СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Белова А. Нужна ли России демократия?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа Беловой Анжелики, представленная на IV Ильинских образовательных чтениях

Просмотр содержимого документа
«Белова А. Нужна ли России демократия?»

IV ИЛЬИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ


Доклад



Нужна ли России демократия?




Выполнил:____Белова Анжелика Алексеевна______________


Контактный телефон_____________89105054024


Электронный адрес: __ustimenrjtatjana@rambler.ru___________________


Населённый пункт:__с._Разбердеево Спасского района Рязанской области


Учебное заведение МБОУ “Исадская СОШ”







2020


Знакомясь с характеристиками разных политических режимов во всевозможных учебных пособиях по обществознанию, я обратила внимание на то, что на страницах всех их демократия рассматривается как наивысшая форма устройства власти. И на первый взгляд с этим нельзя не согласиться. Демократия – это «народовластие», а значит именно она, имея в основе своей активное участие народа в управлении государством, может обеспечить защиту интересов большинства граждан страны. Кроме того, реализация принципа разделения властей, одного из важнейших в демократическом государстве, должна в теории исключить саму возможность злоупотребления властью, узурпации её и сосредоточения в одних, причём нечистых, руках.

Но это – в теории. На практике же те демократические ценности современного мира, активно и, я бы сказала, агрессивно продвигаемые Западом, заставляют задуматься: а нужна ли мне в моей стране ТАКАЯ демократия? И может ли она быть ДРУГОЙ?

За ответом на этот вопрос я обратилась к трудам Ивана Александровича Ильина.

В сознании современного человека между понятиями «демократические ценности» и «либеральные ценности» стоит знак равенства. Либерализм же рассматривает государство как результат так называемого «общественного договора», то есть добровольного соглашения отдельных личностей. И направлено такое государство должно быть именно на охрану и защиту их отдельных интересов. Однако, как правило, интересы эти являются узкими и не направлены на общее благо. В подтверждение этого могу привести выступление одного из наших современников в программе "Специальный корреспондент" от 20.03.2017 г., где он вполне серьёзно утверждает, что Александр Космодемьянский должен был быть демобилизован после гибели Зои0. Ни патриотическое чувство Александра, ни его стремление рассчитаться с врагами за мученическую смерть любимой сестры не рассматриваются современным либеральным деятелем как достаточный повод жертвовать собой.

На таком понимании свободы основано то, что Ильин называет механическим пониманием государства и политики. Вот принципы такого понимания: «Оно видит в человеке прежде инстинктивную особь, имеющую свои «желания» и «потребности»: каждый желает меньше работать, больше наслаждаться и развлекаться; плодиться и наживать; иметь свои безответственные мнения и беспрепятственно высказывать их; подыскивать себе где угодно единомышленников и объединяться с ними; ни от кого не зависеть и иметь как можно больше влияния и власти. Ведь люди родятся «равными», и потому каждому из них должны быть предоставлены одинаковые права для отстаивания своих «желаний» и «потребностей»: это «неприкосновенные права свободы», которые «не терпят ограничений». Поэтому каждая человеческая особь должна иметь в государственных делах равное право голоса. Сколько людей, столько равных голосов. Что кому нравится, то пусть каждый беспрепятственно и отстаивает»0.

В этом случае любое голосование сводится к определению формального большинства. Причем качества этого большинства и направленность их интересов значения принципиального не имеют. Более того, любая попытка направить эти интересы в сторону общественного блага будет рассматриваться как насилие, ограничение свободы и нарушение равенства.

Но такая полная свобода личности от обязательств перед обществом, перед народом, по мнению Ильина губительна. Ведь в первую очередь ею воспользуются наиболее злые и безбожные в своих низменных целях, что по мнению философа неминуемо приведет к искоренению свободы. Ильин поясняет: «либералы не предусмотрели, что крайняя или несвоевременная и неуместно предоставленная свобода ведет к разнузданию и порабощению; они не предугадали, что человек, не созревший для свободы, может злоупотребить ею в разнуздании и продать ее за личный или классовый интерес, за частный прибыток; что в мире встанут поработители, которым он и отдастся в рабство; они сумеют зажать разнуздавшихся, извести людей чести и совести, сорганизовать злых, заставить своих новых рабов служить себе за страх пуще, чем за совесть – и тогда посягнут на порабощение и всех остальных народов, всего мира»0.

