МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
Гимназия
План - конспект урока
по изобразительному искусству на тему:
«Украшаем башкирскую юрту» во 2А классе
Выполнил: учитель
изобразительного искусства
Исламова Алия Масгутовна
Форма проведения: индивидуально-коллективная.
Цель: Выполнение коллективно-творческой работы; изучение внутреннего убранства юрты.
Задачи:
-
Ознакомление детей с основным убранством башкирской юрты;
-
Дать краткие сведения о культуре жизни наших предков.
-
Развитие способности учащихся работать в коллективе;
-
Укрепления любви к красоте родного края.
-
Воспитание эстетического отношения к искусству башкирского народа;
-
На примере выполнения коллективной работы показать значимость и быстроту совместной деятельности.
Оборудование.
-
Для учителя: наглядные пособия: таблицы с иллюстрациями башкирской утвари, образцами национального орнамента, внутреннего убранства башкирского жилища; квадратный формат.
-
Для учеников: альбом А4, карандаш, ластик, гуашь, ножницы, клей.
План урока:
-
Организационный момент (2-3 мин.)
-
Сообщение нового материала (8-10 мин.)
- Вводная беседа.
3. Самостоятельная работа (20-25мин.)
4. Подведение итогов (3-5 мин.)
5. Анализ работ.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Дежурные проводят физкультминутку для установления дисциплины в классе. Проверка готовности к уроку. На доске висят основные ключевые слова.
-
Сообщение нового материала.
Вводная беседа:
Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того, кому не пел курай.
- Ребята, в какой республике мы с вами живем? (Башкортостан)
-Правильно, мы с вами живем в прекрасной республике, потому что она богата прекрасной природой, традициями наших прабабушек, прадедушек. Его бескрайние луга, поля, леса и горы завораживают. А сколько озер и рек у нас!
Народ, который живет в этом краю, имеет богатое культурное наследие, огромный творческий потенциал.
- Вы изучаете культуру Башкортостана. Скажите мне, как назывались жилища, в которых жили наши прабабушки и прадедушки? (Юрта).
- Юрта – это переносное жилище башкир.
- В правой стороне внутреннего убранства юрты располагается утварь, так как эта сторона считается женской половиной. В левой – сундуки, на них была сложена постель: одеяла, подушки, цветные паласы.
- Я родилась в башкирской семье и тоже живу в одной из таких юрт. Мое жилище богато разнообразной хозяйственной утварью: чаши, резные ковши, кадки для кумыса и молока, бочонки для меда; многообразием вышитых полотенец, тканых ковров, паласов.
- Для изготовления посуды использовалась древесина, кора, береста, дуб.
- Посмотрите, как красиво декорированы изделия.
На прошлом уроке мы ввели понятие «декор». Давайте вспомним его значение. ( Декор – в переводе с лат. – украшать).
- Как называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент).
- Орнамент – в переводе с латинского – «украшать», «узор».
- В цветовом отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный. В основном используются красный, желтый, зеленый, коричневые цвета, черный для обводки мелких элементов. Реже синий и алый.
- Фон изделий чаще всего красный, черный; реже желтый и белый.
- Сейчас я вам покажу внутреннее убранство своей юрты.
- Ох, у меня все украли. Как же мне быть. Ко мне должны прийти почтенные гости. Ребята, вы мне поможете смастерить изделия и расставить их?
Распределение задания для каждого ученика индивидуально.
- Мы с вами находимся в мастерских. Одни из вас сегодня будут ткать на станке, другие вышивать полотенца, третьи изготавливать утварь, сундуки.
- Берем альбомные листы и начинаем рисовать карандашом те предметы, которые даны индивидуально каждому. Затем решаем их в цвете.
Самостоятельная работа учащихся.
Каждый выполняет основу для будущей работы, не декорируя орнаментом. Прохождение по рядам, выявление и исправление типовых ошибок, показ лучших работ.
Итог занятий.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем богато внутреннее убранство юрты?
- Что такое орнамент?
- Какие цвета используются в орнаменте?
Анализ работ: выставка работ учащихся на доске, обсуждение и показ лучших работ. Выявление ошибок, для того, чтобы исправить и докончить на следующем уроке.