СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Баскетбол как эффективное средство физического развития подростков

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Просмотр содержимого документа
«Баскетбол как эффективное средство физического развития подростков»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Купинского района

« Купинская ДЮСШ»









Тема:





Баскетбол как эффективное средство физического развития подростков





























Актуальность темы связана с поиском наиболее эффективных средств физического развития подростков. Один из самых популярных игр в Российской Федерации является баскетбол. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Многолетнее обучение требует учета особенностей возрастного развития, и, в связи с этим, тщательного подбора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола (Л.Б. Кофман, Е.Р. Яхонтов, Ю.М. Портнов). В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Последовательность обучения элементам игры в баскетбол, методика проведения упражнений, ОРУ включаются в каждое занятие. Их содержание, направленность, объём и дозировка зависят от уровня физической подготовленности занимающихся.

Цель: выявить влияние баскетбола на физическое развитие подростков 13-14 лет.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы обучения подростков игре в баскетбол.

2. Определить упражнения для обучения элементам игры в баскетбол подростков 13-14лет.

3. Выявить эффективность экспериментальных упражнений для обучения элементам игры в баскетбол подростков 13-14лет.

Теоретические основы обучения школьников игре в баскетбол

 Издавна образование и воспитание рассматривались в рамках теории физического воспитания как точки соприкосновения между педагогикой и игрой. Педагогика связывает игру с процессом воспитания, образования, обучения, развития личности.

Игры, включенные в образовательный процесс, оправданы не только с педагогической точки зрения, но и биологической, они образуют прочный фундамент физического развития.

В состав основных средств физического воспитания входят подвижные игры, включающие баскетбол. Начинают обучать игре в баскетбол уже с начальных классов, от простого к сложному. Обучение школьников имеет свои особенности. Своеобразие школьного возраста в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды и вместе с тем быстро увеличивает свои адаптационные и функциональные возможности.

Известно, что в период столь бурного естественного физического развития, очень важно целенаправленно воздействовать на него, чтобы придать оптимальное направление. От того, насколько рационально в этот период проводится физическое воспитание, в большей мере зависит весь последующий ход физического совершенствования.

Индивидуальные и общие особенности физического развития обязывают постоянно уделять внимание обеспечению гармоничного укрепления мускулатуры, в том числе предусматривать параллельное воздействие на симметричные группы мышц тела, «подтягивая» отстающие в развитии мышцы. Регулярная двигательная деятельность особенно активно стимулирует обмен веществ, улучшает обменные процессы и тем самым содействует структурно-функциональному совершенствованию организма [3].

По мнению Ж.К. Холодова суть физического воспитания состоит в том, чтобы с помощью средств физического воспитания придать естественному процессу становление форм и функций растущего организма оптимальный характер, обеспечить, возможно, гармоничное в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье. Важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимает действие с мячом. Упражнения в бросании, катание мячей способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.

Под влиянием систематической тренировки у юных баскетболистов уменьшаются затраты энергии организма, связанные с выполнением стандартной нагрузки, у них в меньшей степени возрастает потребление тканями кислорода, чем у их сверстников, не занимающихся спортом (при такой же нагрузке).

Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств; силы, быстроты, ловкости и выносливости.

Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитию способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.

Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у занимающихся творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча.

Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.

По мнению Ю.Д. Железняка эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды. [5]

Баскетбол получил широкое распространение во всем мире, с каждым годом возрастает интерес к занятиям этим видом спорта, усиливается конкуренция на международной арене. Последнее вызывает необходимость совершенствования методики спортивной тренировки с учетом тенденций развития баскетбола.

Многообразие двигательных действий спортсменов во время игры весьма затрудняет количественное описание их компонентов. Современный тренировочный процесс настоятельно выдвигает необходимость разработки методов интегрированного, качественно-количественного описания организма спортсмена как большой системы с целью рационального моделирования его состояния.

Моделирование игровых ситуаций весьма сложно. Однако в баскетболе можно выделить такие двигательные компоненты, которые поддаются детальному изучению и описанию. Это одна из разновидностей броска мяча в корзину.

Сущность игры состоит в том, что игроки каждой команды, перемещаются по площадке с мячом или без мяча и, преодолевая сопротивление противника, стараются, как можно больше забросить мячей в корзину соперника и препятствовать им в овладении мячом и бросках в свою корзину. Мяч можно передавать, вести, бросать, отбивать, соблюдая правила игры. Выигрывает команда, на счету которой после окончания игры окажется больше очков. [2]

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен. Баскетбол, как важное средство физического развития и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах.