В статье «Заветы февраля» Иван Александрович подробно рассматривает, как либеральные шаги Временного правительства вели страну к всё более глубокому хаосу, открывшему путь к установлению большевистского тоталитаризма0.

Ильин полагал, что у каждого народа есть своя мера свободы, свои формы её проявления, которые зависят от многих факторов. Это и историческая судьба, и численность народа, и то пространство, которое он занимает. Всё это определяет меру готовности народа к свободе как самостоятельности, внутреннему (духовному) самоуправлению и самодеятельности. Следовательно, и к установлению того или иного политического строя должны созреть необходимые предпосылки в самом народе.

Ильин считал, что формальный взгляд на государство и политику, утвердившийся на Западе, губителен и ведет к вырождению государства в тоталитаризм. Жизнеспособно только то государство, где бытие «слагается не арифметически, а органически. Самые люди, участвующие в этой жизни, суть не отвлеченные «граждане» с пустыми «бюллетенями» в руках, но живые личности телесно-душевно-духовные организмы; они не просто нуждаются в свободе и требуют ее, но они должны быть достойны ее… Человек участвует в жизни своего государства – как живой организм, который сам становится живым органом государственного организма; он участвует в жизни своего государства всем: телесным трудом, ношением оружия, воинскими лишениями, напряжениями и страданиями; своею лояльною волею, верностью сердца, чувством долга, исполнением законов, всем своим (частным и публичным) правосознанием. Он строит государство инстинктивной и духовной преданностью, семейной жизнью, уплатою налогов, службою и торговлею, культурным творчеством и даже славою своего личного имени»0. Только в этом случае дело государственное не будет простой суммой частных желаний и устремлений, а станет действительно объединяющей идеей, реализация которой, с одной стороны, обеспечит расцвет нации, с другой, потребует посильного и сознательного участия каждого.

«Демократия (по-русски – «народоправство») предполагает в народе способность не только вести государственную жизнь, но именно править государством»0, - пишет мыслитель в статье «Основы демократии».

Увы, и в наши дни немало тех, кто считает, что «управлять – не вагоны разгружать», имея в виду, что второе – намного сложнее.

Но что же необходимо для того, чтобы действительно править? Ильин называет эти условия:

Во-первых, это чувство государственной ответственности, «чувство творческой связи между собой и государством и чувство предстояния (Богу, родине и совести, чести и грядущим поколениям)»0. Это чувство требует свободы принятия решений, свободы действовать в соответствии со своими убеждениями, но не той шкурной свободы следовать своим инстинктам, которую проповедуют либералы.

Во-вторых, это то, что философ называет свободной лояльностью, дополненной элементарной честностью. Не может быть никакого народоправства там, где не уважается закон. Недостаточно соблюдать его из страха наказания. В этом случае любое проявление слабости власти будет использоваться для попрания права. И тогда народ погрязнет в преступности, ни одно государственное установление не сможет действовать, страну охватит хаос.

В-третьих, демократия потребует от народа государственно-политического кругозора, соответствующего размерам страны и державным задачам нации. Участвуя в принятии общегосударственных решений, человек должен осознавать и общенациональные интересы, и понимать ограниченность средств и методов. Иначе он рискует либо скатиться к узким местечковым пристрастиям, либо проявлять необоснованные амбиции, способные привести как к внутренним, так и внешним конфликтам.

В-четвёртых, демократия требует от народа определённого знания и самостоятельности мышления. Без ЧЕСТНОГО и ПОЛНОГО знания своей истории, своей экономики, понимания своих цивилизационных задач народ легко станет игрушкой в руках либо собственных мошенников, либо зарубежных манипуляторов. Чем без такого знания будет определён его выбор в решении того или иного вопроса, как не сиюминутной выгодой, которая в недалёком будущем обернётся для него же катастрофой?

