БАНК ЛИТЕРАТУРНЫХ АРГУМЕНТОВ
для учеников 9 классов
Направление: дидактические материалы
Материал предоставил: Политова Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ОСОШ №1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дидактическому пособию
«Банк литературных аргументов»
Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется сегодня в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является сочинение-рассуждение. Именно его необходимо написать ученикам 9 и 11 классов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Такое сочинение является продуктом речевой деятельности человека и подразумевает создание оригинального письменного текста. Получившийся текст должен заключать в себе смысловую целостность, быть связным и соблюдать последовательность изложения. Рассуждение – это такой тип речи, в котором автор, выразив какую-либо мысль, в результате обдумывания, размышлений над ней выводит аргументированное суждение. Коммуникативная цель текста-рассуждения – объяснить предмет речи или убедить в своей точке зрения на него. Во время построения текста (написания сочинения-рассуждения) устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, приводятся факты, доказательства и аргументы, на основе которых строятся выводы. А в качестве аргументов могут использоваться конкретные примеры из читательского опыта выпускников, другими словами, подбор фактов (не менее двух) для подтверждения собственной позиции. И если вступление и заключение ученику 9 классов не составляет труда выстроить, то аргументация требует особой подготовительной работы. Именно поэтому появилась идея создания данного пособия, которое поможет вспомнить содержание литературного произведения и правильно выстроить цепочку аргументов в сочинении-рассуждении.
Цель пособия: выстраивание системы аргументов при написании сочинения-рассуждения учениками 9 класса
Задачи дидактического материала:
1. создать багаж знаний, необходимый для аргументации собственного мнения при написании сочинения-рассуждения;
2. активизировать мыслительную деятельность при подборе литературных произведений в соответствии с проблемой сочинения;
3. совершенствовать культуру речи выпускников.
Данный дидактический материал можно использовать учителям-предметникам на уроках литературы в 9 классе, на уроках русского языка обобщающего характера, а также родителям выпускников и репетиторам при подготовке учащихся к ОГЭ (задание 15.3).
Данное пособие уникально, так как весь материал подобран лично, с учётом работы именно над заданием 15.3, которое также на экзамене является новым. Ранее данное дидактическое пособие нигде не было представлено и не применялось.
В результате использования дидактического пособия все ученики грамотно аргументируют свои мысли и набирают за сочинение-рассуждение высокий балл.
Дидактический материал способствует развитию следующих компетенций:
Предметная компетенция (способность применять предметные знания на практике): видеть в тексте главное, работать с контекстом, уметь определять проблему в произведении и подбирать литературный материал в соответствии с заданной проблемой, видеть границы темы.
Познавательная компетенция: понимание и интерпретация текстов, умение видеть в художественном тексте предмет познания, соотнесение языкового анализа с художественным осмыслением единиц текста.
Деятельностная компетенция: умение строить индивидуальную, парную и групповую деятельность (выбор форм обучения зависит от профессиональной задачи педагога).
Языковая компетенция: обобщение сведений о произведении, умение видеть в языке другого времени реалии современного языка, умение соотносить композицию текста с авторской мыслью.
Коммуникативная компетенция: способность вступать в коммуникацию, в том числе письменную, приобретение навыков работы с текстовым материалом, умение использовать этот материал, умение аргументировать и логически структурировать собственный текст.
В условиях современного образовательного процесса немаловажную роль играет способ обобщения учебного материала при подготовке к экзаменам. В современном мире объем знаний увеличивается с каждым годом, поэтому важно научить школьника обобщать полученные знания, особенно, если они представляют собой читательский опыт, чаще всего размытый и неосмысленный, состоящий из нагромождений имён героев, названий произведений, их жанров.
В пособии представлен литературный материал обобщающего характера, собранный учениками 9 класса в соответствии со всевозможными темами сочинений-рассуждений.
Материал расположен в таблице следующим образом:
Проблема/цитата | автор | название | герои | содержание |
Ученики используют для составления подобной таблицы отдельную тетрадь, называя её «Банк литературных аргументов» и заполняют таблицу после чтения произведения и его тщательного анализа.
НАПРИМЕР: после знакомства с рассказом А. Платонова «Юшка» в тетради появляется такая запись:
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / «Берегите в себе человека» (А. Чехов) | А. Платонов | «Юшка» (рассказ) | Юшка (Ефим) Девушка (приемная дочь Юшки) | Ефим был рад, что дети его мучают, потому, как считал, что если им до него дело есть, значит, они его любят, только проявлять свою любовь пока не умеют. |
Пополнять «Банк…» можно в конце урока в группе, паре и индивидуально, а можно предложить в качестве домашнего задания. Такая кропотливая работа ведется в течение всего года. После каждого изученного произведения ученики пополняют аргументами свой «Банк…», занося в колонки фамилию автора, название произведения, перечисляя героев и определяя центральную проблему произведения.
Однако возможно и представление таблицы непосредственно перед написанием сочинения в качестве памятки-помощника для мало читающих учеников. Тогда при подборе примеров из произведений художественной литературы, ребята смогут грамотно аргументировать свои мысли и получить за сочинение высокий балл.
