Сценарий классного часа, посвященного баснописцу Крылову
«Басни дедушки Крылова»
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
И.А.Крылов.
Учитель: Сегодня у нас праздник – юбилей великого баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Ученик: Кто не любит басни дедушки Крылова? Да, по-моему средь нас не найти такого.
Ученик: Крылов! Это имя нам дорого с детства,
И знает Крылова любой человек.
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век.
Ученик:Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Ученик: Со школьной парты с ними мы сживались.
Конкурс «Лучший чтец басни Крылова»
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Конкурс на лучшеечтение басни Крылова.
(Весь класс разделен на 2 команды: Команда «Ворона и Лисица» получает очки в виде кусочков сыра и Команда «Лисица и виноград»получает очки в виде виноградин. Виноградины и Кусочки сыра крепятся на доске под названиями команд)
Чтение басен:
«Синица»
«Трудолюбивый медведь»
«Мышь и Крыса»
«Лисица и виноград»
«Тришкин кафтан»
«Волк и кот»
«Осел и соловей»
«Чиж и Голубь»
«Лебедь, Щука и Рак»
Учитель: Сегодня 13 февраля исполняется …. Лет со дня рождения баснописца. Нет такого человека, которому бы не были знакомы герои басен. Нет такого человека, который бы в жизни не сталкивался с теми человеческими пороками, которые высмеивал в своих баснях Крылов: ленью, лестью, корыстью, хвастовством, хитростью, эгоизмом, глупостью.
Что же за удивительный человек Крылов?
На глазах Крылова совершались великие события в России. Маленьким мальчиком он был в городе Оренбурге во время осады города предводителем крестьянского восстания Пугачевым.
Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года, свидетелем восстания декабристов. Н а его глазах расцветал талант великих русских писателей Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Он был современником Тургенева, Гоголя.
Ученик: Отец Крылова – Андрей Прохорович, капитан армии, сражавшейся против Пугачева, умер рано.
Мать --Мария Алексеевна была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей.
Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.
Слушание басни «Волк на псарне» в грамзаписи
Эта басня была написана в первых числах октября 1812 года. Басня написана в связи с обращением Наполеона , оказавшегося в отчаянном положении в сгоревшей Москве, к Кутузову с предложением вступить в мирные переговоры. Кутузов ответил решительным отказом и через 2 недели, 6 октября нанес французским войскам поражение.
Крылов послал эту басню Кутузову и тот после сражения, сидя на барабане, прочитал её своему штабу, когда дошла речь до слов « А я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал свою седую голову. Этим объясняя, что басня относится к нему и он это понимает и принимает.
Ученик: Многие басни Крылова тесно связаны с устным народным творчеством, потому что они соответствуют смыслу народных пословиц. В одной из басен народная пословица так и введена.
Конкурс «Соотнеси пословицу с басней Крылова»
Учитель: Какая пословица соответствует этим басням?
1Басн «Синица» ( Не хвались языком, а хвались делом)
2 Басня «Лебедь, Рак и Щука» (Вместе – дружно, а врозь – хоть брось)
3 Басня «Трудолюбивый Медведь» (Терпенье и труд все перетрут )
4 Басня «Чиж и Голубь» (Хорошо смеется тот, кто смеется последним)
5 Басня «Собака, Человек, Кошка и Сокол» (Друг познается в беде)
6 Басня «Стрекоза и Муравей» (Делу – время, а потехе – час )
7 Басня «Волк и Кот» ( Что посеешь, то и пожнешь )
Учитель: Иван Андреевич так метко и точно высмеивал человеческие пороки и поступки, что некоторые его фразы стали употребляться в речи и стали крылатыми выражениями. Например, часто можно услышать выражение «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться…»
Конкурс «Какое выражение из басни стало крылатым?»
1 Басня «Мышь и Крыса» (Сильнее кошки зверя нет )
2 Басня «Лисица и виноград» (Хоть видит око, да зуб неймет )
3 Басня «Осел и Соловей» (Жаль, что не знаком ты с нашим петухом )
4 Басня «Чиж и Голубь» ( Чужой беде не смейся, голубок!)
5 Басня «Лебедь, Рак и Щука» ( Да только воз и ныне там )
6 Басня «Тришкин Кафтан» ( Тришкин кафтан )
Конкурс «Продолжи крылатое выражение!»
1 Чтоб музыкантом быть… (…так надобно уменье )
2 Хоть видит око… (…Так зуб неймет)
3Чем кумушек считать трудиться… (… не лучше ль на себя, кума, оборотиться)
4Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (… а сапоги тачать пирожник)
5 Ты все пела, это дело… (…так поди же попляши)
6 Оглянуться не успела… (… как зима катит в глаза)
Конкурс «Инсценирование басни Крылова»
1 «Демьянова уха»
2»Стрекоза и Муравей»
2Конкурс рисунков по басням Крылова
3 конкурс на лучшую поделку из пластилина на тему «Герои басен Крылова»
Подведение итогов. Награждение победителей.