СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк заданий по коррекционно-развивающей работе с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Банк заданий по коррекционно-развивающей работе с детьми.»

Банк заданий

по направлениям коррекционной работы.

  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

      • Технология:

        • Лепка

        • Аппликация

        • Мозаика из различных материалов: бумага (из обрывков цветной бумаги), крупа (горох, рис, пшёнка и т.д.)

        • Рукоделие: ниткоплетение, бисероплетение.

      • Изо:

        • Рисование по контурам: ученик должен соединить точки, чтобы получился завершённый рисунок.



        • Штриховки с различным направлением движения руки - выполнение различных видов штриховок по образцам:



















        • С илуэтные штриховки – копирование рисунка, выполняя штриховку по заданному образцу:















        • Использование разных техник рисования: пальчиками, руками, кисточками, пластилином, губой и т.д.

      • Окружающий мир

        • Шнуровка

        • «Назови свойства предмета» - ученик засовывает руку в мешок, выбирает предмет, и не доставая его, называет его свойства (какой он на ощупь).



      • Математика

        • Упражнения с мелкими предметами - решение примеров и задач с помощью палочек, спичек, кружков и т.д.

        • Графические диктанты

        • Рисование геометрических фигур по точкам:









      • Русский язык

        • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

        • Пальчиковые упражнения с использованием различных предметов (ручка, линейка, карандаш, мячи, бигуди-липучки)

      • Литературное чтение

        • Пальчиковые игры ( дидактические, театрализованные («Театр в руке»), сюжетно ролевые)

        • Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой



  1. Развитие навыков каллиграфии:

    • Русский язык

      • А льбом с буквами: в альбоме нанесён трафарет, который выполнен шилом, ребёнок должен соединить по точкам.





















Образ буквы ребёнок изучает через осязание (ощупывает наколки букв или их элементы). Также в качестве трафарета можно использовать и другие материалы: нитки, песок, разные виды круп.







    • « Образы букв» - обведение различных элементов букв в картинках, например:





























    • Группировка букв по общим элементам: «буквы – колёса» ( прописные: б, о, с, ф, ю), «буквы – ракеты» (прописные: л, м), «буквы – жучки» (прописные: х, ж), «буквы крючки» (прописные: к, ч), «буквы- заборы (прописные ш, щ, и, ц).

    • «Вышивание крестиком» - ударный слог в слове изобразить большим крестом «Х», а безударный – маленьким крестиком «х»:

Х х – школа, шило, сито

х х Х – молоко, золотой, молодой

*Можно подобрать слова на любое правило, которое изучают на уроке.

  • Игра «Кочки»

Н адо убежать от волка. Ученики находят кочки, по которым можно перейти через болото, но есть условие – встать можно на кочки, где есть буквы с одинаковыми элементами.















  1. Фонетико-фонематические представления и звуковой анализ:

  • Литературное чтение

    • «Рыбалка»

Даётся задание: например, поймать слова со звуком «л». Ребёнок берет «удочку» с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

    • «Собери цветок»

На столе лежит 'серединка' цветка. На ней написана буква (например, с) Рядом выкладываются 'цветочные лепестки', на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих 'лепестков' с картинками выбрать те, где есть звук [с].

    • «Волшебный круг»

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ученик должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: мишка – мышка, удочка – уточка, мак - рак коза – коса, кит – кот, трава – дрова, усы – уши.

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания:

  • Математика

    • Тренировка скорости и точности зрительного восприятия:

У ченик должен постараться как можно быстрее сосчитать сколько раз встречается:

      • Круг

      • Квадрат

      • Треугольник

      • Ромб

      • Прямоугольник








  • «Изображение предмета с помощью геометрической фигуры »

У ченик должен изобразить как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник (квадрат, прямоугольник и т.д.), пример:







  • «Составление из палочек» - ученик должен выполнить следующие задания:

      • Составить из 12 палочек 5 квадратов.

      • Убрать 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось.

      • Переложить 3 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.

      • и т.д.












  1. Развитие артикуляционной моторики:

  • Русский язык и литературное чтение



    • «Качели»

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

«На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.»

    • «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд - назад.

Обратите внимание:

Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык.

Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта. 



    • «Полощем рот»



Рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;     

одинаково в обе щеки, поочерёдно надувая то левую, то правую щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.



    • «Лягушка»



Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «и». Передние верхние и нижние зубы обнажены.

«Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!»



    • «Слон»



Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «у».

«Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.»



    • «Лягушка-слон»



Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

«Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.»



  1. Формирование обобщённых представлений о свойствах предмета; группировка и классификация:

  • Математика:

    • Распределение геометрических фигур по цвету, форме.

  • Окружающий мир:

    • Распределение картинок по царствам: «Растения», «Животные», «Грибы».

    • «Описание предмета»

Ученику или паре учеников даётся предмет, задача учеников пописать этот предмет по форме, цвету, размеру, на ощупь, затем даётся ещё несколько предметов, разных по свойствам, ученики должны сказать, чем они отличаются, и распределить их по схожим признакам.

  1. Развитие слухового внимания и памяти:

  • Окружающий мир:

    • «Эстафета слов»

Учитель называет слово и передаёт «эстафету» следующему ученику, этот ученик называет слово учителя и говорит своё слово и передаёт «эстафету» следующему и т.д. Все слова должны быть связаны между собой, например, слова на тему «Природа», «Животные», «Транспорт и т.д.

  • Изо:

    • «Что какого цвета?»

Ученику выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием.

  • Математика:

    • Математический диктант



  1. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря:

  • Окружающий мир:

      • «Животные»

Учитель кидает детям мяч, называя животное. Ученик ловит мяч, вспоминает это животное, рассказывает о нём, и называя другое животное бросает мяч другому ученику.

      • «Цепочка слов»

Подбор слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своём объединении какой либо объект сходными качественными признаками. Ученики должны составить своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой, пример:

- исходное слово «кошка»

- Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная …

- Что ещё бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор …

- Каким ещё может быть платье?

- шелковым, новым, прямым … и т.д.

    • Упражнение на развитие гибкости ума

Ученикам по очереди предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие, пример:

      • Назвать слова обозначающие:

        • Деревья

        • Наземный транспорт

        • Воздушный транспорт

        • Овощи

        • Фрукты

        • Слова, относящиеся к искусству и т. д.