МОУ «Строласпинская школа»
администрации Тельмановского района
ДНР




Учитель
Постол В.А.
2019 -
Тема. И.А.Крылов – выдающийся поэт – баснописец.
Басня Крылова «Волк и Ягнёнок»
Цель: заинтересовать фактами биографии баснописца И. А. Крылова; работать над выразительным чтением басен;
развивать навыки анализа литературного произведения; сопоставлять басни Эзопа и Крылова;
воспитывать стремление к высоким моральным ценностям.
Наглядность: портрет И. А. Крылова; сборники басен поэта; иллюстрации к басне, запись басни на диске.
Ох, басни — смерть моя!
Насмешки вечные
Над львами, над орлами!
А. С. Грибоедов
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний
1.- Вспомните,какой жанр литературы мы с вам начали изучать?
- А что мы называем басней?
- Из каких частей состоит басня?
- Учит ли нас чему-нибудь басня?
- Как называется поучительная часть басни? Где она располагается в басне?
- Назовите известных баснописцев.
- А кто из них является первооткрывателем на этом поприще?
2.Итог подводит учитель.
Задание на опережение
3.О чём вы узнали из басни Эзопа «Зачумленные звери»?
- Кто был самым большим грешником в лесу?
- Почему он нашёл оправдания в лесных зверей?
- Кто стал жертвой так называемого «покаяния»?
- Какова мораль басни?
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Много времени прошло с тех пор ,корда жили Эзоп,Федр,Лафонтен. Мир чень изменился, произошло множество реморм,появились нове науки,улучшился наш быт.И только внутренний мир человека почти не изменился.Сегодня мы продолжим работу над басней и перенесёмся из Франции в Россию 18 века.
Работа с эпиграфом
А. С. Грибоедов — известный русский драматург, автор комедии «Горе от ума» сказал о такие слова: «Ох, басни — смерть моя! Насмешки вечные над львами, над орлами!»
1. Как, по вашему мнению, относится поэт к басне?
2. Какие особенности басни подчеркивает Грибоедов в своем высказывании? (Аллегоричность — львы, орлы, воплощающие в себе определенные черты человеческих характеров; сатира — «насмешки вечные»
ІІІ. Изучение нового материала
Знакомство с биографией И. А. Крылова (1769–1844)
1.1.Заочное путешествие.
Учитель. Петербург. Мы с вами в Летнем саду возле памятника (И.А.Крылову). Дедушка (Крылов) (как часто его называют почитатели),глибоко задумавшись сидит в кресле.А кто же изображён у его ног? А у его ног собрались бронзовые
зверушки – львы,лисицы, волки,медведи,мартишки,ослы. Этот дедушка – известный русский баснописец…., а зверушки - ….
(Дети называют – И.А.Крилов; герои его басен) ( вывешивается лист с данными о памятнике).
ВНИМАНИЕ НА ПОРТРЕТ
-Посмотрите на портрет Крылова. Мы видим человека с добрыми глазами,человека мудрого – таким и был на самом деле поэт.Как он стал известным? Почему басни Крылова находят свого читателя и сегодня? В чём секрет его успеха? На эти вопросы мы и попытаемся ответить сегодня на уроке.
СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА
1.2.Рассказ учителя
Родился И. А. Крылов 2 февраля 1769 года в семье военного Андрея Прохоровича Крылова. А. С. Пушкин в своих подготовительных материалах к «Истории
Пугачева» отметил,что Андрей Прохорович в чине капитана служил в Яицкой крепости и проявил себя как человек мужественный: во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка. Здесь будущий поэт провел раннее детство, а во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 году отец вышел в отставку, поселился в Твери, где получил пост председателя губернского магистрата. Но через 4 года он умер, и семья осталась без средств к существованию. Маленькому Ванечке, которому шел только десятый год, пришлось идти на службу в магистрат канцеляристом.Однако уже в 13 лет Крылов уезжает в Петербург, где поступает в Казенную палату.Сюда же перебирается в 1782 году и его мать с младшим братом Левушкой.В это время, стремясь восполнить проблемы в своем образовании, Крылов изучает французский, немецкий, итальянский языки, учится играть на скрипке. Благодаря своей настойчивости и упорству, он стал одним из просвещенных людей своего
времени.Начал литературное поприще как драматург – написал комическую оперу «Кофейница» и трагедии «Клеопатра», «Филомена». Потом Крылов пробует себя
в роли издателя: выпускает сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель».
