Банк заданий
по направлениям коррекционной работы.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
Технология:
Лепка
Аппликация
Мозаика из различных материалов: бумага (из обрывков цветной бумаги), крупа (горох, рис, пшёнка и т.д.)
Рукоделие: ниткоплетение, бисероплетение.
Изо:
Рисование по контурам: ученик должен соединить точки, чтобы получился завершённый рисунок.
Использование разных техник рисования: пальчиками, руками, кисточками, пластилином, губой и т.д.
Окружающий мир
Шнуровка
«Назови свойства предмета» - ученик засовывает руку в мешок, выбирает предмет, и не доставая его, называет его свойства (какой он на ощупь).
Математика
Упражнения с мелкими предметами - решение примеров и задач с помощью палочек, спичек, кружков и т.д.
Графические диктанты
Рисование геометрических фигур по точкам:
Русский язык
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
Пальчиковые упражнения с использованием различных предметов (ручка, линейка, карандаш, мячи, бигуди-липучки)
Литературное чтение
Пальчиковые игры ( дидактические, театрализованные («Театр в руке»), сюжетно ролевые)
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Развитие навыков каллиграфии:
Образ буквы ребёнок изучает через осязание (ощупывает наколки букв или их элементы). Также в качестве трафарета можно использовать и другие материалы: нитки, песок, разные виды круп.
Группировка букв по общим элементам: «буквы – колёса» ( прописные: б, о, с, ф, ю), «буквы – ракеты» (прописные: л, м), «буквы – жучки» (прописные: х, ж), «буквы крючки» (прописные: к, ч), «буквы- заборы (прописные ш, щ, и, ц).
«Вышивание крестиком» - ударный слог в слове изобразить большим крестом «Х», а безударный – маленьким крестиком «х»:
Х х – школа, шило, сито
х х Х – молоко, золотой, молодой
*Можно подобрать слова на любое правило, которое изучают на уроке.
Н
адо убежать от волка. Ученики находят кочки, по которым можно перейти через болото, но есть условие – встать можно на кочки, где есть буквы с одинаковыми элементами.
Фонетико-фонематические представления и звуковой анализ:
Даётся задание: например, поймать слова со звуком «л». Ребёнок берет «удочку» с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с) Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ученик должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка – мышка, удочка – уточка, мак - рак коза – коса, кит – кот, трава – дрова, усы – уши.
Развитие зрительного восприятия и узнавания:
У
ченик должен постараться как можно быстрее сосчитать сколько раз встречается:
Круг
Квадрат
Треугольник
Ромб
Прямоугольник
У
ченик должен изобразить как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник (квадрат, прямоугольник и т.д.), пример:
Составить из 12 палочек 5 квадратов.
Убрать 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось.
Переложить 3 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.
и т.д.
Развитие артикуляционной моторики:
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
«На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.»
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд - назад.
Обратите внимание:
Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
Рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;
одинаково в обе щеки, поочерёдно надувая то левую, то правую щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «и». Передние верхние и нижние зубы обнажены.
«Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!»
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «у».
«Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.»
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
«Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.»
Формирование обобщённых представлений о свойствах предмета; группировка и классификация:
Математика:
Распределение геометрических фигур по цвету, форме.
Окружающий мир:
Распределение картинок по царствам: «Растения», «Животные», «Грибы».
«Описание предмета»
Ученику или паре учеников даётся предмет, задача учеников пописать этот предмет по форме, цвету, размеру, на ощупь, затем даётся ещё несколько предметов, разных по свойствам, ученики должны сказать, чем они отличаются, и распределить их по схожим признакам.
Развитие слухового внимания и памяти:
Учитель называет слово и передаёт «эстафету» следующему ученику, этот ученик называет слово учителя и говорит своё слово и передаёт «эстафету» следующему и т.д. Все слова должны быть связаны между собой, например, слова на тему «Природа», «Животные», «Транспорт и т.д.
Ученику выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря:
Учитель кидает детям мяч, называя животное. Ученик ловит мяч, вспоминает это животное, рассказывает о нём, и называя другое животное бросает мяч другому ученику.
Подбор слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своём объединении какой либо объект сходными качественными признаками. Ученики должны составить своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой, пример:
- исходное слово «кошка»
- Кошка бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная …
- Что ещё бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор …
- Каким ещё может быть платье?
- шелковым, новым, прямым … и т.д.
Ученикам по очереди предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие, пример: