6) Анализ содержания басни. Стадия осмысления. Приём «Тонкие и толстые вопросы» А) Чтение басни по частям. Работа с учебником. - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? - Не зря Крылов назвал её метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер Лисицы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов? (Плутовка к дереву…Цыпочки _ ?, вертит хвостом… и говорит так сладко…) - Как называет Ворону? (ласково - голубушка…) - Что говорит Лиса о голосе Вороны? А как кричит ворона? Так ли приятен её голос? - Как подействовали на Ворону такие ласковые льстивые слова Лисицы? Подтвердите словами басни. (И на приветливы ….горло). - Для чего Лиса так расхваливала Ворону? Какая у неё была цель? Догадывалась ли об этом Ворона? О какой черте характера это говорит? (о её простоте, доверчивости, глупости, одним словом, простофиля). - Почему Лисице удалось обмануть Ворону? ( Поддалась льстивым речам Лисы, лести). Значит, какой была Лисица? (льстивой, хитрой, коварной обманщицей, плутовкой.) - Если бы Лиса расхваливала так кого – либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуй свой ответ. - Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (Тщеславных людей; людей, стремящихся к славе и почести, иногда того, не заслуживающих.) - В каких словах заключена мысль басни, мораль? Вывод: И.А.Крылов даёт возможность понять читателям, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя. Лесть очень привлекательна, но очень обманчива и опасна (гнусна и вредна). 7) Первичное закрепление. 1) Приём «Перевёрнутые цепочки» (в парах) Расположите цепочки в нужной последовательности. ___Ворона каркнула; ___Ворона нашла кусочек сыру; ___Лисица говорит сладкие слова Вороне; ___Лисица близёхонько бежала; ___Лисица схватила сыр и убежала; ___Плутовка подходит на цыпочках; ___Сыр выпал Проверка (по образцу) СЛАЙД. - Для чего мы проводили такую работу? (Восстановить последовательность действий персонажей басни) 2) Составление характеристики персонажей басни. Приём «Фишбоун» («Рыбий скелет»). Работа в группах. Возьмите карточку «Рыбий скелет» и охарактеризуйте Ворону и Лисицу. Проблемный вопрос: Кого больше всего высмеивает И.А.Крылов в басне? Есть ли положительный герой в басне? Ворона Какая? ЛИСИЦА какая? Почему нельзя подражать Лисице и Вороне? Вывод: Чтобы не попасть в сети льстецов, надо поступать всегда по совести, не соблазняться льстивым речам, относиться к таким речам с осторожностью, уметь правильно оценивать себя. Ворона: глупая, доверчивая, простоватая, неуклюжая, тщеславная, бездарная – простофиля. Лисица – хитрая, ловкая. Льстивая, коварная. Предусмотрительная, лицемерная, лживая, двуличная – плутовка. |