ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Здоровьесберегающие технологии
Учитель Гайсина Б.К.
Цель: Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства
-актуальная задача современного образования сохранения здоровья было и будет всегда.
Цель выбранной мною темы научить детей быть здоровыми душой и телом , стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Моя задача формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре, обеспечение физического и психического саморазвития.
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд учителя .От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4 лет обучения, то добрая половина их – о здоровье.
Опыт убеждает в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечно - сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно-кишечные очень часто являются не болезнью ,а отклонением от нормального состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребенок, а не каких-то физиологических изменений или нарушений функции клеток коры полушарий. Единственным радикальным лечением в таких случаях является изменение режима труда и отдыха; продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, зарядка, активный отдых во время каникул, хорошее питание и закаливание,.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
В первую очередь-это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках .Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Двигательные переменки помогают сплотить классный коллектив, изменить статус ученика в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики, имеющие достижения в спорте или на уроках физической культуры, не всегда также успешны на школьных уроках по другим предметам. Возможность для такого ученика подготовить и провести двигательную переменку на уроке, показать свои умения, способствует формированию иного мнения о нем.
Для проведения оздоровительных минуток использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета, комочки ваты и т. д.
Упражнения делаю сюжетными, даю им названия. Это вызывает интерес учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни .
Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята больше общаются друг с другом, поддерживают друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры. Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолевать комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе.
Игровые двигательные переменки использую как на уроке, так и во время обычной школьной перемены после 3 –го урока.
Учащиеся начальной школы, особенно дети первого класса, которые не посещали детского сада и не были в контакте с другими детьми до посещения школы, подвержены простудным заболеваниям и восприимчивы к любой инфекции. Поэтому очень важно с первых дней занятий приобщить этих детей к закаливающим процедурам.
По этой теме я работаю два года.
В 3-м классе заболеваемость снизилась на 14% , а в 4 классе за весь год учащиеся пропустили по болезни всего 9 дней. Считаю, что работа в этой системе результативна.
В систему входит:
1.Утренняя зарядка перед уроками.
2.Игровые двигательные переменки.
3.Зарядка для глаз по 1минуте на каждом уроке
4.Дыхательная гимнастика каждый день 10 минут на третьей перемене (перемена 20 минут)
5.Уроки здоровья.
В утреннюю зарядку входит зарядка для пальцев 1-2 минуты. Выглядит она внешне очень просто,
Как поочередный массаж всех 10 пальцев в течение 2 минут, а эффект дает огромный, так как восстанавливает обмен веществ в организме, стимулирует все жизненные процессы и укрепляет иммунитет.
О феномене так называемой дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических упражнений оказалось возможным остановить приступ удушья, избавиться от хронического бронхита и гайморита, вернуть потерянный голос, укрепить миндалины и т.д.
В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно – сосудистых заболеваний, вегетососудистой дистонии. В нашей школе появились дети с этими заболеваниями. Гимнастика при ее правильном выполнении:
-Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
-Способствует рассасыванию воспалительных образований, восстановлению нормального кровообращения, устранению застойных явлений в легких.
-Положительное влияние на обменные процессы.
-Налаживает нарушение функции сердечно-сосудистой системы.
-Исправляет различные деформации грудной клетки и позвоночника.
,-Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.
Зарядка для пальцев
Мы можем с помощью пальцев не только изменить настроение, но и активизировать потоки энергий в нашем теле и настроить организм на самоочищение. Для этого существует так называемый пальцевый массаж.
Это зарядка, во время которой не надо ни вставать, ни прилагать особых
физических усилий. Выглядит она внешне очень просто, как поочередный массаж всех 10 пальцев в течение 1 -3 минут, а эффект дает
огромный, так как восстанавливает обмен веществ в организме, стимулирует все жизненные процессы и укрепляет иммунитет.
