СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басня. И.И.Дмитриев "Муха".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Басня. Определение, черты. Аллегория. Мораль. И.И.Дмитриев "Муха". Анализ. Работа с тектсом.

Просмотр содержимого документа
«Басня. И.И.Дмитриев "Муха".»

Басня – литературный жанр ; краткий стихотворный рассказ, в иносказательной форме , сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Как вы думаете из чего (из какого жанра, вида литературы)«выросла» басня? На что она похожа? Басня выросла из фольклора , имеет прочные корни в сказках, пословицах, поговорках .     9/22/17

Басня

– литературный жанр ; краткий стихотворный рассказ, в иносказательной форме , сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Как вы думаете из чего (из какого жанра, вида литературы)«выросла» басня? На что она похожа?

Басня выросла из фольклора , имеет прочные корни в сказках, пословицах, поговорках .

9/22/17

Основные черты басни:   Герои – обычно животные. Построена как диалог . Краткость. Афористичность языка.( Афоризм – точное краткое выражение законченности мысли ) Использование просторечной речи . Изобразительно-выразительные приёмы : аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение. 9/22/17

Основные черты басни:

  • Герои – обычно животные.
  • Построена как диалог .
  • Краткость.
  • Афористичность языка.( Афоризм – точное краткое выражение законченности мысли )
  • Использование просторечной речи .
  • Изобразительно-выразительные приёмы : аллегория, постоянные эпитеты, олицетворение.

9/22/17

Мораль  – краткое заключение , в котором разъяснена её основная поучительная мысль (иногда находится в начале басни). Какова основная задача басни? Басня высмеивает недостатки и человеческие пороки : алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень и т.д.     9/22/17

Мораль

– краткое заключение , в котором разъяснена её основная поучительная мысль (иногда находится в начале басни).

Какова основная задача басни?

Басня высмеивает недостатки и человеческие пороки : алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень и т.д.

9/22/17

Аллегория – образное исносказание (условный образ, подразумевающий другое). Пример: лиса волк ягненок осел     хитрость злоба беззащитность упрямство 9/22/17

Аллегория

– образное исносказание (условный образ, подразумевающий другое).

Пример:

лиса

волк

ягненок

осел

  • хитрость
  • злоба
  • беззащитность
  • упрямство

9/22/17

История басни Жан де Лафонтен Гесиод Эзоп И.И.Дмитриев И.А. Крылов 9/22/17

История басни

Жан де

Лафонтен

Гесиод

Эзоп

И.И.Дмитриев

И.А. Крылов

9/22/17

 «Два писателя встретили век Александра и справедливо почитались лучшим украшением начала оного: Карамзин и Дмитриев».  В.Г.Белинский

«Два писателя встретили век Александра и справедливо почитались лучшим украшением начала оного: Карамзин и Дмитриев».

В.Г.Белинский

 И. И. Дмитриев родился в селе Богородском Симбирской губернии 10 сентября 1760 года в старинной и богатой дворянской семье . Как и все дворянские дети, счету, письму и чтению он научился дома под руководством домашних учителей, а продолжил образование в частных пансионах Казани и Симбирска.  Четырнадцати лет будущий поэт был отправлен родителями в Петербург на военную службу . Здесь его определили в полковую школу Семеновского гвардейского полка . 9/22/17
  • И. И. Дмитриев родился в селе Богородском Симбирской губернии 10 сентября 1760 года в старинной и богатой дворянской семье . Как и все дворянские дети, счету, письму и чтению он научился дома под руководством домашних учителей, а продолжил образование в частных пансионах Казани и Симбирска.
  • Четырнадцати лет будущий поэт был отправлен родителями в Петербург на военную службу . Здесь его определили в полковую школу Семеновского гвардейского полка .

9/22/17

 Дмитриев начал сочинять стихи в семнадцатилетнем возрасте и  тогда же начал печататься . Первые его поэтические опыты обратили на себя внимание крупнейшего просветителя XVIII века, видного журналиста и издателя Н. И. Новикова . Ободренный похвалой известного литератора, Дмитриев стал серьезно заниматься литературным творчеством , внимательно изучать поэзию своих предшественников.  Поэт несколько раз посылал в журнал Н.И.Новикова «Санкт-Петербургские Ученые Ведомости» свои стихи, но они не имели особого успех а, поэтому на время оставляет это занятие. 9/22/17
  • Дмитриев начал сочинять стихи в семнадцатилетнем возрасте и тогда же начал печататься . Первые его поэтические опыты обратили на себя внимание крупнейшего просветителя XVIII века, видного журналиста и издателя Н. И. Новикова . Ободренный похвалой известного литератора, Дмитриев стал серьезно заниматься литературным творчеством , внимательно изучать поэзию своих предшественников.
  • Поэт несколько раз посылал в журнал Н.И.Новикова «Санкт-Петербургские Ученые Ведомости» свои стихи, но они не имели особого успех а, поэтому на время оставляет это занятие.

