СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Барьеры педагогического общения у учителя с учениками

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях жизнедеятельности человека большое значение приобретает эффективность межличностного взаимодействия людей. Межличностное общение является основным звеном любой деятельности человека. На данный момент заинтересованность к личности человека, ее свойствам, обеспечивающим результативность разных типов деятельности, существенно вырос. Обществом востребованы функциональные, активные, общительные персоны, умеющие приспособиться к новым, постоянно меняющимся обстоятельствам жизни.

Просмотр содержимого документа
«Барьеры педагогического общения у учителя с учениками»

В современных условиях жизнедеятельности человека большое значение приобретает эффективность межличностного взаимодействия людей. Межличностное общение является основным звеном любой деятельности человека. На данный момент заинтересованность к личности человека, ее свойствам, обеспечивающим результативность разных типов деятельности, существенно вырос. Обществом востребованы функциональные, активные, общительные персоны, умеющие приспособиться к новым, постоянно меняющимся обстоятельствам жизни.

Общение между учениками и учителем является частью педагогического общения в целом. Общительность является проявлением активности личности в коммуникативной сфере, одной из характеристик направленности личности, позволяющей человеку ощущать собственную ценность и значимость, с возможной полнотой проявлять свои способности в любых условиях.

Анализ литературы свидетельствует, что проблема сущности коммуникативных барьеров, их роли в процессе общения и обеспечения эффективности профессиональной деятельности, нашла определенное отражение в работах таких западных и отечественных ученых: Г. Андреевой, И. Атватер, Е . Берна, А. Бодалева, К. Дэвиса, В. Кан-Калика, В. Куницына, Дж. В. Ньюстрома, Б. Парыгина, Б. Поршнева, М. Форверга и др.

Что касается особенностей проявления барьеров общения у учеников, то эта проблема, на наш взгляд, разработана недостаточно. Можно выделить труды Т. Аржакаевой, Е. Залюбовской, В. Куницыной, Л.И. Новиковой, З.А. Нолиу, Л.А. Поварницыной, Е. Цукановой, посвященные процесса общения учеников и развития у них определенных коммуникативных качеств и умений.

Итак, значимость проблемы состоит в том, что барьеры педагогического общения в учебном процессе и ее недостаточная научная разработка и обусловили выбор темы нашего исследования.

Из всего вышесказанного, мы определили, что проблемой данной работы является выявление эффективных условий по преодолению психологических барьеров.

Объект исследования: барьеры педагогического общения между обучающимися в учебном процессе.

Предметом исследование является наличие или отсутствие барьеров педагогического общения у учащихся.

Цель исследования: выявить характерные для учеников барьеры педагогического общения с учителем.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема
межличностных взаимоотношений в школьном коллективе до сих пор не получила в педагогической литературе достаточного теоретического
обоснования и эффективного практического осуществления.

Поэтому, по нашему мнению, особую актуальность приобретает поиск практических способов оказания поддержки и помощи в установлении оптимальных взаимоотношений в коллективе учеников, так как от «самочувствия» учащегося внутри коллектива чаще всего зависит его становление как личности.

Во время любого общения может возникнуть недопонимание между собеседниками, препятствия, которые помешают конструктивно построить это общение.

В педагогическом общении также возникают труднопреодолимые барьеры между учителем и воспитанником, которые должны быть разрушены, так как это важно для процесса обучения и воспитания.

В.Я. Ляудис отмечает, «Если при организации содержания обучения
сохраняется и превалирует ориентация на операционно-техническую, а не на смысловую сторону деятельности, формируется, то вся учебная ситуация будет сохранять сугубо адаптивную направленность». Такой тип деятельности не нуждается в разнообразии форм сотрудничества субъекта формирования (учителя) с объектом формирования (учениками), инициации учебной поведения в школьной группе («ученик-ученик», «подгруппа-ученик», «подгруппа-подгруппа» и др.) [15].

Любой коллектив не может существовать без общения, а процесс общения в коллективе характеризуется как положительными, так и отрицательными результатами.

Важно понимать, что отрицательным результатом общения является конфликтная ситуация, которая в условиях дальнейшей эскалации приводит к возникновению конфликтов (межличностных, групповых, межгрупповых).

Психологи часто отмечают, что конфликт может иметь и положительные последствия, а поэтому может быть конструктивным для коллектива. Так, М. Логунова определяет следующие положительные аспекты конфликта:

• конфликт выполняет своего рода «диагностическую» функцию, так как он указывает на существующие противоречия, нерешенные проблемы, необходимость изменений, разное видение перспектив развития коллектива и тому подобное;

• конструктивный конфликт стимулирует развитие организации, управленческой структуры, открывает путь к инновациям, он предупреждает «застой» индивидуальной и групповой жизнедеятельности и стимулирует движение коллектива вперед;

• конфликт способствует группировке единомышленников и, тем самым, структурирует коллектив по отношению к проблемам его развития;

• в ситуации конфликта, когда необходимо выбрать позицию, проявить свое отношение к проблемам деятельности коллектива, возрастает активность его членов;

• конфликт выполняет информационно-познавательную роль. Как правило, именно в ситуации конфликта зачастую оказываются настоящие «лицо» его участников, моральные качества работников организации, в частности, их принципиальность, ответственность и т.д. [8].

Достаточно часто причиной возникновения конфликта в коллективе является наличие барьеров (психологических, информационных, коммуникативных). По мнению И. Зязюн, барьеры - это препятствия, обусловливающие сопротивление влиянию собеседника. Ученый классифицирует барьеры следующим образом: физические, гностические, эстетические, эмоциональные [2].

Более детально уделим внимание психологическим барьерам.