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.[11]

Организация:

Данное экспериментальное исследование по изучаемой проблеме было проведено на базе Купинской ДЮСШ с учащимися 13-14 лет занимающихся баскетболом.

 Этапы:

 На первом этапе(декабрь 2019 г - февраль 2020 г) изучались литературные источники, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования. Определялось содержание технико-тактической подготовленности юных баскетболистов с помощью анкетирования, мною было произведено ознакомление с рабочей программой 6 класса, интервьюирования специалистов и ведущих тренеров.

На втором этапе(март 2019 г. – май 2020 г.) было осуществлено обобщение полученных данных, уточнение теоретико-методологических аспектов базовой подготовки юных баскетболистов, анализ рабочих программ и внесение изменений в обучение элементам игры баскетбол, определение содержания базовой техники и последовательности ее формирования на начальном этапе подготовки юных баскетболистов.

На третьем этапе(сентябрь 2020 г. – ноябрь 2020 г.) было осуществлено внедрение экспериментальной методики в практику формирования базовой техники юных баскетболистов.

На четвертом этапе(декабрь 2020 г.) были обработаны полученные данные.

Методы:

 Для выяснения эффективности применения методики обучения игре в баскетбол в практике работы с детьми 13-14 лет был организован педагогический эксперимент.

Тип педагогического эксперимента был независимыйтак как было сравнение результатов до и после эксперимента. Во-вторых, поскольку эксперимент проходил без нарушения тренировочного процесса в обычных для детей условиях, он был также естественным.

Экспериментальная группа в составе 10 человек занималась по рабочей программе в рамках действующего расписания занятий (4 раза в неделю). В результате эксперимент составил 225 академических часов.

Программа действий исследования включала в себя:

- выяснение с помощью анализа научно-методической литературы, содержания и последовательности обучения базовой технике игры в баскетбол;

- проведение формирующего эксперимента по обучению базовой технике игры в баскетбол с применением экспериментальной методики;

- анализ и обобщение результатов обучения.

Для выяснения результатов по формированию технической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки применялись следующие методы исследования: контрольные испытания, статистические методы обработки результатов.

Контрольные испытания проводились 10-11 сентября, 27-28 ноября 2020 года на базе Купинской ДЮСШ. Суть контрольных испытаний: проведение различных упражнений с элементами игры в баскетбол. Во время контрольных испытаний учитывалось:

1. передача мяча в парах двумя руками от груди на месте за 15 с.

2. бросок мяча в кольцо одной рукой с близких дистанций.

3. штрафной бросок.

4. бросок мяча в кольцо после остановки прыжком.

5. Прыжок в длину с места.

6. Прыжки на скакалке за 30 с.

7. Челночный бег 4×9 м.

8. Ведение мяча одной рукой.

9. Упражнение «Звезда»

10. Упражнение «Змейка»

Учитывалась техника выполнения упражнений, динамика упражнений, количество попаданий в кольцо.

 

Содержание и последовательность обучения упражнениям и элементам игры в баскетбол детей 13-14 лет

В ходе тренировочного процесса были использованы следующие упражнения:

1. броски в парах сериями по 2-3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая быстрее наберет 15-20-30 попаданий.

2. броски в парах до второго промаха. Побеждает тот, кто наберет больше попаданий из двух попыток.

3. броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок на противоположную сторону площадки и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий за три минуты.

4. броски в состоянии утомления. Выполняются индивидуально. В конце тренировки - 6 штрафных подряд.

5. Серии бросков в начале и в конце тренировки. Выполняются индивидуально, как соревнование на количество попаданий подряд.

6. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.

7. Игрок выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего сразу же бросает 10-15 подряд. Подсчитывается наибольшее количество попаданий среди игроков.

В пятерках игроков выполняется по одному штрафному броску поочередно. Побеждает та пятерка, которая быстрее забьет 15 штрафных.

8. В игровой тренировке делается пауза на 2-3 мин, во время которой игроки в парах бросают штрафные серии, по три броска. Побеждает пара, которая больше забьет за этот отрезок времени.

9. В перерыве между таймами обе пятерки бьют броски в свои кольца сериями по три броска. Сумма забитых каждой пятеркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первой тайме.

