Проект «Классическая музыка в детском саду»
П.И. Чайковский Балет «Щелкунчик»
Автор проекта:
Тимофеева И.М.
Тип проекта: Познавательно-творческий
Срок реализации проекта: Среднесрочный (с 1 декабря по 27 декабря)
Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей группы, родители.
Количество участников: Фронтальный
Актуальность:
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Важно объяснять родителям о необходимости ознакомления детей с шедеврами мировой музыкальной культуры.
Именно через классическую музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям». Ведь музыка, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира, развивает в нем творческие проявления. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека, как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.
В процессе слушания высокохудожественной классической музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание такой музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Сила воздействия классической музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.
В процессе рассказа о музыке и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.
Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.
Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям классических музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею.
Цель: Способствовать накоплению опыта восприятия высокохудожественных произведений и развивать на этой основе эмоциональную отзывчивость на произведения музыкального искусства.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки, побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения танцев, театрализованной постановке.
2. Знакомить детей с новыми инструментами, с тембрами звучания.
Развивающие:
1. Развивать эстетическую потребность ребенка дошкольного возраста в ознакомлении с прекрасными образцами классической музыки, литературы и мультикапликации.
2. Развивать творческое воображение, чувство уверенности в себе.
3. Развивать умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей сопереживание образу.
2. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности. Создать условия развития неравнодушного ребенка, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства.
Предполагаемые результаты:
Для воспитанников:
повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
появление интереса к музыкальной культуре;
активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
проявление творческого самовыражения в театрализованных постановках, в танцах.
Для педагогов:
повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса;
творческое использование классической музыки балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» в разных видах музыкальной деятельности.
Для родителей:
повышение музыкальной культуры;
мотивация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
повышение статуса семейного воспитания.
1 этап Организационный (подготовительный)
Составление паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания;
Подбор музыкального репертуара, разработка конспектов музыкальным руководителем;
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап Практический (выполнение проекта)
План-схема осуществления проекта
Сроки | Содержание работы | Ответственные |
1.12.22. | Беседа «Сказка в музыке» ООД «П.И. Чайковский – великий композитор» | Музыкальный руководитель |
2.12.22. | Чтение художественной литературы детям (чтение сказки «Щелкунчик», заучивание стихов) Беседа «Что такое балет», презентация | Воспитатель, Муз. руководитель |
5.12.22. | Просмотр мультфильма «Щелкунчик и мышиный король» 1 часть | Воспитатель, Муз. руководитель |
6.12.22 | ООД Рисование «Ёлка» Восприятие музыки: «Увертюра», «Марш», «Колыбельная» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. | Воспитатель Музыкальный руководитель |
7.12.22 | Просмотр мультфильма «Щелкунчик и мышиный король» 2 часть | Воспитатель Муз. руководитель |
8.12.22 | ООД Лепка «Рождественские подарки» | Воспитатель |
9.12.22 | Восприятие музыки: «Тема Мышиного короля», «Тема сражения» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского» Стихи и загадки по содержанию сказки | Муз. руководитель. Воспитатель |
12.12.22. | Просмотр фрагментов балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского | Муз. руководитель |
13.12.22. | Восприятие музыки: Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского» Рисование «Вальс снежинок» | Муз. руководитель Воспитатель |
14.12.22 | Просмотр фрагментов балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского | Музыкальный руководитель |
15.12.22 | Ручной труд + Аппликация с элементами рисования «В волшебной стране» (по главе из сказки) Восприятие музыки: «Русский танец», «Арабский танец», «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского» | Воспитатель Муз. руководитель |
16.12.22 | Сюжетно-ролевая игра «Я пришел в театр» | Воспитатель Муз. руководитель |
19.12.22 | Восприятие музыки: «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского» | Муз. руководитель Воспитатель |
20.12.22 | Восприятие музыки: «Танец цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского» Игра «Чей кружок быстрее соберется» | Муз. руководитель Воспитатель |
21.12.22 | Конструирование из строительного материала «Замок» Творческая мастерская «Играем в оркестре» | Воспитатель Муз. руководитель |
22.12.22 | Организация выставки творческих работ, наглядной информации Игра «Угадай-ка» (Слушание и угадывание музыкальных номеров балета» | Воспитатели, родители Муз. руководитель |
23.12.22 | Творческая мастерская «Я танцую вместе с музыкой» 1часть | Муз. руководитель, воспитатель |
26.12.22 | Творческая мастерская «Я танцую вместе с музыкой»2 часть | Муз. руководитель, воспитатель |
27.12.22 | Музыкальная гостиная «Сказка, рассказанная музыкой» | Муз. руководитель, воспитатель |
3 этап Заключительный
Музыкальная гостиная «Сказка, рассказанная музыкой»
Выставка детско-родительских работ по мотивам балета П.И. Чайковского «Щелкунчик и Мышиный король»
Литература:
1. Радынова О. П. программа «Музыкальные шедевры». Издательство «Гном и Д» Москва 2000 г.
2. Буренина А.И. программа «Ритмическая мозаика». Издательство «ЛОИРО» Санкт – Петербург 2000 г.
3. Ресурсы сети Интернет: электронные энциклопедии, сайт «Фестиваль открытых уроков», сайт «В помощь воспитателю», портал «Методический центр».