СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для воспитателей Башкирские народные игры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ЮРТА» 

Эта башкирская народная игра предлагается для учащихся начальных классов, дошкольников, содержит национальный колорит, развивает любовь к традициям и обычаям своего народа. Игра развивает скоростные качества, координацию, внимание, воспитывает взаимопомощь, дружбу.

В игре участвует несколько груш детей, каждая из которых образует круг на площадке, полянке.

В центре каждого круга стоит стул ( стойка ), на котором повышен  платок с национальном узором.

Взявшись за руки, каждая группа двигается переменным шагом по кругу и поёт.

Мы поём ребята,

Собираемся все в кружок.

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок

По окончании музыки и песни они быстро бегут к своим стульям ( стойками ), берут за края платок и натягивает над головой в виде шатра ( крыши ), получается юрта.

При проведении этой игры необходимо использовать музыкальное сопровождение с национальной мелодией.

Выиграет та команда, которая первой построит юрту.

 

«ЛЕТЕЛИ – ЛЕТЕЛИ» 

Играющие становятся в круг. Один игрок выходит на середину. Он называет летающие и нелетающие предметы, животных, птиц. Дети должны слушать внимательно и поднять руку только когда, когда называются летающие предметы. Если бы назван нелетающий предмет, все должны присесть. Кто не сделает ошибки и останется до конца, тот станет победителем.

ПЯТЬ ПАЛЬЧИКОВ

В игре участвуют в основном мальчики.

Готовится пять палочек длиной 10 см («пальчиков») и нумеруется: 1,2 ,3 т. д.

У всех игроков на руках палки длиной 60-70 см. На одну линию ставятся «пальчики» на расстоянии 30-50см друг от друга . Подальше от них в 6-7м отмечается линия удара. Игроки по очереди кидают палки на «пальчики». Если сбивается «пальчики» №1, то сбивший получает  10 очков, если№2 -20 очков и т. д. Кто из игроков наберёт 500 очков или 1000 очков ( по договоренности), тот и становится победителем.

«СТРЕЛОК»

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

«ЛИПКИЕ ПЕНЬКИ»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

 

«МЕДНЫЙ ПЕНЬ»

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:  – Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить ?

Хозяин отвечает:

– Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за Выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги!» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

 

«ПАЛКА – КИДАЛКА»

   Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку–кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

 

 

«ПЛАТОЧЕК»

 Также в круге дети выбирают водящего по считалке. (Если дети изучают башкирский язык, можно на башкирском). В руке у водящего платок. Он бежит по внешнему краю круга и должен незаметно подложить платок кому-нибудь. Если этот ученик заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются.

 

ИГРЫ С МЯЧОМ

          «ИЗ КРУГА В КРУГ».

Подготовка. Исходя из количе­ства игроков на ровной площадке обозначаются круги диаметром около 1 м, касающиеся друг друга.

Берется волейбольный или боль­шой резиновый мяч. В игре могут участвовать б—10 человек. Можно играть и разделившись на две рав­ные группы. В этом случае круги обозначаются в двух местах и на­значается один наблюдатель. Произнесением на скорость по­рядковых числительных определя­ется очередность.

Пояснение к игре. Игрок, начи­нающий игру, становится в одном из кругов, подбрасывает в воздух мяч таким образом, чтобы он ока­зался над вторым кругом, и ловит во втором кругу, пока мяч не кос­нулся земли. Затем он подбрасыва­ет мяч в воздух с таким расчетом, чтобы он оказался над третьим кругом. Так, если игрок, не уронив мяч, продержится до последнего круга, он снова встает в первый круг. В этот раз ему уже надо пой­мать мяч через один круг. Если мяч упадет на землю или игрок вышел за круг, игру начинает оче­редной игрок. Побеждает тот, кто до конца выполнит все условия игры, не допуская при этом паде­ния мяча на землю.

Игроков, ни разу не уронивших мяч, обычно бывает мало. Дождав­шиеся повторной очереди начина­ют игру с круга, на котором они допустили ошибку.

 

Значение игры. Совершенствует слаженность, экономность и согла­сованность движений; воспитыва­ет решительность и подтянутость.

«КТО КОГО»?

Подготовка. Проводится одна линия. В игре участвуют два чело­века. Произносят считалку.

Начинает игру тот, на котором произнесено последнее слово.

Пояснение к игре. Игрок, начи­нающий игру, бросает мяч с линии в сторону противника. Противник старается отбить мяч в обратном направлении с того места, куда он упал. Теперь уже старается пой­мать мяч игрок, начавший игру. Так игроки, меняясь ролями, от­брасывают мяч с места его падения в обратном друг другу направле­нии. Кто бросит мяч подальше, тот с линии начала игры постепенно продвигается в сторону напарника и впоследствии признается победи­телем.

«ОТБИВАНИЕ  МЯЧА».

Подготовка. Обозначаются две пограничные линии на расстоянии около 40—50 м друг от друга. Же­лающие играть делятся на две рав­ные команды. Ведущие проводят жеребьевку: сторона, рука пред­ставителя которой оказалась на­верху (каната, палки), отбивает мяч, у которой ниже — становится «пастухом». Берутся бита длиной 60—70 см и мяч.

Пояснение к игре. Один из отби­вающих с первой линии отбивает мяч своей палкой в сторону «пастухов» и бежит за мячом в направле­нии второй пограничной линии.

«Пастухи», быстро поймав мяч. стараются засалить им бегущего игрока.

Если мяч попадет в бегущего игрока до того, как тот достигнет второй линии, стороны меняются местами; если не попал, бьющие продолжают игру. Бежавший иг­рок возвращается на свою сторону и, когда дойдет его очередь, снова отбивает мяч.

Так очень интересно продолжа­ется игра.

«СТОП»!

Подготовка. Желающие играть жеребьевкой выбирают одного «пастуха».

