СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Басни дедушки Крылова.Басня "Волк и Ягнёнок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок рассчитан на приобщение детей к творчеству известных баснописцев и ставит своей целью - воспитание в учащихся высоких моральных качеств.

Просмотр содержимого документа
«"Басни дедушки Крылова.Басня "Волк и Ягнёнок"»



МОУ «Строласпинская школа»

администрации Тельмановского района

ДНР
































Учитель

Постол В.А.



2019 -



Тема. И.А.Крылов – выдающийся поэт – баснописец.

Басня Крылова «Волк и Ягнёнок»

Цель: заинтересовать фактами биографии баснописца И. А. Крылова; работать над выразительным чтением басен;

развивать навыки анализа литературного произведения; сопоставлять басни Эзопа и Крылова;

воспитывать стремление к высоким моральным ценностям.

Наглядность: портрет И. А. Крылова; сборники басен поэта; иллюстрации к басне, запись басни на диске.

Ох, басни — смерть моя!

Насмешки вечные

Над львами, над орлами!

А. С. Грибоедов

Ход урока

І. Актуализация опорных знаний

1.- Вспомните,какой жанр литературы мы с вам начали изучать?

- А что мы называем басней?

- Из каких частей состоит басня?

- Учит ли нас чему-нибудь басня?

- Как называется поучительная часть басни? Где она располагается в басне?

- Назовите известных баснописцев.

- А кто из них является первооткрывателем на этом поприще?

2.Итог подводит учитель.

Задание на опережение

3.О чём вы узнали из басни Эзопа «Зачумленные звери»?

- Кто был самым большим грешником в лесу?

- Почему он нашёл оправдания в лесных зверей?

- Кто стал жертвой так называемого «покаяния»?

- Какова мораль басни?

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Много времени прошло с тех пор ,корда жили Эзоп,Федр,Лафонтен. Мир чень изменился, произошло множество реморм,появились нове науки,улучшился наш быт.И только внутренний мир человека почти не изменился.Сегодня мы продолжим работу над басней и перенесёмся из Франции в Россию 18 века.

Работа с эпиграфом

А. С. Грибоедов — известный русский драматург, автор комедии «Горе от ума» сказал о такие слова: «Ох, басни — смерть моя! Насмешки вечные над львами, над орлами!»

1. Как, по вашему мнению, относится поэт к басне?

2. Какие особенности басни подчеркивает Грибоедов в своем высказывании? (Аллегоричность — львы, орлы, воплощающие в себе определенные черты человеческих характеров; сатира — «насмешки вечные»

ІІІ. Изучение нового материала

  1. Знакомство с биографией И. А. Крылова (1769–1844)

1.1.Заочное путешествие.

Учитель. Петербург. Мы с вами в Летнем саду возле памятника (И.А.Крылову). Дедушка (Крылов) (как часто его называют почитатели),глибоко задумавшись сидит в кресле.А кто же изображён у его ног? А у его ног собрались бронзовые



зверушки – львы,лисицы, волки,медведи,мартишки,ослы. Этот дедушка – известный русский баснописец…., а зверушки - ….

(Дети называют – И.А.Крилов; герои его басен) ( вывешивается лист с данными о памятнике).

ВНИМАНИЕ НА ПОРТРЕТ

-Посмотрите на портрет Крылова. Мы видим человека с добрыми глазами,человека мудрого – таким и был на самом деле поэт.Как он стал известным? Почему басни Крылова находят свого читателя и сегодня? В чём секрет его успеха? На эти вопросы мы и попытаемся ответить сегодня на уроке.

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА

1.2.Рассказ учителя

Родился И. А. Крылов 2 февраля 1769 года в семье военного Андрея Прохоровича Крылова. А. С. Пушкин в своих подготовительных материалах к «Истории

Пугачева» отметил,что Андрей Прохорович в чине капитана служил в Яицкой крепости и проявил себя как человек мужественный: во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка. Здесь будущий поэт провел раннее детство, а во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 году отец вышел в отставку, поселился в Твери, где получил пост председателя губернского магистрата. Но через 4 года он умер, и семья осталась без средств к существованию. Маленькому Ванечке, которому шел только десятый год, пришлось идти на службу в магистрат канцеляристом.Однако уже в 13 лет Крылов уезжает в Петербург, где поступает в Казенную палату.Сюда же перебирается в 1782 году и его мать с младшим братом Левушкой.В это время, стремясь восполнить проблемы в своем образовании, Крылов изучает французский, немецкий, итальянский языки, учится играть на скрипке. Благодаря своей настойчивости и упорству, он стал одним из просвещенных людей своего

времени.Начал литературное поприще как драматург – написал комическую оперу «Кофейница» и трагедии «Клеопатра», «Филомена». Потом Крылов пробует себя

в роли издателя: выпускает сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель».

