СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БАРАНОВА Г. Е. Урок "«Да святится имя твое!» Урок русской литературы по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»" РЯиЛ 2017-3

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

БАРАНОВА Г. Е. Урок "«Да святится имя твое!» Урок русской литературы по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»" РЯиЛ 2017-3 

Просмотр содержимого документа
«БАРАНОВА Г. Е. Урок "«Да святится имя твое!» Урок русской литературы по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»" РЯиЛ 2017-3»

Г. Е. Баранова, учитель русского языка и литературы. Курмановского УПК детский сад—средняя школа Мстиславского района Могилёвской области


«Да святится имя твое!» Урок русской литературы по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Цели урока: познакомить учащихся с лич­ностью писателя, раскрыть непреходящую общечеловеческую ценность повести «Гранато­вый браслет»; продолжить развитие навыков лингвистического анализа текста, прививать орфографические навыки, воспитывать красо­ту чувств.

Форма: интегрированный урок.

Оборудование: портрет А. Куприна, 2-я соната Бетховена.

Эпиграф: Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в творчестве выражается индивиду­альность человека. Но в любви.

А. Куприн

Записи на доске:

Интеграция — соединение, восстановле­ние, объединение в целое каких-либо одно­родных частей.

Аннотация — краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание и дающая им оценки.

А. Куприн (1870—1938)

  1. «Молох».

  2. «Белый пудель».

  3. «Поединок».

  4. «Гранатовый браслет».

  5. «Олеся».

  6. «Суламифь».

Ход урока

  • Ребята, прежде чем мы познакомимся с личностью Александра Ивановича Купри­на, запишем под диктовку следующий текст: «... Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красой георгины, пионы и астры, распро­страняя в чутком воздухе осенний, травяни­стый, грустный запах».

  • Встречались ли вам ранее эти строки? (Эти строки встречаются в повести А, И. Ку­прина «Гранатовый браслет.)

  • Действительно, эти строки взяты из повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Александр Куприн был удивительным человеком, с широкой, доброй, отзывчивой душой. Натура сильная, кипучая. Он обладал огромной жаждой жиз­ни, стремлением всё знать, всё иметь, всё испытать самому. На заре воздухоплаванья он один из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее — на самолёте. Носился в бурю с рыбаками на лодке. Спускался в скафандре на морское дно. Был в клетке со львами. Чем он только не занимался, чего только не испытал!

Широкий, коренастый, Куприн менее все­го походил на писателя, скорее уж на кузне­ца. Был физически очень силён: с лёгкостью гнул подкову. Но его глаза с хитроватым прищуром выдавали в нём писателя.

Учитель обращает внимание учащихся на портрет А. Куприна.

— Его зоркий взгляд светился любовью к жизни, добротой, талантом, хотя судьба не баловала его. Ему не было и года, когда умер отец — мелкий чиновник. В 6 лет Куприн был определён в сиротский пансион. Затем была учёба за казённый счёт в кадетском корпусе и военном училище, где насаждались почте­ние к начальству, взаимное подглядывание, наушничество и, самое главное, тишайшее поведение. Более трёх лет Куприн прослужил в полку в звании подпоручика, где офице­ры вели обывательскую жизнь: сплетничали, играли в карты, бесчеловечно относились к солдатам. В 24 года будущий писатель вышел в отставку. В кармане было всего 4 рубля, зато за спиной был большой жизненный опыт, который пригодился в дальнейшей творческой деятельности.


Книги Куприна дышат любовью к Рос­сии, трудовому талантливому народу, ще­дрой природе, могучему русскому языку. Мастер художественного слова, гуманист, правдоискатель и в то же время вдохновен­ный певец возвышенной любви, он подарил читателям такие произведения, как «Гра­натовый браслет», «Олеся», «Суламифь» и многие другие. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продаж­ных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь при этом в глубину веков, заби­раясь в лесную глушь, заглядывая в каморку отшельника — влюблённого, последнего че­ловека в жёстком и расчётливом мире.

Сегодня на уроке мы не только остано­вимся на содержании и образной стороне повести «Гранатовый браслет», но и поста­раемся заглянуть в творческую лабораторию писателя.

Обратимся к эпиграфу. Что в нём необыч­но с точки зрения слова? (Союз но вместо союза а придаёт тексту возвышенность и весомость.)

— А что необычного в нём с точки зрения пунктуации? (Перед союзом но стоит не за­пятая, а точка, чтобы подчеркнуть смысло­вую значимость слова «любовь».)

  • Какое настроение в целом создаёт текст повести? (Светлую грусть и едва уло­вимую тревогу.)

  • Как в записанном отрывке проявляется мастерство словесной живописи у Куприна? (В отрывке много эмоционально окрашен­ных эпитетов, которые передают яркость, разнообразие красок.)