Броски выполняются индивидуально под психологическим давлением: насмешки, угрозы, неожиданные посторонние шумы, визуальные помехи.

10. При работе над интенсивными формами игры - прессингом, быстрым прорывом и т.п. - в тренировке делается перерыв для штрафных бросков в парах. В течение 2-3 мин игроки выполняют серии из трех штрафных бросков на счет.

Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в тройках. Один игрок бросает, двое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20 бросков.

11. броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая щита; при четных - после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем броске.

Упражнения для передачи мяча:

Типы передач:

1. Передача от груди

Наиболее эффективный способ быстро передать мяч партнеру, пока между вами нет соперника.

Держите мяч близко к груди. Толкните мяч вперед, выпрямляя запястья таким образом, чтобы ваши кисти развернулись. После передачи большие пальцы должны оказаться внизу, а тыльные стороны ладони должны быть повернуты друг к другу. Нужно, чтобы мяч летел в грудь принимающему.

Мяч надо направлять по прямой – это наиболее быстрый способ передачи мяча из ваших рук принимающему. Если времени достаточно, игроку стоит сделать шаг вперед. Без шага вперед пас становиться слабее.

2. Передача с отскоком (удобный способ передать мяч мимо защитника)

Толкните мяч, как при передаче от груди, но так, чтобы он отскочил в двух третях расстояния до принимающего.

Мяч должен подскочить до уровня пояса принимающего. Перед передачей большие пальцы должны быть сверху мяча, а после ее завершения – снизу, все остальные пальцы вытянуты. Это движение рук придает мячу нужное вращение в обратном направлении и увеличивает угол передачи, делая ее более удобной. Перед передачей сделайте небольшой шаг вперед. Это придаст мячу большее ускорение. Смотрите на цель и следите за тем, чтобы последними мяча касались кончики пальцев. Выполнение ее одной рукой с разнообразной подкруткой выглядит очень эффектно, но постарайтесь удержаться от этого соблазна. Чаще всего это приводит к потере мяча. Передачу с отскоком можно рекомендовать использовать при передаче партнерам, готовым к броску, оттесняющим защитника назад, или не слишком ловким. При передаче с отскоком мяч летит медленнее, чем при передаче по воздуху, но принимающему легче поймать отскакивающий мяч.

3. Передача над головой

Передача над головой наиболее приемлема:

− при передаче в глубину площадки;

− когда перед вами защитник;

− после передачи с отскоком.

Чтобы правильно сделать эту передачу, нужно равномерно расположить мяч между руками над головой. Разверните запястье так, чтобы все пальцы были направлены в сторону передачи. Чтобы придать броску больше силы, вам надо сделать шаг вперед.

При такой передаче принимающий должен получить мяч на уровне подбородка или выше. Тренировать передачу над головой рекомендуется с отработкой бросков. Даже если перед вами нет защитника, представьте, что он есть, и добавьте к этому какой-нибудь финт, чтобы немного освободить пространство.

4. Передача одной рукой

Этой передачей можно послать мяч на большое расстояние. Передача одной рукой имеет множество вариантов – от простых до самых сложных, вплоть до «обводки» соперника мячом с помощью резкого закручивания мяча кистью и хлесткого движения кончиков пальцев. Мяч удерживается обычным способом, но на правой стороне правая рука располагается сзади на мяче ладонью вперед, пальцы направлены вверх, большой палец возле правого уха, а левая рука спереди на мяче и слегка под ним ладонью назад, пальцы направлены вверх, большой палец возле правой щеки. Положение рук соответственно меняется на левой стороне.

Мяч выпускается быстрым, хлестким движением кистей и пальцев обеих рук с любой стороны или правой рукой на правой и левой рукой на левой стороне.

Передача может быть прямой, навесной или с отскоком от пола.

5. Передача за спиной

При этой передаче локоть передающей руки согнут, пальцы направлены вниз, а большой палец – в бок игрока. Мяч выпускается быстрым, хлестким движением кисти и пальцев, как и при других видах передач.

1. Ловящий не следит за летящим к нему мячом.

2. Ловящий не готов к ловле и не ожидает мяча.

3. Ловящий теряет самоконтроль.

4. Ловящий пытается сделать бросок, передачу, ведение или поворот еще до того, как овладеет мячом.

5. Ловящий не держит руки наготове.