Делать массаж желательно утром и вечером. Пальцы массируются мягкими круговыми движениями от основания пальца к его кончику, а затем наоборот, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем поочередно. При этом первыми массируются пальцы левой руки - у женщин, правой руки – у мужчин. Затем, растопырив пальцы, соединяем их подушечки и делаем нажим 3 раза, стимулируя тем самым активные точки. Заканчиваем хлопками ладоней (3 раза). Продолжительность выполнения упражнений индивидуальна.
Если делать зарядку ежедневно, то уходит усталость, возвращается спокойствие, проходят хронические заболевания.
Шумовой эффект
Вариант первый
Р
ебята сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. Учитель подходит к любому из учащихся и «будит» его. Ученик должен показать, что он проснулся. Он подает голос или создает шумовой эффект: стучит по столу, шелестит бумагой, топает ногами и т. д. Остальные учащиеся, продолжая «спать», должны назвать имя того ученика, который «проснулся», и повторить еще раз звуки создаваемого им шума.
Вариант второй
Учащиеся стоят с закрытыми глазами у своих парт. Ученик, стоящий за первой партой, по команде учителя открывает глаза. Он должен выполнить команду как можно тише. Затем он поворачивается к ученику, стоящему за ним, «будит» его как можно тише и садится на свое место. Следующий ученик выполняет то же самое, пока не выполнят задание все ученики класса. Главное условие этого упражнения — четкость, аккуратность и быстрота выполнения при соблюдении максимальной тишины.
Вариант третий
Учащиеся сидят за партами с закрытыми глазами. Учитель выполняет с шумом движения. Учащиеся должны их все вместе повторить.
Клоуны Вариант № 1
Учащиеся могут сидеть или стоять. Учитель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания:
-брови свести и развести;
-глаза сильно прищурить и широко открыть;
-губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их;
-шею максимально вытянуть, а затем опустить ее;
-плечи максимально свести и развести;
-руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
Вариант № 2 Японская школа
Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.
Балетная школа
Ученики стоят возле своих парт и представляют себе, что они на время стали учениками балетной школы. Они должны опереться о край парты и:
-стоя на правой ноге, максимально вытянуть вперед левую ногу, затем максимально отвести ее назад, сделать круг в воздухе левой ногой и принять исходное положение;
-то же самое повторить, стоя на левой ноге.
Затем учащиеся, по образцу выполнения учителем,
выполняют балетный поклон. Это задание можно выполнять по желанию перед классом.
Игровые двигательные упражнения с предметами
Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить как во время урока, так и после уроков, во время тренингов, внеклассных мероприятий и спортивных праздников. Многие упражнения с предметами можно использовать во время двигательной минутки. Они позволят подготовить учащихся к усвоению трудных тем урока, разнообразят школьную перемену.
Все остальные упражнения можно выполнять на уроках физической культуры в качестве игровых разминок и творческих заданий в ходе различных соревнований, конкурсов, спортивных праздников.
Игровые двигательные упражнения со стульями
Упражнения со стульями можно использовать как вариант двигательной минутки на перемене или на уроках.
Цель упражнений:
Развитие интереса и мотивации к участию в игровых двигательных переменках. Формирование культуры понимания значения двигательной активности в жизни человека.
Психологическое назначение упражнений:
Развитие наблюдательности, памяти, внимания; умения общаться с самим собой и другими людьми; преодоление негативных эмоций.
Преодоление препятствия
Учащиеся выходят из-за парт, отодвигают свои стулья в сторону и выполняют со стульями следующие задания: - обежать свой стул сначала слева, а затем справа;
-проползти под своим стулом как можно тише;
-сесть на стул, подтянуть ноги, коленки прижать к животу, согнуть голову, закрыть глаза и продержаться в таком положении как можно дольше. Учащиеся мысленно желают себе и другим людям успехов.
Эстафета со стульями
Это упражнение нужно выполнять в специальном помещении или даже в классе, но после уроков. Оно очень эффективно в ходе различных тренингов и конкурсов.
