СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базы данных. СУБД. конспект урока с презентацией

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар "Компетентностный подход в изучение информатики" на примере урока информатики в 11 классе по теме "Базы данных. Системы управления базами данных"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Проект урока по информатике 11 «а» класса

Тема: Табличные базы данных

Технологическая карта

Этап урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

(метапредметные)

1.Организационный.

3 мин

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Аутотренинг.



Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад.


Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2.Мотивационный. Актуализация знаний

Фронтальная работа.

5-7 мин

Предлагает ответить на поставленные вопросы, повторить материал по теме «Табличные базы данных». Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположение о теме урока.

Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу.

Записывают тему урока в тетрадь.

Повторить основные определения баз данных

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

3. Планирование действий по достижению цели.

Фронтальная работа.

2 мин

Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать?


Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность….

Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план.

Умение применять знания, полученные ранее для изучения нового.

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание.

4. Реализация намеченного (повторение материала). Работа в группах.

5 мин

Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу.

Выполняют практическую работу. Сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике.

Умение понимать и формулировать, применять полученные знания при решении примеров.

Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П:Поиск и выделение необходимой информации.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение

6. Первичное осмысление и закрепление знаний.

5 мин

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

7. Закрепление изученного.

10 мин

Создание условий для самостоятельной работы учащихся. Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе парами.

Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.

Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку.

Умение применять знания, полученные ранее для выполнения практической работы

Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания.

П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

9. Домашнее задание.

3 мин

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.

Работают дома с текстом.

Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач.

Л.принятие социальной роли обучающегося

Р. Адекватно осуществляют самооценку.

П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

К. –


10. Рефлексия.

3 мин

Усвоение принципов самооценки, сотрудничества. Анализ успешности выполнения заданий.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.



Л: независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

П: анализировать степень усвоения нового материала

К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.






Дата проведения:. Предмет: информатика Класс: 11 «а»

Авторы учебника: Угринович

Тип урока: урок обобщения знаний Тема урока: «Базы данных. Системы управления базами данных»

( продолжительность урока 45 мин) Ход урока:

Цель урока: обобщить знания, полученные ранее. 1.Организационный момент -2 мин

Задачи урока: 2. Актуализация знаний, 5 мин

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД): 3. Планирование действий – 2мин

  • Обобщить знания учащихся при работе с базами данных; 4. Изучение нового материала – 10мин

  • тренировать способность использования полученных знаний; 5. Закрепление изученного материала 20мин

  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков; 6. Домашнее задание – 3 мин

  • повторить и закрепить. 7. Рефлексия (итоги урока) – 3 мин

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая

Оборудование: компьютер, доска, мел, раздаточный материал для практической работы, листы самооценки.

Личностные результаты:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, объяснять, приводить примеры;

  • активность и размышление при решении возникающих задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Предметные результаты:

  • совершенствование работы с базами данных;

  • умение работать с учебником;

  • умение применять ранее изученные понятия и методы при выполнении практической работы.

Метапредметные результаты:

  • умение выделять основную задачу в проблемной ситуации;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения возникающих проблем (правило учебника), и представлять ее в понятной форме (применение к решаемой задаче); принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение выдвигать варианты решения задач;

  • умение применять различные способы рассуждений;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать варианты для решения задач;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.

Ход урока:

Этап

ТДЗ этапа

Методы

Формы

Вид деятельности

1.

Организационный момент -2 мин

Подготовка учащихся к работе на занятии , включение в деловой ритм, активизация знания учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Устное сообщение. Мотивации, побуждение к поиску.

Общеклассные и индивидуальные


2.

Актуализация знаний, 5 мин

Опрос домашнего задание, создание проблемной ситуации

Эвристическая беседа Устные ответы учащихся.,

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Демонстрация материала на интерактивной доске.

3.

Планирование действий – 2мин

Составление плана работы на уроке

Устные ответы учащихся.,

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Ответы учащихся на вопросы учителя.

4.

Изучение нового материала – 10мин

Обобщить у учащихся понятие баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных, объекты СУБД; дать первоначальные знания по работе с базой данных Microsoft Access. Обеспечить восприятие и первичное запоминание знаний.

