СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Батлейка: прошлое и современность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Батлейка: прошлое и современность. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе и вузе. Пешко О.С.

Просмотр содержимого документа
«Батлейка: прошлое и современность»

БАТЛЕЙКА: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Пешко Ольга Сергеевна,

учитель истории, отечественной и мировой художественной культуры,

педагог дополнительного образования ГУО «Средняя школа № 33 г. Бреста»



Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности.

От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь

ясно осознать ее значение - главная задача образования.

Альберт Эйнштейн


«Батлейка! В самом звучании слова есть что-то магическое... Она и нечто современное, и нечто столь далёкое, что его не воспринимаешь иначе, как только в древнем нимбе, в романтическом флёре... Это целый пласт культуры…», – писал учёный, театровед Г.И.Барышев, который один из первых в советское время обратился к белорусскому народному театру кукол.

Веду объединение по интересам «Православное краеведение», факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Руковожу школьным театром «Батлейка», основным направлением работы которой является постановка и показ батлеечных спектаклей на духовно-нравственную тему. Являюсь автором статей: «Батлейка как средство приобщения учащихся к народной культуре на уроках отечественной и мировой художественной культуры и во внеклассной работе» (журнал «Мастацкая і музычная адукацыя», №2, 2020, с.63-68), «Цяпло і святло Каляднай батлейкі» («Настаўніцкая газета», 12.12.2020). Информация о нашей работе есть и в других СМИ.

Вся воспитательная сила и возможность педагогического процесса духовно-нравственного образования именно в том, чтобы создать совместное действие на уроке, когда мысли и чувства учеников и учителя сопрягаются со всем культурным и духовным багажом человечества. У нас есть возможность не учить, а участвовать и проживать события, изученные на занятии, вместе с детьми. И в этом особенно ценен свободный, живой, эмоционально значимый диалог, который есть в батлеечном искусстве. Батлейка – это бесценное средство присоединения к наследию наших предков, универсальное и эффективное средство обучения и воспитания, несмотря на свою стародавность.

Батлейка – один из духовных ресурсов в светском воспитании.

Кратко с истории батлейки. Традицию устанавливать рождественские батлейки заложил святой Франциск Ассизский в XIII веке в Италии. На белорусские земли батлейка пришла в XVI веке из Украины и Польши, почти одновременно с Библией Франциска Скорины и книгопечатанием, с развитием белорусской народности. Возникновение театра кукол в Беларуси было связано с рождественскими праздниками (отсюда и название, Вифлеем (Батлеем)— место рождения Христа). Кроме канонических сюжетов на библейские темы бродячие артисты представляли сценки из жизни, это искусство получило народное признание и сохранилось до сегодняшнего дня. Батлеечники знакомили зрителей с библейскими легендами и их народной интерпретацией. Развитие батлейки шло волнами. В конце XIX века она была весьма популярна, ее использовали и на площадях, и в семьях. На праздник Рождества кукловоды, а также сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому по приглашению хозяина. В Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Минске батлейку смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря (7 января) — 2 (15) февраля).

«В батлейке можно было увидеть всё и всех, и поплакать, и посмеяться вместе с куклами, негодовать или радоваться вместе с батлеечником, который уже сам по себе был настоящим театром. В неказистом на вид панорамном ящике можно было узреть и рай, и преисподнюю, светлое небо с ангелами и грешную землю с её обитателями», – так писал о воздействии батлеечных представлений Г.И. Барышев. Её можно рассматривать как средневековую модель мира.

Батлеечные драмы использовали для воспитания милосердия, миролюбия, ответственности, трудолюбия, толерантности, благодарности. В 18-19 в. батлейку ещё и для увеселения публики при проведения праздничных мероприятий. Традицию в наше время поддерживают многие кукольные театры республики, практически во всех костёлах на Рождество также можно увидеть представление в этом жанре, есть батлейки в Воскресных школах при православных храмах.

Процесс возрождения батлеечного искусства идёт и в учреждениях образования: детских садах, школах, высших учебных заведениях. В Минске проводится Рождественский фестиваль батлеечных театров Свято-Елизаветинским монастырем. Батлеечники могут выступить на брестском областном фестивале фольклорного искусства «Родовод». В Бресте Центр дополнительного образования детей и молодёжи ежегодно проводит свой открытый городской фестиваль театров «Батлейка» для учащихся учреждений образования города.

В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров: одноэтажные; двухэтажные с движущимися куклами; двухэтажные с башней; батлейки по принципу теневого театра; батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля; батлейки — «звезды». Особые места занимают батлейки, устроенные по образцу театра теней (распространены в Витебске и Велиже), и батлейки с быстро меняющимися прозрачными декорациями (докшицкая батлейка) "[6, с.63-68].

