Технологическая карта учебного занятия по теме: БЕЛКИ
Сведения об авторе |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Быкова Татьяна Николаевна |
Район | |
Место работы (полное название образовательного учреждения) | «Нижегородский экономико-технологический колледж» |
Должность | преподаватель химии |
Общая информация о занятии |
Образовательная область (согласно ФГОС-3) | Базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла |
Наименование курса (учебной дисциплины, модуля) | Учебная дисциплина «Химия» |
Используемая программа, УМК | Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» (разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта –3) |
Возрастная категория обучающихся | 15-16 лет |
Группа | 16 |
Тема занятия | Белки |
Тип занятия (по дидактическим целям) | Изучение нового материала |
Место занятия в структуре курса (учебной дисциплины, модуля) | Тема 2.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения |
Литература и Интернет-ресурсы (учебно-информационное обеспечение) |
| Основная | Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2018. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2015. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004. |
| Дополнительная | Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. Артеменко А.И. Органическая химия: Теоретические основы: Углубленный курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углуб. изучением предмета. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с. Вивюрский В.Я. “Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями: 10-11 кл. – М.: Гуманит.изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 688 с. Беспалов П. И. “Модульные программы при изучении органической химии. Ч.II. – М.: Центрхимпресс, 2003. – 83 с. “Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала”. |
Описание занятия |
| Основная дидактическая цель учебного занятия | Формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и компетентности решения проблем) как основа качества образования |
| Образовательные задачи | сформировать знания о классификации, составе и свойствах белков, их применении |
| Развивающие задачи | Стимулировать умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности; Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации; Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её; Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала. |
| Воспитательные задачи | Формировать мотивации учебно-познавательной деятельности, опыт познавательной деятельности, способность к принятию нестандартных решений |
| Продолжительность занятия | 90 мин |
| Используемые педагогические технологии и формы организации учебной деятельности | Проблемное обучение, метод проектов |
| Используемые методы обучения по различным критериям (по степени самостоятельности мышления, по источнику передачи и восприятия учебной информации, по характеру управления учебной работой) | по степени самостоятельности мышления продуктивные методы обучения: проблемный, исследовательский – демонстрационный эксперимент 2. наглядные методы – демонстрация, наблюдение 3. по характеру управления учебной работой самостоятельная работа обучающихся 4. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности |
| Средства обучения (учебно-материальные, дидактико-методические, психолого-педагогические) | Учебно-материальные : Оборудование: химические реактивы для демонстрации опытов Дидактико-методические: инструктивная карта для обучающихся, инструктивные карты |
| Планируемые результаты обучения - обучающийся должен: |
| знать | понятия белки, их состав, строение; видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать полезные и смысловые установки для своих действии и поступков, вести здоровый образ жизни, самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, обобщение результатов эксперимента |
| уметь | характеризовать состав белков; высказывать суждения по изучаемым вопросам; приводить формулы веществ; находить пути решения проблемных ситуаций; обосновывать своё решение адекватно поставленной проблеме; рефлексировать свою деятельность |
| приобрести опыт | использовать изученный материал в своей профессиональной деятельности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни |
| профессиональные и общие компетенции | ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
| Формы оценки планируемых результатов | записи в тетради, комментарии к выступлениям |
Этап учебного занятия | Содержание этапа занятия | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Организа-ционный момент | Предварительная организация группы, проверка отсутствующих, оценка внешнего состояния группы, организация деятельности в группах, погружение в проект | проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих, создает положительней эмоциональный настрой у всей группы | готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала |
Целеполагания | Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. | активизирует мыслительную деятельность ученика, создает внутреннюю заинтересованность и готовность к работе, определяет практическую и теоретическую значимость темы, совместно с учащимися ставит цели учебного занятия | слушают, задают уточняющие вопросы, совместно с преподавателем формулируют свои задачи на урок, осознают важность предстоящей работы |
Актуализация знаний | Положение темы занятия в курсе химии, знакомство с планом проведения занятия. Создание проблемной ситуации. | Объявляю тему урока, формулирую цели, задачи. Определяю место темы в курсе органической химии (в соответствии с программой). Акцентирую внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой. Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж, указываю форму записи и представления изученного материала. Разъясняю форму оценивания работы групп. | Принимают, уточняют, цели и задачи. Работают с программой. Осмысливают и конкретизируют этапы работы. Уточняют в случае недопонимания. |
Организация деятельности в группах, погружение в проект | При подготовке к уроку формируются 6 групп студентов. В течение урока работает группа экспертов | Выдаю группам инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Провожу необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности. | Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя. Распределяют роли в группах (теоретики, аналитики, оформители, докладчики). Планируют работу. |
этап: выполнение заданий | | Не участвую, но при необходимости консультирую учащихся. Оказываю дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп. | Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща). При необходимости консультируются. Продумывают форму презентации своего мини-проекта |
этап: презентация мини-проектов | На одну группу –10 мин. Из них: 5 мин –доклад; 5 мин – ответы на вопросы. | Раздаю листы оценок в группы и экспертам. Организую выступления проектных групп с презентациями. Организую работу экспертных групп. Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задаю вопросы. Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся Даю пояснения. | Осуществляют презентацию своей деятельности. Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам |
РЕФЛЕКСИЯ | Использование методики «ЗУХ»: знали до урока узнали на уроке хотели бы узнать. | Обобщаю и резюмирую полученные результаты Даю оценку деятельности групп Предлагаю оценить работу групп экспертам и учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы) Собираю оценочные листы Делаю краткое обобщение по теме. Отвечаю на вопросы учащихся | Слушают оценку экспертов Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп Оформляют и сдают оценочные листы Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы |
Домашнее задание | | | |
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1
Задание для группы №1 «Реакции в результате, которых белок выпадает в осадок»
Стимул: Для успешного выполнения эксперимента определите по тексту учебника , сущность понятий обратимая и необратимая денатурация.
