СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк заданий на развитие речи по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собран разнообразный дидактический материал для закрепления знаний и навыков правописания и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.  Это  может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся  при подготовке к ЕГЭ. Задания расположены от простого к сложному,  некоторые задания позволяют попутно повторить орфограммы корней с чередованиями.

Просмотр содержимого документа
«Банк заданий на развитие речи по теме "Деепричастие"»


(МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ ДЛЯ 6-Х КЛАССОВ)

Собран разнообразный дидактический материал для закрепления знаний и навыков правописания и употребления деепричастий и деепричастных оборотов. Это может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Задания расположены от простого к сложному, некоторые задания позволяют попутно повторить орфограммы корней с чередованиями.

Имеются задания, которые закрепляют умение находить деепричастные обороты, определять их границы, правильно расставлять знаки препинания; тренировочные упражнения на закрепление правописания «НЕ с деепричастиями».

Благодаря заданиям по образованию деепричастий совершенного и несовершенного вида учащиеся смогут самостоятельно образовывать деепричастия от глаголов при помощи суффиксов.

Задания по развитию речи включают в себя:

-конструирование предложений;

-исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов;

-создание художественных текстов с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.

















ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»


Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.


  1. Прочитав все словари мы не спали до зари.

  2. Простираясь перед нами равнина манила цветами.

  3. Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.

  4. Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.

  5. Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.

  6. Касаясь этого звонка слышу трель издалека.

  7. Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.



-зар- -зор-



-гор- -гар-



-раст- -рос- -ращ-



-кас- -кос-



-бер- -бир-



-тер- -тир-



-чет- -чит-



-равн- -ровн-



-скак- -скоч-



-плав- -плов- -плыв-



-мак- -мок-









ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»


Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.


  1. Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно.

  2. Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт.

  3. Выскочив из зарослей пушистенький зверёк скакал настолько быстро, что я догнать не смог.

  4. Употребляя некоторые словосочетания мы не можем избежать наказания.

  5. Добиваясь своих прав в Ростов поехал Ростислав.

  6. Приложив немного сил пловец пловчиху угостил.

  7. Скаковая лошадь разогнавшись едва не налетела на проезжавших.

  8. Обмакнув кисть в краску вы испортили лист совершенно напрасно.

  9. Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный.



-зар- -зор-



-гор- -гар-



-раст- -рос- -ращ-



-кас- -кос-



-бер- -бир-



-тер- -тир-



-чет- -чит-



-равн- -ровн-



-скак- -скоч-



-плав- -плов- -плыв-



-мак- -мок-



ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

« ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ»


Задание №1.

Спишите предложения, раскрывая скобки


(Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи.

Женщина (не)доумевала, куда исчез билет.

Приходилось работать, (не) жалея сил.

(Не) жалей сил на хорошее дело!

Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча.


Задание №2

Спишите, раскрывая скобки.


(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

(Не) зная брода, (не) суйся в воду.

(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

(Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола.




Задание №3

Замените выделенные слова деепричастиями с НЕ


Ласточки без умолку щебетали.

Снег шёл беспрестанно всю неделю.

Сельчане без устали работали в поле.











СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ


1 Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь, вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом, не_щадя сил.


2 Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин, не_давая обещаний, не_навидя трусость, не_глядя по сторонам, работает не_торопясь, не_покладая рук, не_доиграв партии, смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись.






























ОТМЕТЬТЕ СЛИТНЫЕ НАПИСАНИЯ




(НЕ) ВИДЯ


(НЕ) ВЕРЯ


(НЕ) ДОУМЕВАЯ


(НЕ) НАХОДЯ


(НЕ) ЗАМЕЧАЯ


(НЕ) ПРОИЗНОСЯ


(НЕ) СТИХАЯ


(НЕ) НАВИДЯ


(НЕ) ДОЖДАВШИСЬ


(НЕ) УЗНАВ


(НЕ) РАДУЯСЬ


(НЕ) ЧУВСТВУЯ


(НЕ) СТРАШАСЬ


(НЕ) ВОЗМУЩАЯСЬ


(НЕ) ВЗЛЮБИВ


(НЕ) ПРИПОМИНАЯ


(НЕ) УМОЛКАЯ


(НЕ) ПОМНЯ


(НЕ) ГОДУЯ





ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД»

Задание №1

Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки.


Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.

(Не) спеша бродят медведи.

Листва берёз висит (не) шелохнувшись.

Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.

Лёжа пищи (не) добудешь.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.


Задание №2

Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.

Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.


Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять,

издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть,

сдвигать, сдаться, упереться.













