СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку ""Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"  (31 слайд)  раскрывает особенности сюжета. В ней представлены иллюстрации  к балладе русских и зарубежных художников.

Просмотр содержимого документа
«Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"»

Гимназия № 15 г.Минска ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. « ЛЕСНОЙ ЦАРЬ » (из И.В. Гете) Особенности балладного сюжета. Роль диалога Учитель Головнёва Ирина Борисовна

Гимназия № 15 г.Минска

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. « ЛЕСНОЙ ЦАРЬ »

(из И.В. Гете)

Особенности балладного сюжета.

Роль диалога

Учитель Головнёва Ирина Борисовна

Гимназия № 15  ЦЕЛЬ – УЗНАТЬ 1.Личность В.Жуковского : переводчик, автор баллад; 3.Баллада как лиро-эпический жанр; 2.Своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, утверждение ценностей человеческой жизни; 4.Роль диалога в создании художественного образа и раскрытии конфликта между персонажами.

Гимназия № 15

ЦЕЛЬ – УЗНАТЬ

1.Личность В.Жуковского : переводчик, автор баллад;

3.Баллада как лиро-эпический жанр;

2.Своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, утверждение ценностей человеческой жизни;

4.Роль диалога в создании художественного образа и раскрытии конфликта между персонажами.

Гимназия № 15 «Лесной царь»   Переводчик в прозе есть раб,  Переводчик в стихах –  соперник.   В.А. Жуковский

Гимназия № 15

«Лесной царь»

  Переводчик в прозе есть раб,

Переводчик в стихах –

соперник.

  В.А. Жуковский

«Лесной царь» В балладе ... главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...  В.Г. Белинский

«Лесной царь»

В балладе ... главное не событие, а ощущение,

которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...

В.Г. Белинский

Жуковский Василий Андреевич «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль».  А.С.Пушкин портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским  «В нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» Ф.И. Тютчев

Жуковский

Василий Андреевич

«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль».

А.С.Пушкин

портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским

«В нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» Ф.И. Тютчев

Гимназия № 15     Баллада – небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события.  

Гимназия № 15

    Баллада – небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события.  

Гимназия № 15

Гимназия № 15

Гимназия № 15

Гимназия № 15

Гимназия № 15   Предыстория       Баллада Гёте называется «Erlkonig» - «Король эрлов». Слово «Erlkonig» впервые употребил Гердер, старший современник Гёте. Он взял это слово из датской баллады, оно означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло.

Гимназия № 15

  Предыстория

      Баллада Гёте называется «Erlkonig» - «Король эрлов». Слово «Erlkonig» впервые употребил Гердер, старший современник Гёте. Он взял это слово из датской баллады, оно означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло.

Гимназия № 15 Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? «Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь.

Гимназия № 15

Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»?

«Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь.

Гимназия № 15 Аудиозапись чтение

Гимназия № 15

Аудиозапись чтение

Гимназия № 15  три начала   литературы:  эпическое  - повествование о событиях, лирическое  - стихотворная форма,  выражение чувств, драматическое  - диалогическая речь. Повествовательный элемент заключается в    сюжете

Гимназия № 15

  • три начала   литературы:
  • эпическое  - повествование о событиях,
  • лирическое  - стихотворная форма,
  • выражение чувств,
  • драматическое  - диалогическая речь.

Повествовательный элемент заключается в    сюжете

Гимназия № 15 Холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику. Строфы 1,2 Малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.

Гимназия № 15

Холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику.

Строфы 1,2

Малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.

Гимназия № 15 Строфа 3 лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.

Гимназия № 15

Строфа 3

лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.

Гимназия № 15 Строфа 4 сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.

Гимназия № 15

Строфа 4

сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.

Гимназия № 15 Строфа 5 Лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.

Гимназия № 15

Строфа 5

Лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.

Гимназия № 15 Строфа 6 Испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.

Гимназия № 15

Строфа 6

Испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.

Гимназия № 15 Строфа 7 Пленённый красотой младенца лесной царь убеждён, что ребенок будет его.

Гимназия № 15

Строфа 7

Пленённый красотой младенца лесной царь убеждён, что ребенок будет его.

Строфа 8 Отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв.

Строфа 8

Отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв.

Гимназия № 15 Полилог – (от греч. polys – многочисленный и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами.

Гимназия № 15

Полилог – (от греч. polys – многочисленный и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами.

Гимназия № 15         В балладе есть диалог , который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира. Диалог в балладе принимает вид спора , тем самым способствует раскрытию конфликта между персонажами, отчетливо проявляя их характеры, цели взгляды и убеждения. Кроме того, именно диалог помогает определить тему и идею произведения. Жуковский показывает яростную борьбу между добром и злом и доказывает мысль о том, что человек - высшая ценность мира.

