Конспект ООД на тему: «Башкирский национальный костюм»
Цель: познакомить детей с башкирским национальным костюмом.
Задачи:
Образовательные: - расширить знания детей об особенностях башкирского национального костюма, закрепить элементы одежды (күлдәк, елән, ситек, , күкрәксә, ыштан.);
Развивающие: - развивать и обогащать речь, активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.
Воспитательные: - воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма, уважение к башкирскому народу,.
Материалы: башкирский национальный костюм, куклы в башкирском национальном костюме; запись мелодии курая, элементы украшений, шаблоны нагрудника, краски, кисточки.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с людьми в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома о Республике Башкортостан, знакомство с куклами в башкирских костюмах, беседы о башкирском народе и традициях.
Дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»
Рисование «Укрась платье», аппликация «Башкирский сапожок».
Активизация словаря: егет, курай, кубыз, батыр, күлдәк, камзул, ситек, бисер, күкрәксә, ыштан.
Ход ООД:
Воспитатель: - Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об особенностях национального костюма, а также разберем элементы башкирского орнамента и женского украшения- нагрудника.
Итак, начинаем!
- Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
- Вот как с любовью прославлял свой родной край башкирский поэт Мустай Карим!
Сейчас прозвучит башкирский национальный инструмент – курай. Курай – это дудочка из полого стебля растения. Башкиры научились делать из него музыкальный инструмент, а какая волшебная мелодия из него льется!
Воспитатель: -Я приготовила вам легенду как появилась наша Родина – Башкортостан?
Давным-давно, жил старик со своей старухой. Жили они очень хорошо. Не знали ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – егет. Очень любили они своего сына, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат природными ископаемыми. Земли засеяны хлебными полями. Наша республика занимает большую территорию. Наш Башкортостан - многонациональная Республика. Здесь проживают башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы. У каждого этого народа есть свои обычаи, традиции, и быт.
(Стук в дверь). Заходит башкирская красавица.
Башкирская красавица: - Здравствуйте, ребята! Всем я желаю доброго утра! Ребята, сегодня я вас хочу поприветствовать необычно. Я вас приветствую на башкирском языке: «Һаумыһығыҙ!». “Здравствуйте”
Башкирская красавица: -Посмотрите, как я сегодня нарядилась. Красивое платье надела, какое оно красивое и нарядное.
Воспитатель: - Это башкирский национальный костюм.
Башкирская красавица: - Давайте рассмотрим его. Вот этот длинный халат называется елән, повторим это слово, елән. Он украшен серебрянными монетками и вишивкой. Под него надевается сшитая из полотна длинное платье с широкими рукавами и красивым подолом, расшитым лентами. Если женщина находилась дома, то халат (елән) она уже не надевала, вместо него надевала камзол, короткий жилет, А на ногах - итек (повторить слово).
Женские платья были вышиты бисером и каралловыми бусинами. Украшали платья нашивкой из лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (күкрәксә или һаҡал) нагрудник – прикрывала грудь. Нагрудник расшивали монетами и коралловыми бусинами.
Женщины носили красивые головные уборы расшитые серебром и бусинами. Этот головной убор называется ҡашмау.
А теперь рассмотрим мужской национальный костюм на кукле. У мужчин была рубаха из натуральной ткани. Мужские брюки – салбар, на голове – түбәтәй, ее носили дома. На улице носили меховую шапку – бүрек из меха волка, лисы, песца. На ногах носили сапоги- ситек, их шили из натуральной кожи, при выходе на улицу поверх обували галоши.
Воспитатель: -Ребята, вы запомнили как называется одежда?
Сейчас мы это проверим, поиграем в игру «Наряди куклу в национальный костюм»
(Игра проводится 2-3 раза.)
Практическая работа:
Воспитатель:- Ребята, мы с вами немного поиграли, теперь я предлагаю вам превратиться в мастеров, рукодельниц. Но перед этим мы с вами немного разомнемся, проведем небольшую физминутку.
Физминутка
Встало утром солнышко и гулять отправилось;
И на нашей улице все ему понравилось.
Побежало солнце золотой дорожкой, и попало солнце прямо к нам в окошко.
(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку)
Воспитатель: - Мы сегодня будем украшать нагрудник, по-своему, кто как желает. Но сначала придумаем узор, располагайте орнамент по образцу или же по своему желанию. А я вам помогу. (Воспитатель показывает образцы нагрудников)
(Воспитатель раздает каждому ребёнку шаблоны нагрудника. Дети рисуют орнамент на шаблоне по образцу.
Башкирская красавица: - Какие красивые нагрудники у вас получаются.
Воспитатель: -Ай - да, молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые нагрудники у вас получились. Кто-то раскрасил нагрудник в зеленый, кто – то в красный цвет. Хорошо потрудились.
Итог занятия
Воспитатель: - Ребята что нового вы узнали сегодня?
Дети:- Мы познакомились с башкирской народной одеждой, украшениями, рисовали нагрудник и украсили орнаментом.
Воспитатель:- На последок я предлагаю вам пройти с нашей гостьей к зеркалу и примерить эти красивые украшения на себе.