Г. Е. Баранова, учитель русского языка и литературы. Курмановского УПК детский сад—средняя школа Мстиславского района Могилёвской области
«Да святится имя твое!» Урок русской литературы по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Цели урока: познакомить учащихся с личностью писателя, раскрыть непреходящую общечеловеческую ценность повести «Гранатовый браслет»; продолжить развитие навыков лингвистического анализа текста, прививать орфографические навыки, воспитывать красоту чувств.
Форма: интегрированный урок.
Оборудование: портрет А. Куприна, 2-я соната Бетховена.
Эпиграф: Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в творчестве выражается индивидуальность человека. Но в любви.
А. Куприн
Записи на доске:
Интеграция — соединение, восстановление, объединение в целое каких-либо однородных частей.
Аннотация — краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание и дающая им оценки.
А. Куприн (1870—1938)
«Молох».
«Белый пудель».
«Поединок».
«Гранатовый браслет».
«Олеся».
«Суламифь».
Ход урока
Ребята, прежде чем мы познакомимся с личностью Александра Ивановича Куприна, запишем под диктовку следующий текст: «... Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».
Встречались ли вам ранее эти строки? (Эти строки встречаются в повести А, И. Куприна «Гранатовый браслет.)
Действительно, эти строки взяты из повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Александр Куприн был удивительным человеком, с широкой, доброй, отзывчивой душой. Натура сильная, кипучая. Он обладал огромной жаждой жизни, стремлением всё знать, всё иметь, всё испытать самому. На заре воздухоплаванья он один из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее — на самолёте. Носился в бурю с рыбаками на лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Был в клетке со львами. Чем он только не занимался, чего только не испытал!
Широкий, коренастый, Куприн менее всего походил на писателя, скорее уж на кузнеца. Был физически очень силён: с лёгкостью гнул подкову. Но его глаза с хитроватым прищуром выдавали в нём писателя.
Учитель обращает внимание учащихся на портрет А. Куприна.
— Его зоркий взгляд светился любовью к жизни, добротой, талантом, хотя судьба не баловала его. Ему не было и года, когда умер отец — мелкий чиновник. В 6 лет Куприн был определён в сиротский пансион. Затем была учёба за казённый счёт в кадетском корпусе и военном училище, где насаждались почтение к начальству, взаимное подглядывание, наушничество и, самое главное, тишайшее поведение. Более трёх лет Куприн прослужил в полку в звании подпоручика, где офицеры вели обывательскую жизнь: сплетничали, играли в карты, бесчеловечно относились к солдатам. В 24 года будущий писатель вышел в отставку. В кармане было всего 4 рубля, зато за спиной был большой жизненный опыт, который пригодился в дальнейшей творческой деятельности.
Книги Куприна дышат любовью к России, трудовому талантливому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Мастер художественного слова, гуманист, правдоискатель и в то же время вдохновенный певец возвышенной любви, он подарил читателям такие произведения, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» и многие другие. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь при этом в глубину веков, забираясь в лесную глушь, заглядывая в каморку отшельника — влюблённого, последнего человека в жёстком и расчётливом мире.
Сегодня на уроке мы не только остановимся на содержании и образной стороне повести «Гранатовый браслет», но и постараемся заглянуть в творческую лабораторию писателя.
Обратимся к эпиграфу. Что в нём необычно с точки зрения слова? (Союз но вместо союза а придаёт тексту возвышенность и весомость.)
— А что необычного в нём с точки зрения пунктуации? (Перед союзом но стоит не запятая, а точка, чтобы подчеркнуть смысловую значимость слова «любовь».)
Какое настроение в целом создаёт текст повести? (Светлую грусть и едва уловимую тревогу.)
Как в записанном отрывке проявляется мастерство словесной живописи у Куприна? (В отрывке много эмоционально окрашенных эпитетов, которые передают яркость, разнообразие красок.)
Счастливая или несчастная любовь показана автором в повести? Обратимся к тексту.
Зачитываются главы 11, 13 под звучание 2-й сонаты Бетховена.