Берется волейбольный или рези­новый мяч. Игроки образуют круг, а «пастух» остается внутри круга.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для воспитателей Башкирские народные игры»

«ЮРТА»

Эта башкирская народная игра предлагается для учащихся начальных классов, дошкольников, содержит национальный колорит, развивает любовь к традициям и обычаям своего народа. Игра развивает скоростные качества, координацию, внимание, воспитывает взаимопомощь, дружбу.

В игре участвует несколько груш детей, каждая из которых образует круг на площадке, полянке.

В центре каждого круга стоит стул ( стойка ), на котором повышен платок с национальном узором.

Взявшись за руки, каждая группа двигается переменным шагом по кругу и поёт.

Мы поём ребята,

Собираемся все в кружок.

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок

По окончании музыки и песни они быстро бегут к своим стульям ( стойками ), берут за края платок и натягивает над головой в виде шатра ( крыши ), получается юрта.

При проведении этой игры необходимо использовать музыкальное сопровождение с национальной мелодией.

Выиграет та команда, которая первой построит юрту.



«ЛЕТЕЛИ – ЛЕТЕЛИ»

Играющие становятся в круг. Один игрок выходит на середину. Он называет летающие и нелетающие предметы, животных, птиц. Дети должны слушать внимательно и поднять руку только когда, когда называются летающие предметы. Если бы назван нелетающий предмет, все должны присесть. Кто не сделает ошибки и останется до конца, тот станет победителем.

ПЯТЬ ПАЛЬЧИКОВ

В игре участвуют в основном мальчики.

Готовится пять палочек длиной 10 см («пальчиков») и нумеруется: 1,2 ,3 т. д.

У всех игроков на руках палки длиной 60-70 см. На одну линию ставятся «пальчики» на расстоянии 30-50см друг от друга . Подальше от них в 6-7м отмечается линия удара. Игроки по очереди кидают палки на «пальчики». Если сбивается «пальчики» №1, то сбивший получает 10 очков, если№2 -20 очков и т. д. Кто из игроков наберёт 500 очков или 1000 очков ( по договоренности), тот и становится победителем.

«СТРЕЛОК»

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

«ЛИПКИЕ ПЕНЬКИ»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.



«МЕДНЫЙ ПЕНЬ»

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: – Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить ?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за Выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги!» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.



«ПАЛКА – КИДАЛКА»

Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку–кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.





«ПЛАТОЧЕК»

Также в круге дети выбирают водящего по считалке. (Если дети изучают башкирский язык, можно на башкирском). В руке у водящего платок. Он бежит по внешнему краю круга и должен незаметно подложить платок кому-нибудь. Если этот ученик заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются.



ИГРЫ С МЯЧОМ

«ИЗ КРУГА В КРУГ».

Подготовка. Исходя из количе­ства игроков на ровной площадке обозначаются круги диаметром около 1 м, касающиеся друг друга.

Берется волейбольный или боль­шой резиновый мяч. В игре могут участвовать б—10 человек. Можно играть и разделившись на две рав­ные группы. В этом случае круги обозначаются в двух местах и на­значается один наблюдатель. Произнесением на скорость по­рядковых числительных определя­ется очередность.

Пояснение к игре. Игрок, начи­нающий игру, становится в одном из кругов, подбрасывает в воздух мяч таким образом, чтобы он ока­зался над вторым кругом, и ловит во втором кругу, пока мяч не кос­нулся земли. Затем он подбрасыва­ет мяч в воздух с таким расчетом, чтобы он оказался над третьим кругом. Так, если игрок, не уронив мяч, продержится до последнего круга, он снова встает в первый круг. В этот раз ему уже надо пой­мать мяч через один круг. Если мяч упадет на землю или игрок вышел за круг, игру начинает оче­редной игрок. Побеждает тот, кто до конца выполнит все условия игры, не допуская при этом паде­ния мяча на землю.

Игроков, ни разу не уронивших мяч, обычно бывает мало. Дождав­шиеся повторной очереди начина­ют игру с круга, на котором они допустили ошибку.


Значение игры. Совершенствует слаженность, экономность и согла­сованность движений; воспитыва­ет решительность и подтянутость.

«КТО КОГО»?

Подготовка. Проводится одна линия. В игре участвуют два чело­века. Произносят считалку.

Начинает игру тот, на котором произнесено последнее слово.

Пояснение к игре. Игрок, начи­нающий игру, бросает мяч с линии в сторону противника. Противник старается отбить мяч в обратном направлении с того места, куда он упал. Теперь уже старается пой­мать мяч игрок, начавший игру. Так игроки, меняясь ролями, от­брасывают мяч с места его падения в обратном друг другу направле­нии. Кто бросит мяч подальше, тот с линии начала игры постепенно продвигается в сторону напарника и впоследствии признается победи­телем.

«ОТБИВАНИЕ МЯЧА».

Подготовка. Обозначаются две пограничные линии на расстоянии около 40—50 м друг от друга. Же­лающие играть делятся на две рав­ные команды. Ведущие проводят жеребьевку: сторона, рука пред­ставителя которой оказалась на­верху (каната, палки), отбивает мяч, у которой ниже — становится «пастухом». Берутся бита длиной 60—70 см и мяч.

Пояснение к игре. Один из отби­вающих с первой линии отбивает мяч своей палкой в сторону «пастухов» и бежит за мячом в направле­нии второй пограничной линии.

«Пастухи», быстро поймав мяч. стараются засалить им бегущего игрока.

Если мяч попадет в бегущего игрока до того, как тот достигнет второй линии, стороны меняются местами; если не попал, бьющие продолжают игру. Бежавший иг­рок возвращается на свою сторону и, когда дойдет его очередь, снова отбивает мяч.

Так очень интересно продолжа­ется игра.

«СТОП»!

Подготовка. Желающие играть жеребьевкой выбирают одного «пастуха».

Берется волейбольный или рези­новый мяч. Игроки образуют круг, а «пастух» остается внутри круга.