Сценой для спектаклей батлейки служит двухъярусный шкафчик (который тоже называется батлейка), имеющий внешнее подобие церкви или домика. Такой шкафчик-ящик украшается цветной тканью и бумагой, фигурками из палочек или соломы. Спектакли устраиваются как в верхней его части (ярусе), так и нижней. Кукольники-батлеечники управляют деревянными куклами на стержнях из проёмов в полу.

Углубленное изучение батлейки мы начали с создания проекта, составными частями которого явились: написание поисково-исследовательской работы (Диплом 1 степени на фестивале декоративно-прикладного искусства, участие в заочном конкурсе мастеров народных ремёсел «Святло каляднай зоркi», 2009 г., педагоги Пешко О.С., Денисюк Н.М.), изготовление батлеечного ящика, создание театрального коллектива, изготовление кукол, работа над репертуаром и показ батлеечных спектаклей. В 2015 году создано объединение по интересам «Батлейка». В 2018 г. сделали вторую двухэтажную батлейку могилёвского типа. В кабинете есть также несколько кукольных ширм-театров для работы в группах для репетиций, вних я ставлю социально-бытовые сценки и сказки о животных.

Изучая традиции и обряды белорусского народа, пришедшие к нам из глубины веков, изучая историю христианства, библейские притчи и драмы, дети знакомятся с правильной интерпретацией православных духовно-нравственных категорий и понятий, имеющих общенациональное значение («совесть», «вера», «благочестие», «любовь», «милостыня», «смирение», «грех», «зло», «искушение», «подвиг», «праведность», «целомудрие» и др.)

Батлейка – синтетический вид искусства, он развивает самые разные способности: актёрские, режиссёрские, драматургические, музыкальные, художественные, дизайнерские, архитектурные, столярные, модельерные, литературные, языковые, исторические и много других. Учитель заранее, до постановки, распределяет задания (подготовить костюмы, нарисовать декорации), способствуя развитию творческих способностей детей, воспитанию трудолюбия, умению работать сообща ради общей благой цели. При выполнении заданий очень нужна и важна помощь и чуткое руководство учителя и родителей, так как дети в силу своего возраста не справятся самостоятельно. Совместно с детьми на кружке можно обсудить и создать авторский сценарий на выбранную тему, тогда дети смогут ещё глубже вжиться в сценарий, прочувствовать его, пропустить через душу. С опыта добавлю: давала такие творческие задания по желанию на уроках искусства, некоторые учащиеся приносили очень интересные готовые истории, составленные вместе с родителями, что способствует сплочению семьи.

Начинала первые постановки с драмы «Царь Ирод», как и многие батлеечники. Конечно, было сложно, но именно эта драма позволяет прочувствовать и понять сущность батлейки. Подготовлены и поставлены спектакли «Царь Ирод» по драме В. Тихомирова, «Грушевое дерево» (сербская народная сказка), «Вифлеемская гостиница», «Рождественская ночь», «Повесть о купце Артабане, Алёнушке и её брате Иванушке», «Рождественские истории», «Легенды Брестчины», «Казкі Берасцейкі», «По страницам Ветхого Завета» и др. Сценарии для рождественских постановок создаются на основе библейских сюжетов. Также с детьми используем народные или авторские сказки и рассказы на духовно-нравственную тему. Дополняем загадками, пословицами, песнями, региональным материалом. Обязательно на закрепление проводим для зрителей викторину. На рефлексию даём следующие вопросы: кто из героев вам больше всего понравился? какие качества его характера вам нравятся? какие уроки вы извлекли для себя? что бы ты пожелал герою этой притчи (легенды)? чтобы ты изменил в сценарии? какие слова благодарности ты хочешь сказать юным актёрам?

Для каждого спектакля создаются новые куклы, т.к. у каждой куклы, как у человека, своя жизненная история, своя душа, характер, свой юный создатель-дизайнер. На выступлениях часто использую приём вхождения в эпоху и образ игровой куклы, когда актёр и куклы одеты почти одинаково в одежду показываемого исторического периода и народа (например, в драме «Царь Ирод», спектакле «Вифлеемская гостиница», «Легенды Брестчины»).

К слову, батлейка красива простотой своего внешнего вида, как человек душой, а не одеждами. Дверки и стенки обычно украшают в этностиле, изображениями ангелов. С опыта хочу заметить, что если батлейка очень красиво расписана и украшена, то юный зритель начинает отвлекаться от происходящего действия и игры актёров на рассматривание орнаментов и рисунков на батлейке. А ведь главное – это воспитательный потенциал! Поэтому не стоит сильно увлекаться украшательством. На данном этапе стоит вопрос о возможности использования этой педагогической технологии не только во внеучебное время, а на самом уроке. Поэтому последнее время идёт процесс модернизации внешнего вида и конструкции батлейки.

