Министерство образования и науки
Республики Бурятия Мухоршибирский район
МБОУ «Хошун-Узурская средняя общеобразовательная школа
имени Эрдынеева Ширип - Нимбу Эрдынеевича»
Исследовательская работа:
«Судьба Бальжинимы Очирова – зеркало истории моего края»
Автор: Цыбиков Буянто, ученик 11 класса
МБОУ «Хошун-Узурской СОШ имени Эрдынеева Ш-Н. Э.»
671345, Мухоршибирского района, Республика Бурятия
улус Хошун-Узур, улица Кооперативная 13
Научный руководитель: Дашинимаева Галина Бадраевна,
учитель биологии и химии
МБОУ «Хошун-Узурской СОШ имени Эрдынеева Ш-Н. Э.»
671345, Мухоршибирского района, Республика Бурятия
улус Хошун-Узур, улица Кооперативная 13
Контактный телефон (89243907322)
с. Хошун-Узур
1. Оглавление: - 1 стр.
2. Введение - 2 стр.
а) Цель работы - 2 стр.
б) Задачи - 2 стр.
в) Гипотеза - 2 стр.
г) Объект исследования - 2 стр.
д) Предмет моего исследования - 2 стр.
е) Методами исследования - 2 стр.
ж) Новизна данной работы - 2 стр.
з) Практическая значимость - 2 стр.
и) Анализ литературы - 3 стр.
3 .Основная часть. - 3 стр. – 8 стр.
4. Выводы - 8 стр.
5. Заключение - 9 стр.
6. Использованная литература - 10 стр.
7. Презентация
8. Приложения № 11
Введение
Все дальше уходит то время, когда наши предки жили небольшими улусами и становится все меньше свидетелей знатоков старины, которые знали места их расселения. Судьбы жителей исчезнувших улусов всё больше покрываются тайной, загадками. Родословные семей, хотя и начинают восстанавливаться, но не все буряты сумели раскрыть нити своего рода и узнать сказания и легенды, связанные с родом, местом проживания.
Одним из ярких личностей Тугнуйской долины Мухоршибирского района республики Бурятия, легендарным борцом, активистом колхозного движения по редким воспоминаниям старожилов был Бальжинима Очиров.
Целью моей работы является изучение истории своего родного края через судьбу
Бальжинимы Очирова.
В ходе реализации цели решались следующие задачи:
1. Собрать сведения о судьбе Бальжинимы Очирова.
2. Собрать и проанализировать материалы об истории страны, республики, района в период жизни Бальжинимы Очирова
Нами выдвигалась гипотеза:
Очиров Бальжинима - яркий представитель своего народа, активный участник социальных перемен, происходящих в стране в годы его жизни.
Таким образом, объект моего исследования: история страны в годы жизни Бальжинимы Очирова.
Предмет моего исследования: судьба Бальжинимы Очирова, жителя улуса Байржаша.
Методами исследования являлись:
1. Изучение, анализ литературы об истории России, Бурятии, Мухоршибирского района.
2. Изучение, анализ документов архива Мухоршибирского района, краеведческого музея Хошун – Узурской средней общеобразовательной школы.
3. Интервьюирование, запись воспоминаний старожилов близлежащих сел: Хошун-Узур, Харьястка, Нарсатуй, Галтай, потомков Бальжинимы Очирова.
4. Поиск, изучение, анализ материалов по истории Бурятии в Интернете.
Новизна данной работы заключается в том, что ранее судьба Бальжинимы Очирова нигде не описывалась, не опубликовывалась.
Работа практическую значимость, так она может пополнить архивный фонд архива Мухоршибирского района, будет представлять интерес для других исследователей истории республики. Кроме того, работа представляет интерес для потомков Бальжинимы Очирова: внуков, правнуков.