6. Ловящий потерял равновесие.

7. У ловящего слабые кисти и пальцы.

8. Ловящий неправильно ловит мяч.

Правильная работа рук при ловле предполагает:

1. разведенные и расслабленные пальцы.

2. вытягивание рук к мячу и сгибание их в момент контакта с мячом.

3. блокирование мяча одной рукой и подхватывание его другой с формированием кистями воронки.

4. при ловле мяча на высоте груди или выше пальцы блокирующей руки направлены вверх, а при ловле низколетящего мяча – вниз. Ладонь в обоих случаях раскрыта в направлении мяча.

5. при ловле мяча, отскакивающего от пола, блокирующая рука сверху останавливает поднимающийся мяч, а вторая рука подхватывает его снизу.

Пальцы блокирующей руки направлены вперед, а ладонь – вниз, пальцы подхватывающей руки направлены вперед, а ладонь – вверх.

Основные упражнения в передачах:

1. Передачи в парах, стоя на месте.

Расстояние между игроками должно меняться в зависимости от подготовленности занимающихся (от 4 до 9–10 м). В этом построении возможны любые способы передачи мяча.

2. Передачи между четырьмя игроками, стоя на месте.

То же, что в передачах парами. Один мяч для четверых.

3. Передачи по кругу через одного стоя на месте.

7-9 игроков встают по кругу. Мяч передается через одного. Интенсивность возрастает при введении в игру двух – трех мячей.

4. Встречные передачи в колоннах.

После передачи игрок уходит в конец своей колонны. На 7-10 игроков один мяч.

5. Встречные передачи мяча в движении

После передачи игрок уходит в конец противоположной колонны. При ловле и передаче не останавливаться. На 7-10 занимающихся один мяч.

6. Передачи мяча в движении по кругу.

Мяч передается впереди бегущему игроку. Чтобы видеть мяч, бежать надо вполоборота. Одновременно в круге может быть 1-2-3 мяча.

7. Передачи по кругу через центр.

Два игрока с мячами спиной друг к другу в центре круга. Передают мячи бегущим по кругу, а те возвращают обратно. Каждый из игроков должен побывать в центре круга.

8. Передачи в парах с продвижением вперед.

Расстояние между колоннами 4–5 м. Игрок без мяча должен опередить партнера.

9. Передача мяча в тройках на бегу через среднего игрока.

Расстояние между игроками 4–5 м. Вторая тройка начинает упражнение как только первая достигнет середины площадки.

10. Передачи мяча при движении одного из двух игроков спиной вперед. Игрок движется спиной вперед, передавая мяч игроку, двигающемуся лицом вперед. Дойти до конца площадки и двигаться обратно.

11. Передача мяча по треугольнику.

Игрок, передав мяч, перебегает в конец той колонны, в которую передан мяч.

12. Передача мяча по четырехугольнику.

Игроки становятся колоннами в четырех углах. После передачи перебегают в конец колонны, куда передан мяч. При усвоении упражнения ввести второй мяч.

13. Ловля и передача мяча на бегу.

Образуются две встречные колонны. Один игрок между ними в стороне. После передачи ему мяча игрок бежит вперед, получает ответный пас, передает его игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец колонны.

14. Передача мяча в парах двумя мячами.

Два игрока одновременно передают друг другу мяч.

15. Передачи по кругу, передвигаясь в низком приседе.

a) игроки в низком приседе на линии круга, лицом друг к другу, один их них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей мяча двумя руками от груди;

б) то же, но в чередовании с отскоком мяча от пола;

в) то же, но передача двумя мячами одновременно без отскока и с отскоком от пола.

16. В прыжке по кругу.

Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м, ноги на ширине плеч.

a) ловля и быстрая передача в одном прыжке на месте;

б) то же, но на расстоянии 4-5 м в движении бегом по кругу.

17. Скрестные передачи мяча

Игроки становятся колоннами в четырех углах. После передачи перебегают в конец колонны, куда передан мяч. Мячи не должны сталкиваться, и игроки при смене мест не должны мешать друг другу.

18. «Бык в круге».

Образуйте 5-метровый круг из пяти передающих, а шестого игрока («быка») поставьте внутрь круга. Игроки, стоящие по периметру круга, будут радовать мяч друг другу, а игрок в круге – пытаться перехватить его. При этом нельзя передавать мяч ближайшему соседу.

19. Обманные движения с мячом.

При атаке каждый игрок должен использовать хотя бы одно обманное движение перед тем, как передать мяч.

20. Пляжный баскетбол.

На половине обычной площадки «трое на трое», без ведения. На всей площадке, но вместо пяти игроков в команде семь. Остальные правила баскетбола остаются прежними (фолы, пробежки, трехсекундная зона и т.д.). Допускается передача с отскоком, но ведение считается нарушением.

Основы броска.

1. Стойка: слегка согните колени и удостоверьтесь, что ваши ступни направлены в сторону щита. Согнутые колени помогут придать вашему броску правильную траекторию.

2. Положение при броске: мяч удерживается кончиками пальцев, запястья согнуты под углом 900, так что вы можете видеть запястье снизу. Игроки, забрасывающие в прыжке, держат мяч на уровне плеч, начинающие – ниже.

3. Захват: большинство бросков вы будете выполнять более сильной рукой. Возьмитесь ею за середину мяча, пальцы в удобном положении, ладонь не соприкасается с мячом.

4. Цель: выберите удобную точку на кольце. Это лучше, чем выбрать целью все кольцо, так как вам легче будет сфокусироваться.

5. Выпуск мяча: вытяните пальцы по направлению к щиту. Голова должна сопровождать броски вверх и в направлении цели.

Большинство бросков нужно выполнять со средней траекторией и естественным обратным вращением. Указательный палец обладает наибольшей чувствительностью и должен последним прилагать усилия к мячу.

6. Движение рук: представьте, что опускаете пальцы в кольцо. Они смотрят вниз после того, как вы отпустили мяч. Задержите руки на той же высоте хотя бы на секунду, чтобы убедиться, что вы преждевременно не потянете мяч назад.

7. Баланс: если вы забрасываете мяч в прыжке, приземлитесь на обе ноги одновременно, в готовности двигаться вперед, если вы не добросили мяч и он отскакивает от кольца или щита.

8. Броски из-под корзины: используйте шит почти при каждом броске. При забрасывании мяча правой рукой отталкивайтесь левой ногой и наоборот. Это делает вас максимально высоким и лучше всего отгораживает от защитников.

Виды и способы выполнения бросков.

Существуют разные виды бросков и разные способы их выполнения. Необходимо учить разным видам бросков с близкого расстояния, а затем постепенно увеличивать дистанцию до максимальной, с которой игрок должен будет бросать в игре. Если игрок испытывает напряжение при попытке добросить мяч до корзины, это означает, что бросковая дистанция для него чересчур велика. Это справедливо как для бросков с места, так и в прыжке.

1.Броски с места

Должны выполняться с дистанции 4-5 м. Баскетболист, хорошо играющий на проходах и умеющий поразить корзину дальним броском, становится более опасным, поскольку заставляет защитника играть плотно, чем и облегчает задачу игры на проходах. Игра с проходами заставляет защиту оттянуться назад, что создает условия для дальних бросков, а результативные дальние броски создают условия для проходов.

2.Бросок одной рукой с места

Мяч удерживается близко к груди под подбородком, бьющая рука несколько больше смещена назад и под мяч, а поддерживающая – вперед под мяч. Пальцы разведены, развилка указательного и среднего пальцев бьющей руки удерживается на линии носа или средней части лица. Ладони при выпуске мяча направлены почти одна к другой. Кисть, предплечье и локоть направлены при выпуске вверх. Мяч выпускается быстрым выпрямлением рук в локтях и захлестывающим движением кисти и пальце бросающей руки.

Тыльная часть кисти бросающей руки направлена к лицу, а ладонь к цели. Поскольку указательный палец самый чувствительный, он и участвует в завершающем направлении мяча в корзину. В силу этого кисть при выпуске мяча слегка разворачивается наружу. Тело немного наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, суставы расслаблены, голова поднята вверх и удерживается над средней точкой между ступнями ног. Вес тела подается вверх – вперед на носки.

Допускается легкий отрыв ног от опоры. Приземление производится при незначительном продвижении вперед. При этом броске правша должен выдвинуть вперед правую ногу, а левша – левую. Тело должно быть слегка развернуто под углом к цели, плечом бьющей руки вперед;

3.Бросок в прыжке

Выполняется обычно после короткого движения и быстрой остановки. Мяч удерживается, выносится в положение перед броском и выпускается почти также, как и при броске одной рукой с места. Кисть, предплечье и локоть располагаются на одной линии с телом. При выпрыгивании не следует применять чрезмерных усилий.

