюдения

Оборудование: Молоко, стеклянная банка, кислое молоко

Можно ускорить процесс скисания молока. Для этого в свежее молоко можно добавить немного кислого молока, кусочек творога, или немного домашней сметаны. В моем случае я добавила кислое молоко, которое получила в эксперименте 1. Кисломолочные бактерии, которые находятся в кислом молоке, начнут размножаться и свежее молоко быстро скиснет. Из эксперимента мы увидели , что уже на следующий день молоко скисло и мы получили молочные бактерии. (Приложение 3 фото 3).

В результате эксперимента можно сделать вывод, что при добавлении в обычное молоко кислого молока или творога (т.е. продукта который уже содержит молочные бактерии), процесс скисания молока намного ускориться. В нашем случае за сутки мы получили кислое молоко.







Но в тоже время, всегда существуют болезнетворные бактерии, количество которых при соблюдении гигиены не увеличивается, и таким образом они остаются безопасными для человека.

Я узнала, при проведении опытов по выращиванию колоний бактерий обязательно нужно соблюдать стерильность. Таким образом можно точно узнать есть ли на обследуемом объекте бактерии и какие.

При проведении опыта с молочно-кислыми бактериями мы не соблюдали полную стерильность.

Результат эксперимента показал, что молочно-кислые бактерии действительно существуют и «работают». Но при продолжении опыта, оставили полученные продукты на длительный срок (2 недели) при комнатной температуре и в холодильнике. По завершении опыта мы обнаружили, что молочно-кислый продукт ( и в холодильнике и в комнате) испортился, что говорит о том, что в работу включились и другие бактерии, которые сделали продукт непригодным для употребления.

7.Интересные факты о бактериях

Японские специалисты создали первый в мире микродвигатель, который приводится в действие бактериями. Его главный вращающийся компонент имеет диаметр 20 миллионных метра.

Бактерия и бацилла – это одно и то же. Первое слово - греческого происхождения, а второе – латинского.

Существуют бактерии, которые помогают чистить зубы. Ученые из шведского Каролинского института скрестили эти бактерии с обычными йогуртовыми и теперь пытаются сделать трансгенный йогурт, который позволит нам не чистить зубы.

Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.

Во рту человека около 40 000 бактерий. Во время поцелуя от одного человека другому передается 278 различных культур бактерий. К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности[9].







Заключение

Таким образом, в процессе нашего исследования, изучив различную литературу мы выяснили, что мир бактерий очень разнообразен, можно сделать вывод, что мы добились поставленной цели – исследовали бактерии, также решили поставленные задачи, а именно выяснили что такое бактерии, и что они бывают как полезные для человека, так и вредные.

 Бактерии и вирусы это – не одно и тоже, и при заболевании, врач должен знать какова этиология бактериальная или вирусная, соответственно лечение назначают разное.

которое доказало мир бактерий - часть нашей жизни.

Гипотеза -  подтвердилась, не все бактерии так страшны, как нам говорят взрослые.

А также доказали, что методом наблюдения можно вырастить молочную бактерию в домашних условиях, подтвердили мою гипотезу.

И я бы хотела дать всем совет. Так как бактерии являются причиной очень многих болезней и чтобы не допустить этого, нужно укреплять иммунитет, а для этого необходимо:

  • вести здоровый образ жизни

  • следить за питанием

  • соблюдать режим дня

  • заниматься спортом

  • иметь вредных привычек.




















Список литературы


1.Большая детская иллюстрированная энциклопедия.

2. А Ликум «Всё обо всём». 2013г.

3. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия».2014г.

4. Староверов Ю.И. Детские болезни: Энциклопедия для родителей, 2007г.

5.Я познаю мир. Медицина. 2013г.

6. С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие. Минск: Высш.шк., 2009.-502с.

7. Л.В.Речиц «Санитарная биология». Учебное издание. Гомель. Высш. шк., 2009.-320с.

8. Энциклопедии: БСЭ, Кругосвет.

9.С.Н.Плерников, А.Б.Корзяк «Удивительное рядом». Познавательная энциклопедия. 2005г.

10. Разновидности бактерий. Сайт http://ru.wikipedia.org/ (Заходила 25.12.2017)

11. Бактерии – друзья или враги. Сайт https://infourok.ru/ (Заходила 20.12.2017)

12. Анатомия бактерий человека. Сайт http://www.eurolab.ua/anatomy/272/ (Заходила 6.01.2018)



















Приложение 1

Анкета


1. Используете ли вы кисломолочные продукты в пищу?

-Да

-Нет

2. Если да, то почему?

-Вкусно

-Полезно

-Доступно

3. Какие кисломолочные продукты вы предпочитаете? Почему?

4. Читаете ли вы описание данного кисломолочного продукта на упаковке?

-Да

-Нет

5. Знаете ли вы о существовании полезных бактерий в кисломолочных продуктах?

-Да

-Нет



























Приложение 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!