Анализ литературы: анализ источников показал, что в трудах ученых, изучающих историю Бурятии, недостаточно точных материалов по реквизиции инородцев отправленных на тыловые работы. В статье Б.Ц Жалсановой «Реквизиция бурят в годы первой мировой войны (1916-1917гг.)» (3) отмечено, что «тема реквизиции бурят в годы первой мировой войны является одной из мало изученных вопросов в истории», многие исторически ценные документы по реквизиции находятся в архивах за пределами республики – в Санкт-Петербурге, Архангельске, Иркутске. Б.Ц Жалсанова в своей статье, используя архивные документы, даёт ответы на многие вопросы, например, сколько человек было отправлено из Бурятии на тыловые работы, для каких целей, в каких условиях жили и работали реквизированные буряты. Эти же данные подтверждаются в статье Т.Ф. Гармаевой «Реквизиция инородцев на тыловые работы» (3). При изучении вопроса об образовании коммун, затем колхозов в нашем районе анализировал архивные документы Мухоршибирского района, школьного краеведческого музея и статью старейшины села Хошун-Узур Занди Замбаловича, опубликованную в журнале «Байгал» №2 (5), также учебное пособие для 10 класса «Бурятия в истории СССР»(6).
Основная часть.
Раньше буряты, как представители монгольских народов, вели кочевой образ жизни. Они занимались скотоводством, разводили пять видов скота: лошадей, овец, верблюдов, коз, коров. Жили в юртах на своих родовых землях. К началу XX века на землях нашего района жили представители 11 хоринских родов, которые стали подданными России при Алексее Михайловиче в 1648 году. По мнению ученых, присоединение Бурятии к России – процесс очень сложный и противоречивый. Буряты стали платить подушную подать пушниной, часть скотом. ( 5)
Крестьяне – буряты составляли эксплуатируемый класс, они терпели двойной гнёт: гнёт царского правительства и гнёт доморощенных эксплуататоров – нойонов. Наша Мухоршибирская земля относилась к Хоринской Степной Думе. В местности Байрдаша на летнее время – зуhалан останавливалась семья Бальжинимы Очирова. Его отец Очир (Ошор) имел небольшое личное хозяйство.
Местность Байрдаша находилась близ нынешнего села Нарсатуй, в северо-восточной части Мухоршибирского района. Северная сторона местности защищена лесом, откуда берет начало ключ Байрдаша с молочно-белой водой с радоном. На восточной стороне возвышается
священная гора Баян Хара (Ундэр Баян Хаан), на южной стороне имеется пещера древних людей с иероглифами. Местность богата лугами и пастбищами.
Местом для поклонения была возвышенность – Нарhатын обоо, на котором было сооружено древце для подвешивания хии-морин – кусочков ткани с изображением буддийских божеств. В этом месте совершались ежегодные обряды поклонения духам местности – обоо тахилган. Жители местности были буддистами, являлись прихожанами первого среди хоринских бурят Тугнуй -Галтайского дацана.
С рождением сыновей семья Ошора всё беднела и беднела, потому что за сыновей, которые были старшими из детей, платили ясак русскому государю и местному нойону. В летописи 11 родов хоринских бурят Б.В. Юмсунова написано: «Когда было учреждено воеводское управление, люди мужского пола в количестве 160 душ стали платить по 20 копеек подушной подати и стали действительно подданными» (3, стр.51). «Что касается размера ясака в Забайкалье, то известно, что буряты платили по одному соболю с человека, причем, ясак кочевники платили не пушниной, а лошадьми и крупным рогатым скотом, иногда даже верблюдами. Каждая голова расценивалась как 2,5 соболя» (2).
В семье Ошора было 3 сына, 3 дочери. Бальжинима был в семье старшим. Когда ему было 10-12 лет, семья Ошора уже оседло жила в местности Байрдаша, так как у них не было ни коров, ни овец, ни лошадей. К 1902 году вместе с семьей Ошора в местности Байрдаша, жили несколько семей. Обедневшие семьи, особенно многодетные, были вынуждены жить оседло: у них не было скота, за которыми нужно кочевать.
Предположительно в это время образовался улус Байрдаша. Бальжинима с братьями за гроши пасли чужих овец, коров, лошадей. Бальжинима рос крепким, смышленым. Он умел ловить капканом зайца, тарбагана, а иногда, и лису, научился выслеживать зверье.
За добрый нрав его все уважали: и сверстники, и старшие. В 20 лет он был высоким, очень крепким юношей. На дацанских праздниках он стал выигрывать по национальной борьбе хорошие призы – деньги, баранов.
