СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Батыево нашествие на Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока с учетом современных требований

Просмотр содержимого документа
«"Батыево нашествие на Русь"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»

Учитель: Ковалева Дарья Олеговна, МБОУ СОШ № 74

Учебный предмет: история

Класс: 7

Тема урока: Батыево нашествие на Русь

Тип урока: Урок «открытия нового знания».

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления.

Содержательная цель: сформировать представление о ходе монгольского нашествия на Русь и причинах поражения русских княжеств и земель.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Предлагает познакомиться с отрывком из летописи 1257 года (Приложение 2).

Задает вопрос: о чем сообщает нам этот исторический источник?

Как русские княжества попали в зависимость от Орды?

Знакомятся с текстом источника.

Анализируют содержание источника и делают вывод, что источник сообщает о том, что территория Руси каким-то образом оказалась в зависимости от Золотой Орды.


Размышляют и делают вывод о том, что пока не владеют этой информацией. Осуществляют постановку цели на урок: понять, каким образом произошло установление зависимости.

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Предметные: поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

2. Актуализация знаний

Организует актуализацию знаний учащихся. Задает вопросы:

- что за государство Золотая Орда? Какова его специфика?

- какие последствия были у первой встречи русских войск с монгольской армией?

Отвечают на вопросы, освежают в сознании образ государства Золотая Орда и принципы его существования, а также особенности первой встречи двух цивилизаций.

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Предметные: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

3. Открытие нового знания

Знакомит с контурными картами и хронологическими таблицами, которые нужно будет заполнять в течение урока. Предлагает начать оформление с выполнения заданий 1 и 3.

Предлагает посмотреть видео (мини-фильм из коллекции «История государства Российского». Задает вопросы: о завоевании каких территорий идет речь в этом фильме? Есть ли эти города на ваших картах? Предлагает отметить их и начать заполнение хронологической таблицы. Как проявили себя жители этих городов в борьбе с нашествием? Предлагает познакомиться с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем» (стр. 13 учебника), где рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Знакомит учащихся со следующим видео (из того же цикла), который освещает взятие Владимира и битву на реке Сити. Задает вопрос: каковы результаты этого периода в нашествии на Русь монгольской армии? Направляет ход рассуждений учащихся. Предлагает отметить на карте Владимир и выполнить задание 3.

Организует выступление заранее подготовленных учащихся, которые рассказывают об обороне Торжка и Козельска; руководит заполнением хронологической таблицы и контурной карты.

Знакомит учащихся с частью домашнего задания: выяснить, на территории какой области Российской Федерации находится город Козельск; и узнать, что в этом городе напоминает о событиях 1238 года.

Предлагает учащимся познакомиться с отрывком из летописи о взятии монголами Киева (стр. 18 учебника) и ответить на вопросы к документу (стр. 19). Направляет ход рассуждений учащихся. Организует заполнение таблицы и оформление контурной карты. Предлагает познакомиться с текстом «Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу» и закончить оформление таблицы и карты, сделав все остальные задания (отметить города).

Рассматривают карты, знакомятся с примерным фронтом работы.

Выполняют задание при помощи карты учебника, отмечают на своих картах моря и реки, а также битву на реке Калке.

Смотрят фильм, воспринимают информацию из него. Отвечают на вопросы учителя, отмечают на своих картах Биляр и Рязань. Рассказывают о героизме защитников Рязани.




Анализируют информацию из видео, делают выводы о результатах периода. Делают отметки на картах и в хронологических таблицах.


Воспринимают и анализируют информацию из выступлений одноклассников. Выполняют задания.


Воспринимают и записывают домашнее задание.




Знакомятся с текстом источника, отвечают на вопросы к документу. Заполняют таблицу, выполняют задания на карте.

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

готовность к сотрудничеству с соучениками и коллективной работе.

Предметные: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; читать историческую карту с опорой на легенду; рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;


4. Рефлексия учебной деятельности

Известно, что Русь подвергалась постоянным вторжениям на свою территорию кочевых народов – печенегов, половцев. Чем отличалось вторжение монгольских войск?

Почему, на ваш взгляд, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские города?

Предлагает дома поработать над небольшим эссе по словам А.С. Пушкина, который сказал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».

Рассуждают об отличиях монгольской армии и вторжения в целом. Слушают другу друга, дополняют, обсуждают.

Высказывают свое мнение по поводу причин поражения русских княжеств.

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества уметь излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Краткое описание используемой технологии, методов, методических приемов и их эффективности:

- системно-деятельностный подход (расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении; построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности;

- технология проблемного обучения (под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями и развитие мыслительных способностей. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон).

- элементы личностно-ориентированного обучения: личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Особенности личностно – ориентированного урока.

1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.Использование субъективного опыта  и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Методы и методические приёмы: частично-поисковый (эвристический метод, позволяет учащимся самим добывать знания); эвристическая беседа (сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений); работа с учебной книгой и иными источниками информации (возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время), методы самостоятельной работы, наглядные и практические методы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!