СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк заданий по русскому языку для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Банк заданий по русскому языку для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Банк заданий по русскому языку для 6 класса»

Банк заданий,

направленный на предупреждение орфографических ошибок.

«Чередующиеся гласные в корне» ( 6 класс).



1.Тесты:

Тест «Корни с чередованием»

1. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?

а) растение б) обмакнуть в) пригорел г) касается

2. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от суффикса?

а) проберусь    б) заря в) наклонился г) уравнение

3. В каком слове пропущена гласная А?

   а) р…сточек   б) отр…сль в) притв…риться г) заг.рать

4.  В каком слове пропущена гласная е?

а)бл...стящий   б) расст...лать в) соб…рали г) выж…гать

5.  В каком слове пропущена гласная И?

а) зам...рять  б) зап...реть в) выч…тание г) выд…рут

6.   В какой строке пропущена одна и та же буква?

а) з...рница, к...сается, сл...гаемое

б) отп…реть, зам…реть, пом...риться

в) Р...стов, выр...щенный, тв...рение


7. В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?

а) подр...внять, д…рога, вд…леке

б) р…стительность, накл...ниться, отск...чить

в)оч…ровательный, ул...жить  оп…здавший      



Ответы: 1- в, 2-а, 3- б, 4 – а, 5 – в, 6- а, 7 – б.







2. Карточки для самопроверки:

Карточка№1

Спишите текст, выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм

Маша каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

Карточка№2

Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень и условия выбора.

Зам_реть от восторга, легкое прик_сновение, бл_стающий на балу, вым_кший под дождем, ур_внять в правах, соч_тание звуков, непром_каемый тент, р_весник века, вьющееся р_стение, прил_гаемые усилия, разж_гать вражду

Карточка№3.

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Прот реть окна, распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, выр_щенный р_сток.

Ответы:

Карточка №1.

Убирает, отдирает, стирает, запирает, застилает, зажигает, блестит, не считается, умирает, уберет, отдерет, запереть, застелить, протереть, блестело, не умер бы.

Карточка №2.

Замереть, прикосновение, блистающий, вымокший, уравнять, сочетание звуков, непромокаемый, ровесник, растение, прилагаемые, разжигать.

Карточка №3.

Протереть, расположиться, собираться, застелить, прилагаемые, блистать, убирать, упираться, коснуться, изложение, обжигать, ростовщик, вытереть, растирать, выращенный росток.


Оцените свои результаты.

Критерии оценки:

«5»- нет ошибок;

«4»- 1-2 ошибки;

«3»- 3-4 ошибки;

«2»- 5 и более ошибок

3. Различные виды диктантов:


1.Выборочно-распределительный диктант


Выпишите в один столбик слова и словосочетания с -гар-, а в другую — с -гор-. Расставьте ударения.


Г..рючее вещество, уг..рный газ, обг..релый пень, г..рячий пирог, г..ревая дорожка, дог..ревший костер, заг..релый спортсмен, бронзовый заг..р, ог..рок свечи, пахнет г..рью, г..рячее время, заг..рать на берегу, выг..реть на солнце, г..рячка, не г..рячись, газовая г..релка, уг..р, подг..ревшее молоко, разг..рающийся день, перег..ревший провод.

2.Выборочный диктант


Выпишите сначала предложения, в которых описывается зима, потом весна, лето и осень. Вставьте пропущенные безударные гласные и объясните (устно), почему выбрано то или иное написание.


1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало. (Пушкин.) 2) Полянка была залита горячими, бл..стящими лучами июньского солнца. (Л. Толстой.) 3) Чародейкою зимою околдован лес стоит — и под снежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он бл..стит. (Тютчев.) 4) Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро бл..стит. (Никитин.) 5) Еще светло,— перед окном в разрывы облак солнце блещет, и воробей, своим крылом в песке купаяся, трепещет. (Фет.) 6) Березы желтою резьбой бл..стят в лазури голубой. (Бунин.) 7) Под голубыми небесами великолепными коврами, бл..стя на солнце, снег лежит. (Пушкин.) 8) Вот и солнце встает, из-за пашен бл..стит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (Никитин.)


3.Предупредительный диктант

Объясните написание выделенных букв.

Прикасаться к проводу, неприкосновенный запас, касательная линия, выполнять неукоснительно, коснулся пальцем, войти в соприкосновение с противником, прикоснуться к утюгу, касается каждого, неосторожное прикосновение, лучи солнца, касавшиеся верхушек деревьев.


4.Объяснительный диктант


1) Горячий ветер наклоняет траву волнистую к земле. (Никитин.) 2) Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселее. (Паустовский.) 3) Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (Паустовский.) 4) А восток все горит — разгорается. (Никитин.) 5) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу (Тургенев.) 6) По реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. (Тургенев.) 7) Из-за реки тянуло гарью. (Лидин.) 8) Вечер. В саду плывет дым прошлогодних сгоревших листьев. (Песков.) 9) Кругом лес: осинник, березнячок, горелые сосны и редкие молодые сосенки. (Песков.) 10) Возле реки красным пламенем горели и дымились два огонька. (Тургенев.) 11) Молнии медленно загорались и гасли над каменистой равниной. (Паустовский.) 12) Пронесся август, клены отгорели. (Алигер.)


5.Восстановительный диктант


Выпишите слова с корнем -раст-(-ращ-) рос-. Восстановите по этим опорным словам текст.

Папирус — это болотное растение. Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. Когда папирус вырастет, достигнув 3—5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке.
Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произрастает на озере Чад.


6.Диктант на замену

Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичным выражениями. Используйте фразеологические словари русского языка.

Сложить оружие — ..., положить зубы на полку — ..., сидеть сложа руки —..., положить на обе лопатки — ..., вложить в уста — ..., ложиться на плечи —..., положа руку на сердце —..., заложить основы — ..., войти в положение — ..., ума не приложу — ....
Составьте на основе данных фразеологизмов 5—6 предложений.


7.Диктант «Проверяю себя»

1) Белый пар по лугам расстилается. (Никитин.) 2) По лицу земли туман стелется. (Кольцов.) 3) Черная туча грозно застилает противоположную сторону небосклона. (Л. Толстой.) 4) Снег летает и сверкает в золотом сиянье дня, словно пухом устилает все долины и поля. (Дрожжин.) 5) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает все доступное для глаза. (Чехов.) 6) Было тихо, дым весь пал в лощину и все застелил. (Пришвин.) 7) Солнце садилось; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче. (Тургенев.) 8) Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески, первые веселые цветы нашего леса. (Соколов-Микитов.) 9) Огромные папоротники стелили по земле свои метровые листья.


4.Игры:


1.Игра «Четвертый лишний»

1) Дикор..стущие деревья. 
2) Вечнозеленые р..стения. 
3) Выр..сший клен. 
4) Известный р..стениевод.

1) Молодая пор..сль. 
2) Морские водор..сли. 
3) Юношеский возр..ст. 
4) Непроходимые зар..сли.






______________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!