Из воспоминаний Дугаржаповой Людмилы Дамбаевны, 1956 г.р., невестки дочери Бальжинимы – Гэсэгмы Очировны: «Весной 1977 года, в первый день праздника Белого месяца к нам пришли старики села Хошун-Узур, чтобы по традиции первыми поздравить самого старшего из них – нашего деда Очирова Бальжиниму. Они вспоминали о том, что в молодости дед был самым сильным борцом Тугнуйской долины по национальной борьбе. В те времена схватки проходили в дни дацанских праздников. Говорили о том, что не было ему равных борцов многие годы»
В 24 года он женился на красавице Сэндэме. Из воспоминаний Дугаржаповой Дулгаржап, 1932 г.р.: «Когда он поехал за невестой Сэндэмой, решил показать свою силу: для этого он взял телегу за оглобли. Стал он крутить её вокруг себя, раскрутив его над головой, поставил на место.
Тем самым подтвердил свои слова: «Я силен и постараюсь осчастливить свою жену». Это произвело на меня впечатление. Дед Бальжинима в свои 86 лет был высокого роста – под 190 см, поэтому в молодости он был, наверное, под 2 метра»
В 1915 году после рождения старшей дочери Дулгармы (1915-2007) Бальжинима Очиров – сын степей Тугнуя – богатырь был призван на тыловые работы для оборонительных сооружений в далекий северный город – Архангельск. Он покидает родные места и беременную вторым ребенком жену.
«На третьем году империалистической войны 25 июня 1916 года царь Николай II подписал повеление о привлечении к трудовой повинности молодых мужчин – инородцев, освобожденных от воинской повинности, для строительства оборонительных сооружений в районе действующей армии. Реквизиции подлежали лица, родившиеся между 1885-1897 годами в возрасте от 19 до 31 года. Освобождались от реквизиции воспитанники учебных заведений, духовенство. Общее число мобилизованных бурят составило 20475 человек» - пишется в статье Т.Ф.Гармаева «Реквизиция инородцев на тыловые работы», опубликованной в книге «Слово о земле Хоринской…»(4).
По словам дочери Гэсэгмы, 1926 г.р., отец попал в Архангельск. «Одна часть мобилизованных бурят были отправлены в Архангельск, другая – на окопные работы Северо-Западного фронта. Незначительная часть их была распределена по разным предприятиям, работавшим на войну» - читаем в статье Б.Ц.Жалсановой, главного специалиста Национального Архива РБ (3). Дочь Гэсэгма вспоминает, что отец рассказывал, какой тяжелой была дорога в Архангельск. Почти месяц пришлось трястись в холодных вагонах; скудная провизия, которую взяли с собой, очень скоро закончилась, а кормили в дороге плохо. Еще тяжелее им пришлось в самом Архангельске. Многие не вернулись из далекого края.
«Устанавливалась плата инородцам как чернорабочим 3 рубля в сутки. Питание бурят было плохо организовано. На них распространялись нормы питания, положенные для нижних чинов. Среда и пятница были «рыбными» днями. За питание рабочие платили сами из заработанных денег. Бурятам, привыкшим питаться мясомолочными продуктами, было тяжело привыкать к другой кухне. Суровые климатические условия севера сразу поставили вопрос о нехватке теплой одежды у бурят. Они выехали из своих домов летом. Легко одетые. Не имея запасов зимней одежды. Казенное обмундирование им не полагалось, они должны были приобретать
одежду за свой счет» - пишет Жалсанова Б.Ц. Далее читаем в той же статье Б.Ц.Жалсаевой: «В рапорте врача, проводившего освидетельствование состояния здоровья бурят, говорилось: «Инородцам, привыкшим к сухому степному климату, является тяжелым климат Архангельска, как более сырой по сравнению с климатом их родины. Всего за 8 месяцев реквизиции умерло от разных болезней только в Архангельске 289 человек. Многие умирали в лазаретах в других городах, по дороге, по приезду домой»
Из воспоминаний Дугаржаповой Л.Д.: Старики благодарили его за то, что в годы тыловых работ под Архангельском. Он многих земляков спас от смерти, обладая отменным здоровьем, он выполнял за других несколько норм. Когда в холодных, мокрых траншеях многие страдали от цинги, он еще и подкармливал своих, делясь пайком, так как умел подрабатывать. Цырен-Дари Дамдиновна, 1929 г.р., вспоминает, как ее сосед Самбу-дед, отец Чимитцу Самбуевны, был благодарен Бальжиниме Очирову; до самой смерти он говорил родным, что вернулся только благодаря Очирову Бальжиниме – Хун -Хара баабгай- Человеку - Черному медведю. Такое прозвище крепко закрепилось за ним в Архангельске за могучую силу и выносливость. Проработав осень и зиму, потеряв умершими многих земляков, воспользовавшись революционной суматохой после февральской революции 1917 года, хоринцы самовольно возвратились домой. Среди них был и Бальжинима Очиров. Официальная дереквизиция состоялась в мае 1917года. Вернувшись из далекого края, Очиров завел небольшое хозяйство, родились дети: дочь - Рыгжит(1918г.), сын Бадра (1919г.), дочь Гэсэгма(1926г.). Зажила семья Очирова Бальжинимы скромно, без излишества, но и без нужды, ведь он умел все: и мастерил, и косил, и пахал.