Пояснение к игре. Игроки, обра­зовавшие круг, перекидывают мяч друг другу. В это время «пастух» в прыжке старается поймать мяч, летящий от одного игрока к друго­му, или сбить его на землю. Игроки разбегаются в стороны, как только «пастух» поймает мяч. «Пастух» тотчас кричит: «Раз, два, три - стоп!» Разбегающиеся застывают



на месте. «Пастуху» это и нужно - он бросает мяч в игрока, стоящего ближе всех к нему. Тот, уворачива­ясь от мяча, может пригнуться, но не должен тронуться с места. «Пас­тух» же старается попасть прямым ударом мяча в игрока. Если попасть не сумеет, он будет вынуж­ден остаться снова в центре круга и бежать за мячом. Если попадет, то место «пастуха» займет игрок, в которого попал мяч. Игра так и продолжается.

«МЯЧ С ОБХОДА».

Подготовка. Проводятся три ли­нии через 5—6 м каждая. Первая линия называется линией удара по мячу, вторая - средней линией, третья - линией обхода. Игроки делятся на две равные команды. Капитаны жеребьевкой устанавли­вают сторону, начинающую игру.


Пояснения к игре и правила. Один из игроков группы, бросаю­щей мяч, берет его в левую руку, подбросив вверх, сильным ударом правой руки направляет мяч в сторону линии обхода и бежит за мя­чом. «Пастухи», стоящие за лини­ей обхода, ловят мяч и тотчас бро­сают его обратно на линию удара. Игрок, побежавший за мячом, ста­рается вернуться с линии обхода на линию удара раньше брошенного обратно мяча. Если он вернется раньше мяча, то получает право на удар снова и становится в очередь. Если же мяч долетит до линии уда­ра раньше него, бегущий останав­ливается там, куда он добежал к моменту достижения мячом линии удара.

Очередной игрок, пробив мяч, как указано выше, бежит в направ­лении линии обхода.

Если все бросавшие мяч оказа­лись между линией обхода и сред­ней линией, они считаются остав­шимися на «мосте-волоске». Их выстраивают на «мосте-волоске», проводя линию, соединяющую ли­нию обхода и среднюю линию. Ка­питан «пастухов» или один из бо­лее метких игроков берет в руки мяч и считает до трех. В это время один или два-три игрока, стоящие на «мосте-волоске», увиливая от мяча влево и вправо, вырываются вперед, а игрок «пастухов» бросает мяч, прицелившись в одного из них. Если мяч попадет в игрока, команды меняются местами, если нет, то каждая из команд остается на своих местах и игра начинается вновь.

Значение игры. Совершенствует такие качества, как ловкость, подвижность, увеличивает мет­кость броска, воспитывает чувство веры в свои силы.

«МЯЧ-ПЯТНАШКА».

Подготовка. В игре участвуют 10—20 ребят. Исходя из количест­ва участников игры, обозначается круг. Игроки должны свободно пе­ремещаться в этом кругу.

Выбираются капитаны. Желаю­щие участвовать в игре делятся на две равные группы. Капитаны же­ребьевкой устанавливают коман­ду, начинающую игру: у кого рука оказалась наверху (веревки, палки и т. д.) его команда занимает места вне круга, у кого ниже — с командой остается внутри круга.

Берется резиновый мяч величи­ной с двойной кулак.


Пояснение к игре. Игроки вне круга отходят от круга и тайком передают мяч одному из своих на­парников. Все остальные делают вид, что мяч у них. Для того, чтобы игроки внутри круга не узнали, у кого находится мяч, они, засунув руки в карман или

за пазуху, стре­мясь показать, что вот-вот бросят мяч, передвигаются по кругу. В это время игроки внутри круга, осте­регаясь попадания мячом, повора­чиваются лицом к противнику. Во время такой беготни вокруг круга игрок, у которого мяч, незаметно бросает мяч в одного из игроков внутри круга. Тут же игроки вне круга быстро разбегаются в сторо­ны, а игроки внутри круга, подхва­тывая мяч, должны бросить мяч в одного из игроков вне круга. Если мяч запятнает игрока вне круга, он выходит из игры, а если нет, то иг­рок внутри круга «горит» сам, вы­ходит из рядов игроков. Владелец мяча из игроков вне круга выходит из игры также, если не запятнал игрока внутри круга. Игра продол­жается до тех пор, пока игроки од­ной из команд полностью не выве­дены из строя.

Правила. Если мяч, летевший в воздухе, пойман обеими руками, он не засчитывается как запятнав­ший. Во время игры не разрешает­ся выходить игрокам из круга, а игрокам вне круга - заходить внутрь его. Кто нарушает это пра­вило, тот тут же выводится из игры.

Игроки внутри круга брошен­ный мяч могут ловить лишь внут­ри круга, если же поймают, высту­пая за круг, то мяч считается при­надлежащим игрокам вне круга.

Если игроки вне круга запятна­ют всех игроков внутри круга, то команды не меняются местами, игроки внутри круга остаются вну­три, а вне круга — вне его, и игра начинается снова. Если же игроки внутри круга запятнают игроков вне круга и выведут всех из строя, то игроки внутри круга выходят за круг, а вне круга — входят внутрь его.

Значение игры. Учит подвижно­сти, ловкости, находчивости, мет­кости броска, воспитывает внима­тельность.

ИГРЫ В ПРЯТКИ, ЖМУРКИ

«ШЛЁП ДА ШЛЁП».

Эту игру можно организовать и дома, и на улице. Желающие играть выбирают одного из игро­ков «пастухом» - определителем на­правления, для чего достаточно провести разовую считалку.


Пояснение к игре. «Пастуха», завязав глаза, оставляют посреди комнаты или в середине круга, а игроки размещаются поодаль и шепчутся между собой (шушукаются), кашляют, иногда посмеива­ются. «Пастух», не сходя со своего места, должен определить по этим голосам, кто и примерно где стоит (сидит и т. д.). Чтобы добиться этого, он старается рассмешить их. Далее он называет того, кого узнал по голосу. Если он укажет правильно, то завязывают глаза опознанному. Игроки меняются местами, и игра продолжается.