Самостоятельная работа устное сообщение

Парная

Демонстрация материала на интерактивной доске.

5.

Закрепление изученного материала 20мин

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Самостоятельная работа

Индивидуальные

Практическая работа «MS Access 2003».

6.

Домашнее задание – 3 мин


Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Устное сообщение учителя

 Консультация

Общеклассные

 Анализ усвоения учебного материала

7.

Рефлексия (итоги урока) – 3 мин

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Усвоение принципов самооценки, сотрудничества. Анализ успешности выполнения заданий.

Устное сообщение учителя.

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Самооценка достигнутых результатов, формулирование проблемных зон








Приложение 1 Лист самооценки.


№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника (Ф. И.)

1

Формулировка темы урока, цели и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.


Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.



2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.


Принимал участие в планировании действий для достижения цели урока - 1 балл.

Не принимал участие в планировании действий для достижения цели урока 0 баллов.



3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.



4

Выбор домашнего задания

2 балла – выбрали все задания;

1 балл - выбрали задание без дополнений


Не оценивается


Поставьте себе оценку:

если вы набрали 5-6 баллов - «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

Просмотр содержимого презентации
«Компетентностный подход в обучении информатике»

Компетентностный подход в обучении информатике   Выполнила: учитель информатики Топоркова Валерия Олеговна

Компетентностный подход в обучении информатике

Выполнила: учитель информатики

Топоркова Валерия Олеговна

Ключевые компетенции Коммуникативная компетенция Общепредметные компетенции Предметные компетенции Устный диалог Компетенции, использованные на уроке Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос Диалог «человек» - «техническая система» Фронтальная работа Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды Владение стилевыми приемами оформления текста Языковая, лингвистическая компетенции Работа с диалоговым окном MS Access Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации Практическая работа в MS Access Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования Работа в группе Создание запросов в MS Access Работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.  Парная практическая работа в MS Access

Ключевые компетенции

Коммуникативная компетенция

Общепредметные компетенции

Предметные компетенции

Устный диалог

Компетенции, использованные на уроке

Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос

Диалог «человек» - «техническая система»

Фронтальная работа

Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды

Владение стилевыми приемами оформления текста

Языковая, лингвистическая компетенции

Работа с диалоговым окном MS Access

Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации

Практическая работа в MS Access

Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования

Работа в группе

Создание запросов в MS Access

Работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.

Парная практическая работа в MS Access

Ключевые компетенции

Общепредметные компетенции

Информационная компетенция

Предметные компетенции

Поиск информации

Компетенции, использованные на уроке

Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах

Систематизация, анализ и отбор информации

Использование Форм и Запросов при работе с БД

Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы

Хранение информации

Работа с различными устройствами информации

Создание БД, применение фильтров и запросов

Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы

Использование фильтров и запросов

Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п.

Выделение главного, оценивание степени достоверности информации

Использование электронных ресурсов для выполнения практической работы.

Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации

Оценивание правильности выполнения запроса в БД

Ключевые компетенции

Общепредметные компетенции

Ценностно-смысловая компетенция

Предметные компетенции

Формулировка собственной учебной цели

Компетенции, использованные на уроке

Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада

Принятие решения, ответственности на себя

Социально-трудовая компетенция

Целеполагание урока,

Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности

Этика трудовых и гражданских отношений

Практическая работа в парах

Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.

Планирование своей деятельности при создании запросов, форм, отчетов

Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д.

Понимание места данной науки в системе других наук, еe истории и путей развития

Использование лицензионного ПО

Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое

Приведение примеров из повседневной жизни при составлении БД

Ключевые компетенции Общепредметные компетенции Компетенция личностного совершенствования Предметные компетенции Создание комфортной здоровьесберегающей среды Компетенции, использованные на уроке Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своѐ рабочее время, распределить силы и так далее Создание условий для самопознания и самореализации Краткое повторение правил перед практической работой Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажѐры, квесты и другое; нахождение новых способов самореализации – создание собственного, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы Создание своей БД Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее Использование дополнительных материалов для выполнения домашнего задания

Ключевые компетенции

Общепредметные компетенции

Компетенция личностного совершенствования

Предметные компетенции

Создание комфортной здоровьесберегающей среды

Компетенции, использованные на уроке

Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своѐ рабочее время, распределить силы и так далее