Из воспоминаний Галины Бадраевны, 1957г.р., «Мой отец Бадра Очирович, старший сын Бальжинимы Очирова, вспоминал свое детство с теплотой. Особенно отец любил зиму, потому что у них были салазки и лыжи, сделанные руками Бальжинимы деда. Всем на зависть он ходил гордый и важный, одалживая их детворе ».
Наступил 1927год - год коллективизации. Из архивного документа: «В селе Байрдаша в 1927году была организована коммуна «Сутай». Из воспоминаний Галины Бадраевны: «Когда создавалась первая артель, мне было 10 лет, вспоминал мой отец Бадра Очирович, наш отец Бальжинима первым повел своих коров и телят в общественный скотный двор. Мать была против, до последнего не хотела отдавать «сагаагшан»- кормилицу-корову. Первая коллективная артель – коммуна создавалась с трудом в местности Байрдаша. Крестьяне были недовольны тем, что отдавали свой скот в общественное стадо, не получая ничего взамен. Участились «акты гражданского неповиновения. Сопровождающиеся хулиганскими выходками и высказываниями (особенно часты были «волынки», «бабьи бунты») (1) Несмотря на это сюда
стали переезжать другие семьи. В это время улус Байрдаша становится центром коммуны «Сутай». 15 июля 1931 года на основании решения президиума Мухоршибирского райисполкома (протокол №30) коммуна «Сутай» и сельскохозяйственная артель «имени Карла Маркса» объединились в колхоз имени Карла Маркса. Улус Байрдаша стал крупным поселением в районе.
Воспоминания Занди Замбаловича, старейшины села Хошун-Узур (из школьного музейного архива): «Очирова Б-Н. кулацкое восстание, вспыхнувшее в 1933году в селе Никольское и Хонхолой и прокатившееся по нашим местам, застало на посту председателя Спасся Сутайского совета. С группой активистов БН. Очиров был арестован бандитами и должен был быть расстрелян ночью, но часовой бурят Путон - Доржо помог им сбежать из под ареста». Здесь мы же читаем: «БН. Очиров доставлял сведения о передвижении семеновцев и японцев, также снабжал продуктами питания и оружием партизанский отряд села Большой Куналей. Руководимый командиром партизанского отряда товарищем Алексеевым Ефимом. Ему помогал Базаракшеев Дамби, который погиб от рук предателей - кулаков». Вот таким бесстрашным был сын степей Очиров Бальжинима. Непомерными усилиями бесстрашных людей, как Бальжинима Очиров, была установлена советская власть и подавлено восстание. Снова Бальжинима с тем азартом, который был для него характерен, начинает трудиться в коллективном хозяйстве.
Из архивных документов: Мухоршибирский райисполком в «целях укрупнения колхозов исходя из наличия улучшения всей работы» принимает решение №36 от 28 января 1943 года удовлетворить ходатайство колхозников колхозов имени Карла Маркса и Молотова объединить их в один колхоз имени Молотова с центром – улус Бом Сутайского сельского совета. В это время жители улуса Байрдаша переезжают в центральную хозяйственную усадьбу села Бом, некоторые в Вехний Сутай. Предположительно в это время прекращает свое существование улус Байрдаша.
Шел третий год войны. Бальжинима Очиров переезжает вместе с семьей в улус Харьястка, вступает в колхоз имени Ворошилова. В местности Жаргаланта Бальжинима Очиров возводит субарган в честь ушедших на войну, в честь своего старшего сына Бадра, воевавшего в самом пекле – на Западном фронте. Старший сын Бадра был призван в армию в 1939году, а когда началась война, в числе первых был отправлен на фронт. Он воевал в 1117 зенитно-артиллерийском Севастопольском полку Западного фронта.