Таблица может быть дополнена другими вариантами проблем, а каждая из проблем представлена иным произведением. Таким образом, возможно совершенствование данного дидактического материала, расширение его границ.
Дидактический материал «Банк литературных аргументов» был использован для подготовки выпускников 9б класса (2014-2015 уч. год) и показал свою эффективность: качество написания сочинения-рассуждения на экзамене было высоким. Кроме того, в результате его применения ребята научились отбору литературных произведений в зависимости от проблемы, усовершенствовали собственную речь, обобщили литературный материал. Эти УУД станут их опорой при написании сочинения и в 11 классе.
Проблема/цитата | автор | название | герои | содержание |
ДРУЖБА /Старый друг лучше новых двух. /Не имей сто рублей, а имей сто друзей. / Крепкую дружбу и топором не разрубишь. | А. Погорельский | «Чёрная курица или подземные жители» (волшебная повесть) | Алёша Министр подземного царства или Чернушка Подземные жители | Дружба между мальчиком Алёшей и министром Чернушкой закончилась предательством |
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / «Берегите в себе человека» (А. Чехов) | А. Платонов | «Юшка» (рассказ) | Юшка (Ефим) Девушка (приемная дочь Юшки) | Ефим был рад, что дети его мучают, потому, как считал, что если им до него дело есть, значит, они его любят, только проявлять свою любовь пока не умеют. |
СОСТРАДАНИЕ / И собака помнит, кто её кормит.
| Л. Андреев | «Кусака» (рассказ) | Бездомная собака обитатели дачи пьяница девушка Леля | Люди кормили Кусаку, а она с каждым днем подходила к ним все ближе, но все равно была готова убежать и спрятаться от любого резкого движения. |
А. Чехов | «Тоска» (рассказ) | Извозчик Иона Потапов | Пытаясь найти отклик на свое терзающее душу горе у своих коллег, он натыкается на равнодушие. Переполнившая грудь тоска рвется наружу, но слушателя нет. Он идет к своей лошади и сам не замечает, как изливает душу своей «кобылочке», разговаривая с ней, как с человеком. Лошадь оказывается единственным существом, способным разделить горе хозяина. |
ЛЮБОВЬ "Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем." Л.Толстой | Джек Лондон | «Любовь к жизни» (рассказ) | Два путника-человека-золотоискателя | Желание выжить оказалось превыше страха и всего золота |
И. Бунин | «Тёмные аллеи» (рассказ) | Николай Алексеевич и Надежда не виделись тридцать лет. | Настоящая любовь не проходит и не забывается, она не имеет срока давности |
ДОБРОТА и МИЛОСЕРДИЕ / Добро не уйдёт, а зло пропадёт. / На свете не без добрых людей. / Доброе слово лучше мягкого пирога.
| В. Распутин | «Уроки французского» (автобиографический рассказ) | Мальчик Лидия Михайловна Директор школы | Лидия Михайловна, видя, что мальчик отказывается принимать помощь, пошла на новую хитрость – она научила его новой игре на деньги – «пристенке». За этой игрой они и проводили вечера. Но однажды их застал директор. Лидия Михайловна призналась ему, что играет с учеником на деньги, а через несколько дней после этого уволилась и уехала к себе домой, на Кубань. Зимой герой получил еще одну посылку – ящик, полный макарон, под которыми лежали три больших красных яблока. |
ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО / Честь дороже денег.
| В. Железняков Ролан Быков (режиссер) | «Чучело» (повесть) «Чучело» (х/фильм) | Лена Бессольцева Дедушка Николай Николаевич Дима Сомов | Весь класс объявляет Лене бойкот. А она надеется, что Дима сознается в предательстве. Но он не только не признается – он еще и присоединяется к другим ученикам, издевающимся над Леной. В результате Лена вместе с дедушкой уезжает из города. Перед отъездом Николай Николаевич дарит школе картину – портрет бабушки, точной копией которой является Лена. Остальную коллекцию дедушка дарит городу. В классе узнают правду от Попова. Ученики чувствуют свою вину перед Леной. На доске в классе появляется надпись: «Чучело, прости нас!» |
СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК / Сильный человек – это не тот, кто побеждает слабого, а тот, кто помогает слабому стать сильным. | Б. Полевой | «Повесть о настоящем человеке» | Алексей Мересьев | Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги в области голени из-за гангрены. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами. |
КРАСОТА /Красота спасет мир (Достоевский) | М. Цветаева Б. Пастернак | Стихотворение «Бабушке» Стихотворение «Любить иных - тяжёлый крест…» | | |
НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ / Чтоб других учить, надо свой разум наточить | В. Распутин | «Уроки французского» (автобиографический рассказ) | Мальчик Лидия Михайловна Директор школы | |
ПРИРОДА – ЭТО… /Природа – мать, умей её оберегать | С. Есенин | «Вот уж вечер…» | Лирический герой | Вечер, роса, герой стоит у ивы, лунный свет, песнь соловья – всё создает ощущение тепла и уюта |
4