«ПОИМКА КОТА».

Место игры. Игра проводится во дворе, когда начинает смеркаться и в сумерках.

Подготовка. Игроки становятся в круг и произносят считалку. На кого приходится последнее слово, тот становится «котом».

Пояснение к игре. Игрок-«кот», пользуясь темнотой, прячется где-либо. Игроки начинают искать «кота». Игрок, выполняющий роль ко­та, выглядывает из своего укрытия и снова убегает от напарников.

Услышав голос, напарники го­нятся за ним. Пользуясь сумерка­ми, «кот» переходит с места на ме­сто. Кто поймает «кота», тот зани­мает его место.

Значение игры. Учит сообрази­тельности, внимательности, выра­батывает ловкость, быстроту.

«СБОР ГРИБОВ».

Игроки становятся в круг. Веду­щий приглашает внутрь круга двоих и завязывает им глаза. Им под ноги ставится несколько пред­метов, имитирующих грибы. Ведущий дает приказ игрокам с завязанными глазами собрать в те­чение одной минуты все «грибы». Игроки внутри круга начинают собирать «грибы». Кто из них в установленное время соберет больше «грибов», тот объявляется побе­дителем. Внутрь круга вступают другие игроки. Эту игру можно проводить, разделив игроков на две равные группы.



























«ДЕСЯТЬ ЧУРОК».

Место игры. Двор, кустарник.

Подготовка. Собираются около десятка ребят. Берутся доска дли­ной 1,5 м и чурки длиной 15 см по количеству играющих. Считалкой выбирают «пастуха».Игрок, на которого пришлось последнее слово, становится «пас­тухом». «Пастух» ставит доску на камень и на ее нижний конец кла­дет чурки.

Пояснение к игре и правила. Один из играющих, наступив на верхний конец доски, разбрасывает чурки. В момент, когда «пас­тух» собирает чурки, дети прячут­ся в различных местах. Он, собрав чурки, кладет их на доску и начи­нает искать напарников. После об­наружения каждого из напарников называет его имя и палкой стучит по доске. Если кто-либо из обнару­женных подбежит к доске раньше «пастуха», то наступает на конец доски и чурки снова разлетаются. Игрок вместе с обнаруженными до него напарниками прячется снова.

«Пастух» вынужден опять соби­рать чурки и искать спрятав­шихся.

Если «пастух» обнаружил всех спрятавшихся, то «пастухом» становится обнаруженный первым. Игра так и продолжается.

Обнаруженный игрок стоит око­ло доски. Он не должен мешать «пастуху».

«У КОГО КОЛЬЦО»?

Место игры и ее оборудование.

Площадка, зал, двор. Какой-либо небольшой предмет - камешек, кольцо или монета.

Подготовка. Игроки садятся в один ряд на скамейку. Из состава игроков выбирается один «бык». Он садится на стул против игроков. Расстояние между игроками и «быком» 3-4 м. Выбирается веду­щий.

Пояснение к игре. Ведущий бе­рет в руки кольцо и обходит всех детей, сидящих на скамье, делая вид, что вкладывает в ладони каж­дого из них имеющееся у него коль­цо. Кольцо опускает в ладони толь­ко одного игрока. После этого спра­шивает у сидящего напротив игро­ка, внимательно следившего за происходящим.

- «Бык», скажи, у кого коль­цо?

Все игроки, сидящие на скамье, делают вид, что кольцо находится у них в ладонях. «Бык» называет одного из них по имени. Если коль­цо окажется у него, то «бык» са­дится на место игрока, чье имя на­звано. Теперь ведущим становится игрок, у которого было обнаружено кольцо, а ведущий садится на мес­то «быка» - против сидящих на скамейке. А если «бык» не обнару­жил игрока с кольцом, он продол­жает сидеть на своем месте. Если же кольцо не будет обнаружено длительное время, то наказывают «быка»: заставляют спеть или про­читать стихотворение. После этого его «прощают» и разрешают сесть на скамью, затем очередной игрок становится ведущим, а первый ве­дущий занимает место «быка». Иг­ра начинается вновь.

Правила. Для того, чтобы «бык» мог обнаружить кольцо, оно опус­кается в ладонь не более четырех раз. Каждый игрок пытается ввес­ти в заблуждение «быка», делая вид, будто кольцо находится имен­но у него. Если в это время игрок, у которого в ладонях кольцо, пока­жет его «быку», то он наказывает­ся — выводится из игры.

Значение игры. Воспитывает у игроков чувство товарищества, внимательность, наблюдатель­ность, организаторские способ­ности.



«ПРЯЧУ ПЛАТОК».

Подготовка. В эту игру любят играть девочки. Желающие участ­вовать в игре считалкой выбирают «пастуха». Остальные садятся плотно друг к другу, образуя круг. «Пастух» берет в руки платок.

Пояснение к игре. Игрок-«пас­тух», скажем, Зифа, с платком в руках выходит за круг и вместе со всеми девочками начинает петь:

Прячу, прячу я платочек

Под зеленую березу.

Незаметно положу его

Подружке за спиной.

В это время Зифа должна ходить вокруг круга и в один удобный момент оставляет платок за спиной одной из напарниц. А сама ходит, будто платок спрятан у нее в руках. Если девочка, скажем, Зухра за спиной которой лежит платок, не заметит его до того, пока Зифа обойдет весь круг, то Зифа быстро подхватывает платок и обегает круг, подхлестывая Зухру плат­ком.

Далее Зухра остается с платком, а Зифа садится на ее место. Если девочка, сидевшая в кругу, заме­тит, что платок оставлен за ее спи­ной, она быстро встает и бежит с платком за девочкой, оставившей его. А девочка, оставившая платок, чтобы не быть битой, бежит вне круга и старается занять место на­парницы. Если не успеет занять, еще раз остается с платком. Снова начинают петь.