Задание №3

От данных глаголов образуйте деепричастия, использовав, где возможно, суффиксы -А,-Я, -В,

-ВШИ, -ШИ, -УЧИ, -ЮЧИ.


Прочищать, прочистить, обуть, обувать, обессилеть, обессилить, шагать, шагнуть, откликнуться, откликаться, тонуть, танцевать, участвовать, предчувствовать, предупредить, предупреждать, прекратить, прекращать, носить, нести, возить , везти, быть, бывать, написать, завязать, намазать, мурлыкать, кричать, крикнуть, колебать, звучать, сидеть, сесть, выжечь, смять, протереть, бить, стать, брить, ошибиться, реветь, дать, есть.


Задание №4

Выделите деепричастия, указав вид и соотнесённость

во времени действия, выраженного деепричастием, с действием, выраженным глаголом в личной форме.


1.Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

2.Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

3.Клубятся тучи, млея в блеске алом.

Хотят в росе понежиться поля.

В последний раз за третьим перевалом

Пропал ямщик, звеня и не пыля.

4.Пронеслась роза седая,

Разлетевшись по лазури.

5.Не любивши тебя,

В сёлах слыл молодцом,-

А с тобою, мой друг,

Города нипочём!




Задание №5

1.Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида.

Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.


Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать, стрекотать, мёрзнуть, волноваться.


2.Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида.


Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, увести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.


Задание №6

Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах.


1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.

2.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.

3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.

4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.

5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.












Задание №6

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.


1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.


Задание №7

Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.


1.Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

2.Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

3.Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.

4.Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

5.Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

6.Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.

7.Услышав о разведке, Пете стало весело.





Задание №7

Найдите деепричастия совершенного и несовершенного вида


Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши- маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь вокруг пенька.



Задание №8

Замените отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ (-СЬ).


Борьба-

охота-

встреча-

остановка-

обтирание-

занятие-

прогулка-

купание-

сопротивление-

подъём-

подготовка-

ученье-













ВЫДЕЛИТЕ ЗАПЯТЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ


Задание №1

Робко свечу потушив я подхожу к окну.

Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый

Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.



Задание №2

Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого

коня.

Звезда полей горит не угасая.

Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.

Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в

полдень.

Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно

искренне любить.


Задание №3

Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.

Савельич дремля качался на облучке.

Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.

Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.



Задание №4

Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове.

Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки.

Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.

В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал.


Задание №5

Подчеркните деепричастные обороты.


1.Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову.

2.(Слушать) разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота.

3.(Работать) спустя рукава, закатав рукава, пришив рукава.

4.Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку.

5.Открыв глаза, выпучив глаза, глядя в глаза.

6.Перемахнув через забор, махнув на сына рукой, махнув сыну рукой.





















УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ

Задание №1

Выберите грамматически правильное продолжение предложения


  1. Пользуясь толковым словарём,

а) сначала читается вступительная статья.

б) меня поразило богатство нашего языка.

в) обратите внимание на иллюстративный материал.

г) многие слова окажутся вам неизвестными.

  1. Обдумав план сочинения,

а) я стал подбирать эпиграф.

б) композиция не должна быть нарушена.

в) много было распределено время.

г) требуется знание художественного произведения.


  1. Работая над рецензией,

а) главная мысль определяется не сразу.

б) была дана оценка тексту.

в) определите сначала главную мысль текста.

г) анализируются языковые средства выразительности текста.


  1. Анализируя творчество Пушкина,

а) литературоведов ждёт ещё много открытий.

б) обнаруживаются черты многих жанров и направлений.

в) невольно поражаешься разносторонности его таланта.

г) талант его вызывает восхищение.


  1. Решая задачу,

а) прочитайте внимательно условие.

б) используются справочники.

в) нельзя пользоваться калькулятором.

г) может быть несколько ответов.

Задание №2

Отредактируйте примеры, объясните ошибки в употреблении деепричастий.


    1. Закончив покосы, началась уборка урожая

    2. Окна были ярко освещены, подойдя к дому.

    3. Посетив зоопарк, он нам понравился.

    4. Мы обсудили её, прочитав книгу.

    5. Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки.

    6. Сделав уроки, у меня заболели глаза.

    7. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

    8. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

    9. Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.

    10. Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.

    11. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке.



Задание №3

СЛОЖНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Выберите из скобок подходящие по смыслу предложения.

Я жил (не)дорослем (гоняя, гонявши) голубей и (играя, игравши) в чехарду с дворовыми мальчишками.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки.

(Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я увидел что буря утихла.

