г. Братск, Иркутская область
первая квалификационная категория.
2017г.
Этап урока, цель | Методи- ческий прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент | Фронтальная беседа. | Проверяет готовность класса и оборудования; приветствует учащихся. Эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учи- теля. Отвечают на вопросы. | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность | Наблю- дение учителя |
II. Фронталь- ная работа | Фронталь- ная работа | Контроль знаний материала, изученного на предыдущих уроках: -какие вещества называют электролитами, неэлектролитами (приведите примеры)? - что такое электролитическая диссоциация? - что такое ионы, катионы, анионы? - на какие ионы диссоциируют щелочи, кислоты, соли? | Отвечают на вопросы | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель | Устные ответы на вопросы |
III. Сообщение темы урока | Эвристичес кая беседа | Электролиты способны распадаться на ионы, к ним относятся щелочи, кислоты, соли. К какому типу относится реакция между основаниями, солями и кислотами? Следовательно, в растворе будут происходить взаимодействия между ионами. Сформулируйте тему урока? Какова цель нашего урока? | Формулируют тему и цель урока: изучить протекание реакции ионного обмена между растворами электролитов. | Формулируют проблемный вопрос нового материала | Развернутые ответы на вопросы |
Фронталь- ная работа | Приобретение новых знаний на основе выполнения лабораторных опытов (по инструктивной карточке в учебнике стр. 68 1. Проведите реакцию между раствором хлорида кальция и карбоната натрия. Что наблюдаете? Почему образовался осадок? Чтобы ответить, что произошло в результате реакции надо составить уравнение реакции. Знакомство с алгоритмом составления ионных уравнений. Учитель записывает молекулярное, полное ионное и сокращенное уравнение реакции. Объясняет сущность данной реакции. В результате взаимодействия катиона бария и аниона сульфат-иона образовался нерастворимый осадок сульфата бария. Такие реакции, в результате которых образуется нерастворимое вещество, относят к реакциям с образованием осадка. 2. Проведите реакцию между раствором карбоната натрия и соляной кислоты. Что наблюдаете? Запись молекулярного, полного и сокращенного уравнения реакции. Объяснение сущности данной реакции. Такие реакции протекают с образованием газообразного вещества. 3. Проведите реакцию между раствором гидроксида натрия с добавлением капли индикатора фенолфталеина и соляной кислоты. Что наблюдаете? Запись молекулярного, полного и сокращенного уравнения реакции. Объяснение сущности данной реакции. Такие реакции протекают с образованием малодиссоциирующего вещества (воды). 4. Проведите реакцию между раствором хлорида натрия и нитрата калия. Наблюдаются ли какие-либо изменения? Запись молекулярного, полного и сокращенного уравнения реакции. | Делают выводы по данным опытов о возможности протекания реакций ионного обмена. | Имеют познавательный интерес, определенные познавательные потребности и учебные мотивы
| Развернутые ответы на вопросы |
Физкульт- минутка | «Потягивание кошечки» Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед. | Выполняют движения по инструкции | Осуществляют профилактику утомления | Наблю- дение учителя |
IV. Знакомство с качественными реакциями на ионы | Групповая работа по определе- нию ионов | Рассмотрим раствор хлорида меди(II). Хлорид меди (II) в водном растворе находится в виде ионов Cu2+ и Cl -. Cu 2+имеет характерную окраску синего цвета. На каждый ион существует свой качественный реактив, своя качественная реакция, по которой можно определить его наличие в растворе. Проведём качественную реакцию на ион Cu2+ - взаимодействие с раствором щелочи ОН- Задание для групп: исследовать минеральную воду на содержание ионов Cu2+, OH-, H+, Fe3+, HCO3-, SO42- - в растворе по их качественным реакциям. Используя таблицу определения ионов. Подведём итоги нашей работы. Исследуемые объекты содержат полезные для жизнедеятельности человека элементы. Минеральные соли в водных средах организма частично или полностью растворяются и существуют в виде ионов. Основными источника минеральных веществ для организма являются продукты питания. | Обсуждают опыт. Оформляют выводы, сравнивают результаты эксперимента с табличными данными. | формулируют вывод: качественная реакция на Cu2+. Взаимодействие с раствором щёлочи ОН- с образованием характерного осадка синего цвета. | Развернутые ответы на вопросы. Изучение условных обозна- чений |
V. Включение в систему знаний и повторения | Примене- ние новых знаний на практике. | Установите соответствие между сокращенным ионным уравнением и исходными веществами в молекулярном уравнении химической реакции: 1 вариант | 2 вариант | Са2+ +СО32- → СаСО3 | Fe3++3OH- → Fe(OH)3 | а) СаСl2+Na2CO3 | а) FeCL3+NaOH | б) CaO+H2CO3 | б) Fe2O3+NaOH | в) CaCO3+HCl | в) Fe(OH)3+HCl | г) Ca(OH)2+K2CO3 | г) Fe(NO3)3+KOH | | Выполняют задание | | Происходит самопроверка по образцу |
VI. Итог урока | Обобщаю- щая беседа | Совместно формулируется вывод о сущности реакций ионного обмена. - Что нового узнали сегодня на уроке? - Достигли цели урока? Почему вы так считаете? Оценки за урок. Домашнее задание: п. 13, стр 69, упр. 2 (а-г), 3 (а-в) – 1 вариант; упр. 2 (д-з), 3 (г-е) – 2 вариант | Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Анализируют и оценивают достижение цели. | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | Развернутые ответы на вопросы |