Гимназия № 15

        В балладе есть диалог , который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира. Диалог в балладе принимает вид спора , тем самым способствует раскрытию конфликта между персонажами, отчетливо проявляя их характеры, цели взгляды и убеждения. Кроме того, именно диалог помогает определить тему и идею произведения. Жуковский показывает яростную борьбу между добром и злом и доказывает мысль о том, что человек - высшая ценность мира.

Видит ли Лесного царя отец? Почему видение является только сыну? Каким нам представляется Лесной царь? Какое трагическое событие положено в основу сюжета?               Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка? Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»? Гимназия № 15
  • Видит ли Лесного царя отец?
  • Почему видение является только сыну?
  • Каким нам представляется Лесной царь?
  • Какое трагическое событие положено в основу сюжета?              
  • Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?
  • Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»?

Гимназия № 15

Гимназия № 15 лирическое начало создается всем  строем стихотворения, всем его содержанием в первых строках   баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном   от беды тревожное настроение страх за судьбу ребенка, которого   невозможно спасти горькие переживания – ребенок умер

Гимназия № 15

лирическое начало создается всем  строем стихотворения,

всем его содержанием

в первых строках   баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном   от беды

тревожное настроение

страх за судьбу ребенка, которого   невозможно спасти

горькие переживания – ребенок умер

В какое время происходит действие? Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине»,  «тёмные ветви».   ночь, и туман, и мгла – символы враждебных человеку сил.

В какое время происходит действие?

Ночь; господство тьмы:

«под хладною мглой»,

«в ночной глубине»,

«тёмные ветви». 

ночь, и туман, и мгла – символы враждебных человеку сил.

Гимназия № 15       Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме нам привычного, - «слепой, заблуждающийся». К какому герою мы можем это отнести?  

Гимназия № 15

      Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме нам привычного, - «слепой, заблуждающийся».

К какому герою мы можем это отнести?  

Гимназия № 15 Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте   Автор музыкального произведения на слова баллады «Лесной царь». Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».

Гимназия № 15

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте

  Автор музыкального произведения на слова баллады «Лесной царь». Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».

Гимназия № 15 «Главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает».  В.Г.Белинский

Гимназия № 15

«Главное всё-таки не событие,

а ощущение, которое оно вызывает».

В.Г.Белинский

Гимназия № 15   Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух «У Жуковского мы видим старика, величественного, «в тёмной короне, с густой бородой...». Нам от него, как от всякой царственности, вопреки всему всё - таки спокойно. У Гёте - неопределённое -  неопределимое! – неизвестное».  Марина Цветаева

Гимназия № 15

  Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух

«У Жуковского мы видим старика, величественного, «в тёмной короне, с густой бородой...». Нам от него, как от всякой царственности, вопреки всему всё - таки спокойно. У Гёте - неопределённое -  неопределимое! – неизвестное».

Марина Цветаева

Гимназия № 15 Каждый раз, переводя стихотворения немецких или английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое произведение.

Гимназия № 15

Каждый раз, переводя стихотворения немецких или английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое произведение.

Гимназия № 15

Гимназия № 15

Гимназия № 15

Гимназия № 15


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

21.03.2025 23:53
Мацепура Надежда Андреевна @id92667773
Спасибо за публикацию.
31.01.2025 18:20
Мацепура Ольга Роальдовна @ekonomika_166
Спасибо за презентацию.
13.07.2023 14:27
Шихов Никита Олегович @NikitaShihov
Прекрасная презентация. Спасибо, Ирина Борисовна!
10.07.2021 21:31
Бекниязова Надежда Марксовна @Nadejda_07
Ирина Борисовна, здравствуйте, интересная работа. Спасибо за разработку.
06.07.2021 21:47
Головнева Ирина Борисовна @golovniova
@babcevanina спасибо за оценку моей работы
06.07.2021 21:47
Головнева Ирина Борисовна @golovniova
@id_n_tarasikспасибо за внимание к моим работам
06.07.2021 19:29
Тарасик Наталья Станиславовна @id_n_tarasik
Огромное спасибо, коллега!
02.07.2021 12:08
Бабцева Нина Вадимовна @babcevanina
Доброе летнее утро, Ирина Борисовна! Спасибо за ВАШ ОПЫТ! Отличная презентация и для урока немецкого языка, как показ межпредметной связи, или для бинарного урока!
29.06.2021 10:50
Козьминых Нина Владимировна @kozminykhn
Простоотлично!!!
29.06.2021 10:48
Козьминых Нина Владимировна @kozminykhn
Спасибо, Ирина Борисовна, за детальный анализ баллады.
29.06.2021 10:47
Козьминых Нина Владимировна @kozminykhn
О, это тот случай, когда переводчик превзошёл поэта.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Комплекты для работы учителя