СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению в 4 классе по басне И. А Крылова "Ворона и Лисица"

Просмотр содержимого документа
«Басня И. А. Крылова "Ворона и Лисица"»

Урок литературного чтения в 4 классе. Учитель: Гладкова Е. П.

Тема: И.А.Крылов «Ворона и Лисица».Особенности работы над басней. Характеристика персонажей басни. Выявление авторского отношения.


Цель: создать условия для обучения работе с текстом после чтения басни с применением приемов технологии смыслового чтения, развивать умение применять полученные знания на практике

Результаты:

Личностные: Способствовать формированию:

-положительное отношение к учебной деятельности;

-интерес к учебному труду;

- основные моральные нормы поведения;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:- понимать содержание прочитанного;

- высказывать свое отношение к прочитанному;

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;

-представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков;

-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;

- соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока;

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Метапредметные: Приводят аргументы в пользу доказательств: Лесть-это хорошо или плохо, участвуют в работе группы, в парах, анализируют, осознанно читают текст с целью извлечения необходимой информации, работают с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок)



КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА: Каждому человеку приятно, когда его хвалят. Но получая комплименты в свой адрес, научитесь фильтровать услышанное, не всякий раз стоит целиком и полностью им доверять . За льстивыми речами друга могут скрываться хитрые намерения. Тот, кто льет потоки льстивых речей, скорее всего преследует личную выгоду.


Этап деятельности

Методы (способы) организации деятельности


Учебные задачи

Дидактика

Формирование потребности

Ситуативный диалог с демонстрацией

КЗ.










5.1

    Каждому нравится слышать о себе положительные отзывы, но не всякий раз стоит целиком и полностью им доверять. Тот, кто льет потоки льстивых речей, скорее всего преследует личную выгоду.

  • Я не люблю, когда меня хвалят и, уж тем более, когда мне льстят. Скажите мне, – вы можете от чистого сердца похвалить меня за это. Я хочу научиться противостоять лести и поэтому прошу вас оказать мне помощь.

    Предложите варианты помощи.

    Как вы думаете, как распознать лесть в разговоре? (ответ аргументируйте)?

В различных жизненных ситуациях каждый из нас сталкивается с лестью. Одним нравится получать комплименты, другие воспринимают их в штыки. В обоих случаях важно научиться различать искренние слова от лживой лести.

Интересно в этом разобраться?

слайд 1

Формирование образа желаемого результата


5.1

Как вы думаете, преувеличенная похвала идет во благо или же это зло? Чтобы определиться с выбором ответа, предлагаю пока остановиться на одном известном произведении. Но вначале вспомним, какой раздел мы изучаем?(Басни)

Какому же великому писателю были посвящены последние уроки литературного чтения? (И.А.Крылову)

Почему мы считаем его великим?(Великий, потому что известен во всем мире, Крылова читают, изучают и в настоящее время, его произведения актуальны ,т.е, хоть он и писал так давно, проблемы, о которых он писал, остаются актуальными по сей день)

Что такое басня?( Басня– краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл).

- Из каких структурных частей она состоит? ( Басня состоит из сюжетно-повествовательной части и морали).

- Что такое мораль? Мораль– нравственные правила, которым следуют в обществе.

- Басни И. А. Крылова знают и любят все. Многие строки его вошли в нашу жизнь как пословицы.

- Что же сделало их такими популярными?

- В чем особенности его басен, секрет их «вечной жизни»? (Басни написаны близким к разговорной речи языком. Поучительны. Интересны и доступны. Хорошо запоминаются. Воздействуют на людей, высмеивают их пороки (недостатки), нам не хочется быть похожими на героев. Под образами животных подразумеваются люди.)

- А что же мы знаем о Крылове, как баснописце?

Приём «Верные и неверные утверждения» На полоске бумаги пронумерованы вопросы. На слайде вы их видите. Вам нужно на каждый вопрос ответить «Да или нет».

Высказывание/вопрос

Ответ – да/нет

1. И. А. Крылов родился 13 февраля 1769 года

Да

2. Он родился в г. Самара

Нет

3. Семья его жила бедно.

Да

4. Иван Андреевич начал работать в Петербурге.

Да

5. Работал продавцом.

Нет

6. Выучил несколько языков

Да

7. Начал писать в 16 лет

Нет

8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками

Да

9. В первой книге Крылова были рассказы?

Нет

10. Иван Андреевич Крылов не любил людей, и поэтому высмеивал их пороки в своих баснях.

