Гимназия № 15 г.Минска
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. « ЛЕСНОЙ ЦАРЬ »
(из И.В. Гете)
Особенности балладного сюжета.
Роль диалога
Учитель Головнёва Ирина Борисовна
Гимназия № 15
ЦЕЛЬ – УЗНАТЬ
1.Личность В.Жуковского : переводчик, автор баллад;
3.Баллада как лиро-эпический жанр;
2.Своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», неудовлетворенность действительностью, утверждение ценностей человеческой жизни;
4.Роль диалога в создании художественного образа и раскрытии конфликта между персонажами.
Гимназия № 15
«Лесной царь»
Переводчик в прозе есть раб,
Переводчик в стихах –
соперник.
В.А. Жуковский
«Лесной царь»
В балладе ... главное не событие, а ощущение,
которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...
В.Г. Белинский
Жуковский
Василий Андреевич
«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль».
А.С.Пушкин
портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским
«В нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» Ф.И. Тютчев
Гимназия № 15
Баллада – небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события.
Гимназия № 15
Гимназия № 15
Гимназия № 15
Предыстория
Баллада Гёте называется «Erlkonig» - «Король эрлов». Слово «Erlkonig» впервые употребил Гердер, старший современник Гёте. Он взял это слово из датской баллады, оно означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло.
Гимназия № 15
Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»?
«Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь.
Гимназия № 15
Аудиозапись чтение
Гимназия № 15
- три начала литературы:
- эпическое - повествование о событиях,
- лирическое - стихотворная форма,
- выражение чувств,
- драматическое - диалогическая речь.
Повествовательный элемент заключается в сюжете
Гимназия № 15
Холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику.
Строфы 1,2
Малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.
Гимназия № 15
Строфа 3
лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.
Гимназия № 15
Строфа 4
сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.
Гимназия № 15
Строфа 5
Лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.
Гимназия № 15
Строфа 6
Испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.
Гимназия № 15
Строфа 7
Пленённый красотой младенца лесной царь убеждён, что ребенок будет его.
Строфа 8
Отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв.
Гимназия № 15
Полилог – (от греч. polys – многочисленный и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами.
Гимназия № 15
В балладе есть диалог , который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира. Диалог в балладе принимает вид спора , тем самым способствует раскрытию конфликта между персонажами, отчетливо проявляя их характеры, цели взгляды и убеждения. Кроме того, именно диалог помогает определить тему и идею произведения. Жуковский показывает яростную борьбу между добром и злом и доказывает мысль о том, что человек - высшая ценность мира.
- Видит ли Лесного царя отец?
- Почему видение является только сыну?
- Каким нам представляется Лесной царь?
- Какое трагическое событие положено в основу сюжета?
- Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?
- Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»?
Гимназия № 15
Гимназия № 15
лирическое начало создается всем строем стихотворения,
всем его содержанием
в первых строках баллады как будто слышится топот коня, уносящего ездока с сыном от беды
тревожное настроение
страх за судьбу ребенка, которого невозможно спасти
горькие переживания – ребенок умер
В какое время происходит действие?
Ночь; господство тьмы:
«под хладною мглой»,
«в ночной глубине»,
«тёмные ветви».
ночь, и туман, и мгла – символы враждебных человеку сил.
Гимназия № 15
Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме нам привычного, - «слепой, заблуждающийся».
К какому герою мы можем это отнести?
Гимназия № 15
Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте
Автор музыкального произведения на слова баллады «Лесной царь». Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».
Гимназия № 15
«Главное всё-таки не событие,
а ощущение, которое оно вызывает».
В.Г.Белинский
Гимназия № 15
Жуковский вдохнул в эту балладу наш, русский дух
«У Жуковского мы видим старика, величественного, «в тёмной короне, с густой бородой...». Нам от него, как от всякой царственности, вопреки всему всё - таки спокойно. У Гёте - неопределённое - неопределимое! – неизвестное».
Марина Цветаева
Гимназия № 15
Каждый раз, переводя стихотворения немецких или английских поэтов, Жуковский создавал своё оригинальное, неповторимое произведение.
Гимназия № 15
Гимназия № 15
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 8 класс ФГОС
Занимательная теория литературы
Русская литература 6 класс ФГОС
Русская литература 9 класс ФГОС
Русская литература 7 класс ФГОС
За страницами учебника. Литература....
Электронная тетрадь по русской...
© 2021, Головнева Ирина Борисовна 802 9
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей