Батальный жанр
Пособие для урока Беседы об искусстве
Наглядное пособие для урока Методика преподавания творческих дисциплин
Выполнил преподаватель Суджанского колледжа искусств им Н.В. Плевицкой
Кипоть Сергей Петрович
Батальный жанр -(от французского слова bataille, что в переводе означает «битва»), посвящённый военной тематике, — один из древнейших в живописи.
- Художники-баталисты писали сухопутные бои, морские сражения, форсирование переправ, изнурительные походы и войсковые будни. В произведениях может быть отражена и героика битв, и трагедия кровавых войн, и триумф победителей. А иногда — всё это вместе.
- Детализация, реалистичность, историческая достоверность (по многим картинам можно изучать историю формы, техники, оружия, а изображения героев и полководцев зачастую носят портретный характер).
Сражения, осады городов, триумфальные шествия победителей были в числе главных тем искусства Древнего мира. Их можно встретить в древнеегипетской живописи, на древнегреческих вазах, античных фресках. Некоторые изображения были мифологическими, другие — историческими.
В Средневековье героическая тематика тоже занимала большое место в искусстве. На миниатюрах изображались рыцарские сражения, крестовые походы, осады замков и даже конкретные события — например, взятие Константинополя.
- Филипп де Мазероль. «Штурм стен Константинополя»
Классическая живописная баталистика начинает формироваться в эпоху Возрождения. Мастера усиливают реалистичность подачи, изучают законы перспективы, тщательно прорабатывают композиции массовых сцен.
- Тинторетто. «Битва при Заре»
В целом для баталистики характерны: масштабность и эпичность (живописцы склонны писать панорамы сражений, хотя иногда создают и камерные картины с изображением напряжённого участка битвы);
- Питер Пауль Рубенс. «Победа и смерть в битве консула Декия Мусса»
Обращаются баталисты и к теме завоеваний, падения городов и держав. Эти сцены наполнены болью, отчаянием, ужасом.
- Карл Брюллов. «Нашествие Гензериха на Рим»
Есть и работы, в которых отражена трагика войн, их разрушительный характер.
- Пабло Пикассо. «Герника»
- Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка испанского города — Герники.
- Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме
- На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налёта Герника горела ещё трое суток. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо
Батальный жанр иногда рассматривается как подвид исторического, поскольку художники обращаются к реальным событиям. Нередко на картинах появляются известные персонажи: монархи, полководцы, герои.
- Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы»
- В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени побед Петра I и его полководцев.
- Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты последующих эпох.
«Сты́чка с финля́ндскими контрабанди́стами» — картина русского художника Василия Худякова (1826—1871), написанная в 1853 году.
Это полотно стало первым произведением русской живописи, приобретённым Павлом Третьяковым, чья коллекция впоследствии составила основу собрания Третьяковской галереи.
Художник изобразил момент, когда финляндских контрабандистов, занятых подготовкой к переправе нелегальных товаров, настигает отряд русской пограничной стражи. В целом композиция картины построена в соответствии с традициями академизма.
Франц Рубо. «Бородинская битва»
Митрофан Греков. «Тачанка»
Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы
Александр Дейнека. «Оборона Севастополя»
Александр Дейнека – наш земляк, курянин, известный советский художник –реалист.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города.
Военная тематика не исчерпывается боями. Шедевры, посвящённые войсковым будням, близки к бытовому жанру. Когда же батальный жанр сближается с бытовым, на холсте предстают будни войсковой жизни.
Юрий Непринцев. Отдых после боя»
«Апофео́з войны́» — картина русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
- «Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина
- . На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны.
- Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение.