Басовская Е.Н. Русская литература: XX век. Учебник. 11 класс. — М.: АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА, 2002.
Е.Н. Басовская
Поединок со злом.
Повесть «Поединок» была опубликована весной 1905 в шестом сборнике «Знания» и сразу стала событием в общественной жизни. Именно в общественной, а не
литературной.
Бурную реакцию публики и критики вызвала проблематика повести. Нельзя
забывать, что в год ее публикации в России разворачивались революционные события, общественные страсти накалились до предела. Куприн, в свойственной ему жесткой, почти натуралистической манере, говорил об отвратительных сторонах провинциальной российской жизни, о моральной деградации офицерства. В полку, где служит главный герой повести подпоручик Ромашов, царят жестокость и пьянство. Никто здесь и не вспоминает о христианских заповедях.
«Начался обычный, любимый молодыми офицерами разговор о случаях неожиданных
кровавых расправ на месте и о том, как эти случаи проходили почти всегда безнаказанно. В одном маленьком городишке безусый пьяный корнет врубился с шашкой в толпу евреев... В Киеве
пехотный подпоручик зарубил в танцевальной зале студента насмерть за то, что тот толкнул его локтем у буфета. В каком-то большом городе — не то в Москве, не то в Петербурге — офицер застрелил, “как собаку”, штатского, который в ресторане сделал ему замечание, что порядочные люди к незнакомым дамам не пристают».
Офицеры не только кичатся былыми «подвигами», по большей части выдуманными. Они и в каждодневной, обыденной жизни так же жестоки и безнаказанны. Кричать на
солдат, бить их, всячески издеваться над слабыми — норма их существования.
Ромашов отличается от всех остальных, и в этом его несчастье. Он одинок, неуверен в себе, неспособен к военной службе. Но именно из-за того, что его преследуют неудачи и окружает всеобщее презрение, он обретает способность смотреть на все происходящее со стороны. Ему, отверженному, открывается весь ужас торжествующего в полку
варварства. Он запрещает унтер-офицеру избивать слабого солдата Хлебникова и сам при этом вспыхивает «от стыда и гнева».
Прозрев, Ромашов решает уйти из армии, как только кончится срок обязательной после военного училища службы. Он пытается представить себе другую, штатскую жизнь, но и в ней не находит и намека на торжество идеалов добродетели.
«Он думал также о священниках, докторах, педагогах, адвокатах и судьях — обо всех этих людях, которым по роду их занятий приходится постоянно соприкасаться с душами, мыслями и страданиями других людей. И Ромашов с недоумением приходил к выводу, что люди этой
категории скорее других черствеют и опускаются, погружаясь в халатность, в холодную и мертвую формалистику, в привычное и постыдное равнодушие».
Не о том ли писал незадолго до Куприна Чехов, например, в «Палате № 6» и
«Ионыче»? Только Чехов избегал деклараций, рассчитывая, что сюжет окажется достаточно красноречивым. Куприн же, как почти всегда, высказывается прямо. Не удивительно, что именно его повесть была воспринята современниками как смело разоблачительная.
«Поединок» — вещь резкая, беспощадная — не только по содержанию, но и по
форме. Куприн не жалеет читателя, напротив, сознательно бьет по его нервам.
«В самом конце мая в роте капитана Осадчего повесился молодой солдат... Когда его
вскрывали, Ромашов был помощником дежурного по полку и поневоле вынужден был присутствовать при вскрытии. Солдат еще не успел разложиться. Ромашов слышал, как из его развороченного на куски тела шел густой запах сырого мяса, точно от туш, которые выставляют при входе в мясные лавки. Он видел его серые и синие ослизлые глянцевитые внутренности, видел содержимое его
желудка, видел его мозг — серо-желтый, весь в извилинах, вздрагивавший на столе от шагов, как желе, перевернутое из формы».
Для русской литературы, которую всегда отличало подчеркнутое целомудрие и способность говорить об ужасных сторонах жизни, не описывая их, такого рода подробности были поразительны. Сейчас, в эпоху кино и видео, заполонивших экраны самыми откровенными сценами насилия, читатель воспринимает «Поединок» совсем не так, как современники Куприна. Для них это был настоящий шок — с точки зрения как содержания, так и формы.
Однако повесть «Поединок» заняла особое место среди произведений Куприна не только потому, что была остро актуальна и местами грубо натуралистична. Это
действительно выдающаяся психологическая проза, где образы героев значительно сложнее и неоднозначнее, чем обычно У Куприна.
Подпоручик Ромашов не может быть оценен как «положительный» или «отрицательный» персонаж. Его характер полон противоречий. Это человек слабый, постоянно растерянный (не случайно остальным офицерам, чью ограниченность он сознает, так легко вовлечь его в свои низкие развлечения). К тому же он недостаточно образован и просто не очень умен. Ему хочется быть прекрасным и загадочным романтическим героем:
«...Сквозь искреннюю, глубокую и острую грусть он время от времени думал про самого себя патетически: “Его красивое лицо было подернуто облаком скорби”».
Стиль, в котором порой мыслит Ромашов, почерпнут из дешевых книг, любимых людьми с неразвитым вкусом. Как не вспомнить позерство лермонтовского Грушницкого или выспренние тексты писателя Ратазяева, высмеянного Достоевским в повести «Бедные люди»! Та же наигранная красота жеста, та же словесная пышность.
С мальчишеской наивностью Ромашов позволяет обмануть себя Шурочке
Николаевой. Хитрая и искушенная женщина, видя, что подпоручик пламенно влюблен в нее, делает вид, будто испытывает ответное чувство. Сначала это просто ее забавляет и развлекает среди провинциальной скуки. Когда же после ссоры Ромашова с поручиком Николаевым офицерский суд требует от них дуэли, Шурочка устраивает все таким образом, чтобы и жизнь, и честь ее законного мужа остались вне опасности. Она заставляет Ромашова пообещать, что во время поединка никто не пострадает, и утверждает, что Николаев дал на это согласие. Когда же враги сходятся у барьера, оказывается, что Николаев настроен драться всерьез:
«По команде “вперед” оба противника пошли друг другу навстречу, причем выстрелом, про- изведенным поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота».
Куприн предоставляет читателю возможность самому догадаться, что произошло: нарушил Николаев обещание, данное жене, или она сознательно обманула Ромашова. Впрочем, это не имеет принципиального значения. Главное, что Ромашов погиб, пав жертвой дурных нравов и грязных интриг.
Закономерно, что именно он сделался их жертвой. Ведь, несмотря на свою
наивность, простоватость, слабохарактерность, он был во много раз достойнее всех тех, кто окружал его в полку, — еще не зачерствел, не утратил сочувствия и любви к ближнему, не потерял способность испытывать муки совести. Сюжет повести может быть понят как символ: жестокое общество убивает порядочного человека. Куприн сказал об этом в свойственной ему манере — громко и отчетливо. И публика содрогнулась, увидев себя в беспощадном зеркале его книги.