Так же интересно продолжается игра далее.




ИГРЫ НАПЕРЕГОНКИ И ДОГОНЯЛКИ

«ЗАМРИ»!

Значение игры. Развивает быст­роту движений, ловкость, бдитель­ность.

Место игры. Школьная площад­ка, двор, лужайка или поляна.

Подготовка. 4—8 ребят считал­кой выбирают «пастуха».

Пояснение к игре. По сигналу дети убегают от «пастуха». Кого «пастух» догнал, тот замирает на месте. Напарники могут спасти его, только ударив по руке. «Пас­тух» старается подпустить их близ­ко и ловит, заставляя также заме­реть. Когда все игроки будут излов­лены, «пастухом» становится тот, кто пойман первым. Так и продол­жается игра.

Правила. Застывшие игроки, как бы они близко ни стояли, не могут спасти друг друга — услови­ем для спасения является касание руки непойманного игрока. Если «пастух» не сумел поймать всех игроков, то его заменяет другой на­парник.

«ТЫ ОСАЛЕН - ТЫ АБАК».

Ребята, собравшись вместе, об­разуют круг, и один из них, выйдя на середину, произносит считалку.

Тот, на кого пришлось последнее слово, выходит из круга, считалка начинается снова.

Игрок, на кого пришлось по­следнее слово, в кругу игроков под рукоплескание произносит следу­ющие слова:

Как сорока - стрекотунья,

охраняю дом вот так.

Словно гуси гогоча, осалил тебя,

ты абак.

С этими словами он касается рукой спины одного из игроков и бежит вокруг круга. Осаленный игрок выходит из круга и пускает­ся за ним. Если убегающий успеет прибежать на свободное место не­пойманным, догонявший его игрок будет считаться « абак ».

Если убегающий пойман, дого­нявший игрок становится на свое место, а он продолжает салить.

«АБАК-КУБЯК».

Из состава играющих выбирает­ся «пастух». Дети построены друг за другом в колонну. «Пастух» уда­ряет по руке стоящего впереди и произносит:

Абак-кубяк, золотая чаша,

Если догонишь, серебряная ложка.

Если же нет,

Семьдесят лопат золы вслед! и убегает, а тот догоняет. Если «па­стух», убежав, сумеет встать в хвост стоящей колонны, догоняю­щий становится «пастухом». А ес­ли не сумеет оторваться и будет пойман, то остается «пастухом»; поймавший становится в хвост ко­лонны. Игра продолжается в таком порядке, пока дети не устали.













«КТО БЫСТРЕЙ»?

Подготовка. Участвующие в иг­ре считалкой выбирают одного «па­стуха». Остальные становятся в круг, заложив руки за спину.

Пояснение к игре. «Пастух», об­ходя круг, ищет себе подходящее место. Найдя его, он слегка ударя­ет хозяина и продолжает движение по кругу. Хозяин места выходит ему навстречу. Встретившись, они здороваются, затем бегут каждый в своем направлении по кругу на свободное место. Кто прибежит первым, тот становится его хозяи­ном. Игра продолжается в таком же порядке.

«БЕЛЫЙ ТОПОЛЬ, СИНИЙ ТОПОЛЬ».

Подготовка. Желающие играть делятся на две равные группы и на расстоянии около 10 м выстраива­ются лицом к лицу.

Пояснение к игре. Одна из групп берется за руки, а другая произносит прибаутку следующего содержания:

Ракушка, ракушка,

Хрящ с лошадиную голову.

Тополя да тополя,

От нас кого вам надо?

Другая сторона называет по имени одного из игроков противоположной стороны, например: «Красавицу Салиту надо». Игрок, которого выбрали, должен бежать к цепочке и стараться с разбега ра­зорвать ее. Если он не сумел разо­рвать цепь, то остается в цепочке, если сумел, то забирает одного из игроков той команды на свою сто­рону. Игра продолжается далее. Теперь прибаутку произносит дру­гая сторона:

Мой конь Акбузат в узде,

На нем серебристое седло.

Бока украшены плетьми,

С каплями капающими.

Жеребец с подбородником рыжий,

Жеребец гнедой племенной.

Тополя да тополя.

От нас кого вам надо?

Азамат-батыра надо!- от­вечает первая сторона. Теперь иг­рок по имени Азамат бежит к це­почке. Так, произнося прибаутки, стороны приглашают игроков на свою сторону.

Прибаутки бывают различные, например:

Ракушка, ракушка,

Хрящевая ракушка.

Выпустил стрелу не утонула,

Качелъ еще не застыла.

Нужны и белое, и синее.

Нужны и иголки, и нитки,

Посуда не мыта,

Девушка по имени Алма нужна!


В конце игры победителем при­знается группа, у которой больше игроков.

Значение игры. Увеличивает подвижность суставов, мышц туло­вища, укрепляет голосовые связ­ки, воспитывает чувство дружбы, коллективизма.



«ЗАЯЦ БЕЗДОМНЫЙ».

Подготовка. Дети считалкой называют «охотника» и «зайца» из своей среды. Остальные становятся круг таким образом: двое, взявшись за руки, стоят лицом к лицу, между ними становится третий игрок.

Пояснение к игре и правила. Заяц» бегает между группами, а охотник» преследует его. Если заяц» встанет в одну из пар, игрок, стоявший там до этого, убегает «зайцем». Если «охотник» поймал «зайца», они меняются ролями - «охотник» становится «зайцем», а «заяц» «охотником». По мере ловли «зайца» игроки, стоящие втроем, меняются местами: после первой ловли в центр становится один из пары, а стоящий в центре занимает его место. При второй ловле в центр становится другой из пары. В таком порядке и продол­жается игра.



«ЦЕПОЧКА РУКАМИ».

