Н. И. Белова, доцент кафедры естественнонаучного образования, кандидат педагогических наук;
О. В. Орлова, доцент кафедры филологического образования, кандидат педагогических наук
(Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования);
Е. 3. Байрамашвили, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Центр “Динамика”» № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Педагогическая мастерская ценностно-смысловой ориентации
Педагогическая мастерская — жизнесообразная образовательная технология, в которой процесс проживания обучающихся:
алгоритмизирован (от индукции — через само- и социоконструкцию, множество социализаций, при необходимости дедукцию — к рефлексии);
построен на нелинейной — индуктивной — логике;
для которого строго отбирается содержание (противоречивое, интегрирующее разнопредметные подходы к исследуемой проблеме, концептуальное, многослойное, насыщенное философским и психологическим смыслом);
безопасность которого гарантируется правилом доверия (результат зависит от меры открытости каждого участника, гарантия поддерживается словом о неразглашении происходящего за пределами занятия);
проходит в атмосфере безоценочности и безотметочности (что зачастую является почти камнем преткновения для учителя, привыкшего исповедовать авторитарную политику управления процессом обучения);
поддерживается, в первую очередь, гуманистической философско-педагогической позицией учителя-фасилитатора: признание личностного равенства субъектов образовательной деятельности; учёт разноскоростного продвижения участников сквозь «гранит науки»; коренной переворот вопросительной позиции — вопросы задаёт ученик, а учитель не торопится давать ответы и образцы действий и приводить примеры; принятие факта вероятностного и даже пролонгированного результата, каким только и может быть результат нелинейного процесса и процесса развития личности [2].
По типологии мастерских (построения знаний, ценностно-смысловых ориентаций, письма, восстановления текста, пластики) предлагаемая мастерская — это мастерская, где на первый план выдвинуты и актуализированы человеческие ценности. Художественная литература, информационные материалы здесь являются ярким средством для смысловых поисков, для развития коммуникативности и достижения целей, предъявленных в целевом блоке. Раскручивание нелинейного поиска смыслов, обнаружение «двойного дна» — духовно-нравственных ценностей (жизненных даров) в понятии КЛАД рассмотрим, вчитываясь в детали алгоритма конкретной мастерской «Клад с двойным дном», которую можно провести на классном часе, сдвоенном уроке литературы и русского языка, даже в условиях дождливой погоды в летнем лагере.
Технологическая карта педагогической мастерской «Клад с двойным дном»
Цель: создать условия для:
обнаружения «личностного клада» — ценностных смыслов, скрытых за многозначным понятием «клад»;
освоения правовых знаний, этики и морали;
овладения коммуникативными умениями;
развития метакогнитивных умений: сравнения, анализа, нахождения противоречий и аргументации своей гипотезы;
воспитания активного интереса к чтению литературных произведений;
развития метаумения работать с различными видами текстов: литературным, литературоведческим, информационным;
расширения словарного запаса;
развития речи.
Алгоритм
Индивидуальная работа.
Подойдите к столу, возьмите листочек и никому не говорите, что там. Займите своё место. Представьте, что то, что нарисованно на листочке, произошло на самом деле, и напишите, что вы хотите с этим сделать.
Примечание. На столе лежат карточки (по числу участников) вверх одинаковыми «рубашками» с записью на внутренней стороне: «Вы нашли клад...» и с названием одного из пяти «кладов» (для взрослых: 2,5 миллионов рублей, миллион долларов, горшок с серебряными монетами, ларец с драгоценностями, чугунок со слитком золота; для детей: 1 млн рублей, 500 тыс. рублей, горшок с серебряными монетами, ларец с драгоценностями, .чугунок с 'золотыми царскими монетами).
Реорганизация пространства.
Социализация в группе.
Предложите счастливый путь использования этого «клада», запишите его (на группу выдаются лист АЗ и фломастеры).
Межгрупповая социализация.
На доске запись «Счастливый путь».
Участники мастер-класса вывешивают проекты под групповыми названиями «кладов».
Работа в группе.
Ответьте Владимиру Ивановичу Далю (приложение 1) с помощью следующей информации (группам выдаётся набор текстов (приложения 2, 3, 4)).
Социализация.
Афиширование результатов работы групп.
Групповая работа.
