СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Баскетбол для девушек и юношей

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по баскетболу как дополнительного кружка

Просмотр содержимого документа
«Баскетбол для девушек и юношей»

20


Пояснительная записка

Рабочая программа спортивной секции “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность. По уровню освоения программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Данная программа является программой дополнительного образования, предназначена для внеурочной формы занятий по физическому воспитанию, органично вписывается в систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, где используется «Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 – 11 классов» (5-е издание, Москва «Просвещение» 2008, авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич).

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.



Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить обучающихся с интереснейшим видом спорта Баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;

- углубить и дополнить знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках физкультуры.

2. Развивающие:

- укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

- способствовать разностороннему физическому развитию обучающихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

- целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;

- расширять спортивный кругозор детей.

3. Воспитательные:

- формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

- прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи обучающихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

Участниками программы дополнительного образования по баскетболу являются учащиеся 5–11 классов 10–17лет. Набор учащихся свободный, принимаются все желающие на бесплатной основе. Занятия проводятся по средам 80 минут и по субботам 80 минут по верней неделе и 120 минут по нижней неделе. Программа дополнительного образования по баскетболу рассчитана на 1 год обучения. Включает в себя 171 час учебного времени.

Форма обучения включает в себя: Теоретические занятия, практические занятия, групповые занятия, соревнования. Форма обучения включает в себя: Теоретические занятия, практические занятия, групповые занятия, соревнования.

Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по баскетболу.

Цель: формирование знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение регулярным тренировкам.

Задачи:

образовательные

- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта.

- обучить технике и тактике двигательных действий.

воспитательные

- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.

- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.

развивающие

- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;

- совершенствовать навыки и умения игры;

- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма;

оздоровительные

- укрепить физическое и психологическое здоровье.

- содействовать физическому развитию.

- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.



Учебно-тематическое планирование



занятия

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

1

Физическая культура и спорт в России

1

15.09

2

Профилактика травматизма в спорте

1

15.09

3

Влияние ФУ на организм спортсмена. Гигиена

1

18.09

4

Овладение техникой ведения мяча

1

18.09

5

Овладение техники перемещения с и без мяча

1

22.09

6

Овладение техникой ловли и передачи мяча

1

22.09

7

Овладение техникой ведения мяча в движении

1

25.09

8

Упрощенная игра в баскетбол

1

25.09

9

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча

1

25.09

10

Овладение техникой броска после ведения мяча

1

29.09

11

Закрепление техники перемещения , ведения мяча на месте

1

29.09

12

Закрепление техники передач мяча на месте

1

02.10

13

Закрепление техники броска после ведения мяча .Упрощенная игра

1

02.10

14

Совершенствование техники ведения мяча

1

06.10

15

Совершенствование техники ловли и передачи мяча

1

06.10

16

Овладение техникой ловли мяча , отскочившего от щита

1

09.10

17

Овладение техникой перемещения , поворотов с мячом

1

09.10

18

Подвижные игры с элементами баскетбола. Упрощенная игра

1

09.10

19

Совершенствование техники броска после ведения мяча

1

13.10

20

Овладение техникой передачи одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу

1

13.10

21

Совершенствование техники передач и ловли мяча одной рукой , выбивание и вырывание мяча

1

16.10

22

Овладение техникой отвлекающих действий на бросок

1

16.10

23

Овладение техникой передач мяча в тройках

1

20.10

24

Совершенствование техники ведения мяча ловли и передач мяча на месте и в движении