Дети выстраиваются в колонну парами. Один из игроков остается без пары. Он встает спиной к ко­лонне. Пара, стоящая впереди, не­заметно для него быстро выбегает вперед. Игрок без пары должен поймать одного из них до того, пока они снова не взялись за руки. Если сумел поймать, то вместе с этим игроком становится в хвосте колонны, а оставшийся без пары игрок встает на его место. Снова начина­ется догонялка. Если игрок без па­ры не сумеет поймать никого из выбегающих, он становится на свое место, а пара, взявшись за ру­ки, становится в хвост колонны. Так интересно продолжается игра далее.

«ГОНКА КОЛЕС».

Эту игру можно организовать на спортивной площадке или на пеше­ходной дорожке. Берется железное колесо диаметром 10 — 20 см.

Дети делятся на две равные группы. У каждого из игроков ши­рокая доска длиной 60 -70 см.

Ведущие проводят жеребьевку: группа, рука ведущего которой оказалась наверху, катит колесо первой. Игроки второй группы рас­ходятся для того, чтобы останавли­вать колесо доской. Кто остановит колесо, тот катит его в обратном направлении. В это время выстав­ляют доски против катящегося колеса игроки первой группы. Если колесо не остановлено никем из играющих, то катающая сторона катит его вперед с того места, где оно остановилось, а противополож­ная сторона, обороняясь, отступает назад.

Группа, отступившая далеко назад, в этой игре считается побеж­денной. Эту игру категорически запрещается проводить там, где наблюдается большое движение машин.

Значение игры. Требует быстро­ты движений, расторопности и внимательности.



ЗИМНИЕ ИГРЫ

Как хорошо спускаться зимой с горки на санках, лыжах! При спус­ке с горы летишь как птица, чувст­вуя в себе какую-то силу, мощь, энергию, вдохновение.

А как же кататься на санках, как управлять ими при спуске с горы? Как бы ни были просты эти во­просы, они требуют к себе внима­ния.

Санный путь обычно делают на ближайшей не слишком крутой го­ре. Хорошо, если путь извилист - по такому пути кататься одна прелесть. Чтобы санки не уклонились сторону, повороты засыпайте вы­жим снежным валом. Если залить снег водой, будет еще лучше. Санный путь должен быть около 2м шириной.

На санном пути не должно быть ней, камней, кочек.

Не забывайте проверить надежность санок прежде, чем кататься на них. Если что-либо сломано, не торопитесь кататься. В таких случаях необходимо своевременно починить санки.

При ка­тании на санях необходимо за­помнить. На санках для одного не спускайтесь с горы вдвоем. Это мо­жет привести к опасной ситуации.

Надо уметь правильно привязы­вать веревку к саням. Если веревка слишком длинная или короткая, то будет неудобно при поворотах. Концы веревок привязываются на передние схватки, соединяющие изогнутые концы. Когда вы держи­те веревку правой или левой рукой, локоть должен быть слегка согнут.

При спуске с горы необходимо уметь управлять санями. Способы управления описаны ниже.


ПОВОРОТ САНОК С ПОМОЩЬЮ НОГ

Если вы решили повернуть санки вправо (влево), надо коснуться снега пяткой правой (левой) ноги против движения санок. Если решили повернуть быстрее, пяткой ноги давите на снег сильнее. Запомните, ноги постоянно должны находиться на санных полозьях. Иначе во время движения, вставив ноги в стороны, вы мож­ете повредить их.

ПОВОРОТ С ПОМОЩЬЮ РУК

Если санки нужно повернуть влево, веревки санок держите пра­вой рукой, а ладонью левой руки коснитесь снега вдоль полозьев санок. И здесь в зависимости от того, как поставить ладонь, изменится качество поворота. Это движение выполняется в варежках.

ПОВОРОТ ТУЛОВИЩЕМ

Во время катания на санках можно делать повороты и тулови­щем.

Если вы хотите повернуть сани вправо (влево), поверните туловище, прилегая на спину, в противо­положное этому направлению по­ложение. Сани пойдут по нужному пути. Такой способ обычно приме­няется при медленном повороте.

КАК ТОРМОЗИТЬ?

Если необходимо остановиться в момент спуска на санях, нужно упереть ноги в снег и, схватившись обеими руками за переднюю часть, резко поднять санки вверх. При этом основная тяжесть придется на ноги. Если вовремя успеете поднять вверх переднюю часть санок, довольно большую нагрузку при­мет и задняя часть полозьев.

Во время катания на санках можно проводить различные игры, соревнования.

«КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ»?

По обе стороны санного пути во­ткните флажки. Порядок игры: во время спуска с горы собрать их как можно больше. Могут играть два человека или команда. Если флажков нет, можно использовать па­лочки, окрашенные в черный и красный цвет. Игрок или команда, собравшие большее количество флажков, становится победителем.

«ЧЕРЕЗ ВОРОТА».

В этой игре познается мастерст­во управления санками. У подно­жия горы поставьте ворота из лыж­ных палок или заранее подготов­ленных палок для игры. Ворота ставятся косо к спуску. Для прохо­да через эти ворота при спуске с го­ры приходится резко поворачивать сани в том или ином направлении. Кто не сумеет пройти через ворота, выходит из игры. Игрок, продер­жавшийся до конца игры, стано­вится победителем. Эту игру мож­но организовать, разделившись на две равные группы.

ИГРЫ – СОСТЯЗАНИЯ НА САНКАХ


- Дети делятся на две равные ко­манды. Каждая сторона имеет одни санки. Отмечается определенное расстояние. Это расстояние не должно охватывать полный спуск, надо, чтобы сани при спуске можно было остановить, тормозя. По сиг­налу по одному игроку из команды спускаются на санях с горы. По прохождении определенного зара­нее расстояния останавливаются, тормозя, и бегут обратно к напар­никам на гору со своими санками. На горе их ждет другая пара. Каж­дая из сторон старается закончить катание раньше другой. Победите­лем считается команда, последний игрок которой первым поднимется на гору. Длину санного пути дети определяют сами. Дети младшего возраста выбирают длину санного пути короче, чем старшие.

