СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банковская система

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Банковская система" для студентов СПО и старших школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Банковская система»

Тема: «Банковская система»


Цель: • сформировать представления и обобщить знания учащихся о банках и видах банковских услуг.

Задачи:

понимание сущности банка как финансового учреждения, формирование интереса у учащихся к приобретению экономических знаний,

отработка умений ориентироваться в использовании банковских услуг,

повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы.

Тип занятия: повторения и сообщения новых знаний

Вид: комбинированный

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Продолжительность занятия: 2 академических часа.


Ход занятия

1. Актуализация опорных знаний

2. Формирование новых знаний

3. Закрепление изученного материала

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание.


Оборудование:

1. План-конспект занятия.

2. Рабочие тетради обучающихся.

3. Учебник Иванов С.И.; Линьков А.Я. Экономика. 10-11 классы. Учебник. Книга 1. «Вита – Пресс»,2021.


План:


1. Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ.

2. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.

3. Понятие и функции коммерческих банков.

4. Виды банковских операций


1. Актуализация опорных знаний.


- повторение предыдущего конспекта

- диктант по основным понятиям

- проверка и оценка творческих заданий


Мы с вами уже вспомнили, что одна из функций денег это функция накопления. Как вы можете поступить с вашими сбережениями?

Примерные ответы обучающихся:

 можно хранить их дома;

 можно купить драгоценности или антиквариат;

 можно отнести в банк.

Вспомним героя комедии «Иван Васильевич меняет профессию» актера Леонида Куравлёва (обучающимся предложено просмотреть отрывок).

О чем говорит данный отрывок?

«Деньги желательно хранить в сберегательной кассе».

Так как же поступать гражданам, чтобы их деньги были под надёжной защитой и даже приносили доход?

Так что же такое сберегательная касса или банк с экономической точки зрения мы сегодня с Вами и выясним.


2. Формирование новых знаний


1. Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ.


Преподаватель озвучивает тему занятия, студенты записывают её в тетрадь формируется цель и задачи совместно с обучающимися исходя из темы, записывается план конспекта.

Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Ваши родители получают зарплату через банк, бабушки и дедушки – пенсию. У них есть пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. У ваших родителей обязательно есть опыт обращения в банк за кредитом – для какой-то крупной покупки, которая требует больших денежных средств и сразу семья не может их выделить. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту – например, рубли на доллары и доллары на рубли, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады.

Современный банк – это целый мир со своими правилами и законами.

Слово «банк» происходит от итальянского «banco» и переводится как «стол», «скамья».

Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что впервые банк возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватила Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги на хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции, называется банковской системой.

Запишите определение в тетрадь.

Рассмотрим уровни банковской системы.

В развитых странах таких, например как США существует многоуровневая банковская система. Однако таких стран в мире немного и в основном в большинстве стран мира развита двухуровневая банковская система.

Первый уровень – Центральный банк.

Второй уровень – коммерческие банки и кредитно-финансовые организации.

К коммерческим банкам относят универсальные, сберегательные, депозитные, инвестиционные, ипотечные.

Кредитно-финансовые организации – это страховые компании, кредитные общества, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды.

Центральный банк (centralbank) – главный банк страны, который имеет исключительное право на эмиссию национальной валюты и контролирует деятельность других банков.

В разных странах он может иметь название либо Центральный банк (Россия, Донецкая Народная Республика) либо Национальный (Украина, Белоруссия).


2. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.


Итак, определение Центрального банка мы записали, давай те теперь выясним его функции и задачи.

 эмиссия национальной валюты, регулирование количества денег в стране;

 поддержание стабильности национальной валюты;

 общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства;

 предоставление кредитов коммерческим банкам;

 выпуск и погашение государственных ценных бумаг;

 управление счетами правительства, выполнение зарубежных финансовых операций.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на термин «эмиссия».

Эмиссия денег (от фр. émission – выпуск) – это выпуск в обращение новых денег, который приводит к увеличению всей денежной массы в обращении.


3. Понятие и функции коммерческих банков.


Коммерческий банк (commercialbank) – организация, которая занимается привлечением сбережений домохозяйств и предприятий на депозиты и выдает кредиты.

Термин «кредит» происходит от латинского «creditum» – ссуда, долг. Кредит имеет денежную природу. Банк как посредник аккумулирует временно свободные средства, формируя ссудный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определенных условиях.

Однако, чтобы торговать кредитами, нужно сначала собрать временно свободные денежные средства (в виде депозитов).

Депозиты – все виды денежных средств, переданные их владельцами на временное хранение в банк с целью получить доход в виде процентов.

Финансовые ресурсы коммерческого банка в основном (до 80%) состоят из привлеченных средств (вкладов или депозитов).

Основные функции коммерческого банка:

 мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

 кредитование предприятий, государства и населения;

 выпуск кредитных денег;

 осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

 обмен валюты;

 продажа и покупка ценных бумаг;

 консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Кредитно-финансовые организации – специализированные кредитно-финансовые учреждения, занимающиеся кредитованием или страхованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности.

Виды коммерческих банков (групповая работа – по 2 обучающихся) – ученики получают задание соотнести название коммерческого банка и выполняемые функции, к каждой цифре названия написать соответствующую букву (Приложение 1).


Для лучшего понимания, давай те составим таблицу – функции Центрального и коммерческих банков.






4. Виды банковских операций


Последнее о чем мы должны поговорить, это виды банковских операций – какие вы знаете?

- ответы учащихся

-итог сказанному

Банковские операции – виды хозяйственной деятельности, к осуществлению которых допускаются исключительно организации, имеющие лицензию, выдаваемую центральными банками. Лицензирование банковской деятельности связано с необходимостью защиты денежных средств частных лиц и компаний.

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).


3. Закрепление изученного материала


Для закрепления давай те решим следующие задачи.


№1

Совершеннолетняя Анна Ивановна решила завести кредитную карту. В какую организацию ей следует обратиться для оформления кредитной карты? На какие условия оформления кредитной карты следует обратить внимание Анне Ивановне, чтобы выбрать наиболее выгодный для себя вариант. Укажите не менее двух условий. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

№ 2

14-летнему Ивану родители оформили дебетовую банковскую карту. Теперь они могут перечислять ему денежные средства безналичным способом. Укажите какие преимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствами Ивану. Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использовании данной карты, чтобы не стать жертвой мошенников. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

№ 3

Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

№ 4

Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

№ 5

Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн. рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны.? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.


4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание. Выучить основные определения. Минни – эссе «Как обезопасить свои электронные деньги». Доклады «Биржевые спекуляции», «Биржи в России»

Приложение 1.


Задание 1.


Название


Функции

1

Сберегательные

А

Выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических изобретений и нововведений.

2

Специализированные коммерческие банки

Б

Выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т.е. осуществляют денежные вложения в производство и строительство на длительный срок.

3

Инвестиционные

В

Предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.).

4

Инновационные

Г

Выдают кредиты для приобретения недвижимого имущества.

5

Ипотечные

Д

Выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития.

6

Универсальные коммерческие банки

Е

Хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный процент; выдают в долг денежные ссуды; выполняют различные расчетные операции с населением; покупают и продают валюту, ценные бумаги, драгоценные металлы.

7

Ломбард

Ж

Кредитная организация, где можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

8

Международные

З

Осуществляют одну или несколько видов банковских операций или обслуживают какую-либо категорию клиентов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!