Первая публикация басни Крылова («Дуб и трость», «Разборчивая невеста»)
состоялась в 1805 году. Это были переводы из Лафонтена. В 1809 году вышла первая книга басен поэта. Всего им написано около 200 басен. С 1809 по 1843 год состоялось девять выпусков крыловских басен общим тиражом 77 тысяч экземпляров, что по тем временам было делом неслыханным. Басни Крылова написаны ярким и метким народным языком.Несмотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна. Образы крыловских басен очень популярны. Некоторые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связаны с конкретным политическим или общественным событием.
Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безизвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением.Параллельно с народным признанием пришло и признание официальное.Крылов был библиотекарем в Императорской публичной
библиотеке в Санкт-Петербурге. Получал неоднократно пенсию. Был избран
членом Российской Академии, награждён золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.
Через віки, із давнини Прийшла до нас, щоб вчити, Як жити-бути на землі, І як не слід робити. У байці Вовк і Ягня Поводяться, як люди | Впізнає, може, хтось себе Й урок цей не забуде. Черпайте мудрість із байок, Вони ж бо – скарб нетлінний, Живуть і житимуть завжди Минулого дар цінний |
2. Слушание басни «Волк и Ягнёнок» в записи. Читает артист России
Валентин Гафт.
2.1.Анализ басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок»
1.Какое впечатление произвела на вас басня?
2.Что поразило в басне «Волк и Ягненок»?
2.2.Чтение басни в лицах
2.3.Беседа
Из скольких частей состоит басня? Как они называются?
В чем особенность расположения морали в данной басне? Сравните с баснями Эзопа (Мораль в баснях Крылова может находится как в начале, так и в конце произведения. У Эзопа мораль представлена в конце басни.)
Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?
Волк говорит
«наглец»
«нечистый рылом»
«негодный»
«щенок»
Ягненок
«светлейший Волк»
«от Светлости его»
Докажите, что эти обвинения беспочвенны. (Ягненок пил воду ниже по течению, чем Волк, и не мог мутить ее; в позапрошлом году его еще не было на свете, и он не мог оскорбить Волка; овцы не могут вредить хищнику, перед которым беззащитны, а псы и пастухи стерегут стадо и поэтому неугодны Волку. Но должен ли Ягненок расплачиваться за это?)
Какие черты характера олицетворяют образы Волка и Ягненка?
Волк
коварство
грубость
хитрость
клевета
наглость
злость
Ягненок
доброта
воспитанность
разумность
логичность
беззащитность
страх

«У сильного всегда бессильный виноват»
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
В образе Ягненка сосредоточены положительные черты, а в образе Волка — отрицательные. Парадокс: положительный герой страдает, а отрицательный живет дальше как ни в чем не бывало. Почему? («У сильного всегда бессильный виноват»: сила воплощает власть, деньги, социальное положение.)
Крылов указывает на распространенность подобного явления:
«Тому в истории мы тьму примеров слышим». Мы можем привести примеры
из жизни, подтверждающие слова великого баснописца.
3. Сравнение басен Эзопа и Крылова «Волк и Ягненок»
И. А. Крылов часто заимствовал сюжеты для басен у Эзопа и Лафонтена, но при этом, коренным образом изменяя некоторые моменты, создавал новые литературные произведения.
Найдите сходство в сюжетах басен. (Придирки Волка и ответы Ягненка соответствуют басне Эзопа.)
Крылов, естественно, вносит новые детали:
(речь идет не об оскорблении отца Волка, а его самого
Волк, услыхав о юном возрасте Ягненка, перечисляет его «родственников», а также обвиняет псов и пастухов)
Совпадают ли финалы басен:( да,совпадают - беззащитный герой обречен на гибель)
Что нового привнес в басню русский поэт? (Басня Крылова больше по объему, более эмоциональна; основную часть басни составляет эмоциональный диалог героев. Наличие экспрессивно окрашенной лексики передает накал страстей, делает басню выразительной и понятной; стихотворная форма способствует запоминанию басни)
Чтение басни в переводе на украинский язык.
IV. Итог урока – выводы.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и
счастливой
Народ его и родина его.
V. Домашнее задание
Выучить одну из басен Крылова наизусть; прочитать статью учебника о Крылове и выразительно читать басни.