- На ровном месте, сидя на санках или лежа вниз лицом, соревнуй­тесь, отталкиваясь

от снега рука­ми. Упражнение такого вида будет развивать силу рук.

«НЕ ТРОНЬ»!

Эту игру можно организовать и на ровном месте, и на низкой горе. По лыжне через каждые два метра втыкаются палочки. Участники игры обязаны пройти между этими палками, делая повороты на лы­жах. Они стараются не касаться лыжами палок.

Игру можно проводить, и разде­лившись на две равные группы. Перед командами втыкаются 8— 12 палок. Расстояние между пал­ками должно быть 2—З м. По сиг­налу судьи первые лыжники из каждой команды начинают бег. Они, делая повороты между палка­ми, быстро возвращаются к своим напарникам. С подходом лыжника к очередному игроку тот продолжа­ет игру. Так каждый из игроков обеих команд проходит бегом меж­ду палками. Игроку, коснувшему­ся лыжами палок, делается преду­преждение.

Команда, закончившая эстафе­ту первой и прошедшая между воротами без касания или с мень­шим количеством предупрежде­ний, становится победителем. Команда, закончившая эстафету первой, но имеющая много преду­преждений, не считается победите­лем. В таких случаях первенство отдается группе, преодолевшей препятствия без замечаний.

«НАСТУПАТЬ НА ЛЫЖИ».

С началом игры лыжники разбе­гаются в разные стороны. «Пас­тух» начинает гоняться за ними. Если он своими лыжами хоть сколько-нибудь коснется лыж игрока, тот становится «пасту­хом», а «пастух» убегает от него. Так и продолжается игра.

«МИШЕНЬ».

Собрав в кучу снег, на высоте 1,5—2 м поставьте фанерную ми­шень диаметром 1 м. Игроки, вы­строенные на расстоянии 5—10 м от мишени, с пятью снежками в руках ожидают начала игры. По сигналу они по очереди начинают кидать снежки, целясь в мишень, имеющую пять кругов. Чей сне­жок попадет в центр круга, набирает 5 очков, в четвертый круг — 4, третий — 3, второй — 2, первый -1 очко.

Когда все игроки бросили свои снежки в мишень, считаются оч­ки. Игрок, набравший наибольшее количество очков, получает звание меткого стрелка.

Эту игру можно организовать, и разделившись на команды.



«САМЫЙ МЕТКИЙ».

Взять две широкие доски дли­ной 0,5м и воткнуть их в снег. Рас­стояние между досками 12-15 м. Правее от каждой из них проводят пограничные линии. Длина этих линий около 10 м. На концах по­граничных линий ставится метка.

На расстоянии 7-8 м от мише­ни делаются квадраты-городки. Отмерив еще 20 м, за городками проводится линия для игроков.

В игре участвуют две команды по 5-10 человек. Они выстраива­ются на линии игр. По сигналу ве­дущих игроки, стоящие первыми в строю, с тремя снежками бегут к квадрату. Каждый из игроков, стоя в квадрате, бросает снежки в мишень. Если он сбил мишень, бы­стро подбежав к ней, ставит на ме­сто и возвращается к напарникам.

К квадрату направляется другой, который также бросает снежки в мишень.

Если он не сумел попасть, на­парники бегут к пограничной ли­нии и возвращаются обратно на свое место. Игрок, не попавший в мишень, также присоединяется к группе. После возвращения коман­ды с пограничной линии очередной игрок идет к квадрату и продолжа­ет броски. Соревнование заканчи­вается, когда все игроки одной из команд завершили броски. Если не попал в цель и игрок, бросавший снежки самым последним, группа все равно должна обойти погранич­ную линию. Команда, закончив­шая броски первой, получает зва­ние снайпера.

«ЦАРСТВО ЗЛАТОГОРЬЯ».

Делают довольно большую снежную гору. Игроки, толкая друг друга, стараются подняться на нее.

Кто забирается на гору, тот ста­новится «царем» и старается помешать другим подняться. Во время схватки и сам сваливается вниз. На его место взбирается другой иг­рок. Через некоторое время свали­вают и его. Так продолжается игра.



ИГРЫ С ПРИПЛЯСОМ И ЧАСТУШКАМИ

«СОСЕД».

Желающие играть садятся пара­ми, образуя круг. Ведущий игру выходит в центр. Он подходит к одному из сидящих и спрашивает: «Дружны ли?» Если играющий скажет: «Не дружны»,— то веду­щий спрашивает: «Чей сосед вам нужен?» Тот называет имя одного из играющих. Например: «Мне нужна Раиса». Ведущий подходит к соседу девушки Раисы и говорит: «Дашь Раису, ее просят».

Если напарник Раисы не согла­сен, то просящий дает ему нака­зание. Наказания бывают раз­личные: одни требуют исполнить песни, другие — плясать, третьи -исполнения частушек, чтения сти­хов, рассмешить напарников и т. д.

По ответу: «Дружны» организа­тор отходит к другим парам.

«ВЫЗОВ НОМЕРОВ».

Желающие играть сидят по кру­гу на стульях парами. Один из них остается без пары. Ведущий игру каждому из сидящих шепотом на­зывает число, в руках у него широ­кий ремень.

Когда всем сидящим названы номера, ведущий спрашивает у иг­рающего без пары:

Какое тебе нужно число?

Игрок без пары быстро называет одно из чисел. Тут же играющие с целью запутать ведущего успевают поменяться местами друг с другом.

Ведущий двигается по кругу в поисках числа, которое просил игрок без пары. Хозяин (владелец) номера втайне от ведущего старает­ся пересесть к играющему без па­ры, который просил его.

Если вдруг ведущий заметил это, старающегося пересесть лег­кими ударами ремня ведет к про­сившему его и быстро подходит к игроку, оставшемуся без пары. Спрашивает у него, какой ему ну­жен номер... Так продолжается игра.

Чтоб окончательно запутать ве­дущего, играющим можно менять номера между собой. Тогда он еще более помучается, не зная, с кем иметь дело.