Мяч должен покидать кисть бьющего игрока, когда рука полностью выпрямится. Это происходит в высшей точке прыжка или за мгновение до ее достижения.

4. Броски из-под корзины, или броски с близких дистанций. Броски с ближних дистанций, особенно боковые, должны выполняться с отскоком от щита, если для этого есть возможность.

Если игрок оказался свободным при фронтальном движении к корзине, он должен сместиться в сторону своей сильной руки и сделать бросок с отскоком от щита.

Существуют четыре причины непопадания мяча в кольцо – он может пролететь справа или слева, не долететь или перелететь. Половину всех ошибок составляют недолеты.

Основные причины, почему мяч не долетает до кольца:

1. Остановка руки: сопровождение мяча рукой обязательно. В конце броска пальцы должны быть обращены вниз.

2. Законченное движение: если в начале броска рука отведена назад и почти параллельна полу, то заканчивая движение, она расслабляется по мере приближения указательного пальца к корзине.

3. Бросок на прямых ногах: в баскетболе силовая нагрузка ложиться, в основном, на ноги. Перед броском колени обязательно должны быть согнуты. Недостаточное сгибание коленей снижает силу броска, мяч идет по низкой дуге, поэтому и не достигает корзины.

4. Отклонение: Это тоже уменьшает силу броска. Иногда отклонение идет на пользу, при броске менее чем с 3 м, но с более далекой дистанции лишь единицы способны направить мяч по нужной траектории, не направляя при этом корпус вперед.

Совершенствование броска

1. Поточное выполнение бросков в корзину с места. Рекомендуется в виде соревнования между подгруппами по заранее обусловленному количеству попаданий.

2. Броски в корзину с места Броски поочередно в полукруге. Один из игроков, стоя у щита, передает мяч партнерам.

3. Броски в корзину со штрафной линии.

После подбора мяча и передачи следующему игроку уходит в хвост колонны.

4. Броски в корзину после ведения мяча.

После ведения бросить в корзину, поймать отскочивший мяч, передать очередному игроку и уйти в хвост колонны.

5. Броски после выполнения двух шагов.

Игроки в колонне сбоку от щита. Первый игрок бежит к щиту, под правую ногу берет с руки партнера мяч и, сделав два шага, выполняет бросок. При бросках левой рукой мяч берется под левую ногу.

6. Броски в корзину в движении после ловли мяча.

Выбегающий из колонны игрок, поймав мяч и сделав два шага, выполняет бросок в корзину, ловит мяч и передает следующему игроку. После передачи уходит в хвост колонны.

7. Передача и бросок в корзину.

Упражнение в парах. Один игрок передает мяч игроку, стоящему под щитом, получает обратную передачу, делает два шага и выполняет бросок в корзину.

8. Ведение, передача и бросок в корзину.

Игроки становятся парами. Один из пары (№1) ведет мяч вдоль боковой линии. Дойдя до конца площадки, отдает мяч набегающему на щит другому игроку (№2), который бросает в корзину. После ловли мяча игрок №2 ведет мяч к противоположному щиту и отдает набегающему игроку №1, который бросает в корзину.

Отвлекающие действия (финты)

1. Упражнение в треугольнике.

Игрок №1 делает финт вправо на передачу игроку, а передает влево. Затем уходит в конец своей колонны. То же выполняют следующие игроки.

2. Отвлекающее действие для прохода к щиту.

Игра в тройках. Игроки: № 1 – с мячом, № 2 – нападающий, № 3 – защитник. Игрок № 2 делает финт вправо и, резко сделав поворот, уходит влево мимо защитника. Получив мяч от игрока № 1, выполняет бросок в корзину, после чего игроки меняются местами.

Игра в защите:

1. Позиция защитника. Когда перед вами противник с мячом, вы должны занять позицию, при которой ему трудно передать мяч или выполнить бросок.

Согните ноги в коленях, так легче реагировать на действия противника. Расставив руки с открытыми ладонями – одну подняв, а другую отставив в сторону на уровне плеча – вы помешаете противнику выполнить бросок от груди и передачу с отскоком.