Группам выдаются тексты отрывков для сопровождающего чтения (приложение 5). Тексты вслух читает учитель. Перед прочтением на край доски прикрепляются квадратики белого и чёрного скотча (из опыта проведения — этот вариант лучше) или на группу выдаётся конверт с набором белых и чёрных «фишек», открыть который предлагается после прослушивания текстов.
Индивидуальная работа.
На доске на одной линии рядом друг с другом расположены две фразы — каждая на отдельном листочке:
Клад является добром на пути к счастью.
Клад является злом на пути к счастью.
—- Выберите, какая из двух предложенных фраз правильная по Гоголю, обозначив свой выбор цветом — белым или чёрным.
Фронтальная социализация.
Групповая работа.
Предлагаю вам, вслед за Далем, «заманчивое и соблазнительное дело» — «возьмите заступ в руки» и отыщите (выберите) то, что, по-вашему, является кладом:
ум;
способности;
талант;
знания.
Социализация.
Что, по-вашему, является кладом из предложенного?
Групповая работа.
Если выбранные вами сокровища достаются человеку как клад при рождении, то они могут превратиться...
Продолжите эту мысль, используя «словарный кладезь» (приложение 6).
Учащиеся афишируют результаты работы групп.
Рефлексия.
Кладом в этой мастерской для меня явилось...
Я понял, что клад — понятие многозначное, потому что...
Приложение 1
В. И. Даль: «Кого не сведут с ума клады, если он только соблазнится раз каким-нибудь сбыточным или несбыточным преданием, рассказом, таинственным слухом или народною молвою и возьмёт заступ в руки? Заманчивое и соблазнительное дело!
С работы будешь горбат, а не будешь богат; трудись век, едва заработаешь на хлеб. А тут стоит только удачливо попасть на след да осторожно и умеючи взяться за дело — с вечера вышел с сумой, а наутро воротился в золоте»
Приложение 2
Брэд Дьюк. В 2005 году Брэд Дьюк, инструктор фитнес-центра, выиграл в лотерее, получив в итоге на руки несколько миллионов долларов. Предприимчивый американец не стал просто так тратить такую сумму и, поставил себе цель — попробовать сохранить и преумножить эти деньги. В первый месяц после выигрыша он собрал команду специалистов: оплатил студенческий заём, выплатил ипотечный кредит, перевёл деньги в фонд семьи. И, самое главное, вложил свои деньги в дело. Несмотря на свой выигрыш, Бред Дьюк остался работать инструктором в фитнес-центре. Он предпочитает ездить на простенькой машине и считает себя счастливым человеком.
***
Джо Джонсон. Выиграв в 1998 году 10 миллионов фунтов стерлингов, Джонсон вложил деньги в недвижимость, ценные бумаги, но сам продолжал вести образ жизни британца среднего достатка. Джо был влюблён в свою будущую жену Лизу и хотел убедиться, что её в нём интересуют не только деньги. Он водил её в дешёвые кафе,
приезжал на свидания на разваливающейся машине и в потрёпанной дешёвой одежде. Только через 10 месяцев, когда пара уже обручилась, Джо Джонсон рассказал всю правду о своём состоянии. Сегодня супруги живут на деньги от вкладов.
***
Кёртис Шарп. В 1982 году специалист по кондиционерам Кёртис Шарп выиграл в лотерее около 5 миллионов долларов США. Первое время Шарп был героем лотерейных рекламных роликов, позировал на фото со знаменитостями и разъезжал по городу на лимузине. Первой большой покупкой Кёртиса стал автомобиль, затем он приобрёл себе особняк, попутешествовал, инвестировал в сомнительные фирмы. Денег от выигрыша постепенно перестало хватать на новый образ жизни, и со временем от выигрыша не осталось ничего. К счастью Шарпа, несмотря на свою удачу, он не бросил работу. И, обанкротившись, смог получать пенсию, на которую сегодня и существует. Новому поколению победителей лотерей Кёртис советует после выигрыша взять отпуск, «очистить голову», воспользоваться услугами консультанта и хорошего юриста.
Дженифер Хаузер. Дженифер Хаузер, продюсер канала CNN, выиграла в лотерею дважды —100 долларов тысяч в ноябре 2011 и миллион в феврале 2012 года. Первый выигрыш пришёлся весьма кстати — Дженифер с мужем погасили все долги и были рады подвернувшейся удаче. Когда везение повторилось, продюсер была ошарашена. На протяжении многих дней ей приходили звонки с поздравлениями. Такое совпадение шокировало знакомых Дженифер. «Когда мои коллеги в студии услышали, что я снова выиграла, у некоторых началась истерика. Пара продюсеров выбежали из офиса и бросились покупать лотерейные билеты, — рассказывала Хаузер. — Когда они вернулись с пустыми руками, то были очень расстроены». Несмотря на выигрыш, продюсер не бросила свою любимую работу и призвала людей верить, надеяться, работать и не проводить всю жизнь, «стирая монетой защитную плёнку на лотерейных билетах».
