СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк литературных аргументов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный дидактический материал помогает ученику выстроить систему аргументов при написании сочинения-рассуждения на экзамене в 9 классе. Материал может быть использован учителями-предметниками на уроках литературы в 9 классе, на уроках русского языка обобщающего характера, а также родителями выпускников и репетиторами при подготовке учащихся к ОГЭ (задание 15.3).

Просмотр содержимого документа
«Банк литературных аргументов»

БАНК ЛИТЕРАТУРНЫХ АРГУМЕНТОВ

для учеников 9 классов

Направление: дидактические материалы

Материал предоставил: Политова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ОСОШ №1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дидактическому пособию

«Банк литературных аргументов»

Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется сегодня в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является сочинение-рассуждение. Именно его необходимо написать ученикам 9 и 11 классов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Такое сочинение является продуктом речевой деятельности человека и подразумевает создание оригинального письменного текста. Получившийся текст должен заключать в себе смысловую целостность, быть связным и соблюдать последовательность изложения. Рассуждение – это такой тип речи, в котором автор, выразив какую-либо мысль, в результате обдумывания, размышлений над ней выводит аргументированное суждение. Коммуникативная цель текста-рассуждения – объяснить предмет речи или убедить в своей точке зрения на него. Во время построения текста (написания сочинения-рассуждения) устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, приводятся факты, доказательства и аргументы, на основе которых строятся выводы. А в качестве аргументов могут использоваться конкретные примеры из читательского опыта выпускников, другими словами, подбор фактов (не менее двух) для подтверждения собственной позиции. И если вступление и заключение ученику 9 классов не составляет труда выстроить, то аргументация требует особой подготовительной работы. Именно поэтому появилась идея создания данного пособия, которое поможет вспомнить содержание литературного произведения и правильно выстроить цепочку аргументов в сочинении-рассуждении.

Цель пособия: выстраивание системы аргументов при написании сочинения-рассуждения учениками 9 класса

Задачи дидактического материала:

1. создать багаж знаний, необходимый для аргументации собственного мнения при написании сочинения-рассуждения;

2. активизировать мыслительную деятельность при подборе литературных произведений в соответствии с проблемой сочинения;

3. совершенствовать культуру речи выпускников.

Данный дидактический материал можно использовать учителям-предметникам на уроках литературы в 9 классе, на уроках русского языка обобщающего характера, а также родителям выпускников и репетиторам при подготовке учащихся к ОГЭ (задание 15.3).

Данное пособие уникально, так как весь материал подобран лично, с учётом работы именно над заданием 15.3, которое также на экзамене является новым. Ранее данное дидактическое пособие нигде не было представлено и не применялось.

В результате использования дидактического пособия все ученики грамотно аргументируют свои мысли и набирают за сочинение-рассуждение высокий балл.

Дидактический материал способствует развитию следующих компетенций:

Предметная компетенция (способность применять предметные знания на практике): видеть в тексте главное, работать с контекстом, уметь определять проблему в произведении и подбирать литературный материал в соответствии с заданной проблемой, видеть границы темы.

Познавательная компетенция: понимание и интерпретация текстов, умение видеть в художественном тексте предмет познания, соотнесение языкового анализа с художественным осмыслением единиц текста.

Деятельностная компетенция: умение строить индивидуальную, парную и групповую деятельность (выбор форм обучения зависит от профессиональной задачи педагога).

Языковая компетенция: обобщение сведений о произведении, умение видеть в языке другого времени реалии современного языка, умение соотносить композицию текста с авторской мыслью.

Коммуникативная компетенция: способность вступать в коммуникацию, в том числе письменную, приобретение навыков работы с текстовым материалом, умение использовать этот материал, умение аргументировать и логически структурировать собственный текст.

В условиях современного образовательного процесса немаловажную роль играет способ обобщения учебного материала при подготовке к экзаменам. В современном мире объем знаний увеличивается с каждым годом, поэтому важно научить школьника обобщать полученные знания, особенно, если они представляют собой читательский опыт, чаще всего размытый и неосмысленный, состоящий из нагромождений имён героев, названий произведений, их жанров.

В пособии представлен литературный материал обобщающего характера, собранный учениками 9 класса в соответствии со всевозможными темами сочинений-рассуждений.

Материал расположен в таблице следующим образом:

Проблема/цитата

автор

название

герои

содержание

Ученики используют для составления подобной таблицы отдельную тетрадь, называя её «Банк литературных аргументов» и заполняют таблицу после чтения произведения и его тщательного анализа.

НАПРИМЕР: после знакомства с рассказом А. Платонова «Юшка» в тетради появляется такая запись:

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

/ «Берегите в себе человека» (А. Чехов)

А. Платонов

«Юшка» (рассказ)

Юшка (Ефим)

Девушка (приемная дочь Юшки)



Ефим был рад, что дети его мучают, потому, как считал, что если им до него дело есть, значит, они его любят, только проявлять свою любовь пока не умеют. 


Пополнять «Банк…» можно в конце урока в группе, паре и индивидуально, а можно предложить в качестве домашнего задания. Такая кропотливая работа ведется в течение всего года. После каждого изученного произведения ученики пополняют аргументами свой «Банк…», занося в колонки фамилию автора, название произведения, перечисляя героев и определяя центральную проблему произведения.

Однако возможно и представление таблицы непосредственно перед написанием сочинения в качестве памятки-помощника для мало читающих учеников. Тогда при подборе примеров из произведений художественной литературы, ребята смогут грамотно аргументировать свои мысли и получить за сочинение высокий балл.

Таблица может быть дополнена другими вариантами проблем, а каждая из проблем представлена иным произведением. Таким образом, возможно совершенствование данного дидактического материала, расширение его границ.

Дидактический материал «Банк литературных аргументов» был использован для подготовки выпускников 9б класса (2014-2015 уч. год) и показал свою эффективность: качество написания сочинения-рассуждения на экзамене было высоким. Кроме того, в результате его применения ребята научились отбору литературных произведений в зависимости от проблемы, усовершенствовали собственную речь, обобщили литературный материал. Эти УУД станут их опорой при написании сочинения и в 11 классе.

Проблема/цитата

автор

название

герои

содержание

ДРУЖБА

/Старый друг лучше новых двух.

/Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

/ Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

А. Погорельский

«Чёрная курица или подземные жители» (волшебная повесть)

Алёша

Министр подземного царства или Чернушка

Подземные жители

Дружба между мальчиком Алёшей и министром Чернушкой закончилась предательством

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

/ «Берегите в себе человека» (А. Чехов)

А. Платонов

«Юшка» (рассказ)

Юшка (Ефим)

Девушка (приемная дочь Юшки)



Ефим был рад, что дети его мучают, потому, как считал, что если им до него дело есть, значит, они его любят, только проявлять свою любовь пока не умеют. 


СОСТРАДАНИЕ

/ И собака помнит, кто её кормит.


Л. Андреев

«Кусака» (рассказ)

Бездомная собака

обитатели дачи

пьяница

девушка Леля

Люди кормили Кусаку, а она с каждым днем подходила к ним все ближе, но все равно была готова убежать и спрятаться от любого резкого движения.


А. Чехов

«Тоска» (рассказ)

Извозчик Иона Потапов

Пытаясь найти отклик на свое терзающее душу горе у своих коллег, он натыкается на равнодушие.

Переполнившая грудь тоска рвется наружу, но слушателя нет. Он идет к своей лошади и сам не замечает, как изливает душу своей «кобылочке», разговаривая с ней, как с человеком. Лошадь оказывается единственным существом, способным разделить горе хозяина.


ЛЮБОВЬ

"Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем."
Л.Толстой

Джек Лондон

«Любовь к жизни» (рассказ)

Два путника-человека-золотоискателя

Желание выжить оказалось превыше страха и всего золота

И. Бунин

«Тёмные аллеи» (рассказ)

Николай Алексеевич и Надежда не виделись тридцать лет.

Настоящая любовь не проходит и не забывается, она не имеет срока давности

ДОБРОТА и МИЛОСЕРДИЕ

/ Добро не уйдёт, а зло пропадёт.
/ На свете не без добрых людей.

/ Доброе слово лучше мягкого пирога.

В. Распутин

«Уроки французского» (автобиографический рассказ)

Мальчик

Лидия Михайловна

Директор школы

Лидия Михайловна, видя, что мальчик отказывается принимать помощь, пошла на новую хитрость – она научила его новой игре на деньги – «пристенке». За этой игрой они и проводили вечера. Но однажды их застал директор. Лидия Михайловна призналась ему, что играет с учеником на деньги, а через несколько дней после этого уволилась и уехала к себе домой, на Кубань. Зимой герой получил еще одну посылку – ящик, полный макарон, под которыми лежали три больших красных яблока.

ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

/ Честь дороже денег.



В. Железняков

Ролан Быков (режиссер)

«Чучело» (повесть)

«Чучело» (х/фильм)

Лена Бессольцева

Дедушка Николай Николаевич

Дима Сомов

Весь класс объявляет Лене бойкот. А она надеется, что Дима сознается в предательстве. Но он не только не признается – он еще и присоединяется к другим ученикам, издевающимся над Леной. В результате Лена вместе с дедушкой уезжает из города. Перед отъездом Николай Николаевич дарит школе картину – портрет бабушки, точной копией которой является Лена. Остальную коллекцию дедушка дарит городу. В классе узнают правду от Попова. Ученики чувствуют свою вину перед Леной. На доске в классе появляется надпись: «Чучело, прости нас!»




СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

/ Сильный человек – это не тот, кто побеждает слабого, а тот, кто помогает слабому стать сильным.

Б. Полевой

«Повесть о настоящем человеке»

Алексей Мересьев

Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги в области голени из-за гангрены. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами.

КРАСОТА

/Красота спасет мир (Достоевский)

М. Цветаева

Б. Пастернак

Стихотворение «Бабушке»

Стихотворение «Любить иных - тяжёлый крест…»






НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ

/ Чтоб других учить, надо свой разум наточить

В. Распутин

«Уроки французского» (автобиографический рассказ)

Мальчик

Лидия Михайловна

Директор школы


ПРИРОДА – ЭТО…

/Природа – мать, умей её оберегать

С. Есенин

«Вот уж вечер…»

Лирический герой

Вечер, роса, герой стоит у ивы, лунный свет, песнь соловья – всё создает ощущение тепла и уюта





4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!