С
тулья ставятся в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. Учащиеся выполняют упражнение по цепочке:
-на первый стул нужно встать с ногами
и ровно минутку
простоять, не шелохнувшись;
-на второй стул нужно сесть;
-на третий стул лечь животом на сиденье;
-на четвертый стул нужно лечь спиной на сиденье и прогнуться;
-на пятый стул нужно забраться только коленями;
-на шестой стул нужно сесть лицом к спинке стула, опустить голову на спинку стула и «подремать»;
-седьмой стул поднять вверх и тихонько поставить на место;
-под восьмой стул нужно забраться и посидеть там;
- девятый стул нужно поднять вверх за ножки;
- десятый стул нужно оббежать и сесть на него.
Трон
В этом упражнении используются все возможные варианты сидения на стуле:
-сесть на стул прямо и ровно, закрыть глаза;
-сесть на стул и посидеть на нем, согнувшись;
-сесть на стул, поставив ступни на край стула; сесть на стул, вытянув ноги
вперед;
-сесть на стул, закрутив ноги за ножки стула;
-сесть на самый край стула;
-сесть на стул лицом к его спинке и обхватить ногами спинку стула;
-сесть на стул и положить ноги на спинку стула.
Пианино Учащиеся представляют себе, что стул -это пианино.
Учащиеся должны:
-отстучать заданный им учителем ритм пальцами по сидению стула;
-сидя на стуле, отстучать обеими руками за данный ритм на спинке стула;
- согнуться и отстучать заданный ритм пальцами обеих рук с обратной стороны сиденья стула.
Статуя
В этом упражнении используются все варианты выполнения задания стоя.
Учащиеся должны:
-стать на стул и медленно повернуться влево, прямо, вправо и назад с закрытыми глазами;
-стоя на стуле с закрытыми глазами, поднять руки вверх и сильно потянуться;
- стоя на стуле с закрытыми глазами, протянуть руки назад ладонями вверх своему товарищу;
-стоя на стуле с закрытыми глазами, попеременно поднимать то левую, то правую ногу;
-стоя на стуле, развести руки в стороны и прогнуться немного вперед, как перед прыжком;
-стоя на стуле, сделать «ласточку»;
-стоя на стуле, изобразить фигуру, напоминающую памятник.
Грезы
Упражнение выполняется в круге. Ребята садятся на стулья, кладут голову на руки на спинку стула, закрывают глаза и считают про себя от 1 до 50. Во время выполнения задания звучит тихая музыка. После того, как ребята откроют глаза, они должны поделиться впечатлением о том, что им грезилось во время счета и слушания музыки.
Сон
Это упражнение полезно перед написанием математического или орфографического диктанта. Учащимся предлагается откинуть голову на спинку стула и представить себе те слова или математические знаки, которые нужно было выучить. Во время выполнения задания звучит тихая музыка.
Игровые двигательные упражнения с газетой
Упражнения с газетой можно выполнять во время урока в качестве игровой двигательной минутки, во время конкурсов, спортивных состязаний, тренингов.
Цель упражнений:
Демонстрация широких возможностей развития собственной двигательной активности с помощью самых обычных предметов.
Швейная мастерская
Учащиеся должны порезать или порвать газету, получив при этом как можно больше кусочков. Задание выполняется на время. Ребята считают количество частей и объявляют его вслух.
Игровые двигательные упражнения с ватой
Упражнения с ватой можно выполнять как игровую двигательную разминку во время обычных уроков, а также во время подготовки и проведения различных конкурсов и тренингов.
Подготовка игрового материала нетрудоемка, материалом для выполнения упражнений служит обычная вата. Ее делят на равные куски размером 10-15 см, а затем сворачивают в не очень тугие комочки.
После выполнения упражнений вату можно использовать для игр еще несколько раз.
Для того, чтобы превратить игровую разминку учащихся в яркий праздник, предварительно кусочки ваты можно покрасить в разные цвета, а затем высушить. Для упражнений можно использовать ватные тампоны для нужд гигиены, которые продаются в магазинах.
Цель упражнений:
Развитие двигательной активности учащихся с помощью нестандартных приемов и методов.
Психологическое назначение упражнений:
Осознание учащимися необходимости занятий по развитию собственной двигательной активности; развитие внимания, координации движений;
Воспитание уважения к себе и другим.