***
Джек Уиттекер. Американскому бизнесмену Джеку Уиттекеру было 55 лет, когда в 2002 году он выиграл рекордную сумму — почти 315 миллионов долларов США. Лотерейный билет он приобрёл в супермаркете, где остановился позавтракать. На момент выигрыша он владел успешной строительной фирмой и был порядочным семьянином. Около 10 % своего выигрыша Джек потратил на благотворительность. Также он отблагодарил женщину, продавшую ему выигрышный билет, — в качестве чаевых он подарил ей особняк и автомобиль. Однако он пристрастился к азартным играм и задолжал игорному дому. Он стал много пить, бросил семью. Кроме того, богатство бизнесмена не давало покоя окружающим — ему часто предъявляли административные и уголовные иски. В течение двух лет Джек Уиттекер лишился почти всех своих денег — какую-то часть украли, какую-то часть он потратил, какую-то попросту раздал. Его бизнес также рухнул, а благотворительный фонд за неимением средств закрылся.
***
Майкл Керрол. В ноябре 2002 года безработный англичанин Майкл Керрол зашёл в супермаркет и приобрёл два лотерейных билета. Один из них сделал его единоличным победителем британской национальной лотереи. Выигрыш безработного, который последний раз работал на шоколадной фабрике полтора года назад, был огромным — 15 миллионов долларов. Тратил деньги Керрол почти не глядя — купил несколько домов в Британии, особняк в Испании, несколько спортивных автомобилей, а также неудачно поставил 2 миллиона долларов на свою любимую футбольную команду. Кроме того, он проиграл около миллиона долларов на ипподроме. Англичанин устраивал регулярные вечеринки, и за 8 лет, к 2010 году, остался без денег. Сегодня Керрол работает мусорщиком, получая 5 долларов в час. Британец считает, что сегодня его жизнь гораздо легче и проще, чем в его бытность миллионером.
***
Надежда Мухаметзянова. В январе 2001 года уфимская пенсионерка по случаю купила на сдачу лотерейный билет и стала обладательницей миллиона долларов. До этого Надежда вместе с мужем вела простой образ жизни: будущая миллионерша числилась уборщицей, а муж Рустем и вовсе не работал. После выигрыша жизнь супругов изменилась: местные власти уполномочили сотрудников милиции установить круглосуточную охрану квартиры Мухаметзяновых. К дому съезжались попрошайки, обнаружились новые родственники. Мухаметзяновы приобрели несколько квартир в элитных районах Уфы, но обустраиваться в них не торопились. Семейная пара нередко выпивала и ещё до крупного выигрыша имела серьёзные проблемы с алкоголем, которые впоследствии только осложнились. Порой они неделями не выходили из квартиры. Такой образ жизни привёл к многочисленным болезням, и уже через пять лет, в возрасте 52 лет, Надежда Мухаметзянова скончалась.
Приложение 3
***
У нас почти всюду есть много рассказов и преданий о кладах, а Саратовская губерния, где волжские вольницы зарывали когда-то свои награбленные богатства, едва ли не богаче прочих подобными воспоминаниями. Клад часто кладётся «со словцом» или «по завету»: это значит, что кто его зарывает, тот должен во всё время причитывать вслух, какой зарок на него кладёт: напр., семидневный пост, а затем рыть голыми руками на молодой месяц; или на разрыв-траву и проч. Один человек зарывал клад, приговаривая: «на три головы молодецких»; стало быть, клад не дастся никому, если не поклонится ему тремя головами молодецкими; а другой бродяга, сидя случайно тут же в дупле, подслушал его и переговаривал каждый раз: «на три кола осиновых». Клад слушается всегда последнего заговора; посему, когда хозяин ушёл, а подсидевший его вырубил три осиновые кола и поклонился ими кладу, то и взял его преспокойно [4].