Нет

Проверка СЛАЙД.

- Кто не сделал ни одной ошибки? Встаньте.

Уточнения: 2) Родился в Твери. 5) Он работал в Публичной библиотеке Петербурга помощником библиотекаря 7) В 13 лет пишет комедии для театра, а в 20 лет комические оперы, где высмеивает пороки (недостатки) людей

-Как вы думаете, для чего же он писал басни?(ответ аргументируйте) (Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность и др.)

Подумайте Как нагляднее представить нам это , чтобы даже тот, кто не был на нашем уроке, смог понять о чём мы с вами хотим ему сказать?( в виде схемы, рисунка и …)

Слайд 2

Мотивация


Ситуативный диалог

3.6

Сегодня мы познакомимся с новой басней И.А.Крылова, а, значит, узнаем что-то новое и важное. Отгадайте ребус (Картинки на доске. Ворона и Лисица)


Как же называется новая басня?


А кто разрабатывает правила поведения в обществе? Ответы…Сейчас каждый из нас сможет побыть в роли человека, который разрабатывает правила поведения с собеседником. Готовы?


Целеполагание


Фронтальная беседа

3.1

Какую цель на этот урок вы ставите? ( познакомиться с особенностями басни Крылова «Ворона и Лисица»)

- Какие задачи мы будем решать на уроке? (Слова – помощники).

- анализируем … содержание басни

- работаем со ….. словарём

- составляем …. характеристику героев (персонажей) басни

-задаём… вопросы по содержанию и отвечаем на них

-выполняем разные…. задания по тексту

-учимся выразительно…. читать

-находим… основную мысль, мораль басни

-подводим… итог своей работы

– Что знаете об этих животных? (слайд 3) Перед вами Ворона и Лисица. Не читая басни, охарактеризуйте этих животных. Картинки в руках.

1) Приём «Корзина идей»

- Что вы знаете о вороне? Какая она? Напишите на листочке по одному слову.

- А какая Лисица? Напишите по одному слову.

(К ручке корзинки прикрепляются листочки на скрепки.)

2) Приём «Прогнозирование»

-Попробуйте предположить, о чём будет басня? Какие пороки будут высмеиваться?

Слайд (4) Прочитаем.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- Это начало новой басни.

- Всё ли вам понятно? Какие слова и выражения непонятны?

(Уж сколько раз говорили миру, что лесть (лицемерное угодливое восхваление) опасно и вредно, но только всё оказывается бесполезно, и в сердце льстец (лесть - неоправданная похвала) всегда отыщет уголок (место).

- Оправдались ли ваши предположения, сказанные вначале? Это басня о лести?

- Что значит ЛЬСТИТЬ? Льстить – это хвалить из лести, из корыстного желания расположить к себе, доставлять удовлетворение кому-то.(Словарь Ожегова)

Слайд 3, 4

Лист бумаги

Планирование



Метод беседы . Групповая работа









3.6

3) Слушание басни (аудиозапись).

- Какая история приключилась с Вороной?

4) «Жужжащее чтение»

Откройте стр. 44 прочитайте басню «жужжащим чтением»

5) Словарная работа.

- Вы обратили внимание, сколько непонятных слов и выражений встретилось вам в басне? Предлагаю вам провести словарную работу в группах.

- Возьмите карточки .

1 задание. Пользуясь толковым словарем стр. 123, найдите значение устойчивых с/с.

Был таков – сбежал.

Голова вскружилась – потерять разум, здравый смысл.

Не сводить глаз – смотреть не отрываясь.

2 задание. Соедините стрелками словосочетания с фразой, выражающей его значение.

Словосочетание


Значение

Глаз не сводит

Утратила способность здраво рассуждать

На цыпочках подходит

Смотрит пристально, не отрываясь

Вскружилась голова

Каркнула очень громко

Во все горло

Подходит тихо, осторожно

Была такова

Нашёл случайно, без особого труда

Дыханье спёрло

Исчезла, скрылась

Бог послал

Трудно стало дышать



Слово/фраза

Толкование (значение)

Лесть

Угодливое восхваление, лицемерие

Гнусный

Отвратительный, омерзительный

Не в прок

Не на пользу

Взгромоздиться

Неуклюже взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить

Очаровать, покорить чем-либо

Плутовка

Хитрая, ловкая обманщица, мошенница

Ангельский (голосок)

Нежный, добрый

Царь-птица

Главная среди птиц

Вещуньина (голова)

От слова вещунья- предсказательница

Зоб

Расширенная часть пищевода, выпячивание желудка,

которое хорошо видно невооруженным глазом.


