СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Береги землю родимую, как мать любимую"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен воспитанию чувства патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной.

Просмотр содержимого документа
«"Береги землю родимую, как мать любимую"»


Методическая разработка урока ОДНК в 5 классе по теме

««Береги землю родимую, как мать любимую».


Личностные:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к Отечеству;

  • воспитывать ответственность и долг перед Родиной;

  • воспитывать осознанное и уважительное отношение к культурному наследию страны;

  • формирование готовности к саморазвитию;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

  • учить сопоставлять и анализировать информацию.


Познавательные:

  • умение строить логические рассуждения, делать выводы;

  • пользоваться дополнительными источниками получения информации.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения;


Регулятивные:

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • самостоятельно формулировать тему, цели урока;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Основной тезаурус уроков

Жанр «баллада», романтизм, литературный перевод, подстрочный перевод, вольный перевод

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Цель: настроить учеников на

учебную деятельность, заинтересовать работой и изучаемым материалом.

Учитель: Ребята, здравствуйте. Я предлагаю вам послушать песню, внимание на экран.


Просмотр клипа на стихи Матусовского «С чего начинается Родина»:

Учитель: Кто написал слова этой песни и как она называется? (ответы детей)

- А что мы зовём Родиной? Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (ответы детей)

-Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)

-А сейчас я хотела бы прочитать вам стихотворение (читает стихотворение на слова С.Берестова «Родина»).

-Ребята, определите тему и идею этого стихотворения.

- О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Давайте сформулируем тему урока. Что вы знаете по этой теме? Что хотели бы узнать? Давайте определим цель нашего урока.

(ответы детей)

Ученики дают ответы на поставленные вопросы, участвуют в диалоге с учителем,

формулируют тему, цели урока.

Цель: учить сопоставлять и

анализировать информацию.

Ответить на вопрос: почему наши предки называли Родину «матушкой», чем война освободительная отличается от войны захватнической.


Учитель: у каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. И зовётся он Родиной. В начальной школе вы познакомились с высказыванием русского педагога К.Д.Ушинского о Родине. Вот что он пишет: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что онавскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.

Ребята, на стр.19 вашего учебника вам предлагают обсудить вопрос, почему люди воюют? Почему одна страна нападает на другую? Как вы понимаете словосочетание «война освободительная» и «война захватническая»?

(ответы детей)

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине. На сладе вы видите ряд пословиц и поговорок о Родине. Сейчас работаем в парах. Выберете себе пословицу или поговорку и обсудив с товарищем, объясните всем, как вы понимаете смысл данной пословицы.

Работа со словами Ушинского.

Рассуждают над понятиями «война освободительная» и «война захватническая». Учатся строить логические рассуждения, доказывая свою точку зрения. Слушают мнение других ребят, ведут диалог.

-Что вы знаете о наших богатырях? (ответы)

-Какие былины вы читали? Что в них делают богатыри, с кем борются и что защищают? (ответы)

Правильно. В древних преданиях прославлялись подвиги воинов, защитников родной земли. На Руси это были богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микуля Селянинович и другие. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. А почему? (ответы)

Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа.

В якутском эпосе есть свои герои. Один из них – Нюргун Боотур Стремительный. Посмотрите на его изображение. Что вы можете сказать об этом человеке? (отвечают)

А теперь сравним свои впечатления с текстом. Стр.19 (читают ученики)

У башкирского народа есть свои герои. Один из них – Урал –батыр. Давайте прочитаем башкирскую легенду. (читаем)

- Какова главная мысль этой легенды?

-О каких нравственных качествах говорит герой?

Имеют ли значение слова Урал –батыра, сказанные для своего народа сейчас?

-Ребята, что объединяет всех героев разного эпоса? Какие качества?


Работа со слайдами.

-А теперь внимание на слайды. Как вы понимаете следующие слова:

«Любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает».

К.Паустовский: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

А.Суворов: «Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным Отечеству».


Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. Как тут не вспомнить строки С. Есенина:


Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая! 
Дайте Родину мою!»


-А теперь давайте послушаем стихи, которые вы приготовили сегодня к уроку(проверка домашнего задания, выступают дети)


- О чём, ребята, говорится во всех стихах, которые вы приготовили сегодня к уроку?

-Как вы оцениваете свою подготовку?

-Какую отметку вы поставили бы себе и почему?


-Ребята, почему все поэты с любовью в своем творчестве говорили о Родине? За что они ее любят?

(ответы)

С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее наши поэты и музыканты. Потому что любовь к Родине неотделима от любви к природе. Именно природа делает человека мудрее, лучше, добрее. Поэтому для меня Родина начинается ещё и с необозримой шири ромашковых полей, белоствольных берез, полноводных рек, лазурного неба над моей головой.

-Ребята, как же мы должны относится к своей Родине? Почему?

Наша страна - это наш дом. И наша задача заботиться о нем, сохраняя природу, язык, исторические памятники.

-А может ли человек прожить без Родины?

(ответы детей)

Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это все равно, что жить без языка. Ведь Родина начинается в душе, в сердце человека. Это чувство приходит к нам с молоком матери, с колыбельными песнями, с запахом родных полей.

Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края: белоствольные березки, обширные поля, леса, птичий гомон. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте. «Береги землю любимую, как мать родимую». И мы опять вернулись к теме нашего урока.

А теперь я предлагаю составить синквей по теме нашего урока.

- Что мы узнали нового сегодня на уроке?

-Достигли мы цели, которую поставили в начале урока?


А в заключении я хотела бы прочитать стихотворение К.Симонова «Родина».


Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.


-Ребята, я надеюсь, что урок вам понравился. Вы будете и дальше любить и беречь свою родину, гордиться ее красотой и славными подвигами ее героев.


Домашнее задание я предлагаю на выбор:


1.Сочинить стихотворение о Родине, о природе родного края.


2.Написать мини - сочинение на тему: «Моя малая Родина – село Первомайское».


3.Нарисовать рисунок на тему «Край кудрявых берёз, белоствольных полей».


4.Подготовить презентацию на тему: «Береги землю родимую, как мать любимую.


Дают ответы на поставленные вопросы, обмениваются своим мнением.