СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Баллада как вид музыкального произведения на примере баллады Ф. П. Шуберта «Лесной царь»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация даёт представление о балладе как о музыкальном произведении.

Просмотр содержимого документа
««Баллада как вид музыкального произведения на примере баллады Ф. П. Шуберта «Лесной царь»»

Презентация на тему: «Баллада как вид музыкального произведения на примере баллады Ф. П. Шуберта «Лесной царь».

Презентация на тему:

«Баллада как вид музыкального произведения на примере баллады

Ф. П. Шуберта «Лесной царь».

Слово «баллада» переводится с французского как  «ballade», прованс. «balada», от позднелатинского «ballo» — танцую. Жанр возник во Франции в конце 8 –го века в качестве лирической стихотворной и текстомузыкальной формы.

Слово «баллада» переводится с французского как «ballade», прованс. «balada», от позднелатинского «ballo» — танцую. Жанр возник во Франции в конце 8 –го века в качестве лирической стихотворной и текстомузыкальной формы.

Первоначально у романских народов баллады представляли из себя одноголосные танцевальные песни, ведущие происхождение от народных хороводных песен. В 12-13 веках баллада представляла собой один из важнейших музыкально - поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. В 15 веке баллада теряет прежнюю популярность, постепенно стала происходить эволюция жанра - постепенно баллада превратилась в повествовательную песню, исполнявшуюся попеременно соло и хором. Тексты таких баллад разнообразны - политические, сатирические, любовно-лирические, с элементами фантастики, характерными темами странствий, приключений.

Первоначально у романских народов баллады представляли из себя одноголосные танцевальные песни, ведущие происхождение от народных хороводных песен. В 12-13 веках баллада представляла собой один из важнейших музыкально - поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. В 15 веке баллада теряет прежнюю популярность, постепенно стала происходить эволюция жанра - постепенно баллада превратилась

в повествовательную песню, исполнявшуюся попеременно соло и хором. Тексты таких баллад разнообразны - политические, сатирические, любовно-лирические, с элементами фантастики, характерными темами странствий, приключений.

В середине 18 века началось возрождение жанра баллады в европейском профессиональном искусстве. Сборники шотландских народных баллад Т. Перси (1765) и В. Скотта (1802-03) привлекли внимание немецких поэтов эпохи Просвещения и раннего романтизма (И. В. Гёте, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, Г. А. Бюргер), которые создавали собственные поэтические баллады. Эти произведения сразу же перекладывались на музыку для пения с сопровождением фортепьяно, многие послужили основой для вокальных баллад.

В середине 18 века началось возрождение жанра баллады в европейском профессиональном искусстве. Сборники шотландских народных баллад Т. Перси (1765) и В. Скотта (1802-03) привлекли внимание немецких поэтов эпохи Просвещения и раннего романтизма (И. В. Гёте, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, Г. А. Бюргер), которые создавали собственные поэтические баллады. Эти произведения сразу же перекладывались на музыку для пения с сопровождением фортепьяно, многие послужили основой для вокальных баллад.

Расцвет вокальной баллады связан с австрийской и немецкой музыкой эпохи романтизма, прежде всего с творчеством Ф. Шуберта. Франц Пе́тер Шу́берт   (31 января 1797 – 19 ноября 1828 г. Вена) - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен.

Расцвет вокальной баллады связан с австрийской и немецкой музыкой эпохи романтизма, прежде всего с творчеством Ф. Шуберта.

Франц Пе́тер Шу́берт   (31 января 1797 – 19 ноября 1828 г. Вена) - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен.

Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов. Во многих балладах Шуберта проявляются характерные черты романтичных народных баллад - в них тесно преплетается вымысел и реальность, фантастика, живописность и драматизм. Так, вдохновлённый балладой И.В. Гёте по мотивам старинной датской истории о «короле эльфов», в 1815 году Франц Шуберт создаёт произведение, ставшее классикой – «Лесной царь».

Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

Во многих балладах Шуберта проявляются характерные черты романтичных народных баллад - в них тесно преплетается вымысел и реальность, фантастика, живописность и драматизм. Так, вдохновлённый балладой И.В. Гёте по мотивам старинной датской истории о «короле эльфов», в 1815 году Франц Шуберт создаёт произведение, ставшее классикой – «Лесной царь».

В основу сюжета о «Лесном царе» заложена история, в которой описываются отец с сыном, скачущие на коне через лес вдоль реки Рейн поздней зимней, вечерней порой. Сыну кажется, манящий к себе и преследующий, таинственный лесной царь; Отец же не верит сыну, и пытается уверить его, что это всё на самом деле ему мерещится. Но в страшном итоге мальчик кричит отцу о том, что лесной царь всё-таки нагнал его, и умирает на руках у ничего не подозревающего ещё отца. Отец обнаруживает, что сын мёртв только вернувшись домой.

В основу сюжета о «Лесном царе» заложена история, в которой описываются отец с сыном, скачущие на коне через лес вдоль реки Рейн поздней зимней, вечерней порой. Сыну кажется, манящий к себе и преследующий, таинственный лесной царь; Отец же не верит сыну, и пытается уверить его, что это всё на самом деле ему мерещится. Но в страшном итоге мальчик кричит отцу о том, что лесной царь всё-таки нагнал его, и умирает на руках у ничего не подозревающего ещё отца. Отец обнаруживает, что сын мёртв только вернувшись домой.

Шуберту посредством музыки удалось потрясающе воплотить весь драматизм этой странной истории, «оживить» всех персонажей, вдохнуть в сюжет ещё большую таинственность и иллюзорность. Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения. Кроме фортепианного вступления есть еще и вокальное обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие. В соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждою персонажа. Драматическим репликам реальных персонажей противопоставлена манящая, завлекающая сладость речей лесного царя. Таким образом, баллада «Лесной царь» остается самым совершенным созданием Франца Шуберта в этом жанре романтической музыки.

Шуберту посредством музыки удалось потрясающе воплотить весь драматизм этой странной истории, «оживить» всех персонажей, вдохнуть в сюжет ещё большую таинственность и иллюзорность.

Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения. Кроме фортепианного вступления есть еще и вокальное обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие. В соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждою персонажа. Драматическим репликам реальных персонажей противопоставлена манящая, завлекающая сладость речей лесного царя.

Таким образом, баллада «Лесной царь» остается самым совершенным созданием Франца Шуберта в этом жанре романтической музыки.

Использованные в работе источники:  Сайт, посвящённый классической музыке, опере и балету: http://www.belcanto.ru/schubert_erlkonig.html Свободная энциклопедия «Википедия»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C_(%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0) Презентацию подготовила уч. 6 класса МБОУ «Политехнический лицей» Мартикян Полина .

Использованные в работе источники:

  • Сайт, посвящённый классической музыке, опере и балету: http://www.belcanto.ru/schubert_erlkonig.html
  • Свободная энциклопедия «Википедия»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C_(%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0)

Презентацию подготовила уч. 6 класса МБОУ «Политехнический лицей» Мартикян Полина .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!