2. Опека игрока, передающего мяч. Когда противник владеет мячом, следует максимально затруднить ему выполнение передачи мяча:

−примите стойку защитника, следите за движениями противника, а не за мячом. Тем самым вас будет труднее обмануть финтом или ложным замахом на бросок;

−руками и кистями блокируйте любую попытку передать мяч или выполнить бросок;

–ведите себя агрессивно и напористо, не касаясь противника. Если вы его коснетесь, вы и ваша команда заработает фол;

−вы должны предвидеть движения и игрока, передающего мяч, и игрока, получающего мяч, и обоих держать в поле зрения.

3. Защита против игрока, ведущего мяч. Займите позицию между соперником с мячом и корзиной и примите стойку защитника, затем перемещайтесь вместе с противником, ведущим мяч. Не приближайтесь к нему слишком близко, иначе быстрый рывок или шаг в сторону поможет противнику обойти вас. Старайтесь блокировать дорогу противнику, оттесняя его от корзины.

4. Перехват передачи мяча. Если вы опекаете игрока, который готовится получить мяч, встаньте рядом с вашим противником, чтобы иметь возможность протянуть руку и не дать ему получить передачу. Противник постарается уйти от вас, поэтому держитесь как можно ближе к противнику, при этом не загораживая ему путь.

Тактика нападения.

1. Индивидуальные действия.

Выход игрока на свободное место.

2. Взаимодействие двух игроков с передачами мяча. Отдал и вышел. Игрок передает мяч партнеру и быстро выбегает на свободное место, получает мяч, делает бросок с места или после ведения.

3. Взаимодействие трех игроков с передачами и ведением мяча. В быстром продвижении вперед игроки передают мяч друг другу. Бегущий в середине вначале несколько отстает от своих партнеров, затем перед зоной штрафного броска меняется местами с игроком слева, выходящим для ловли мяча и броска.

Упражнения с ведением мяча для развития быстроты и координационных способностей.

1. упражнения «Звезда». Выставляются фишки в виде «Звезды» на расстоянии 15 метров. Ученик становится у отмеченной первой фишки и на время выполнят упражнение, с задеванием рукой каждую фишку.

2. Упражнения «Змейка». Ученик ведет мяч, с последующей сменой рук около фишек, затем после остановки прыжком забивает мяч в кольцо. Оценивается техника выполнения и попадание в кольцо.

Также используется упражнение для развития выносливости такое как «Челночный бег» 3*10.

Упражнение на развитие координации: прыжки в длину с места.

Для последовательности обучения технике и элементам игры в баскетбол использовалась следующая закономерность:

1. Ведение мяча правой и левой рукой на месте.

2. Ведение мяча в движение правой и левой рукой.

3. Ведение мяча с последующей сменой рук.

4. Передача мяча двум руками о груди в парах на месте.

5. Передача мяча двумя руками от груди с отскоком.

6. Передача мяча двум руками о груди в парах в движении приставными шагами.

7. Броски мяча в кольцо с места одной рукой.

8. Броски мяча в кольцо после ведения с остановкой прыжком.

9. Упражнения на развитие выносливости.

10. Упражнение на развитие координационных способностей.

Результаты контрольных испытаний представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Результаты контрольных испытаний детей 13-14 лет на конечном этапе подготовки.(28.11.2020)

Ф.И. ученика  

Тест №1 (раз)

Тест №2 (раз)

Тест №3 (раз)

Тест №4 (раз)

Тест №5 (см)

Тест №6 (раз)

Тест №7 (с)

Тест №8 (балл)

Тест №9 (с)

Тест №10 (балл)

Боталова Нелли







10.9


20.0


Бучельникова Ксюша







10.4


21.2


Боталова Вероника







11.8


19.4


Костерина Лидия







12.9


18.3


Овчинникова Антонида







10.8


18.6


Казарина Дарья







11.4


18.2


Ефименко Вероника







12.8


18.3


Ишутина Диана







11.9


18.8


Федосова Вероника







10.9


20.0


Боярченко Даша







11.7


18.3


Средний результат

13.1

5

5.7

6.4

155.5

4

11.57

5

19.1

5

Из таблицы 3 видно, что прогресс физического развития у баскетболистов за три месяца достиг хороших результатов. В конкретности каждого контрольного упражнения:

1. При передачи мяча в парах девочки улучшили свои результаты. Передачи стали более резкими и точными.

2. В бросках из под кольца одной рукой ученицы достигли большего количества попаданий и совершенствовали технику выполнения броска.