Живые комочки
Участники упражнения сидят за партами. Перед ними лежат комочки цветной ваты. Они берут вату в руки и:
-перекладывают ее из правой руки в левую руку и наоборот;
- крепко зажимают ее в кулак;
-перебрасывают из одной руки в другую;
-кладут комок ваты на парту и пытаются поднять его с помощью локтей.
Кувшин на голове
У
частники игры должны представить себя жителями Востока, которым приходиться носить поклажу на голове. Ребята должны положить вату на голову и:
ходить по классу, причем вата не должна упасть; уступать друг другу дорогу, слегка наклоняя голову; приседать и выпрямляться с ватой на голове; сбросить вату с головы и поймать ее руками.
Вариант первый
Ветер
Участники сидят за столом напротив друг друга.
Они дуют на свои комочки ваты.
Каждый комочек ваты должен докатиться до края стола, но не упасть со стола.
Вариант второй
Затем участники дуют на свои комочки ваты так, чтобы комок ваты как можно быстрее докатился до края и свалился. Побеждает тот, чей комок свалился быстрее.
Игровые двигательные упражнения с книгой
Цель упражнений:
Стимулирование интереса к собственным физическим возможностям.
Мотивации развития собственной двигательной активности.
Психологическое назначение упражнений: Развитие внимания, памяти, координации движений. Формирование культуры общения, умения быть партнером.
Тяжелый груз
Держа книгу на вытянутой руке: перекладывать ее из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу;
приседать, держа книгу по переменно в правой и левой руке. При этом глаза
должны быть закрыты
Борьба с трудностями
Участники упражнения встают из-за стола и выполняют следуюшие варианты упражнения с книгой:
стоят с книгой на голове; приседают с книгой на голове;
осторожно двигаются налево и направо с книгой на голове;
вращаются с книгой на голове;
осторожно двигаются вперед с книгой на голове.
Оркестр
Участники упражнения тихонько отбивают ритм с помощью книги в такт музыке. Они стучат: -по столу, стулу, спинке стула, по полу; -по разным частям тела: коленям, рукам, плечам;
- все отбивают одинаковый ритм, который задает учитель; -все вместе пробуют создать оркестр, отбивая один и тот же ритм.
Прятки с книгой Учитель договаривается с участниками игры о том, что они по его команде будут прятать книгу под стол, стул, в портфель, в стол, при этом место, в которое будет прятаться книга, не будет называться, а будет соответствовать определенному ритму. Например,
-«положить под стол» -3 удара,
-«положить на стул» — 5 ударов,
-«положить в портфель» -1 удар,
-«положить в стол» — 6 ударов.
Учащиеся выполняют задание по заданному ритму.
Дыхательная гимнастика
Еще Поль Брэгг говорил, что на первом месте в жизни человека стоит дыхание, потом вода, а затем - питание. С помощью определенного дыхания можно поправить свое здоровье.
Дыхательные упражнения делаются стоя. Суть метода заключается в том, что надо дышать медленнее по сравнению с тем, как мы дышим. Упражнение выполнять утром и вечером натощак. Вдохнув как обычно, начинаем медленно выдыхать, поднимая живот. Потом медленно вдыхать, живот при этом надуваем как шар, грудь - вперед, плечи расправлены. Выдох-вдох считается за 1 раз, а начинайте упражнение с 3-4 вдохов-выдохов. Делайте такую зарядку в течение недели.
Если начали дышать с 4 вдохов-выдохов, то следующую неделю сделайте 6 вдохов-выдохов, а через неделю 8, затем 10-20-40-80 и так до 107. Это первый этап, а всего их три.
Дыхательные упражнения лечат сердечные болезни, давление, устраняют запоры, положительно влияют на половые органы.
Задание на лето для учеников перешедших в 5 класс по литературе
Русские народные сказки:
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» и другие.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Жуковский «Спящая царевна» , «Три пояса».
А.Погорельский «Черная курица или Подземные жители»
И.С.Тургенев «Муму»
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»
С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Дж.Лондон «Сказание о Кише»