Первая публикация басни Крылова («Дуб и трость», «Разборчивая невеста»)

состоялась в 1805 году. Это были переводы из Лафонтена. В 1809 году вышла первая книга басен поэта. Всего им написано около 200 басен. С 1809 по 1843 год состоялось девять выпусков крыловских басен общим тиражом 77 тысяч экземпляров, что по тем временам было делом неслыханным. Басни Крылова написаны ярким и метким народным языком.Несмотря на то, что Крылов переводил Эзопа и Лафонтена, большая часть его произведений совершенно оригинальна. Образы крыловских басен очень популярны. Некоторые из его басен были написаны по тому или иному поводу, связаны с конкретным политическим или общественным событием.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безизвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением.Параллельно с народным признанием пришло и признание официальное.Крылов был библиотекарем в Императорской публичной

библиотеке в Санкт-Петербурге. Получал неоднократно пенсию. Был избран

членом Российской Академии, награждён золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.




Через віки, із давнини

Прийшла до нас, щоб вчити,

Як жити-бути на землі,

І як не слід робити.

У байці Вовк і Ягня

Поводяться, як люди

Впізнає, може, хтось себе

Й урок цей не забуде.

Черпайте мудрість із байок,

Вони ж бо – скарб нетлінний,

Живуть і житимуть завжди

Минулого дар цінний








2. Слушание басни «Волк и Ягнёнок» в записи. Читает артист России

Валентин Гафт.

2.1.Анализ басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок»

1.Какое впечатление произвела на вас басня?

2.Что поразило в басне «Волк и Ягненок»?

2.2.Чтение басни в лицах

2.3.Беседа

  • Из скольких частей состоит басня? Как они называются?

  • В чем особенность расположения морали в данной басне? Сравните с баснями Эзопа (Мораль в баснях Крылова может находится как в начале, так и в конце произведения. У Эзопа мораль представлена в конце басни.)

  • Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

Волк говорит

«наглец»

«нечистый рылом»

«негодный»

«щенок»

Ягненок


«светлейший Волк»

«от Светлости его»

  • Как обращаются герои друг к другу? (Волк грубит Ягненку, совершенно незаслуженно его оскорбляет, а Ягненок вежливо и разумно возражает ему.)

  • Какие обвинения в адрес Ягненка выдвигает Волк? (Ягненок мутит воду, смешивая ее с илом; Ягненок оскорбил его в позапрошлом году; все овцы, псы и пастухи вредят Волку.)

    • Докажите, что эти обвинения беспочвенны. (Ягненок пил воду ниже по течению, чем Волк, и не мог мутить ее; в позапрошлом году его еще не было на свете, и он не мог оскорбить Волка; овцы не могут вредить хищнику, перед которым беззащитны, а псы и пастухи стерегут стадо и поэтому неугодны Волку. Но должен ли Ягненок расплачиваться за это?)

    • Какие черты характера олицетворяют образы Волка и Ягненка?

Волк

коварство

грубость

хитрость

клевета

наглость

злость

Ягненок

доброта

воспитанность

разумность

логичность

беззащитность

страх

«У сильного всегда бессильный виноват»

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»




  • В образе Ягненка сосредоточены положительные черты, а в образе Волка — отрицательные. Парадокс: положительный герой страдает, а отрицательный живет дальше как ни в чем не бывало. Почему? («У сильного всегда бессильный виноват»: сила воплощает власть, деньги, социальное положение.)

  • Крылов указывает на распространенность подобного явления:

«Тому в истории мы тьму примеров слышим». Мы можем привести примеры

из жизни, подтверждающие слова великого баснописца.

3. Сравнение басен Эзопа и Крылова «Волк и Ягненок»

  • И. А. Крылов часто заимствовал сюжеты для басен у Эзопа и Лафонтена, но при этом, коренным образом изменяя некоторые моменты, создавал новые литературные произведения.

  • Найдите сходство в сюжетах басен. (Придирки Волка и ответы Ягненка соответствуют басне Эзопа.)

  • Крылов, естественно, вносит новые детали:

(речь идет не об оскорблении отца Волка, а его самого

Волк, услыхав о юном возрасте Ягненка, перечисляет его «родственников», а также обвиняет псов и пастухов)

  • Совпадают ли финалы басен:( да,совпадают - беззащитный герой обречен на гибель)

  • Что нового привнес в басню русский поэт? (Басня Крылова больше по объему, более эмоциональна; основную часть басни составляет эмоциональный диалог героев. Наличие экспрессивно окрашенной лексики передает накал страстей, делает басню выразительной и понятной; стихотворная форма способствует запоминанию басни)

  • Чтение басни в переводе на украинский язык.

IV. Итог урока – выводы.

  • Что вы узнали и запомнили о русском баснописце И. А. Крылове?

  • Против каких человеческих пороков и общественных недостатков направлена басня «Волк и Ягненок»?

  • Чтение наизусть стихотворения о Крылове (опережающее задание)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и

счастливой

Народ его и родина его.


V. Домашнее задание

Выучить одну из басен Крылова наизусть; прочитать статью учебника о Крылове и выразительно читать басни.