***
В одном месте Рязанской губернии, где исконное поверье искало кладов, уверяя, что целовальник рязанский встретил земляка в Сибири, в ссылке, и узнал от него тайну нескольких кладов, получив и запись с приметами, где они лежат, люди с седыми бородами рассказывали вот что: «Я рубил в лесу жерди, привязав лошадь к дереву; вдруг вижу: под деревом высыпан из земли и уже порос травой и мохом крест; я вспомнил, что это была одна из примет, и выхватил топор, чтобы натюкать на деревьях зарубки; вдруг как понесёт моя лошадь, сорвавшись, как загремит, я за ней, а она дальше, дальше, затихла и пропала; я воротился, а она стоит привязанная, где была, а места того, где высыпан крест, не нашёл, хоть сто раз был опять в лесу да искал нарочно» [3].
***
Клад вообще не всякому даётся; хозяин клада, по смерти своей, бродит тихо вокруг, и бережёт его строго и чутко: либо вовсе не найдёшь, либо и найдёшь, да не возьмёшь, не дастся в руки; не подымешь по тяжести; обмираешь, как тронешь, ровно кто тебе руки и ноги перебьёт; кружишь на этом месте и не выйдешь, ровно леший обошёл, поколе не положишь клад опять на место; или, если клад под землёй, в подвале, глубокой яме, то взявший его не вылезет никак, перед тобою земля смыкается, железные двери с запорами затворяются; либо выскочит откуда ни возьмись невидимка, схватит и держит на месте, покуда не выпустишь из рук клада; либо навалится на плечо ровно гора, так что и языка не повернуть; либо ноги подкосятся, либо станут, упрутся, словно приросли к земле; или, если и возьмёшь клад и унесёшь, то, сколько ни носишь его домой, берёшь золото, а принесёшь черепки; или же, наконец, возьмёшь, да и сам не рад — вся семья сподряд вымрет. Всё это оттого, что клад часто кладётся со словцом или с зароком, что клад бывает всегда почти заповедный и даётся тому только, кто исполнит зарок; избавляет же от этой обязанности только цвет папоротника или разрыв-, прыгун-, скакун-, плакун- или спрыг-трава; папоротнику и плакуну повинуются все духи, а прыгун ломает замки и запоры, побеждая всякое препятствие. Иногда клад бродит не только свечой, огоньком, но даже каким-нибудь животным или человеком; если, догадавшись, ударить его наотмашь и сказать: аминь, аминь, рассыпься — то перед тобою очутится кубышка с деньгами. Во время выемки клада всегда приключаются разные страсти, и черти пугают и терзают искателя, брать взаймы у клада иногда можно, если он даст, но к сроку принеси, иначе постигнет беда большая. Можно также менять деньги у клада и при этом даже иногда обсчитывать его, положив то же число монет меньшей ценности.
***
Как бы то ни было, а все обстоятельства эти поселили в народе необычайное легковерие к кладам и дали плутам средства прибирать к рукам кладоискателей и, в ожидании мнимого богатства, располагать настоящим имуществом обманутых. Вот источник служащих собственно для этой цели, для мошенничества, кладовых записей, составленных будто бы хозяевами кладов для памяти и найденных после их смерти. Этими тайными записями, а иногда и простыми заметками, торгуют плуты, вызывая охотников покупать их за наличные деньги и делая ещё, сверх того — более для вида — условия о разделе клада, если бы он отыскался.
Но вот является новое обстоятельство: предание заверило меня, что около такого-то места лежит клад разбойника Кудеяра или даже Ваньки Каина, Гаркуши, Гришки Отрепьева; после долгих стараний и издержек я приобрёл наконец и таинственную запись, в которой место это довольно подробно означено, а между тем все труды мои пропадают: я не могу найти ровно ничего, хотя и изрыл уже вокруг всю местность... Объяснение такого явления очень просто: клада этого нет, потому что его и не бывало, и никто его не зарывал, но я этому не хочу верить, а тот, кто меня обманул, и подавно. Итак, клад есть, бесспорно, и надежда ещё не потеряна, но он не даётся: он положен со словцом, с зароком; его стережёт нечистый и выдаст только тому, кто сумеет его взять или кто исполнит зарок... Новая забота, новые догадки, розыски, хлопоты и новый случай поддеть легковерного; идут к знахарю, отыскивают спрыг- или разрыв-траву, от которой все подземные запоры и затворы распадаются, либо — ещё лучше — цвет папоротника, при свете коего земля сквозит, делается прозрачною, клады выходят наружу и без всяких хлопот даются в руки [4].