«Где взять сценарии?» – таким вопросом задаётся начинающий педагог-батлеечник. Отвечаю, в наш век информационных технологий почти каждый приход имеет свой сайт, где содержится много книг с историями на духовно-нравственные темы. Много информации есть на сайтах епархий в методическом разделе. Но так как мы работает с детьми, многие сюжеты можно взять просто из детской Библии, адаптировав их для батлеечного представления. Можно составить сценарий на основе рассказов с учебников по русской или белорусской литературе, отечественной и мировой художественной культуры. На сайте нашей школы на странице «Районный ресурсный центр по развитию туризма и краеведения» в разделах «Этнография» и «Православное краеведение» также находится много материалов и презентаций по данной теме, есть чертёж батлейки для изготовления.

Выступления юных батлеечников всегда пользуются неизменным успехов у зрителей. Они ежегодно участвуют в городском фестивале батлеечных и кукольных театров, в проектах музея «Спасённые художественные ценности», детской городской библиотеке им.А.С.Пушкина. Спектакли показываются во время проведения недели истории, отечественной и мировой художественной культуры, белорусского языка и литературы, для учащихся четвёртых классов при изучении темы «Ад батлейкі – да тэатра» по предмету «Мая Радзіма – Беларусь», при проведении музейных занятий, для педагогов и учащихся других школ, таким образом приобщая их духовному наследию белорусского народа, способствуя формированию нравственных качеств. Наш коллектив находится в состоянии творческого поиска, продолжает и сохраняет традиции батлеечников, приобщаясь к народному творчеству и духовно-нравственным ценностям своего народа, ищет новые формы взаимодействия зрителя и актёра"[6, с.63-68].

Как мы видим, духовный ресурс батлейки в учебно-воспитательном процессе значим и разнообразен. Главное – это воспитание детских душ, и роль батлейки здесь огромна и важна. Обсуждая библейские истории, анализируя поступки библейских персонажей, изучая страницы истории, подвиги героических личностей, мы учимся у них лучшим духовно-нравственным качествам, их жизненная мудрость и духовный подвиг для детей являются образцом для подражания. «В школе мы все вместе, объединив общие усилия, воспитываем у наших детей духовные добродетели: трудолюбие, ответственность, миролюбие, милосердие, благодарность», – эти слова протоиерея Федора Повного очень хорошо отражают направление деятельности педагога-батлеечника [8]. Важно иметь желание и умение творить, расти духовно радоваться самим с детьми, радовать других!


Литература:

1. Барышаў, Г.I. Беларускі народны тэатр батлейка/ Г.І.Барышаў, A. K. Caннікаў. – Мінск: Міністэрства вышэйшай адукацыі, сярэдне-спецыяльнай і прафесмйнай адукацыі БССР, 1962. – 162 с.

2.Барышаў, Г.І. Беларускі народны тэатр «Батлейка» і яго ўзаемасувязі з рускім «вяртэпам» і польскай «шопкай» / Г.І.Барышаў, A. K. Caннікаў. – Мінск: Акадэмія навук БССР, 1963. – 42 с.

3. Лозко, А. Беларуская батлейка: Каляндарныя и абрадавыя кутежи/А. Лозко. – Мінск, 1997.

4. Маліноўская, С. А. Праграма «З батлейкай па Беларусі»/ С. А. Маліноўская// Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – №7. – С. 46-50.

5.Саўчук Н. Беларуская батлейка /Н. Саўчук// Беларускі гістарычны часопіс. – 2003. – №3. – С. 32 – 38.

6. Пешко, О.С. Батлейка как средство приобщения учащихся к народной культуре на уроках отечественной и мировой художественной культуры и во внеклассной работе /О.С.Пешко// Журнал «Мастацкая і музычная адукацыя», №2, 2020, с.63-68

7. Пешко, О.С. Цяпло і святло Каляднай батлейкі /О.С.Пешко// «Настаўніцкая газета». – 12.12.2020.

8. Протоиерей Федор Повный – о тех, кто использует клевету, троллинг и буллинг, и о новом формате белорусской народной батлейки. Режим доступа: ww.sb.by/articles/lyubov-k-bogu-k-lyudyam-i-rodine-nerazdelima.html. Дата доступа: 17.09.2021




Заявка участника

IХ Туровских Епархиальных Образовательных Чтений на тему:

«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»



№ п/п

ФИО участника

Полное название организации (место работы, учебы), должность

Тема статьи

ФИО, должность научного руководителя

Направление работы

Чтений

Контактный телефон;

E-mail


Пешко Ольга Серге

евна

ГУО “Средняя школа №33 г. Бреста”.

Учитель истории и искусства (ОМХК), педагог дополнительного образования

Батлейка: прошлое и современность

-

2.Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе и вузе

+375333551499

ospiashko@gmail.com

(Пешко О.С.)

Г.Брест, ул. Белорусская, 64

8-0162-52-51-70 (директор/приемная)




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!