В чём особенности фразы: «Да святится имя твое!»? (Частица да придаёт торжественную величавость высказыванию. Риторическое восклицание усиливает экспрессию.)
Могла ли описанная история быть в действительности? (Могла. Как известно, в основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Бароновских. В октябре 1891 года Куприн писал своему другу Батюшкову — критику и историку:
«Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Жёлтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова Д. Н., теперь губернатора в Вильне».)
Но только ли о возвышенной, но неразделённой любви этот рассказ? В конце повести Вера говорит, что он (Желтков) простил её. За что было её прощать? Обратимся к тексту (гл. 2). Какие художественные детали передают характер Веры? (Не случайно речь идёт о величавых, гордых георгинах. Эта художественная деталь помогает понять характер Веры. Как георгины, она холодная, гордая, независимая.)
Почему Вера Николаевна не сказала мужу о подарке сразу? (Она, скорее всего, боялась быть смешной, а не щадила чувства мужа.)
Зачитаем описание браслета (гл. 5). Не кажется ли оно вам символичным? (Густо-красные огни — символ неугасимой любви и одновременно трагической развязки.)
Считаете ли вы, что в смерти Желткова есть доля вины и Веры Николаевны? (Безусловно. «Мне эта история надоела», — говорит Вера Николаевна. Этой фразой она ранит сердце Желткова.)
Когда Вера Николаевна поняла, что мимо неё прошла настоящая любовь? (Когда героиня положила розу под голову мёртвому Желткову.) Зачитываются отрывки из глав 11, 12.
Как писатель подчеркнул невосполнимость утраты, уход человека из жизни? (Слово «труп-мертвец» отрубило все пути к оправданию Веры.)
Обратим внимание на других персонажей повести. Кто из родственников Веры оказался самым тактичным и, наоборот, бесчувственным? (Бесчувственным оказался брат Веры, Николай, а тактичным — муж, князь Василий Львович, так как сам любил горячо свою жену.)
Как видим, в повести «Гранатовый браслет» автор вскрыл духовную ограниченность представителей высшего сословия, проявленную перед лицом бескорыстной любви. Зачитаем описание жилища влюблённого. Для чего автор так подробно описывает это жилище? (Описание помогает ощутить высокое чувство, побеждающее прозу. Это символ поэзии.)
С помощью каких словесных и синтаксических средств автор передаёт волнение Желткова, когда его посетили муж и брат Веры (гл. 10)? (Обилие глаголов, деепричастий, причастий, бессоюзных предложений создают ощущение динамичности, взволнованности, беспокойства телеграфиста Желткова.)
После каких слов Желтков стал спокойнее и сел удобно в угол дивана? Почему? (После слов «хотели обратиться к власти», потому что ничто и никто не в силах погасить настоящую любовь.)
Итак, «Гранатовый браслет» — это рассказ о любви, испепеляющей, исключительной, приходящей один раз. Это дар, как дар поэта, художника, музыканта. А как же обстоит дело в обычной жизни? Зачитайте рассуждение дедушки Амосова (гл. 8), почему женятся или выходят замуж. Согласны ли вы с генералом Амосовым?
Какие языковые средства использует Куприн в рассуждении генерала Амосова? (В рассуждении Амосова преобладают вводные слова, наречия.)
Какие мысли Куприна о любви близки вам? (Любовь — это труд души. Её берегут, хранят, лелеют.)
«Гранатовый браслет» — подтверждение того, как Куприн в реальной жизни ищет людей, одержимых любовью, способных подняться над пошлостью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Возвышенную любовь автор противопоставляет ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. «Ничего более целомудренного я ещё не писал», — говорил А. Куприн. Автор предстаёт в повести как реалист и как романтик. Он верит в человека.
В заключение урока запишем под диктовку слова Константина Паустовского: «Мы должны быть благодарны Куприну за всё: за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа, за никогда не умирающую в нём способность загораться от самого незначительного соприкосновения поэзии. И свободно, и легко писать об этом».
Домашнее задание.
Составить аннотацию к произведению.