Приложение 4
Закон о кладах в Российской Федерации
Клад — это зарытые в землю или спрятанные другим способом деньги или иные ценности, собственник которых не может быть установлен или же утратил на них право в силу закона (ст. 233 Гражданского кодекса РФ).
Найденный клад становится собственностью лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т. п.), где клад был зарыт, а также лица, нашедшего клад. Он делится на равные доли, если не было установлено иного соглашения.
Если клад был найден кем-либо без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был зарыт, то клад передаётся собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.
Если вам удалось найти на своём земельном участке ценные вещи, то вы становитесь собственником найденного клада, а не 25 %. Но всегда существуют исключения из правил. В случае, если обнаруженный клад будет содержать вещи, которые относятся к памятникам истории или культуры, то данные вещи передаются в государственную собственность.
Следует заметить, что собственник земли или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, вознаграждаются в размере 50 % стоимости клада.
В равных долях между этими лицами делится указанное вознаграждение, за исключением случаев, когда установлен соглашением другой размер долей, а также за исключением тех ситуаций, когда лицо, которое производило раскопки или поиски ценностей, действовало без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт. В данном случае вознаграждение полностью получает собственник имущества, где был найден клад, а кладоискателю ничего не выплачивается. Историческую ценность устанавливают специалисты, обычно привлекаются музейные работники. Данные правила не применяются, если клад нашли те лица, которые занимаются проведением раскопок и поиска ценностей, это входит в круг их служебных или трудовых обязанностей.
Недопустимо в целях поиска и извлечения клада повреждать и уничтожать памятники и сооружения истории и культуры.
Следует помнить, что ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: лицо, виновное в проведении раскопок, повлекших уничтожение или порчу памятников истории, культуры, природных комплексов или иных объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, привлекается к уголовной ответственности. За нарушения возможны две меры наказания, всё зависит от тяжести и обстоятельства содеянного: 1) штраф; 2) лишение свободы на срок до пяти лет.
Существует два варианта налогообложения доходов, полученных в результате нахождения клада.
Если нашедший получает в собственность клад, то он обязан заплатить налог на доходы физических лиц, в том же случае, когда клад поступает в собственность государства, то лицо, нашедшее клад, получает вознаграждение, не облагаемое налогом на доходы физических лиц, в соответствии с п. 23 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приложение 5
Н. В. Гоголь. Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» [3]
Первый отрывок
...«Полно горевать тебе, козак!» — загремело что-то басом над ним. Оглянулся: Басаврюк! у! какая образина! Волосы — щетина, очи — как у вола! «Знаю, чего недостаёт тебе: вот чего!» Тут брякнул он с бесовскою усмешкою кожаным, висевшим у него возле пояса, кошельком. Вздрогнул Петро. «Ге, ге, ге! да как горит!» — заревел он, пересыпая на руку червонцы. — «Ге, ге, ге! да как звенит! А ведь и дела только одного потребую за целую гору таких цяцек». — «Дьявол!» — закричал Петро. — «Давай его! на всё готов!» Хлопнули по рукам. «Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветёт папоротник».
Темно, хоть в глаза выстрели. Огляделся Петро: никогда ещё не случалось ему заходить сюда. Тут остановился и Басаврюк.
Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка. Много будет на них цветов разных; но, сохрани тебя нездешняя сила, вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось».
Подошёл к трём пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикой бурьян чернел кругом и глушил всё своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусумнился Петро и раздумно стал перед ними, подпершись обеими руками в боки.
Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться?
Глядь — краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.
«Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, и позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дёрнул он за стебелёк, и цветок остался в его руках. Всё утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот в половину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнёт. Ух, страшно!.. Но вот послышался свист, от которого захолонуло у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью... Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули. «Насилу воротилась, яга! — проворчал он сквозь зубы. — Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай всё, что ни прикажет, не то пропал навеки!» Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. «Не бесись, не бесись, старая чертовка!» — проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки старуха с лицом сморщившимся, как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи. «Славная красавица!» — подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. «Бросай!» — сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? — цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец, потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звёздочка, не больше макового зерна. «Здесь!» — глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: «Копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось». Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, ещё раз ... что-то твёрдое!.. Заступ звенит и нейдёт далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и всё, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем. «Нет, не видать тебе золота, покаместь не достанешь крови человеческой!» — сказала ведьма и подвела к нему дитя, лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсёк ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что, ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребёнку! В сердцах сдёрнул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась. И ручонки сложило бедное дитя накрест; и головку повесило... Как бешеный, подскочил с ножом к ведьме Петро и уже занёс было руку...