1

20.10

25

Взаимодействие двух игроков

1

23.10

26

Совершенствование техники броска в корзину после ведения

1

23.10

27

Совершенствование бросков мяча в корзину из-под кольца

1

23.10

28

Перемещения в баскетболе

1

27.10

29

Взаимодействие двух игроков

1

27.10

30

Совершенствование техникой передач мяча, опека игрока без мяча

1

30.10

31

Совершенствование техники выбивания мяча после ведения

1

30.10

32

Передачи мяча в тройках

1

03.11

33

Борьба за мяч , отскочившего от щита

1

03.11

34

Техника передач мяча , быстрый прорыв после броска

1

06.11

35

Разучивание нападения в тройках

1

06.11

36

Нападение через центрового игрока

1

06.11

37

Взаимодействие двух игроков. Заслоны

1

10.11

38

Быстрый прорыв после броска

1

10.11

39

ОФП

1

13.11

40

Штрафные броски

1

13.11

41

Передачи мяча в парах, тройках

1

17.11

42

Броски мяча из-под кольца

1

17.11

43

Разучивание нападения в тройках

1

20.11

44

Подвижные игры с элементами баскетбола

1

20.11

45

Техника ловли мяча, отскочившего от щита

1

20.11

46

Заслоны. Вырывание и выбивание мяча

1

24.11

47

Нападение через центрового игрока

1

24.11

48

Штрафные броски. Быстрый прорыв

1

27.11

49

Перемещения в баскетболе

1

27.11

50

Передачи мяча в парах, тройках

1

01.12

51

Опека игрока без мяча

1

01.12

52

Передачи мяча. Вырывание и выбивание мяча

1

04.12

53

Взаимодействия игроков .Заслоны

1

04.12

54

Тактика нападения

1

04.12

55

Тактика защиты

1

08.12

56

Зонная защита 2-1-2

1

08.12

57

Броски мяча в корзину

1

11.12

58

Быстрый прорыв без мяча

1

11.12

59

ОФП

1

15.12

60

Нападение через центрового игрока

1

15.12

61

Взаимодействие двух игроков . Заслоны

1

18.12

62

Ловля мяча , отскочившего от щита

1

18.12

63

Штрафные броски

1

18.12

64

Нападение в тройках

1

22.12

65

Подвижные игры с элементами баскетбола

1

22.12

66

Нападение через центрового игрока

1

25.12

67

Быстрый прорыв без мяча

1

25.12

68

Разучивание нападения в тройках

1

29.12

69

Передачи мяча .Вырывание и выбивание мяча

1

29.12

70

Борьба за мяч , отскочившего от щита

1

12.01

71

Штрафные броски.Свободные броски.

1

12.01

72

Взаимодействие двух игроков .Заслоны

1

15.01

73

Зонная защита 3-2

1

15.01

74

Нападение через быстрый прорыв

1

15.01

75

Техника добивания мяча в корзину

1

19.01

76

Нападение в тройках с активным заслоном

1

22.01

77

Борьба за мяч отскочившего от щита

1

22.01

78

Учебная игра

1

26.01

79

Общая физическая подготовка

1

26.01

80

Тактические действия в защите

1

29.01

81

Быстрый прорыв без мяча

1

29.01

82

Опека игрока без мяча. Заслоны

1

29.01

83

Учебная игра

1

02.02

84

Расстановка при зонной защите 2-1-2

1

02.02

85

Тактические действия при нападении

1

05.02

86

Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом

1

05.02

87

Командные действия в защите

1

09.02

88

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

1

09.02

89

Броски и передачи в движении

1

12.02

90

Командные действия в нападении.

1

12.02

91

Закрепление техники передач в парах, нападения тройкой с активным заслоном

1

12.02

92

Выбор места по отношению к нападающему с мячом

1

16.02

93

Комбинации при выполнении штрафных бросков

1

16.02

94

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния

1

19.02

95

Индивидуальные действия при нападении.

1

19.02

96

Закрепление техники бросков и передач в движении

1

26.02

97

Штрафные броски

1

26.02

98

Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита

1

26.02

99

Закрепление бросков в движении

1

02.03

100

Взаимодействие двух игроков «подстраховка»

1

02.03

101

Закрепление техники передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча

1

05.03

102

Бросок мяча одной рукой от плеча.

1

05.03

103

Закрепление техники отвлекающих действий на передачу с последующим проходом

1

09.03

104

Быстрый прорыв с мячом

1

09.03

105

Учебная игра

1

12.03

106

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

1

12.03

107

Действия одного защитника против двух нападающих

1

12.03

108

Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия.

1

16.03

109

Переключение от действий в нападении к действиям в защите.

1

16.03

110

Индивидуальные действия при нападении с мячом.

1

19.03

111

Передача мяча двумя руками от груди.

1

19.03

112

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

1

23.03

113

Командные действия в нападении.

1

23.03

114

Взаимодействие двух игроков «подстраховка»

1

26.03

115

Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении»

1

26.03

116

Противодействие выходуна свободное место

1

26.03

117

Система личного прессинга

1

30.03

118

Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход».

1

30.03

119

Система быстрогопрорыва

1

02.04

120

Передачи на максимальной скорости, нападение двумя центрами

1

02.04

121

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 – 2

1

06.04

122

Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.

1

06.04

123

Закрепление техники передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу

1

09.04

124

Учебная игра

1

09.04

125

Техника передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание

1

09.04

126

Быстрый прорыв после штрафного броска

1

13.04

127

Техника ведения на максимальной скорости

1

13.04

128

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

1

16.04

129

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

1

16.04

130

Совершенствование техники бросков мяча.

1

20.04

131

Нападение тройкой с активным заслоном

1

20.04

132

Действия одного защитника против двух нападающих.

1

23.04

133

Нападение через центрового игрока

1

23.04

134

Штрафные броски

1

23.04

135

Передачи мяча в парах, тройках

1

27.04

136

Броски мяча из-под кольца

1

27.04

137

Разучивание нападения в тройках

1

30.04

138

Подвижные игры с элементами баскетбола

1

30.04

139

Техника ловли мяча, отскочившего от щита

1

04.05

140

Заслоны. Вырывание и выбивание мяча

1

04.05

141

Нападение через центрового игрока

1

07.05

142

Штрафные броски. Быстрый прорыв

1

07.05

143

Перемещения в баскетболе

1

07.05

144

Повороты с мячом с передачей

1

11.05

145

Ловля и передача в движении с сопротивлением

1

11.05

146

Ведение финты.Броски мяча в движении с сопротивлением

1

14.05

147

Перехват мяча.Броски с дистанции одной от плеча, двумя от головы

1

14.05

148

Учебная игра, тактика свободного нападения

1

18.05

149

Тактика: взаимодействие двух игроков «отдай и выйди»

1

18.05

150

Борьба за мяч отскочившего от щита.

