СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Балет "Щелкунчик"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Балет "Щелкунчик"»

Конспект занятия «Балет П. Чайковского «Щелкунчик»

Тонких Анна Владимировна

П. Чайковского «Щелкунчик»

Цель: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.

Задачи:

- Прививать любовь к его творчеству.

- Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

- Развивать творческие способности дошкольника.

- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.

Ход занятия:

Педагог: А вы знаете, ребята, что в новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких новогодних ночей описана в знакомой вам сказке П. И. Чайковского «Щелкунчик». П.И. Чайковского  – великий русский композитор. Он написал много произведений для детей, потому что очень любил детей. Его музыка красивая, добрая. Чайковский очень любил сказки. На сюжет сказки «Щелкунчик» он сочинил балет.

- Ребята, что такое балет? Кто может сказать? (ответы детей)

Педагог«Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.

В балете никто не разговаривает, не поет. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что все, о чем рассказывается в сказке, становится понятным.

Сегодня мы познакомимся с балетом ПЧайковского – «Щелкунчик». Но чтобы отправится в путешествие в мир музыки, вспомним эту историю еще раз. Щелкунчик – это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его.

Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. 

Щелкунчик был спасен. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала«Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя». И тут случилось чудоЩелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было необычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.

Начнем с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку (звучит запись). Какая она?

Дети. Музыка радостная, нежная.

Педагог: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. А сейчас вернемся к началу балета. Новогодняя елка наряжена. Дети рассматривают на ней игрушки и подарки. Звучит марш. (звучит запись). Какой это марш по характеру?

Дети. Веселый, шуточный.

Педагог: Ребята, а вы помните, о чем наша сказка «Щелкунчик»? Кто такой Щелкунчик? А почему его называют Щелкунчиком?

ДетиЩелкунчик- это деревянная игрушка. Потому что он умеет щелкать орехи.

Педагог: А что же случилось с этим игрушечным человечком и другими героями сказки в новогоднюю ночь? Давайте вспомним. «Девочке Мари на Новый год подарили интересную игрушку – Щелкунчика… Кто продолжит рассказывать? Дети: «…Она очень обрадовалась этому подарку. Взяла в руки Щелкунчика и стала бегать, прыгать вокруг ёлки. Другие дети взяли свои игрушки и тоже стали веселиться.»

Педагог: Послушайте, как П. И. Чайковский передает в музыке настроение Мари и других ребят. Мы с вами уже слушали эту музыку. Может кто- то вспомнит как она называется? Слушайте внимательно. (Звучит «Марш» из балета)

Педагог: Как называется этот музыкальный фрагмент и какого характера музыка?

Дети: Это марш. И звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная и сказочная.

Педагог: Послушайте, как меняется музыка в средней части марша.

(Звучит средняя часть марша)

Дети: Музыка звучит быстрее. По характеру она тревожная, настороженная.

Педагог: Правильно ребята. Музыка готовит нас к тому, что героев ждут опасные приключения.

Педагог: Молодцы, ребята. А что же дальше произошло в сказке? Кто помнит?

Дети: Когда закончилось общее веселье, дети пошли спать. А девочке Мари спать не хотелось. Она взяла в руки Щелкунчика и стала петь ему колыбельную.

Педагог: Ребята, а что такое «колыбельная»?

Дети: Это песня, под которую засыпают.

Педагог: Послушайте песню П. И. Чайковского(Звучит Колыбельная из балета) Какая по характеру музыка в колыбельной?

Дети: Музыка добрая, ласковая, мягкая. Она звучит медленно и спокойно.

Педагог:Колыбельная песня так понравилась Щелкунчику, что он решил рассказать Мари свою историю. Что же рассказал Щелкунчик?

Дети: Он сказал, что его заколдовала королева мышиного царства- Мышильда, превратив его в игрушку. А спасти его может победа над мышиным королем.

(звучит марш мышиного войска). Слушание музыки до конца. Музыка таинственная, сначала она тихая, но потом становится громче и громче. Музыка по характеру злая. Это появился мышиный король со своим войском.

Потому что мышиный король злой. И чем ближе подходит войско, тем громче и страшней становится музыка. Но смелый Щелкунчик не испугался мышей. Он вступил с ними в бой. А помогали ему все игрушки с елки: и солдатики, и куклы, и зайцы, и лошадки… Ребята, кто победил в сражении?

Дети: Победил Щелкунчик со своими друзьями.

Педагог: Все жители королевства были рады возвращению Мари и принца. А кто был важным гостем на этом празднике? Послушайте музыку, она вам подскажет. (звучит «Танец феи Драже»)

Дети: На празднике появилась фея Драже, музыка звучала волшебная, сказочная, нежная. Она вся будто звенит и переливается.

Педагог: Сегодня на нашем занятии, мы вспомнили замечательную сказку Э. Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам больше всех понравился? И почему?

Дети: Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогла Щелкунчику победить мышиного короля.

Педагог: А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля. Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля. Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Наше занятие закончилось. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!