СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Башкирские народные игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дана классификация башкирских  народных игр и  их правила 

Просмотр содержимого документа
«Башкирские народные игры»

Башкирские народные игры

Перечень игр.

Виды движений.

Название игры.

 Ходьба. Бег.

«Юрта»

 Бег.

«Медный пень»

Бег.

«Липкие пеньки»

Метание. Бег.

«Стрелок»

Ходьба. Бег.

«Курай»

Бег

«Белый тополь»

Бег

«Поймай воробья поясом»

Бег.

«Голуби»

Ходьба

Перетягивание каната.

Бег

Иголка и нитка

Бег

Гуси-гуси

Бег

Кот и мыши

Бег

Спрячь платочек

Прыжки

Драчливые петушки

Прыжки

Волк и зайцы

Бег

Баран

Бег

Баня

Хороводная

Нардуган

Хороводные

Разноцветные платочки

 

Тэкэ (Баран)

Для игры выбирается водящий. Дети встают в большой круг. Водящий выходит в середину круга и начинает считать детей, отмечая каждого:

Яу, яу, ямгырым,

Кара тэкэ суйырмын,

Майын хинэ куйырмын,

Итен узэм ашармын.

Лел, лей, дождик,

Зарежу я черного барана,

Масло отдам тебе,

Мясо съем сам.

Тот, на кого выпадет последнее слово текста, становится бараном, кричит: «Бе-бе-бе!» и догоняет разбежавшихся детей.

Правила: игрокам следует разбегаться только после крика барана;  барану ловить детей, касаясь рукой.

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

                    Пять детей у Тимербая,

                   Дружно, весело играют.

                    В речке быстрой искупались,

                    Нашалились, наплескались,

                    Хорошенечко отмылись

                    И красиво нарядились.

                     И ни есть, ни пить не стали,

                     В лес под вечер прибежали,

                     Друг на друга поглядели,

                     Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое –нибудь движение.  Все должны повторить его. Затем водящий выбирает  кого –нибудь на место себя. Правила игры: движения которые уже показали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно в игре использовать различные предметы (мячи, косички, ленты).

Бурэнэ (Чурбан)

В середине площадки ставится  чурбан (полено, высокий кубик). Играющие встают по кругу, берутся за руки и говорят:

                   Стоит чурбан,

                   Не мешает нам.

                   Кто чурбан собьет,

                   Из круга уйдет!

После этого все начинают двигаться вокруг чурбана, при этом каждый старается подтянуть своих соседей к чурбану так, чтобы они его свалили. Правила: кто свалит чурбан, выходит из круга; руки отпускать нельзя; играют не больше 6-8 детей

Тирмэ. (Юрта).

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным  узором. Взявшись за руки,  все идут четырьмя кругами  переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята, соберемся мы в кружок.

Поиграем,  и попляшем, и помчимся на лужок.

Затем образуют общий круг, идут по кругу. По окончании музыки  быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

Правила: бежать к своему стулу только по окончании музыки. Выигрывает группа, первой построившей юрту.

Хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной,  и разбегаются в разные стороны. Добежавший, первым встает за медным пнем. Правила: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

 Аттар. (Лошади)

Площадь разделена на 2 части,  первая часть – конюшня, там находятся дети   лошадки; недалеко от них  сидят на скамейке  конюхи с вожжами. Старший конюх (выбранный по считалке) подходит к дощечке, привязанной к дереву и отбивает примерно 15 –18 ударов. За это время конюхи быстро выводят лошадей, запрягают их и выстраиваются друг за другом. На сигнал «поехали» скачут галопом, на сигнал «лошади  испугались» разбегаются в разных направлениях. Конюхи ловят и отводят лошадей в конюшню. Дети меняются ролями, игра продолжается. Правила: внимательно слушать сигнал и действовать строго после сигнала.

Бакыр букэн. (Медный пень).

         Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на корточках. Дети-хозяева становятся за  ними. Под башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается внутри круга, выбирает себе пень. С окончанием музыки  останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить, можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой, медный пень тот будет твой.

Хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной,  и разбегаются в разные стороны. Добежавший, первым встает за медным пнем.Правила: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

Йэбешкэк букэндэр (Липкие пеньки).

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по  площадке, стараясь не подбегать близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Правила: пеньки не должна вставать с места.





Уксы (Стрелок).

           Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м. друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу.  Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Правила: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Курай.      

          В центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону.    Дети, взявшись за руки, идут по кругу, бегут, выполняют притопы на слова:

Услыхали наш курай

И собрались все сюда.

Наигравшись с кураистом,

Разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай

На зеленом,  на лугу

Мы попляшем под курай,

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай.

Ребенок-кураист  выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.Правила: разбегаться только после окончание слов.