В каком темпе будет идти игра, зависит от ведущего.

«РУКОПОЖАТИЕ».

Девушки и юноши садятся в 2 ряда лицом друг к другу. Количе­ство игроков обеих сторон должно быть одинаковым. Ведущий де­вушкам шепотом называет имена юношей. Каждой девушке объяв­ляется имя одного парня. После этого парни подходят к девушкам здороваться. Парень здоровается с девушкой, которая пришлась ему

по душе. Если при этом имя парня совпадает, эта пара меняется мес­тами. Если не совпадает, парень наказывается. Он или поет, или пляшет, или читает стихотворе­ние.

Игра продолжается до тех пор, пока стороны не поменялись места­ми полностью.



ИГРЫ РАЗНЫЕ

«КТО СИЛЬНЕЕ»?


Дети, сев на поляне или на полу лицом к лицу, упираются подош­вами ног и, схватившись за палку, стараются заставить встать друг друга. Разумеется, более сильный сваливает на свою сторону напар­ника и заставляет его встать.

Эту игру можно проводить и без палки, сцепившись руками.

«УСПЕЙ ЗАПОМНИТЬ»!

Если вам надоело играть в шашки, ради отдыха можно организовать и другие игры.

Один из игроков смотрит в сторону, другой в это время в произвольном порядке расставляет на чашечной доске 3-4 шашки и просит напарника повернуться и посмотреть, а через одну-две секун­ды собирает шашки. Второй игрок должен запомнить, какая шашка стояла на какой клетке. Кто все фигуры расставит правильно, тому записывается одно очко. В конце игры побеждает тот, у кого больше очков.

«ПАРОВОЗ».

Подготовка. Дети делятся на две равные группы. Проводится линия. Одна команда остается по одну, другая переходит на другую сторону линии.


Пояснение к игре. На линии лицом к лицу стоят двое ведущих. Они крепко держатся за руки, а на парники выстраиваются за ними. По сигналу игроки команд берутся за пояс друг друга и начинают перетягивать через линию. Какая из команд перетянет противопо­ложную на свою сторону, та и ста­новится победителем.



«КТО УСПЕЕТ ОПЕРЕДИТЬ»?

Двое ребят, стоя лицом к лицу, берутся за концы веревки. На сто­роне каждого из них на расстоянии 2 м ставится по пню.


По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга на свою сторону и стараются одной рукой коснуться пня. Кто первым успеет коснуться пня, тот и становится победителем. На перетягивание веревки снова выходят двое.

«НЕ СТУПАТЬ ВНУТРЬ КРУГА»!

Эту игру можно организовать в большом зале во время перерыва. 1 полу мелом обозначается круг диаметром 1 м. Игроки, взявшись руки, становятся вне круга. С началом игры игроки стараются втолкнуть друг друга в круг. Если кто-либо хотя бы одной ногой наступит внутрь круга, тот выходит из игры. Выходит из игры и тот, кто во время толкучки отрывает руку. Постепенно число игроков уменьшается. Победителями при­знаются два игрока, не вступив­шие внутрь круга.

«ТРИ ЧУРБАКА».

Эта игра, требующая расторопности, преимущественно организовывается девочками. Берутся три чурбака, которые ставятся треугольником. На чурбаки садятся три девочки, а четвертая остается в центре треугольника. Сидящие на чурбаках быстро меняются местами, а четвертая в это время старается занять место одной из них. Если успела занять, другая остается без места. Теперь она борется за место.

Если желающих играть много, остальным можно образовать круг вокруг чурбаков и вращаться с пес­ней и частушками. В этом случае игра будет более интересной. Когда группа устанет от игры, в центр выходит другая группа из круга.

«ПУТАНИЦА».

Игроки стоят в кругу, взявшись за руки. Кто-либо из них дает ука­зание: «Не улыбаться, не смеять­ся, стоять как солдат!»

Кто улыбается или смеется, того выводят из круга и ставят спиной к другим. Пока он не смотрит, стоя­щие в кругу, не отпуская рук, проходят под руками друг друга и образуют путаницу. Один из них кричит: «Есть!» Игрок, стоявший в стороне, должен поставить всех так, как они стояли раньше. При распутывании узла руки не долж­ны разрываться. Когда узел распу­тан, игра начинается вновь.

«ЧЕРТА».

Подготовка. Чертится квадрат из девяти клеток. Десятая клетка выступает за квадрат (см. рисунок). Клетки пронумерованы.

В игре участвуют 3—4 человека, которые считалкой устанавливают очередность.

Пояснение к игре. Игрок в порядке записи чисел на клетках сначала прыгает с первой до деся­ти в положении «ноги вместе»: при первом прыжке начинает с первого номера, при втором - со второго, при третьем - с третьего и так продолжает до десяти раз. Затем он ту же игру выполняет прыжками на одной ноге. Это уже считается «экзаменом» для занятия «дома». При занятии «дома» игрок с закрытыми глазами прыгает на ту клетку, которую хочет занять. Когда «дом» занят, игра начинается снова, как указано вы­ше. Впоследствии победителем ста­новится тот, у кого больше «до­мов».

Правила. Игрок, перепрыгивая клетки, не должен наступать на линии. Нарушивший это правило выходит из игры и с подходом вто­рой очереди продолжает игру там, где допустил ошибку.

На клетку, превратившуюся в «дом», не могут наступить другие, кроме самого хозяина, ее можно только перепрыгнуть.

При прыжках на одной ноге хо­зяин может стоять в своем «доме» на обеих ногах и отдыхать.










ГБОУ СТЕРЛИТАМАКСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ I ВИДА

Согласовано «Утверждаю»

Заместитель директора по ВР Директор ГБОУ

Бацулин А.О Стерлитамакская специальная

____________________ коррекционная общеобразовательная

школа – интернат I вида

_________________ Г.Г. Назырова





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ ИГР ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ».





ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

КРАВЧУК Н.В.









СТЕРЛИТАМАК 2012 год