Создание условий для самопознания и самореализации

Краткое повторение правил перед практической работой

Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажѐры, квесты и другое; нахождение новых способов самореализации – создание собственного, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое

Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы

Создание своей БД

Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее

Использование дополнительных материалов для выполнения домашнего задания

Ключевые компетенции

Общепредметные компетенции

Учебно-познавательная компетенция

Предметные компетенции

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности

Компетенции, использованные на уроке

Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием

Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат

Использование листа самооценки для оценивания своей деятельности

Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое

Умение работать со справочной литературой, инструкциями

Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне

Построение предположений при выполнении практической работы

Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и так далее

Использование электронных ресурсов для выполнения практической работы.

Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций

Создание целостной картины мира на основе своего опыты

Вывод запросов при выполнении практической работы

Создание целостной картины мира на основе своего опыта

Создание проблемной ситуации на уроке

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)

Знать:

Знать:

  • Основные элементы базы данных:
  • таблицы, формы, запросы, отчеты.
  • таблицы,
  • формы,
  • запросы,
  • отчеты.
Основные понятия Табличная база данных - это перечень объектов одного типа (то есть с одинаковыми свойствами), представленный в виде двумерной таблицы.

Основные понятия

Табличная база данных - это перечень объектов одного типа (то есть с одинаковыми свойствами), представленный в виде двумерной таблицы.

Основные понятия базы данных Поле (столбец) – это минимальный элемент данных. Запись (строка) – это полный набор данных об определенном объекте. Первичный (главный) ключ – это одно или несколько полей, совокупность значений которых однозначно определяет любую запись. Иначе говоря, значение первичного ключа не должно повторяться в разных записях.

Основные понятия базы данных

  • Поле (столбец) – это минимальный элемент данных.
  • Запись (строка) – это полный набор данных об определенном объекте.
  • Первичный (главный) ключ – это одно или несколько полей, совокупность значений которых однозначно определяет любую запись. Иначе говоря, значение первичного ключа не должно повторяться в разных записях.

Поле Каждое поле характеризуется именем (название свойства) и типом . Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

Поле

Каждое поле характеризуется именем (название свойства) и типом .

Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

Основные типы полей Счетчик.  Содержит последовательность целых чисел, которые задаются автоматически при вводе записей. Эти числа не могут быть изменены пользователем. Текстовый.  Содержит символы различных типов. Числовой.  Содержит числа различных типов. Дата/Время.  Содержит даты или время. Денежный. Содерж ит числа в денежном формате. Логический.  Содержит значения  Истина (Да)  или  Ложь (Нет) .

Основные типы полей

  • Счетчик.  Содержит последовательность целых чисел, которые задаются автоматически при вводе записей. Эти числа не могут быть изменены пользователем.
  • Текстовый.  Содержит символы различных типов.
  • Числовой.  Содержит числа различных типов.
  • Дата/Время.  Содержит даты или время.
  • Денежный. Содерж ит числа в денежном формате.
  • Логический.  Содержит значения  Истина (Да)  или  Ложь (Нет) .

Свойства поля Каждое поле характеризуется именем (название свойства) и типом . Тип поля определяется типом данных, содержащихся в нем.  размер поля  - определяет максимальную длину текстового или числового поля; формат поля  - устанавливает формат данных; обязательное поле  - указывает на то, что данное поле обязательно надо заполнить.

Свойства поля

Каждое поле характеризуется именем (название свойства) и типом .

Тип поля определяется типом данных, содержащихся в нем.

  • размер поля  - определяет максимальную длину текстового или числового поля;
  • формат поля  - устанавливает формат данных;
  • обязательное поле  - указывает на то, что данное поле обязательно надо заполнить.

Основные объекты базы данных

Основные объекты базы данных

  • Таблицы. Базовый объект БД, в них хранится вся информация, остальные объекты являются производными, т.е. создаются на основе таблиц.
  • Запросы.  Осуществляют отбор данных из таблиц БД на основании заданных условий.
  • Формы. Позволяют отображать данные таблиц и запросов в более удобном для восприятия виде, добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать и удалять существующие.
  • Отчеты. Предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!