1

21.05

151

Взаимодействие через заслон

1

21.05

152

Штрафной бросок двумя от головы

1

21.05

153

Учебно-двухсторонняя игра

1

25.05

154

Действия одного защитника против двух нападающих

1

25.05

155

Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2.

1

28.05

156

Взаимодействие двух игроков «подстраховка»

1

28.05


Содержание программы


Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)

Освоение ловли и передач мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, двумя от головы на месте и в движении без и сопротивлением защитника, (в парах, тройках, квадрате, круге) на разные расстояния.

Освоение техники ведения мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без и сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой.

Овладение техникой бросков мяча

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием.

Освоение индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча

техника владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Освоение тактики игры



Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без и с изменением позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0) (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

Овладение игрой и комплексное развитие психо-моторных способностей

Игра по упрощённым правилам, игра по правилам мини-б/б. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Формы контроля

Практические тесты.


Планируемые результаты

В результате освоения программы дополнительного образования, учащиеся будут

Знать:

  1. Историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире.

  2. Правила техники безопасности.

  3. Оказание помощи при травмах и ушибах.

  4. Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники.

  5. Типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий.

  6. Упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости).

  7. Контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения.

  8. Основное содержание правил по баскетболу.

  9. Жесты судьи по баскетболу.

  10. Игровые упр., подвижные игры, эстафеты с элементами б/б.

Уметь:

  1. Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;

  2. Выполнять технические приемы и тактические действия;

  3. Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;

  4. Играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

  5. Демонстрировать жесты судьи;

  6. Проводить судейство по баскетболу.


Демонстрировать:

  1. Ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления движения,

  2. В ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком от пола, на разные расстояния и точность;

  3. Броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в прыжке, в движении с двух шагов.


Универсальными компетенциями учащихся являются:
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

- организовывать и проводить упр. по баскетболу во время самостоятельных занятий.


Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.


Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;


Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол.


Качества личности учащихся

Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий баскетболом:

сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.

трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.

выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.

решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.

мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.

уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.

дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.

самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.

воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества.

Условия реализации программы

1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой.

2. Уличная баскетбольная площадка.

3. Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи.

4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

5. Баскетбольная форма, жилетки разного цвета.

6. Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры

7. Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы.

8. Хорошо оборудованный школьный стадион.


Формы аттестации

  • Опрос учащихся по пройденному материалу.

  • Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.

  • Мониторинг результатов по окончанию курса обучения.

  • Контроль соблюдения техники безопасности.

  • Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.

  • Контрольные игры с заданиями.

  • Выполнение контрольных упражнений.

  • Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.

  • Результаты соревнований.

Оценочные материалы

Тесты

Результат


Высокий

средний

низкий

Д

Д

Д


1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м).  Отрезок 15 м. туда и обратно

11

11,5

12


9,8

10

10,3


9,5

9,7

10


9,4

9,6

10


2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

9,0

9,2

9,4


8,6

8,8

9,0


8,5

8,7

9,0


8,4

8,6

9,0


3

Штрафной бросок (из 10 бросков).

5

4

3


5

4

3


6

5

4


6

5

4


4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

5

4

3


6

5

4


7

6

5


8

7

6


5

Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

18

17

16


19

18

17


20

18

17


20

19

19




Методическое обеспечение программы.

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма

подведения итогов

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа,

посещение соревнований.

Рассказ, изучение знаний по физической культуре. Учебники по физической культуре, баскетболу. Методические пособия по баскетболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Просмотр аудио и видео материала. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос учащихся.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы.

Контрольные упражнения, соревнования, товарищеские встречи.

Тактическая подготовка.

Лекция, беседа, видео материала, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный методы.

Игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, фронтальный, круговой, повторный, попеременный, игровой методы.

Тесты и

контрольные упражнения.

Контроль умений и навыков

Соревнования (школьные, районные) товарищеские встречи, судейство и организация соревнований.

Индивидуальный. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах.


Обсуждение результатов соревнований.




















































Список литературы.

  • «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.

  • журналы «Физкультура в школе».

  • «Игры в тренировке баскетболистов» Санкт-Петербург 2009 г.

  • комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г.

  • примерная рабочая программа по физической культуре В. И. Лях М. Просвещение, 2011г.

  • программы «Организация работы спортивных секций в школе» А. Н. Каинов 2014г.

  • «300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич, Минск 2004 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!