(Приезжая, приехав) в Оренбург я прямо явился к генералу.


РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ


Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде 18 века, но понять её мешают грамматические ошибки. Исправьте их.


1.Пытаясь сохранить макияж, у дам в 18 веке было принято умываться не каждый день.

Ключ:

Пытаясь сохранить макияж, дамы в 18 веке умывались не каждый день.


2.Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.

Ключ:

Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.


3.Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

Ключ:

Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».















Исправьте грамматические ошибки


1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

Ключ:

Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об

этом людям.


2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

Ключ:

Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство

художника.


3.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы

открыли для себя много интересного.

Ключ:

Познакомившись с творчесвтом Айвазовского и изучив его

биографию, мы открыли для себя много интересного.


















Задание

Составьте текст- описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:


1.всматриваясь в картину;

2.символизируя смелость и отвагу;

3.напряжённо вглядываясь;

4.высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5.готовясь вступить в смертельную схватку;

6.внушая страх противнику;

7.спокойно наклонив голову;

8.почуя врага;

9.лукаво улыбаясь;

10.поражая находчивостью;

11.держа в правой руке гусли;

12.не боясь вражеских полчищ;

13.как будто возвышаясь над землёй;

14.мужественно защищая своё Отечество.




















Задание

Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского

Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можно использовать материал стихотворения Р.Саути.


Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,_______________, устремляются вниз с огромной высоты__________________.

Они,___________________, неостановимо бегут наперегонки,

___________________________. Вот они,________________,

Переливаются под лучами солнца, а вот,__________________,

Сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________________, веками удивляет человека?


























Задание

Работа с текстом по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставляя знаки препинания.


Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронила голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.




Ключ:



Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронив голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания,сжимая сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратившись в плотную стену. Серое небо, навевая тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.




ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»


Допишите деепричастия.



а


я


а


я


а


я


а


я


а


я


а


я


ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»


    1. ПРИДУМАЙТЕ:

-15 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –С-, а корень начинался с буквы –С- ;

-10 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –З-, а корень начинался с буквы _-З-.


13.ЗАМЕНИТЕ:

отглагольные существительные

глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ- (-СЬ).

Борьба, охота, встреча, остановка, обтирание, занятие, прогулка, купание, сопротивление, подъём, подготовка, ученье.















ИГРА «СТРАННЫЕ СООТВЕТСТВИЯ»


ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЕ ОДНУ БУКВУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ДЕЕПРИЧАСТИЕ




М

О

Л

О

Д

А

Я












Г

И

Р

Я









И

Д

Е

Я









Д

О

Л

Я









Ф

Е

Я










С

О

Я







ИГРА «ВОССТАНОВИМ ИСТИНУ»


ЗАДАНИЕ: допишите деепричастия.





а


я



а


я



а


я



а


я



а


я



а


я



ЗАДАНИЕ: отыщите 10 деепричастий


Н


А

Д

А


П

У

Д


А

М

Е


В

А

Я


А

Я

С


Ь

Я


ЗАДАНИЕ: образуйте деепричастия от существительных, заменив одну букву.

УДАВ –

ВОЛ –

ЛАК –

СТОЛ –

ВЕК –

КЛЮЧ: удав - упав, вол - воя, лак - лая, стол - стоя, век – вея.



ГРАММАТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД

























































Впишите в клетки деепричастия


По горизонтали

1.Орхидея, холодея

2.Прощая, провал

3.Пряча, удача


По вертикали

1.Хлопая, хлорка

2.Локоть, лопоча

3.Диван, думая


Ключ: холодея, прощая, пряча, хлопая, лопоча, думая




ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПУТАНИЦА»

Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты


Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и всё перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.


Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)


Ключ:


Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама 18 века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву)









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Дидактический материал

по русскому языку 6 класс», Москва, Просвещение, 1983 год

  1. Н.О.Крамаренко «Уроки русского языка в 7 классе», Волгоград, 2000 год

  2. А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс», Москва, 1998 год

  3. Е.А.Полежаева «Современные открытые уроки русского языка 7 класс», Ростов-на-Дону, 2002 год

  4. М.М.Разумовская «Русский язык. 6 класс», Москва, 2001 год

  5. Н.В.Сиденко «Поурочные планы по русскому языку. 7 класс», Волгоград,2001 год

  6. Н.И.Степченко «Сборник диктантов. 1-9 классы», Екатеринбург, 1999 год

  7. Т.П.Шабалкова «Сборник диктантов и изложений», Волгоград, 2007 год








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!