СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базовые лидерские компетенции, их индикаторы и уровни проявления

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовые лидерские компетенции, их индикаторы и уровни проявления

Определите уровни, на которых у вас проявляются данные компетенции и те компетенции, которые нужно развивать. Данный материал подойдет для директоров и завучей ОО.

Просмотр содержимого документа
«Базовые лидерские компетенции, их индикаторы и уровни проявления»

Базовые лидерские компетенции, их индикаторы и уровни проявления


Определите уровни, на которых у вас проявляются данные компетенции и те компетенции, которые нужно развивать


Компетенция

Индикатор

Уровни проявления

Шкала оценки

Самооценка

Харизматичность

- умеет воздействовать на людей; 

– излучает энергию и заряжает ей окружающих;
– верит в себя и в свои идеи;
– не боится быть непохожим на других;
– владеет приемами ораторского искусства 

Высокий: решителен, самостоятелен, надежен, умеет слушать и слышать своих коллег. Всегда честен перед собой и окружающими. Не боится плыть против течения. Абсолютно уверен в своих силах и идеях, этим привлекает к себе людей. Прекрасно проводит презентации, умеет выступать на собраниях 

3


Средний: умеет самостоятельно принимать решения и доводить дело до конца. Иногда сомневается в правильности своих идей. Бывает невнимателен к коллегам. Умеет выступать перед публикой, но делает это только по принуждению. Считает, что нет смысла плыть против течения, если ты в водовороте. Может слукавить 

2


Низкий: не уверен в себе, легко поддается влиянию, коллеги хорошо с ним общаются, но не ценят его идеи. Не стремится выделяться, часто не имеет собственного стиля. Руководствуется фразой «Я так делаю, потому что все так делают». Не всегда умеет четко и ясно выражать свои мысли. Бывает подавленным, иногда жалуется 

1


Умение
убеждать и вести за собой 

- использует рациональные и эмоциональные аргументы в балансе; 

– выявляет и использует мотивы людей; 

– увлекает своей идеей остальных, умело разъясняет достоинства и недостатки; 

– не боится рисковать, берет на себя ответственность за результат; 

– подает пример коллегам, тем самым оказывает влияние на поведение и мотивацию 

Высокий: в споре использует рациональные аргументы. Может привести не только плюсы своей идеи, но и минусы. Берет на себя ответственность за воплощение идеи и за результат работы команды. Умеет найти правильный стимул для коллеги, потому что знает его интересы и увлечения. Ориентирован на развитие и получение новых знаний. Коллеги считают его профессионалом, примером обязательности и ответственности

3


Средний: в споре использует рациональные аргументы, но не умеет сдаваться, даже если противник прав. Считает, что у его идей есть только достоинства, но не всегда может точно донести их. Берет на себя ответственность за работу команды, когда никто не хочет это делать. Не всегда знает, что нужно коллеге, потому что не знает его интересов. Любит учиться и узнавать новое, но редко применяет это в работе. Коллеги считают, что он хороший специалист, но мог бы добиться большего, если бы приложил усилия 

2


Низкий: старается избегать споров: либо не высказывает свою точку зрения, либо отстаивает ее до тех пор, пока противник не согласится. Не выдвигает идеи, потому что начальство знает лучше, что должна делать команда. Считает, что в команде каждый ответственен только за себя. Доволен своим нынешним положением и не стремится развиваться профессионально. Равнодушен к коллегам и считает, что необязательно знать интересы и увлечения коллег. Другие сотрудники считают, что он рядовой сотрудник 

1


Умение сформировать вокруг себя команду единомышленников

– пользуется уважением коллег; 

– уважает мнение сотрудников и их вклад в работу; 

– учит, развивает и поддерживает коллег, делит с ними свою славу; 

– вовлекает коллег в процесс принятия решений; 

– всегда ставит интересы команды выше своих 

Высокий: уважает коллег, а они уважают его. К его мнению прислушиваются, но он не считает его единственно правильным. При принятии решения настаивает, чтобы высказались все участники группы. Организует мероприятия, где все сотрудники могут пообщаться и лучше узнать друг друга. Говорит коллегам, как ценит возможность работать с ними в одной команде. Охотно помогает коллегам в решении их проблем и сам не боится обратиться за помощью или советом. Осознает свое место в команде и не пытается взять на себя больше положенного. Готов пожертвовать личными интересами ради интересов команды 

3


Средний: уважает своих коллег и их вклад в общее дело. Участвует в коллективных мероприятиях, но не принимает участие в их организации. Часто считает, что его мнение правильное, потому что он хорошо осведомлен о проблеме. Не всегда считается с интересами коллектива при принятии решения. Если считает, что проблема, с которой не может справиться коллега, имеет очевидное решение, не будет помогать 