В лихие военные времена Бальжинима с женщинами, мальчишками и девчонками, которым было в ту пору по 10-12 лет, пахал, сеял, косил, убирал. Зимой он ходил на охоту, сдавал пушнину для фронта. И каждый день ждал писем с фронта. До войны и после войны
Бальжинима не был завсегдатаем дацанских молебнов, все его считали неверующим, атеистом. Никогда раньше родные не видели его молившимся. Но в годы войны по ночам он усердно молился, перебирая четки. «Возможно, отцовская любовь и молитвы помогли сыну вернуться в улус без единой царапины с орденами и медалями»- пишет в своих воспоминаниях Людмила Дамбаевна. Бадра Очирович награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.», орденом Отечественной Войны II степени. Он вернулся с войны только в 1946 году и начал работать с июня в Гашейском МТС, комбайнером. Бадра Очирович работал бригадиром тракторной бригады Гашейской МТС, после колхоза «Унэн» в 1954-1962годы; в должности главного инженера укрупненного колхоза Знамя Ленина проработал 15лет (1962-1977гг.)
После войны Бальжинима Очиров еще долго работал на разных участках в колхозе, где нужны были его крепкие руки. В 63 года Бальжинима Очиров ушел на заслуженный отдых. Он любил ездить на своем мотоцикле, ездил на нем до преклонного возраста. Было очень забавно видеть огромного старца на таком маленьком мотоцикле. Дед Бальжинима всегда говорил, что он доволен своими детьми и внуками.
У Бальжинимы Очирова 7 детей, 27 внуков, 26 правнуков. Сегодня в селах Мухоршибирского района, районах Бурятии проживают 27 внуков, 26 правнуков, 15 праправнуков. С 2005 года многочисленное потомство Бальжинимы Очирова собираются на обряд возле возведенного им субаргана в Харьястке, где воздают должное памяти своего деда, прадеда.
Выводы:
Вся жизнь Бальжинимы Очирова тесно связана с судьбой своего народа, с историей своего края, ни одна веха истории не прошла мимо него, он был борцом за новое:
тыловые работы в Архангельск;
Был первым председателем коммуны в Сутае (1927-1928гг.) ;
Был первым председателем Сутайского сельского совета - 1933г.;
Был бесстрашным связным партизанского отряда Алексеева;
Создавал первую коммуну «Сутай» в 1927году, сельскохозяйственную артель
имени Карла Маркса - 1931год, колхоз «Молотова» - 1943год;
Вынес все тяготы Великой Отечественной войны на тыловых работах;
Построил Субарган в местности Жаргаланта;
Передовой работник колхоза «им. Ворошилова»;
Свидетель укрупнения колхозов, колхозов: Унэн (1957), «Знамя Ленина»;
Свидетель образования и исчезновения села Байрдаша с карты Мухоршибирского района;
Заключение:
Одним из ярких личностей Тугнуйской долины Мухоршибирского района республики Бурятия, легендарным борцом, активистом колхозного движения по редким воспоминаниям старожилов был Бальжинима Очиров.
В его судьбе отражена история моего края и страны, не будут ошибкой, если я скажу, что судьба Бальжинимы Очирова – зеркало истории моего края.
Список использованной литературы:
выпуск 3, Улан-Удэ, 1992г.
Бродников А.А. «По материалам Восточной Сибири» wwwHYPERLINK "http://www.zaimka.ru/Власть".HYPERLINK "http://www.zaimka.ru/Власть"zaimkaHYPERLINK "http://www.zaimka.ru/Власть".HYPERLINK "http://www.zaimka.ru/Власть"ruHYPERLINK "http://www.zaimka.ru/Власть"/Власть
Жалсанова Б.Ц. «Реквизиция бурят в годы первой мировой войны»
(1926-1917гг.)», газета «Угай зам», спецвыпуск №9, май 2007г.
Заводский А.А. и другие «Слово о земле Хоринской», Улан-Удэ, 1998
Замбалов Занди «Турэл hайхан нютагни», журнал «Байгал», №2 (год не установлен).
Митупов Б.М., Тармаханов Е.Е. «Бурятия в истории СССР», Бурятское книжное
издательство,1981г.