1.приступайте, к выполнению опытов №1 и №2 по инструкции (Инструкции см в приложении).
Результаты наблюдений запишите в таблицу:
№ опыта | Наблюдения | Результат опыта |
| | |
2.Сравните результаты опытов, и на их основе сделайте вывод о токсичности солей различных металлов для организма. (2балла)
Модельный ответ:
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2
Задание для группы №2 «Качественные цветные реакции на белок»
Стимул: Для успешного выполнения задания познакомьтесь по тексту учебника с названиями и назначением качественных реакций белка.
1.приступайте к ознакомлению с интерактивными опытами.
Результаты наблюдений запишите в таблицу:
2.На основании изученных опытов составьте устный рассказ о цветных реакциях на белок. Договоритесь, в своей группе, кто из вас будет выступать. (2балла)
Модельный ответ:
2 Заслушивается устный рассказ (2балла)
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3
Группа №3
Стимул: Для успешного выполнения задания познакомьтесь по тексту учебника с названиями и назначением качественных реакций белка.,
1.приступайте к выполнению опытов №2, №3 по инструкции (инструкция в приложении)
2. Подготовьте устный комментарий по вопросам:
- Какие явления вы наблюдали при проведении опытов?
-Каково значение качественных реакций на белок? Почему их называют цветными?
-В каких случаях, и с какой целью можно было бы применить эти реакции в жизни?
Мотив: Для того чтобы узнать, как вы поняли материал сегодняшнего урока, оцените свои знания.
Используя разные источники информации составьте план- характеристику этапов гидролиза белка в организме. (не менее 6 этапов) План-характеристика должна состоять не менее чем из 30 символов.
Модельный ответ:
1.под действием белков-ферментов в желудке происходит расщепление белковых молекул до полипептидов с меньшей молекулярной массой
2.В кишечнике они гидролизуются до отдельных АК(аминокислот).
3.Смесь АК всасывается слизистой оболочкой тонкого кишечника
4. Смесь АК вместе с кровью попадает в печень
5..Затем разносится кровью по всем органам и тканям.
6.АК расходуется на синтез белка, нуклеиновых кислот, параллельно происходит распад.
В результате использования метода проектов на уроках химии учащиеся реализуют творческие идеи, развивают свои способности, предметные, коммуникативные, информационные, проектные компетентности.
2. Приложение
Инструкция к опытам №1,2 (группа №1):
№1
К раствору белка добавить порошок хлорида натрия
Пронаблюдать изменения, отнести их к определенным свойствам.
добавить воды до растворения белка.
Результаты наблюдений запишите в таблицу
№2
К раствору белка добавить раствор сульфат меди (II)
Пронаблюдать изменения, отнести их к определенным свойствам
добавить воды, что произошло?
Результаты наблюдений запишите в таблицу
Инструкция к опытам № 3,4 (группа №3)
№3
Поместить в пробирку кусочки мяса.
Залить водой
Нагреть пробирку и кипятить 2-3 мин
Через марлю и воронку отфильтровать бульон в другую пробирку.
Определить белок в бульоне при помощи ксантопротеиновой или биуретовой реакции.
№4
На предметные стекла разложить полоски ткани.
Пипеткой нанести по 1 капле азотной кислоты (конц)
Пронаблюдать изменение цвета
По результатам опытов №3,4 подготовьте устный коммент