  • Счастливая или несчастная любовь по­казана автором в повести? Обратимся к тек­сту.

Зачитываются главы 11, 13 под звуча­ние 2-й сонаты Бетховена.

  • В чём особенности фразы: «Да святит­ся имя твое!»? (Частица да придаёт торжественную величавость высказыванию. Риторическое восклицание усиливает экс­прессию.)

  • Могла ли описанная история быть в действительности? (Могла. Как известно, в основу повести положены факты из се­мейной хроники князей Туган-Бароновских. В октябре 1891 года Куприн писал своему другу Батюшкову — критику и историку:

«Это — помнишь? — печальная история ма­ленького телеграфного чиновника К. П. Жёлтикова, который был так безнадёжно, тро­гательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова Д. Н., теперь губернатора в Вильне».)

  • Но только ли о возвышенной, но нераз­делённой любви этот рассказ? В конце пове­сти Вера говорит, что он (Желтков) простил её. За что было её прощать? Обратимся к тексту (гл. 2). Какие художественные детали передают характер Веры? (Не случайно речь идёт о величавых, гордых георгинах. Эта художественная деталь помогает понять характер Веры. Как георгины, она холодная, гордая, независимая.)

  • Почему Вера Николаевна не сказала мужу о подарке сразу? (Она, скорее всего, боялась быть смешной, а не щадила чувства мужа.)

  • Зачитаем описание браслета (гл. 5). Не кажется ли оно вам символичным? (Густо­-красные огни — символ неугасимой любви и одновременно трагической развязки.)

  • Считаете ли вы, что в смерти Желткова есть доля вины и Веры Николаевны? (Безусловно. «Мне эта история надоела», — говорит Вера Николаевна. Этой фразой она ранит сердце Желткова.)

  • Когда Вера Николаевна поняла, что мимо неё прошла настоящая любовь? (Когда героиня положила розу под голову мёртво­му Желткову.) Зачитываются отрывки из глав 11, 12.

  • Как писатель подчеркнул невосполнимость утраты, уход человека из жизни? (Слово «труп-мертвец» отрубило все пути к оправданию Веры.)

  • Обратим внимание на других персо­нажей повести. Кто из родственников Веры оказался самым тактичным и, наоборот, бес­чувственным? (Бесчувственным оказался брат Веры, Николай, а тактичным — муж, князь Василий Львович, так как сам любил горячо свою жену.)

  • Как видим, в повести «Гранатовый брас­лет» автор вскрыл духовную ограниченность представителей высшего сословия, проявлен­ную перед лицом бескорыстной любви. За­читаем описание жилища влюблённого. Для чего автор так подробно описывает это жи­лище? (Описание помогает ощутить высо­кое чувство, побеждающее прозу. Это символ поэзии.)

  • С помощью каких словесных и синтак­сических средств автор передаёт волнение Желткова, когда его посетили муж и брат Веры (гл. 10)? (Обилие глаголов, дееприча­стий, причастий, бессоюзных предложений создают ощущение динамичности, взвол­нованности, беспокойства телеграфиста Желткова.)

  • После каких слов Желтков стал спо­койнее и сел удобно в угол дивана? Почему? (После слов «хотели обратиться к власти», потому что ничто и никто не в силах пога­сить настоящую любовь.)

  • Итак, «Гранатовый браслет» — это рас­сказ о любви, испепеляющей, исключитель­ной, приходящей один раз. Это дар, как дар поэта, художника, музыканта. А как же об­стоит дело в обычной жизни? Зачитайте рас­суждение дедушки Амосова (гл. 8), почему женятся или выходят замуж. Согласны ли вы с генералом Амосовым?

  • Какие языковые средства использует Куприн в рассуждении генерала Амосова? (В рассуждении Амосова преобладают ввод­ные слова, наречия.)

  • Какие мысли Куприна о любви близки вам? (Любовь — это труд души. Её берегут, хранят, лелеют.)

  • «Гранатовый браслет» — подтвержде­ние того, как Куприн в реальной жизни ищет людей, одержимых любовью, способных под­няться над пошлостью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Возвышенную любовь автор противопоставляет ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. «Ничего более целомудренного я ещё не писал», — го­ворил А. Куприн. Автор предстаёт в повести как реалист и как романтик. Он верит в че­ловека.

В заключение урока запишем под дик­товку слова Константина Паустовского: «Мы должны быть благодарны Куприну за всё: за его глубокую человечность, за его тончай­ший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа, за никогда не умирающую в нём способность загораться от самого незначительного сопри­косновения поэзии. И свободно, и легко пи­сать об этом».

Домашнее задание.

Составить аннотацию к произведению.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!