Муйуш алыш (Уголки)

По четырем углам площадки стоят 4 стула, на них 4 детей. В центре  стоит водящий. Он подходит по - очереди к сидящим и задает каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает:

- Моя баня занята.

2 играющий отвечает:

- Моя собака ощенилась.

3 играющий отвечает:

- Печка обвалилась.

4 играющий отвечает:

- Воды нет.

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул. Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует составить дополнительные ответы для «хозяев».

Ак тирек (Белый тополь)

Вариант 1.Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга.  Первая команда хором спрашивает:

Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?

Вторая команда хором отвечает:

Пестрые птицы.

Первая команда спрашивает:

Что есть у них на крыльях?

Вторая команда отвечает:

Есть сахар и  мед.

Первая команда просит:

Дайте нам сахар.

Вторая команда спрашивает:

Зачем вам?

Первая команда зовет:

Белый тополь, синий тополь.

Вторая команда спрашивает:

Кого выбираете из нас?

Первая команда называют имя одного из  играющих  из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и  старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков. Правила: разрывать сомкнутые руки двух детей команды-соперницы всем туловищем, а не руками.

Аркан тартыш (Перетягивание каната).

  На  площадку кладется канат, середина которого отмечена цветной лентой. По обе стороны от середины площадки чертятся две параллельные линии. Две команды берут канат и становятся с разных сторон. По сигналу начинают тянуть канат в свою сторону. Побеждает команда, которая перетянет канат  на свою сторону (т.е. цветная ленточка пересечет линию границы команды). Правила: не отпускать канат из рук.

Кугарсэн (Голуби).

На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5-8 метров,  вдоль этих линий чертятся круги («гнезда»). Дети стоят в кругах («гнездах») напротив друг друга. Водящий – «пастух», с закрытыми глазами ходит между шеренг и произносит три раза текст:

Гур – гур, кугарсэн

Бетябезгя берь оя.

Гур – гур, голуби

Для всех нас одно гнездо.

С окончанием слов дети меняются местами («гнездами») – бегут в противоположные «гнезда». Пастух открывает глаза и старается занять пустое «гнездо». Оставшийся без «гнезда» ребенок «голубь»   становится «пастухом».

Правила: меняться местами можно  только тогда, когда пастух произнесет  текст  три раза.

Букэн кайыш (Поймай воробья поясом)

Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого   пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой – воробей лети!

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».

Йэшерэм яулык (Спрячь платочек)

Дети сидят  по кругу, закрыв глаза. Позади круга ходит водящий с платочком в руках. Подходит сзади к каждому играющему и произносит слова:

Прячу, прячу я платочек

Под зеленой сосной.

Незаметно положу

Я кому-то за спиной.

Йэшерэм яулык, йэшерэм яулык

Йэшель кайын астына.

Хиззермэйся ташлап киттем

Бер иптэшем артына.

 Затем кладет незаметно платочек за спиной у одного из детей. С окончанием текста все дети поворачиваются и ищут платочек у себя за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает и догоняет водящего. Если догонит, то садится на свое место, если нет, то водящий занимает место играющего, а ребенок становится водящим. Правила: бегать через круг нельзя, оборачиваться только после окончания текста.

Этэстэр талаша. (Драчливые петушки)

На площадке начерчены круги диаметром 1 м. по одному кругу на пару.   В кругу два ребенка стоят на одной ноге, придерживая другую ногу  рукой. Все произносят слова:

Тон буйына кар яуган:

Ергэ япкан ак юрган.

Тик нинэ беззен этэстэр

Хынар аяклы булган?

Всю ночь шел снег,

Накрыл он землю белым одеялом

Почему же  наши петушки

Стали одноногими?

 С этими словами дети-петушки, прыгая на одной ноге и толкаясь плечами, стараются вытолкнуть соперника из круга. Тот, кто оказался за кругом, считается проигравшим. Правила: на один бой отводится 1 минута; игрок, коснувшийся земли согнутой ногой, считается проигравшим.

 Бесэй менэн  сыскан (Кот и мыши).

Дети – мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Кот сиди в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети – мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:

Бесэй сыккан хунарга,

Комак  сыскан  ауларга.

-  Хэзер барып тотам, - ти,

-  Хогонам да йотам! – ти.

Котик  вышел погулять,

Серых мышек поймать.

Сейчас догоню,

Схвачу и проглочу.

 После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется. Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.

Буре менэн куян (Волк и зайцы).

     Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети – зайцы. Волк прячется  - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки , ограниченной чертой.  На слова ведущего  «зайцы»  выходят из дома и  прыгают  на двух ногах по всей площадке:

Ак куян, йомшак куян

Безгэ кунакка килгэн.

Койрого кыска гына,

Колагэ озон икэн.       

Белый заяц, мягкий заяц

В гости к нам пришел.

Ушки – длинные.

Короткий хвост.

 На сигнал ведущего «Буре» («Волк»)  дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей. Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!