РАЗВЁРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ
Тема урока: «Из басен народов мира. Эзоп (басни «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица»). Жан де Лафонтен (басня «Лисица и виноград»).
Дата, время проведения урока:
Цели урока:
I.Образовательные:
1) познакомить учеников с термином «басня»;
2) выявить жанровые признаки басни;
3) познакомить учеников с античной басней;
4) познакомить учеников с создателем античной басни – Эзопом, рассказать историю его жизни;
5) ознакомить учащихся с термином «эзопов язык»;
6) ознакомить учащихся с баснями Эзопа («Лисица и виноград», «Ворон и Лисица»);
7) познакомить учащихся с французским баснописцем Жаном де Лафонтеном;
8) ознакомить учащихся с басней Жана де Лафонтена «Лисица и виноград».
II. Развивающие:
-
развивать у учащихся навыки выразительного чтения;
-
научить выявлять жанровые признаки басни;
-
показать, как отражается мудрость в басне;
4) обучить учащихся элементам сравнительного анализа текстов басен Эзопа и Ж. де Лафонтена (басня Эзопа «Лисица и виноград» - басня Ж. де Лафонтена «Лисица и виноград»).
III. Воспитательные:
1) обогащение словарного запаса;
2) формирование культуры речи, умения уместно употреблять слова в конкретной обстановке;
3) формирование навыков чтения;
4) формирование культуры умственного труда, которая осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, группировки и сравнения.
Оборудование:
а) учебник литературы.
ПЛАН УРОКА
I.Организационный момент. Приветствие. Задачи.
II.Проверка домашнего задания
III.Объяснение нового материала
-
Слово учителя о басне;
-
Слово учителя о Эзопе, эзоповом языке;
-
Слово учителя о Ж. де Лафонтене и его творчестве.
IV.Закрепление
-
Выразительное чтение басен Эзопа «Лисица и виноград», «ворон и Лисица»;
-
Выразительное чтение басни Ж. де Лафонтена «Лисица и виноград»;
-
Сравнительный анализ басен Эзопа и Ж. де Лафонтена (басня Эзопа «Лисица и виноград» - басня Ж. де Лафонтена «Лисица и виноград»).
V. Домашнее задание
1)Читать статью «Из басен народов мира»;
2) Разобрать вопросы и задания на стр. 70-ой учебника;
3) Разобрать вопросы и задания на стр. 73-ей учебника;
4) Выучить наизусть одну басню (по выбору учащихся).
V.Подведение итогов
VI. Комментирование оценок
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Приветствие. Задачи
II.Проверка домашнего задания
Деятельность учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнём с проверки домашнего задания. Вам было задано прочитать статью из учебника «Из древнерусской литературы».
Деятельность учителя, учащихся:
Ответьте на вопросы по данной статье (в скобках даны ответы учащихся):
1) В какой форме бытовало художественное слово в Древней Руси? (В Древней Руси художественное слово бытовало только в устной форме.)
2) Перечислите жанры устного художественного слова литературы Древней Руси. (Жанрами устного художественного слова литературы Древней Руси являются предания (о мудрых князьях и храбрых воинах), легенды ( о богах), бытовые сказки, волшебные сказки, обрядовые песни, загадки.)
3) Что такое предание? (Предания – жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающийся из поколения в поколение.)
4) Что называется легендой? (Легенды (от лат. legenda букв. – «то, что следует прочесть») в средневековой письменности – житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.)
5) Что называется обрядовой песней? (Обрядовая песня - жанр фольклора; песня, являющаяся частью ритуала при проведении магического обряда. Различают свадебные, похоронные и т.п. песни.)
6) С какого века письменность на Руси стала использоваться исключительно в деловых целях? (С 10 века)
7) В каком году великий князь киевский Владимир Святославич провозгласил христианство государственной религией Древней Руси? (В 988 году).
8) На каком материале писались древнейшие книги? (На пергаменте.)
9) В каком веке на Руси появился особый жанр исторического повествования – летопись? (В середине 11 века.)
10) Дайте определение понятию летопись. (Летописи – это памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности.)
11) Как называется первая созданная в Древней Руси летопись? («Повесть временных лет».)
12) Кто является создателем «Повести временных лет», первым летописцем древнерусской земли? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор).
13) В каком веке создана «Повесть временных лет»? (В начале 12 века).
14) С какими отрывками из «Повести временных лет» мы ознакомились на прошлом уроке? («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».)
Вопросы по отрывку «Расселение славян»:
1) Какие славянские племена перечислены в отрывке «Расселение славян»? Назовите их. (Моравы, чехи, белые хорваты, сербы, ляхи, поляки, поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене, северяне.)
