1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Предлагает познакомиться с отрывком из летописи 1257 года (Приложение 2). Задает вопрос: о чем сообщает нам этот исторический источник? Как русские княжества попали в зависимость от Орды? | Знакомятся с текстом источника. Анализируют содержание источника и делают вывод, что источник сообщает о том, что территория Руси каким-то образом оказалась в зависимости от Золотой Орды. Размышляют и делают вывод о том, что пока не владеют этой информацией. Осуществляют постановку цели на урок: понять, каким образом произошло установление зависимости. | Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Предметные: поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. |
2. Актуализация знаний | Организует актуализацию знаний учащихся. Задает вопросы: - что за государство Золотая Орда? Какова его специфика? - какие последствия были у первой встречи русских войск с монгольской армией? | Отвечают на вопросы, освежают в сознании образ государства Золотая Орда и принципы его существования, а также особенности первой встречи двух цивилизаций. | Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Предметные: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. |
3. Открытие нового знания | Знакомит с контурными картами и хронологическими таблицами, которые нужно будет заполнять в течение урока. Предлагает начать оформление с выполнения заданий 1 и 3. Предлагает посмотреть видео (мини-фильм из коллекции «История государства Российского». Задает вопросы: о завоевании каких территорий идет речь в этом фильме? Есть ли эти города на ваших картах? Предлагает отметить их и начать заполнение хронологической таблицы. Как проявили себя жители этих городов в борьбе с нашествием? Предлагает познакомиться с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем» (стр. 13 учебника), где рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата. Знакомит учащихся со следующим видео (из того же цикла), который освещает взятие Владимира и битву на реке Сити. Задает вопрос: каковы результаты этого периода в нашествии на Русь монгольской армии? Направляет ход рассуждений учащихся. Предлагает отметить на карте Владимир и выполнить задание 3. Организует выступление заранее подготовленных учащихся, которые рассказывают об обороне Торжка и Козельска; руководит заполнением хронологической таблицы и контурной карты. Знакомит учащихся с частью домашнего задания: выяснить, на территории какой области Российской Федерации находится город Козельск; и узнать, что в этом городе напоминает о событиях 1238 года. Предлагает учащимся познакомиться с отрывком из летописи о взятии монголами Киева (стр. 18 учебника) и ответить на вопросы к документу (стр. 19). Направляет ход рассуждений учащихся. Организует заполнение таблицы и оформление контурной карты. Предлагает познакомиться с текстом «Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу» и закончить оформление таблицы и карты, сделав все остальные задания (отметить города). | Рассматривают карты, знакомятся с примерным фронтом работы. Выполняют задание при помощи карты учебника, отмечают на своих картах моря и реки, а также битву на реке Калке. Смотрят фильм, воспринимают информацию из него. Отвечают на вопросы учителя, отмечают на своих картах Биляр и Рязань. Рассказывают о героизме защитников Рязани. Анализируют информацию из видео, делают выводы о результатах периода. Делают отметки на картах и в хронологических таблицах. Воспринимают и анализируют информацию из выступлений одноклассников. Выполняют задания. Воспринимают и записывают домашнее задание. Знакомятся с текстом источника, отвечают на вопросы к документу. Заполняют таблицу, выполняют задания на карте. | Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками и коллективной работе. Предметные: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; читать историческую карту с опорой на легенду; рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; |
4. Рефлексия учебной деятельности | Известно, что Русь подвергалась постоянным вторжениям на свою территорию кочевых народов – печенегов, половцев. Чем отличалось вторжение монгольских войск? Почему, на ваш взгляд, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские города? Предлагает дома поработать над небольшим эссе по словам А.С. Пушкина, который сказал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». | Рассуждают об отличиях монгольской армии и вторжения в целом. Слушают другу друга, дополняют, обсуждают. Высказывают свое мнение по поводу причин поражения русских княжеств. | Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества уметь излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. |