2


Низкий: уважает своих коллег, но редко высказывается по этому поводу. Внимательно слушает чужие мнения, но редко высказывает свои. Принимает участие в мероприятиях, только если это обязательно. Помогает коллегам, но воспринимает это как бремя. Считает, что он такой же рядовой исполнитель, как и все. Считает, что интересы коллектива единственно верные 

1


Умение мыслить оригинально и практично 

- принимает нешаблонные решения; 

– считается с критикой, выносит из нее уроки; 

– комбинирует творческий и консервативный подход к делу; 

– видит развитие компании в перспективе, исходя из этого принимает решения и создает идеи; 

– оценивает, какое влияние могут оказать на компанию его будущие идеи и решения 

Высокий: видит ситуацию в перспективе, может посмотреть на свою работу со стороны. Спокойно воспринимает критику и сохраняет хладнокровие в непредвиденных ситуациях. Хорошо знает прежние успехи и неудачи компании, видит вектор развития. Мыслит не стереотипно, пытается найти нестандартные, но эффективные решения. Если есть традиционное решение, которое действует в большинстве случаев, старается его улучшить 

3


Средний: пытается подняться над ситуацией, часто спрашивает, что о ней думают коллеги и начальство. Хорошо осведомлен о деятельности компании, видит, куда она может развиваться. Не всегда спокойно воспринимает критику, может спорить и отстаивать свою точку зрения. Считает, что не надо придумывать новые решения проблем, если старые хорошо работают

2


Низкий: обижается, когда его критикуют, даже если критика обоснована. Принимает в основном верные решения, но не всегда может просчитать их развитие. Считает, что шаблонное мышление иногда лучше, чем творческое, потому что шаблон гарантированно работает. Может предложить оригинальную идею, но скорее ради шутки, чем серьезно 

1


Высокий эмоциональный интеллект 

 

– умеет управлять своими эмоциями и чувствами; 

– может анализировать эмоции коллег и использовать их в работе; 

– легко адаптируется к переменам; 

– воспринимает неудачи как незначительное препятствие на пути к успеху, учится на ошибках; 

– может быть гибким, использует свои эмоции в работе

Высокий: сохраняет самообладание в стрессовых ситуациях, умеет управлять своими эмоциями. Если не может возобладать над эмоцией, пытается использовать ее в работе. Может анализировать и использовать эмоции коллег для себя и для работы коллектива. Считает, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не допускает язвительных замечаний и критики в отношении других сотрудников. Умеет управлять конфликтной ситуацией. Старается организовать вокруг себя атмосферу доверия. Открыто говорит о своих намерениях и планах в развитии и работе. Хвалит коллег и восхищается их удачами 

3


Средний: иногда теряет контроль над эмоциями, даже когда понимает, что это может отразиться на его работе. Может критиковать коллег, отпускать саркастические комментарии. Манипулирует эмоциями сотрудников. Считает, что на ошибках учатся. В конфликтной ситуации старается не участвовать. Оценивает успехи коллег, но предпочитает не высказывать своего мнения открыто 

2


Низкий: часто в работе поддается своим эмоциям. Не критикует коллег, потому что считает, что все знают и делают лучше, чем он. Не всегда чувствует эмоции коллег, поэтому может совершать ошибки в общении. Завидует успехам коллег. Старается не ввязываться в конфликтные ситуации. Тяжело адаптируется к переменам, не может проявлять эмоциональную гибкость 

1





Лидеру нужно нечто большее, чем активность и способность нравиться коллегам. Он должен стремиться расти профессионально сам и развивать подчиненных, узнавать о новых технологиях и делиться информацией с сотрудниками. Лидер умеет управлять своими эмоциями, поэтому у него получается собирать вокруг себя людей и вести их за собой. Итак, вот пять компетенций, которые действительно присущи лидерам: 

  • харизматичность;

  • умение убеждать и вести за собой

  • способность сформировать вокруг себя команду единомышленников;

  • умение мыслить практично и оригинально;

  • высокий эмоциональный интеллект.


Этот список не закрытый, в ходе написания эссе вы можете дополнить его. Подумайте, что в вашей школе ждут от лидера.


Для более полного представления о лидерстве, его роли и значении в современном мире можете познакомиться с дополнительной литературой: 

1. Марвин Бауэр «Курс на лидерство».

2. Роб Гоффи, Гэрет Джонс «Что значит быть лидером».

3. Ицхак Адизес «Идеальный руководитель».

4. Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. 

5. Хилл, К. Лайнбек. Трудно быть боссом. Модели успешного лидерства. 

6. Фредерик Лалу. Открывая организации будущего. 

7. Кеничи Омае. Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски. 

8. Дэниел Гоулмен «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».

9. Мэрилин Аткинсон «Как эмоциональный интеллект помогает вам стать более сильным лидером».