Банк методик для детей с ОВЗ
Методика «Лесенка»
Автор: В. Г. Щур
Цель: изучение самооценки младших школьников.
Учебные материалы: у ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Инструкция:
1. «Возьми красный карандаш и послушай задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) –хорошие, здесь (показать четвертую) –ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) –плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) –самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».
2. Повторить инструкцию еще раз.
3. Поблагодарить за работу.
Кроме: детей с УО, детей с тяжелыми нарушениями зрения
Тест агрессивности
Автор: Л. Г. Почебут
Цель: Диагностика агрессивного поведения.
Инструкция:
«Предлагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже
утверждений»
Кроме: детей с УО, детей с СДВГ
Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
Автор: А. М. Прихожан
Цель: определение уровня личностной тревожности.
Описание теста: Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы было интереснее придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо.
Кроме: детей с тяжелыми нарушениями речи, детей с ЗПР, детей с УО
Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность»
(для учащихся 1 классов)
Автор: А. Л. Венгер
Цель: выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника.
Описание: Взрослый задает вопросы ребенку. Задача ребенка ответить какой ответа ему больше нравится.
Кроме: -
Методика 3 «Коммуникативные способности» (Веракса Н. Е.)
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.
Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.
Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.
Кроме: детей с тяжелыми нарушениями зрения, детей с УО
Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).
Цель: выявление уровня коммуникативных навыков
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: 7-8 лет
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.
Кроме: детей с ДЦП, детей с тяжелыми нарушениями речи, детей с УО.