9/22/17

В 1787 произведен в прапорщики.  1788 - участие в войне со Швецией . Четыре месяца прожил походной жизнью на границе с Финляндией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи . Знакомится с Г.Р. Державиным.  В 1790 Н.М. Карамзин начинает издавать
  • В 1787 произведен в прапорщики.
  • 1788 - участие в войне со Швецией . Четыре месяца прожил походной жизнью на границе с Финляндией. Вернувшись в Петербург, вновь интенсивно пишет стихи . Знакомится с Г.Р. Державиным.
  • В 1790 Н.М. Карамзин начинает издавать "Московский журнал", и Дмитриев отдает туда все написанное в последние годы. Его сказка "Модная жена" принесла ему литературную известность. Большой успех имело и стихотворение - "Голубок". Карамзин писал: " Твои пьесы нравятся умным читателям ".

Карамзин Н. М. (1818, Москва, Третьяковская галерея) .

9/22/17

1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи. В 1795 – издание сборника
  • 1794 был особенно плодотворен. Дмитриев провел его на родине, в Сызрани, в странствовании по этому краю. Написал лучшие свои вещи.
  • В 1795 – издание сборника "И мои безделки".
  • 1796 – ушёл в отставку в чине гвардии капитана .
  • 1806 -становится сенатором.
  • 1810 - назначается министром юстиции , активно выступает против злоупотреблений при чинопроизводстве, что приводит к конфликту с другими чиновниками министерства. Подает в отставку , в 1814 переселяется в Москву.

В.А.Тропинин. Портрет И.И. Дмитриева

1835г, холст, масло,

Музей им. А.С. Пушкина, Москва

9/22/17

 Позднее, оценивая поэзию И.И.Дмитриева, В.Г.Белинский писал:
  • Позднее, оценивая поэзию И.И.Дмитриева, В.Г.Белинский писал: "в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотой и естественностью, словом, с жизнью и действительностью ".
  • Последние годы жизни прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель .
  • Умер И.Дмитриев 3 октября (15 н.с.) 1837 в Москве .

9/22/17

Басня «Муха» Бык с плугом на покой тащился по трудах ; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос , В ответ ей говорит: «Откуда? — Мы пахали !» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были . Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили ! Мы решили!»  9/22/17

Басня «Муха»

Бык с плугом на покой тащился по трудах ;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.

А та, поднявши нос ,

В ответ ей говорит: «Откуда? — Мы пахали

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были .

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили ! Мы решили!»

9/22/17

Особенности языка Замените выражения И. Дмитриева: «тащился по трудах»-____________________ «поднявши нос» ________________________ «завсегда дойдёшь до были»-_______________ О чем говорит автор? «Мы сбили!» _________________________   9/22/17

Особенности языка

  • Замените выражения И. Дмитриева:

«тащился по трудах»-____________________

«поднявши нос» ________________________

«завсегда дойдёшь до были»-_______________

  • О чем говорит автор?

«Мы сбили!» _________________________

9/22/17

Анализ басни Кто из героев басни вам более симпатичен , а кто нет. Почему? Что олицетворяют собой герой ( аллегориями чего они являются)? Бык :________________ Муха: _______________  Бывает ли подобная ситуация в жизни ? Приведите пример. трудолюбие лень 9/22/17

Анализ басни

  • Кто из героев басни вам более симпатичен , а кто нет. Почему?
  • Что олицетворяют собой герой ( аллегориями чего они являются)?

Бык :________________

Муха: _______________

  • Бывает ли подобная ситуация в жизни ? Приведите пример.

трудолюбие

лень

9/22/17

Анализ басни Из истории: Сюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. С помощью которого баснописец говорит о том, что бык действительно очень устал. «Тащился» Найдём слова, которые подчёркивают хвастовство мухи. «Поднявши нос»   9/22/17

Анализ басни

Из истории: Сюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках.

  • С помощью которого баснописец говорит о том, что бык действительно очень устал.
  • «Тащился»
  • Найдём слова, которые подчёркивают хвастовство мухи.
  • «Поднявши нос»

9/22/17

Анализ басни Где мораль басни? Зачитайте.  Как вы понимаете такой вывод автора? «Переведите» этот вывод на «современный язык».  Человек, не принимавший участия в деле, приписывает в том числе и себе заслуги остальных., говоря «МЫ».  Какой порок обличается в басне?  Лень и высокомерие. 9/22/17

Анализ басни

  • Где мораль басни? Зачитайте.
  • Как вы понимаете такой вывод автора?
  • «Переведите» этот вывод на «современный язык».
  • Человек, не принимавший участия в деле, приписывает в том числе и себе заслуги остальных., говоря «МЫ».
  • Какой порок обличается в басне?
  • Лень и высокомерие.

9/22/17

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос : В чем актуальность басни И.И.Дмитриева «Муха»? *актуальнсоть – подходящий для настоящего времени. Доп.оц.: Нарисовать иллюстрацию к басне «Муха» 9/22/17

Домашнее задание.

  • Письменный ответ на вопрос : В чем актуальность басни И.И.Дмитриева «Муха»?
  • *актуальнсоть – подходящий для настоящего времени.
  • Доп.оц.: Нарисовать иллюстрацию к басне «Муха»

9/22/17


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!