2) Сколько славянских племён перечислено в отрывке «Расселение славян»? (12).
3) Выпишите из отрывка «Расселение славян» названия земель, городов, рек, озёр. (Дунай, Земля Угорская, земля Болгарская, река Морава, река Висла, Днепр, река Припять, река Двина, река Полота, озеро Ильмень, Новгород, река Десна, река сейм, река Сула.)
4) Как называлась грамота славянского народа? (По имени славянского народа грамота называлась «славянская».)
Вопросы по отрывку «Кий, Щек и Хорив»:
1) Назовите братьев полян, основателей Киева. (Кий, Щек, Хорив.)
2) Как звали их сестру? (Лыбедь).
3) Как называлась гора, на которой сидел Щек? (Щековица).
4) Как называлась гора, на которой сидел Хорив? (Хоривица).
Вопросы по отрывку «Дань хазарам»:
1) Кто такие хазары? (Хазары - тюркские народы, появившиеся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Хазарский каганат.)
2) Что означает выражение «от дыма»? («От дыма» - от каждого жилища.)
3) Что такое дань? ( Дань – это натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.)
4) Почему хазары, после того, как получили в качестве дани от полян мечи, решили, что это дань «недобрая»? (Меч – это смертоносное оружие.)
III.Объяснение нового материала
Деятельность учителя:
Тема нашего сегодняшнего урока «Из басен народов мира. Эзоп. Ж. де Лафонтен».
Деятельность учителя, учащихся:
Ребята, записываем в тетради сегодняшнее число (11 октября), классная работа, тему урока.
Деятельность учителя:
Жанр, о котором мы будем сегодня говорить, появился в далёкой древности, более 20 веков назад. Речь идёт о басне – одном из старейших и в то же время нестареющих, вечных литературных жанров.
Басня – эпический жанр, в котором художественная образность основывается ни приёме аллегории, иносказания.
Аллегория – это отвлечённая идея или понятие, воплощённое в конкретном образе: ягнёнок – беззащитность, голубь – невинность и т.п. В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора, из сказок о животных: волк – жадность, лиса – хитрость. Аллегория часто используется в баснях.
Иносказание – это художественный приём, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т.п. В иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления и т.п. переносным: лев – «царь зверей», умер – «приказал долго жить».
Благодаря приёмам аллегории и иносказания персонажами басен бывают не только люди, но и животные, а также неодушевлённые предметы. Существенной особенностью басни является установка на поучение, которая часто выражается в морали.
Мораль – это обобщение художественной идеи в виде нравоучения или афоризма; это нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни.
Басня может быть прозаической (у древнегреческого баснописца Эзопа, у Л.Н. Толстого) и стихотворной (у И.А. Крылова, С.В. Михалкова).
Деятельность учителя, учащихся:
Басня относится к древнейшим произведениям устного народного творчества. Итак, запишем в тетради определения басня, аллегория, иносказание, мораль:
Басня – это короткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
Аллегория – это отвлечённая идея или понятие, воплощённое в конкретном образе: ягнёнок – беззащитность, голубь – невинность и т.п.
Иносказание – это художественный приём, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т.п. В иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления и т.п. переносным: лев – «царь зверей», умер – «приказал долго жить».
Мораль – это обобщение художественной идеи в виде нравоучения или афоризма; это нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни.
Деятельность учителя:
Басня относится к древнейшим произведениям устного народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса, возникновение которого связано с жизнью первобытных охотников и скотоводов. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в 6 веке до н.э.
Сведения о жизни Эзопа легендарны. Так, Геродот сообщает, что Эзоп был рабом самосца Иадмона, жил во время египетского царя Амасиса и был убит дальфийскими жрецами, обвинённый в святотатстве. Гераклит Понтийский добавляет, что Эзоп происходил из Фракии и первого его хозяина звали Ксанф. Аристофан в комедии «Осы» останавливается на подробностях смерти Эзопа, развивая мотив, ставший позднее распространённым: о подброшенной чаше, ставшей поводом для его обвинения. Здесь же упоминается и басня об орле и жуке, рассказанная якобы Эзопом перед смертью. Невозможно сказать, какие из этих сведений являются достоверными. Однако в существовании Эзопа греки не сомневались. Под именем Эзопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическом изложении. Состав этого сборника весьма разнообразен: наряду с хорошо известными сюжетами встречаются анекдоты, и принадлежат они к самым различным эпохам. Для сборника «Эзоповых басен» характерно, что тексты просты и кратки, сюжет передаётся без второстепенных подробностей, мотивировок, для повторяющихся сюжетных мотивов устанавливаются определённые стереотипы. Мораль не остаётся скрытой в образах, а отчётливо декларируется, т.е. проявляется. Язык прост и близок к разговорному. В нём преобладают глаголы и мало прилагательных. Редко встречается диалог.
