СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Батальный жанр в живописи

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Батальный жанр -(от французского слова bataille, что в переводе означает «битва»), посвящённый военной тематике, — один из древнейших в живописи.

Просмотр содержимого документа
«Батальный жанр в живописи»

Батальный жанр Пособие для урока Беседы об искусстве Наглядное пособие для урока Методика преподавания творческих дисциплин Выполнил преподаватель Суджанского колледжа искусств им Н.В. Плевицкой Кипоть Сергей Петрович

Батальный жанр

Пособие для урока Беседы об искусстве

Наглядное пособие для урока Методика преподавания творческих дисциплин

Выполнил преподаватель Суджанского колледжа искусств им Н.В. Плевицкой

Кипоть Сергей Петрович

Батальный жанр -(от французского слова bataille, что в переводе означает «битва»), посвящённый военной тематике, — один из древнейших в живописи. Художники-баталисты писали сухопутные бои, морские сражения, форсирование переправ, изнурительные походы и войсковые будни. В произведениях может быть отражена и героика битв, и трагедия кровавых войн, и триумф победителей. А иногда — всё это вместе. Детализация, реалистичность, историческая достоверность (по многим картинам можно изучать историю формы, техники, оружия, а изображения героев и полководцев зачастую носят портретный характер).

Батальный жанр -(от французского слова bataille, что в переводе означает «битва»), посвящённый военной тематике, — один из древнейших в живописи.

  • Художники-баталисты писали сухопутные бои, морские сражения, форсирование переправ, изнурительные походы и войсковые будни. В произведениях может быть отражена и героика битв, и трагедия кровавых войн, и триумф победителей. А иногда — всё это вместе.
  • Детализация, реалистичность, историческая достоверность (по многим картинам можно изучать историю формы, техники, оружия, а изображения героев и полководцев зачастую носят портретный характер).
Сражения, осады городов, триумфальные шествия победителей были в числе главных тем искусства Древнего мира. Их можно встретить в древнеегипетской живописи, на древнегреческих вазах, античных фресках. Некоторые изображения были мифологическими, другие — историческими.

Сражения, осады городов, триумфальные шествия победителей были в числе главных тем искусства Древнего мира. Их можно встретить в древнеегипетской живописи, на древнегреческих вазах, античных фресках. Некоторые изображения были мифологическими, другие — историческими.

В Средневековье героическая тематика тоже занимала большое место в искусстве. На миниатюрах изображались рыцарские сражения, крестовые походы, осады замков и даже конкретные события — например, взятие Константинополя. Филипп де Мазероль. «Штурм стен Константинополя»

В Средневековье героическая тематика тоже занимала большое место в искусстве. На миниатюрах изображались рыцарские сражения, крестовые походы, осады замков и даже конкретные события — например, взятие Константинополя.

  • Филипп де Мазероль. «Штурм стен Константинополя»
Классическая живописная баталистика начинает формироваться в эпоху Возрождения. Мастера усиливают реалистичность подачи, изучают законы перспективы, тщательно прорабатывают композиции массовых сцен. Тинторетто. «Битва при Заре»

Классическая живописная баталистика начинает формироваться в эпоху Возрождения. Мастера усиливают реалистичность подачи, изучают законы перспективы, тщательно прорабатывают композиции массовых сцен.

  • Тинторетто. «Битва при Заре»
В целом для баталистики характерны: масштабность и эпичность (живописцы склонны писать панорамы сражений, хотя иногда создают и камерные картины с изображением напряжённого участка битвы); Питер Пауль Рубенс. «Победа и смерть в битве консула Декия Мусса»

В целом для баталистики характерны: масштабность и эпичность (живописцы склонны писать панорамы сражений, хотя иногда создают и камерные картины с изображением напряжённого участка битвы);

  • Питер Пауль Рубенс. «Победа и смерть в битве консула Декия Мусса»
Обращаются баталисты и к теме завоеваний, падения городов и держав. Эти сцены наполнены болью, отчаянием, ужасом. Карл Брюллов. «Нашествие Гензериха на Рим»

Обращаются баталисты и к теме завоеваний, падения городов и держав. Эти сцены наполнены болью, отчаянием, ужасом.

  • Карл Брюллов. «Нашествие Гензериха на Рим»
Есть и работы, в которых отражена трагика войн, их разрушительный характер.  Пабло Пикассо. «Герника» Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка испанского города — Герники. Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налёта Герника горела ещё трое суток. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо

Есть и работы, в которых отражена трагика войн, их разрушительный характер.

  • Пабло Пикассо. «Герника»
  • Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка испанского города — Герники.
  • Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме
  • На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налёта Герника горела ещё трое суток. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо
Батальный жанр иногда рассматривается как подвид исторического, поскольку художники обращаются к реальным событиям. Нередко на картинах появляются известные персонажи: монархи, полководцы, герои. Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы» В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты последующих эпох.

Батальный жанр иногда рассматривается как подвид исторического, поскольку художники обращаются к реальным событиям. Нередко на картинах появляются известные персонажи: монархи, полководцы, герои.

  • Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы»
  • В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени побед Петра I и его полководцев.
  • Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты последующих эпох.
«Сты́чка с финля́ндскими контрабанди́стами» — картина русского художника Василия Худякова (1826—1871), написанная в 1853 году. Это полотно стало первым произведением русской живописи, приобретённым Павлом Третьяковым, чья коллекция впоследствии составила основу собрания Третьяковской галереи. Художник изобразил момент, когда финляндских контрабандистов, занятых подготовкой к переправе нелегальных товаров, настигает отряд русской пограничной стражи. В целом композиция картины построена в соответствии с традициями академизма.

«Сты́чка с финля́ндскими контрабанди́стами» — картина русского художника Василия Худякова (1826—1871), написанная в 1853 году.

Это полотно стало первым произведением русской живописи, приобретённым Павлом Третьяковым, чья коллекция впоследствии составила основу собрания Третьяковской галереи.

Художник изобразил момент, когда финляндских контрабандистов, занятых подготовкой к переправе нелегальных товаров, настигает отряд русской пограничной стражи. В целом композиция картины построена в соответствии с традициями академизма.

Франц Рубо. «Бородинская битва»

Франц Рубо. «Бородинская битва»

Митрофан Греков. «Тачанка»

Митрофан Греков. «Тачанка»

Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы Александр Дейнека. «Оборона Севастополя» Александр Дейнека – наш земляк, курянин, известный советский художник –реалист. Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города.

Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы

Александр Дейнека. «Оборона Севастополя»

Александр Дейнека – наш земляк, курянин, известный советский художник –реалист.

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города.

Военная тематика не исчерпывается боями. Шедевры, посвящённые войсковым будням, близки к бытовому жанру. Когда же батальный жанр сближается с бытовым, на холсте предстают будни войсковой жизни. Юрий Непринцев. Отдых после боя»

Военная тематика не исчерпывается боями. Шедевры, посвящённые войсковым будням, близки к бытовому жанру. Когда же батальный жанр сближается с бытовым, на холсте предстают будни войсковой жизни.

Юрий Непринцев. Отдых после боя»

«Апофео́з войны́» — картина русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина . На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны.  Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение.

«Апофео́з войны́» — картина русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

  • «Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина
  • . На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны.
  • Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!