Зачитывание группами результатов словарной работы.


Слайд 5

Выполнение действий



Групповая работа, работа с текстом и рисунком (смысловое чтение), работа в парах.






















5.2

6) Анализ содержания басни. Стадия осмысления. Приём «Тонкие и толстые вопросы»

А) Чтение басни по частям. Работа с учебником.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона?

- Не зря Крылов назвал её метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер Лисицы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов?

(Плутовка к дереву…Цыпочки _ ?, вертит хвостом… и говорит так сладко…)

- Как называет Ворону? (ласково - голубушка…)

- Что говорит Лиса о голосе Вороны? А как кричит ворона? Так ли приятен её голос?

- Как подействовали на Ворону такие ласковые льстивые слова Лисицы? Подтвердите словами басни. (И на приветливы ….горло).

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? Какая у неё была цель? Догадывалась ли об этом Ворона? О какой черте характера это говорит? (о её простоте, доверчивости, глупости, одним словом, простофиля).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? ( Поддалась льстивым речам Лисы, лести). Значит, какой была Лисица? (льстивой, хитрой, коварной обманщицей, плутовкой.)

- Если бы Лиса расхваливала так кого – либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуй свой ответ.

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (Тщеславных людей; людей, стремящихся к славе и почести, иногда того, не заслуживающих.)

- В каких словах заключена мысль басни, мораль?

Вывод: И.А.Крылов даёт возможность понять читателям, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя. Лесть очень привлекательна, но очень обманчива и опасна (гнусна и вредна).

7) Первичное закрепление.

1) Приём «Перевёрнутые цепочки» (в парах)

Расположите цепочки в нужной последовательности.

___Ворона каркнула;
___Ворона нашла кусочек сыру;
___Лисица говорит сладкие слова Вороне;
___Лисица близёхонько бежала;
___Лисица схватила сыр и убежала;
___Плутовка подходит на цыпочках;
___Сыр выпал

Проверка (по образцу) СЛАЙД.

- Для чего мы проводили такую работу?

(Восстановить последовательность действий персонажей басни)

2) Составление характеристики персонажей басни.

Приём «Фишбоун» («Рыбий скелет»). Работа в группах.

Возьмите карточку «Рыбий скелет» и охарактеризуйте Ворону и Лисицу.

Проблемный вопрос: Кого больше всего высмеивает И.А.Крылов в басне?

Есть ли положительный герой в басне?

Ворона

Какая? ЛИСИЦА какая?

Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?

Вывод: Чтобы не попасть в сети льстецов, надо поступать всегда по совести, не соблазняться льстивым речам, относиться к таким речам с осторожностью, уметь правильно оценивать себя.

Ворона: глупая, доверчивая, простоватая, неуклюжая, тщеславная, бездарная – простофиля.

Лисица – хитрая, ловкая. Льстивая, коварная. Предусмотрительная, лицемерная, лживая, двуличная – плутовка.


Учебник ст. 44-46

Слайд 6,7

Анализ результата



Контроль и взаимная проверка. Групповая работа.



Рефлексия

3.6




3.6

Сравнение с «Корзиной идей». Правильно ли мы мыслили в начале урока?

- Чему же учит басня?

Вывод: чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера, уметь оценивать себя, не завышая требования.

3) Составление синквейна. Работа в группах.

Ворона.

Лисица.

Мораль.

Басня.

  • (Зачитывается)

4)Работа с пословицами.

Задание: как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни?

  • Верь своим очам, а не чужим речам. (Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы).

  • На языке - медок, а на сердце - ледок. (Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал)

    ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна

5) Рефлексия.

Приём «Комплименты» (в парах)

Глядя друг другу в глаза, похвалите друг друга за то, как вы работали на уроке и пожелайте успеха.

- Приятно? И в сердце льстец всегда отыщет уголок? Лесть – это хорошо или плохо? Отличайте лесть от похвалы.

Выполнили ли мы план урока? А достигли ли результат?


6) Итог урока.

– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Я хотел узнать ещё о баснях …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …

7) Домашнее задание :а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 44-46; б) задание по выбору учащихся:

  • чтение басни по ролям;

  • инсценировка басни;

  • выучить басню наизусть







Слайд



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!