3. Количество попаданий штрафного броска увеличилось в ходе эксперимента.

4. При броске в кольцо после двух шагов девочки показали правильную технику выполнения упражнения и количество попаданий в кольцо улучшилось.

5. При прыжках в длину ученицы в ходе эксперимента добились улучшения скоростно-силовых способностей.

6. Количество прыжков на скакалке за 30 секунд увеличилось.

7. Упражнение «Челночный бег» девочки после эксперимента выполнили его быстрее, что доказывает улучшение скоростно-силовых способностей.

8. У девочек не вызывало трудностей в ведении мяча одной рукой.

9. В данном упражнении ученицы владели правильной техникой ведения мяча с высоким и низким отскоками.

10. Правильная техника выполнении упражнения, со своевременной сменой рук ведения мяча.




 

Динамика изменения результатов

Таблица 2

Сводная таблица достоверности различия результатов

контрольных испытаний выполняемых учащимися 13-14 лет

Тест

Результаты до эксперимента

Результаты после эксперимента

Различия результатов

Достоверность

1

11 (раз)

13 (раз)

2 (раз)

р

2

4 (раз)

8 (раз)

4 (раз)

р

3

3 (раз)

5 (раз)

2 (раз)

р

4

4 (раз)

6 (раз)

2 (раз)

р

5

153.1 (см)

155.5 (см)

2.4 (см)

р

6

46 (раз)

51 (раз)

5 (раз)

р

7

12.3(с)

11.57(с)

0.73 (с)

р

8

5(балл)

5(балл)

Не изм.

-

9

20.9(с)

19.1(с)

1.8 (с)

р

10

5(балл)

5(балл)

Не изм.

-

 

Из таблицы видно,что применение данной методики для формирования физического развития у учащихся позволяет получить достоверные положительные результаты (при р

 



Заключение

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств.

В связи с подростковым возрастом возникают проблемы обучения игре баскетбол, благодаря этому возникает вопрос использования определенных методов обучения.

Успешность учебного процесса в целом зависит от умения тренера построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя средства и методы обучения и организации занимающихся.

В ходе систематических занятий, с использованием упражнений появился прогресс в освоении и совершенствовании технических качеств игрока, улучшения его результативности в игровой практике.

Практическая значимость: результаты исследования представляют интерес, прежде всего, учителей физической культуры и студентов-практикантов, а также тренеров учреждений дополнительного образования.

 

Литература

 1. Андреев В.И. Организация в учебном процессе.- М.: 2008г.

2. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2011 г.

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 2009г.

4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 2008. – 32 с.

5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2011 г.

6. Дуткевич Т.В.Детская психология. – режим доступа: http://uchebnikionline.com Веб-сайт:

7. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". - М.: Академия, 2008 г.

8. Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. - М.: Академия, 2010

9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Советский спорт, 2009 г.

10. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2008. 216 с.

11. Лях В.И. Физическая культура: 10-11 кл.. - М.: Просвещение, 2006

12. Методика обучения игры в баскетбол. – режим доступа: http://avangardsport.at.ua/blog/metodika_obuchenija_igry_v_basketbol/2012-05-31-22#.VIV7hcJ_vZg

13. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. - М: Академия, 2008

14. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008.

15. Нестеровский Д.И.Баскетбол. Теория и методика обучения: учеб. Пособие для студ.высш.учебн. заведений / Д.И Нестеровский. – 3-е издание., стер.- М.: Издательский центр «Академия» 2007. – 336 с.

16. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010.

17. Обучение детей и подростков // Социальная сеть работников образования – режим доступа: http://nsportal.ru

18. Петров В.К.Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2004

19. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир — М.: Мир, 1994. — 320с., ил./ Пер. с нем.

20. Портнов Ю.М. Спортивные игры и методика преподавания. М., ФиС, 2007.

21. Роженцов В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. - М.: Советский спорт, 2006

22. Ремшмидт X.Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. - 342 с

23. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М.: ВЛАДОС, 2002.

24. Соколова Н.Д.Упражнения, применяемые при обучении передачи мяча в баскетболе. Метод. рекомендации. Т., 2008 г.

25. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю. Д. Железняка. -- М.: Издательский центр "Академия", 2003.

26. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012 г.

27. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.

28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

29. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58 с.

30. Трудности в обучении детей подростков // Социальная сеть работников образования – режим доступа: http://nsportal.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!