Структура басен Эзопа чаще всего четырёхчастная. Она включает экспозицию, замысел, действие и неожиданный результат. Иногда эта схема может изменяться. Результат действия может быть не показан, а только назван.
Круг басенных персонажей Эзопа достаточно обширен: более 80 разновидностей растений и животных, около 30 человеческих профессий, обилие богов и мифологических фигур. При этом можно выделить наиболее часто встречающиеся персонажи, к числу которых могут быть отнесены: лисица, лев, змея, волк, собака, осёл, крестьянин и т.д. При этом образ персонажа может изменяться соответственно новой сюжетной ситуации. Таким образом персонажи басен Эзопа – фигуры условные, интересующие автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп – создатель «эзопова языка» - иносказательного стиля, к которому вынужден прибегать автор, чтобы в намёках и недомолвках передать свои мысли.
Многие сюжеты «Эзоповых басен» знакомы нам по позднейшим обработкам (Лафонтена, Дмитриева, Крылова и др.), например, басни «Лисица и виноград», «Ворон и Лиса», «Жук и муравей», «Волк и ягнёнок», «Лошадь и осёл», «Волк и журавль» и др. Обработка эзоповых сюжетов началась уже в античности со стихотворных переложений Федра (1 в. н.э.). Федр издал Эзоповы басни в стихотворной обработке отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни.
В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном (1621 – 1695). Лафонтен является создателем вольнодумных, озорных «Сказок и рассказов в стихах» (1665 – 1685). В знаменитых «Баснях» он предстаёт как мыслитель и сатирик, опирающийся (помимо античных и др. образов) на народную мудрость и фольклор. Традиции Лафонтена использовал И.А. Крылов. Развивали жанр басни и другие русские баснописцы 18 века – А.П. Сумароков, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев.
IV.Закрепление
Деятельность учителя:
А теперь мы закрепим изученный сегодня материал на практике. Прочитаем выразительно басни Эзопа и Ж. де Лафонтена.
Молодцы, вы бегло и выразительно прочитали басни. Сейчас мы займёмся сравнительным анализом басен Эзопа и Ж. де Лафонтена (басня Эзопа «Лисица и виноград» - басня Ж. де Лафонтена «Лисица и виноград»). Для этого обратите внимание на план сравнительного анализа басен, написанные на доске.
План сравнительного анализа басен:
1)Тема басни.
2) Герои басни.
3) События, действия героев.
4) Цель басни.
5) Мораль.
6) Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства).
Эзоп | Жан де Лафонтен |
Басня «Лисица и виноград» Голодная Лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. (Перевод М. Гаспарова.) | Басня «Лисица и виноград» Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зелёный, В румяной кожице! Наш любезник был рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? (Перевод М. Гаспарова.) |
Деятельность учителя, учащихся:
Общее в баснях:
1)Тема, общий герой.
2) Басня коротко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей.
3) В басне высмеиваются людские пороки.
4) Басня имеет поучение (мораль).
Различное в баснях:
Басня Эзопа написана в виде небольшого рассказа, притчи. Она содержит мораль.
Басня Ж. де Лафонтена более развёрнута: действие переносится во Францию (Лис-гасконец, Лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирает с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Ж. де Лафонтен расширяет объяснение рассказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им лакомится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
V. Домашнее задание
1)Читать статью «Из басен народов мира»;
2) Разобрать вопросы и задания на стр. 70-ой учебника;
3) Разобрать вопросы и задания на стр. 73-ей учебника;
4) Выучить наизусть одну басню (по выбору учащихся).
VI.Подведение итогов
VII. Комментирование оценок
Список использованной литературы
-
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
-
Зарубежная литература: Анализ произведений школьной программы: Учеб. пособие / Сост. Л.Б. Гинзбург, А.Я. Резник. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 384 с. – (В помощь школьнику).
-
Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Часть I. / Авт.-сост.: Г.С. Меркин. – 2-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004. – 336 с.
-
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 592 с. – (Большие справочники для школьников м поступающих в вузы). С. 451, 174.
-
Справочник школьника: 5-11 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 768 с.
-
Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998. – 672 с.: ил.
Конспект урока проверен. Разрешено проводить урок ________________
Методист ______________________________
8