В-пятых, необходима сила личного характера, моральная дисциплина, чувство личного и национального достоинства. Без них любое политическое действие будет вырождаться либо в поиск выгоды, либо в погром.

Кроме того, нужны «оседлость жилища, крепость семьи и уважение к труду», гражданское мужество и «волевая независимость», основанные на экономической самостоятельности. Эти элементы на первый взгляд могут показаться разрозненными. Но связь между ними неразрывна. Ни личного достоинства, ни национальной мощи не может быть там, где люди ищут быстрой и лёгкой наживы, не помнят своих корней, не желают заботиться о своих потомках, где благосостояние воспринимается как плод ловких махинаций или прямого воровства, а не как результат честного, упорного труда порой нескольких поколений.

А теперь давайте правдиво оценим наличие всех этих элементов в своём политическом сознании. Расположены ли мы к той демократии, которая требует от нас такого отношения к своему участию в правлении государством, при котором само это правление стало бы служением, а не средством урвать себе кусок побольше от общего пирога? Думаю, что не каждый сможет утвердительно ответить на этот вопрос, не покривив душой. Я считаю, что мы не просто не готовы к реализации принципов того миропорядка, который назван Иваном Александровичем Ильиным органической демократией.

За минувшую сотню лет мы, погнавшись за навязанными Западом идеалами всеобщего равенства, ничем не ограниченной свободы возведённых в абсолют прав, разрушили не только монархический строй, но и сами устои жизни народа, отвечавшие нашему историческому опыту, уровню правосознания и менталитету. И, хоть сейчас мы находим в себе смелость заявить, что далеко не все ценности либеральной демократии мы можем и хотим принять, я не могу сказать, что наше сознание преодолело эту зависимость. Мы пока в самом начале пути к самим себе, к своему истинному суверенитету, к нашей готовности к выполнению своей цивилизационной миссии. Возможно, на преодоление этого пути понадобится не одно поколение.

Для реализации принципов творческой, органической демократии народ должен дорасти. Ильин считал, что для переходного времени (от тоталитаризма к демократии) России нужна диктатура. Многие, наверно, с этим не согласятся. Так или иначе, Россия имеет право на собственный путь, избранный ею, её народом, а не навязанный извне под видом пресловутых «общечеловеческих ценностей».

Как справедливо отметил журналист и политолог Эдуард Самойлов: «Заслуга Ивана Ильина в том, что он «развенчал» саму идею «демократии» как всеобщего блага, как якобы универсальной, для всех пригодной и для всех обязательной формы власти»0



























Список источников:
  1. Ильин И. А. Заветы февраля. Наши задачи. Т.1.// http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/63

  2. Ильин И. А.О формальной демократии. Наши задачи. Т.1// http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/115

  3. Ильин И. А.Об органическом понимании государства и демократии. Наши задачи. Т.1. // http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/116

  4. Ильин И. А.Основы демократии. Наши задачи. Т.1. // http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/59

  5. Ильин И. А.России необходима свобода. Наши задачи. Т.1. //http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/58

  6. Самойлов Э. «Демократия» // https://www.apn.ru/index.php?newsid=22172











0 См.: https://www.youtube.com/watch?v=lJshHXbehjY

0 Ильин И. А.О формальной демократии. Наши задачи. Т.1// http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/115

0 Ильин И. А.России необходима свобода. Наши задачи. Т.1.//http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/58

0 См.: Ильин И. А. Заветы февраля. Наши задачи. Т.1.// http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/63

0 Ильин И. А.Об органическом понимании государства и демократии. Наши задачи. Т.1. // http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/116

0 Ильин И. А.Основы демократии. Наши задачи. Т.1. // http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/59

0 Там же.

0 Самойлов Э. «Демократия» //https://www.apn.ru/index.php?newsid=22172


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!