— А что ты обещал за девушку?.. — грянул Басаврюк и словно пулю посадил ему в спину. Ведьма топнула ногою: синее пламя выхватилось из земли; середина её вся осветилась и стала как будто из хрусталя вылита; и всё, что ни было под землёю, сделалось видимо, как на ладони. Червонцы, дорогие камни, в сундуках, в котлах, грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли. Глаза его загорелись... ум помутился... Как безумный, ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи... Дьявольский хохот загремел со всех сторон. Безобразные чудища стаями скакали перед ним. Ведьма, вцепившись руками за обезглавленный труп, как волк, пила из него кровь... Всё пошло кругом в голове его! Собравши все силы, бросился бежать он. Всё покрылось перед ним красным цветом. Деревья, все в крови, казалось, горели и стонали. Небо, раскалившись, дрожало... Выбившись из сил, вбежал он в свою лачужку и, как сноп, повалился на землю. Мёртвый сон схватил его.
Два дни и две ночи спал Петро без просыпа. Очнувшись на третий день, долго осматривал он углы своей хаты; но напрасно старался что-нибудь припомнить: память его была как карман старого скряги, из которого полушки не выманишь. Потянувшись немного, услышал он, что в ногах брякнуло. Смотрит: два мешка с золотом. Тут только, будто сквозь сон, вспомнил он, что искал какого-то клада,
Этимологический словарь русского языка М. Фасмера:
Клад — дословно это «то, что положено». Слова с корнем «клад» восходят к общеславянскому «класть, кладу» — укладывать [7].
Словарь русских синонимов Н. Абрамова:
Талант — Дар Божий — искра божья.
Способности — это задатки свойств личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они часто не определены и ни на что не направлены [1].
«Эрудит. Психология: справочник»:
Талант — высший уровень одарённости. Одарённость зависит от взаимодействия факторов наследственности и среды.
что было ему одному страшно в лесу... Но за какую цену, как достался он, этого никаким образом не мог понять...
Второй отрывок
Начали жить Пидорка да Петрусь, словно пан с панею. Всего вдоволь, всё блестит... Однако же добрые люди качали слегка головами, глядя на житьё их. «От чёрта не будет добра, — поговаривали все в один голос. — Откуда, как не от искусителя люда православного, пришло к нему богатство? Где ему было взять такую кучу золота? Отчего вдруг, в самый тот день, когда разбогател он, Басаврюк пропал, как в воду?» Говорите же, что люди выдумывают! Ведь в самом деле, не прошло месяца, Петруся никто узнать не мог. Отчего, что с ним сделалось, бог знает.
Приложение 6
Гениальность — наивысший уровень одарённости (лат. genius — дух). Гений отличается от талантливого человека тем, что творит равно успешно в различных областях деятельности [8].
Большой толковый словарь по культурологии Б. И. Кононенко:
Менталитет (лат. mens — ум, образ мыслей, склад ума) — мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Менталитет формирует соответствующую культурную картину мира и в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми [6].
Список использованных источников
Абрамов, Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. А. Абрамов. — М. : Русские словари, 1999.
Белова, Н. И. Введение во ФГОС. Интерактивный педсовет / Н. И. Белова, А. Г. Думчева // Журнал Издательского дома «Первое сентября»: Школьный психолог. — № 1. — 2016.
Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н. В. Гоголь. — М. : Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1958.
Даль, В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / В. И. Даль. — СПб. : Литера, 1994.
Даль В. И. Страшные легенды, предания и сказки / В. И. Даль. — СПб. : Азбука-классика, 2009.
Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. —М., 2003.
Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / М. Фасмер. — М. : ACT, Астрель, 2004.
«Эрудит». Психология : Справочник. — М. : Мир книги, 2008.
kladokop.com [Электронный ресурс]. — Режим доступа: kladokop.comzakon-o-kladach/zakon- o-kladach-v-rf. — Дата доступа: 13.06. 2017.
Захаров, А. Роковые миллионы. Что стало с победителями крупных лотерей (по материалам СМИ. 2008—2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aferizm.ru/stati/ moshen/m_pobeditel-lotereya.htm. — Дата доступа: 13.06. 2017.