Психологи рассматривают данный барьер, как влияние негативного прошлого опыта учащихся, который препятствует пониманию и правильной оценке ситуаций, фактов, закономерностей, выбора способов действия, стратегий решения проблем, таким образом, все вышеперечисленное делает невозможным надлежащее выполнение ими учебных задач.

Под барьерами общения будем понимать те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

Важность всего вышесказанного заключается в том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом – столкновение несовместимых желаний партнеров по общению. Важно подчеркнуть, что если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний, то плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека их предрасполагающие факторы.

С барьерами отвращения и брезгливости волей-неволей приходится сталкиваться в повседневной жизни. В данном случае собеседник может даже не подозревать о том, насколько тягостна для другого, даже кратковременная встреча и тем более общение с ним.

И проблема здесь заключается не только в вопиющих нарушениях этики, но и в элементарной брезгливости, в “гигиеническом восприятии” другого человека [25].

Как часто кто-то, увлеченный беседой, неосознанно бурно жестикулирует, грозят задеть другого, чешет затылок, трет лоб и т.д. Э
то все мешает восприятию и может оказаться мукой для собеседника.

Барьеры презрения способствуют ограничению контактов с человеком, вызывавшим отрицательные эмоции. В этом его положительная роль. Однако иногда он является результатом предрассудков. Если человека укоряют за то, что он не сделал, что от него не зависит, то он и платит той же монетой – презрением.

Барьер страха, один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. И это легко понять, ведь он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Барьер стыда и вины проявляется как ощущение неуместности происходящего, неловкости за себя или другого, как нечто тесно связанное с чувством вины. Чаще всего такой барьер происходит при критике, но иногда при неумеренной похвале.

Важно сказать о плохом настроении, под которым подразумевается комплекс отрицательных эмоций, близких по характеру к постоянно страдающему человек, но встречается такой барьер гораздо реже.

Важно понимать, что главный источник плохого настроения – это барьер общения. Поскольку в любой ссоре оплата идет отрицательными эмоциями [25].

Конечно, важно понимать, что формы межличностного общения могут быть весьма разнообразны, к ним будут относиться: случайная короткий разговор, тематическая беседа, спор по каким-то вопросам. Однако во время педагогического общения могут возникать трудности, недопонимания. Такие трудности могут повлечь за собой препятствию передаче информации в полном объеме.

Немало важным фактором, которое затрудняет общение, играют коммуникативные барьеры. В психологии выделяют коммуникативные барьеры так, что в природе они служат механизмом защиты от нежелательной информации [18].

Коммуникативные барьеры – это деформация коммуникационного процесса, вызванная различными причинами, которая может приводить к неадекватным действиям адресата.

Анализируя коммуникативные барьеры, возникающие у школьников, можно сказать, что они могут быть обусловлены объективными (внешними) и субъективными (внутренними) факторами [18].

В литературе присутствует большое количество различных классификаций педагогических барьеров, рассмотрим одну из них:

- эмоциональные барьеры, вызванные разным эмоциональным или психологическим состоянием партнеров;

- фонетические барьеры, связанные с качеством дикции, темпом, скоростью и интонацией речи;

- стилистические барьеры, вызванные нарушением норм и правил отдельного языкового стиля, применением недопустимых языковых конструкций, нарушением этики общения;

- интеллектуальные барьеры, вызванные логико-грамматическим оформлением высказываний и особенностями мышления коммуниканта и реципиента;

- семантический барьер, он отражает индивидуальность жизненного опыта человека и актуализирует необходимость поиска компромиссного общения;

- мотивационные барьеры, связанные с различными целями, установками и мотивацией;

- барьеры, связанные со структурой коллектива и схеме построения межличностных отношений.

Из всего вышесказанного, мы понимаем, что эффективность учебной деятельности учащихся во многом зависит от успешности делового общения учителей и школьников.

Эффективность учебной деятельности учащихся во многом зависит от успешности делового общения учителей и учащихся. Содействие
достижению взаимопонимания между учащимися, которые учатся друг с другом, создание личностного комфорта для каждого ученика в целом неотъемлемая часть работы школьного коллектива.

В результате обработки психологической литературы в определенных систему факторов, влияющих на возникновение барьеров общения школьников.

В результате исследования факторов макроуровня было выделено
факторы, обусловленные: особенностями политического и социального
развития российского общества; особенностями функционирования
отечественных высших учебных заведений; использованием новейших информационных и образовательных технологий и др.

К факторам мезоуровня отнесены факторы, обусловленные: организационной формой обучения; управленческой структурой; особенностями функционирования школьных групп и тому подобное.

Анализ факторов микроуровня показал, что на уровне личности на
возникновение коммуникативных барьеров могут влиять следующие основные факторы:

а) психологические характеристики школьников, связанные прежде всего с их коммуникативными характеристиками (коммуникативная толерантность, стратегии общения и др.)

б) социально-демографические характеристики (возраст, пол и т.д.).

Среди явлений, затрудняющих общение,а иногда приводят к полной ее блокировки, ведущую роль играют барьеры общения. В общем виде
такие барьеры можно определить как препятствия на пути
передачи информации от коммуникатора (отправителя информации) до
реципиента (получателя). [23]

Препятствиями в коммуникациях являются:

 искривление сообщений;

 информационные перегрузки;

 неудовлетворительная структура группы. [6]

В налаживании обратной связи важное значение имеет умение слушать, то есть внимательно принимать сообщения четко выделять в нем существенное, правильно интерпретировать услышанное. Слушание должно быть активным. Оно предполагает контакт глазами, активную мимику и жесты, вопрос, перефразирование сказанного, концентрацию на главном, дискуссии только после полного осознания
позиции другой стороны [5].

Таким образом, мы определили, что любые барьеры, которые имеют место в процессе педагогического общения, имеют причины или факторы, которые их вызывают.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!