СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа «Безопасный костер» для палаточного лагеря, пожарная безопасность

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа «Безопасный костер» для палаточного лагеря, пожарная безопасность

Просмотр содержимого документа
«Беседа «Безопасный костер» для палаточного лагеря, пожарная безопасность»

С ЦЕНАРИИ БЕСЕД О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ и ШКОЛЬНОГО КЛАССА


Общие принципы для обоих сценариев:

Интерактивность: Постоянно задавайте вопросы, вовлекайте детей.

Наглядность: Используйте плакаты, презентации, реальные предметы (огнетушитель - муляж или учебный, спички в упаковке, ведро, лопата).

Позитив без страха: Акцент на знании и уверенности, а не на запугивании.

Ясность и простота: Используйте понятный язык, избегайте сложных терминов.

Практические навыки: Объясняйте не только "что", но и "как".


Сценарий 1: Беседа «Безопасный костер» для палаточного лагеря

Тема: "Друг или враг? Разводим костер правильно и безопасно!"
Цель: Научить детей правилам выбора места, разведения, поддержания и тушения костра в природных условиях. Сформировать ответственность за обращение с огнем на природе.
Время: 30-45 минут.
Место: Поляна в лагере, рядом с оборудованным костровищем (или местом, где планируется костер).
Реквизит:

  • Оборудованное костровище (яма, обложенная камнями) или место, где будет показано, как его подготовить.

  • Ведро с водой (полное), лопата, огнетушитель (порошковый, ОП) – наглядные и реальные средства тушения.

  • Разные виды топлива: сухие ветки разной толщины, хворост, бумага для розжига (не газеты!), примеры неподходящего топлива (зеленые ветки, пластик, резина).

  • Спички (в упаковке, для демонстрации взрослым).

  • Плакат/памятка "Правила безопасного костра".

Ход беседы:

1. Вступление (5 мин):

  • Ведущий (В.) / Инструктор (И.): "Ребята, что является символом нашего похода/лагеря? Что согревает нас вечером, на чем готовится вкусная походная еда? (Костер!) Да, костер – наш добрый друг. Но только если мы умеем с ним обращаться. Сегодня мы научимся разводить костер так, чтобы он был только другом, а не превратился в страшного врага – лесной пожар. Тема: «Безопасный костер»".

2. Выбор места для костра – это ВАЖНЕЕ всего! (10 мин):

  • В.: "Как вы думаете, где НЕЛЬЗЯ разводить костер?" (Выслушать ответы: под деревьями, на торфянике, в сухой траве, на корнях деревьев, на ветру, рядом с палатками).

  • Основные правила выбора места (показывать на местности):

На оборудованном костровище: "Самый лучший и безопасный вариант – использовать уже существующее костровище, обложенное камнями".

Если костровища нет:

      • Снять дерн (лопатой) на площади больше будущего костра (минимум 1.5-2 метра в диаметре). "Земля под дерном – наш лучший друг, она не горит!".

      • Обложить место будущего костра камнями. "Камни помогут удержать огонь внутри и не дадут ему расползтись".

      • Расстояние: Минимум 3-5 метров от палаток, деревьев, кустов, сухостоя, скал, нависающих веток.

      • Ветер: Учесть направление ветра. Дым не должен идти на палатки. Костер не должен раздуваться ветром.

      • Подстилающая поверхность: Песок, глина, земля – хорошо. Торф, сухая трава, корни деревьев – КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕТ! (Объяснить, что торфяной пожар потушить почти невозможно).

  • В.: "А кто главный, кто дает разрешение на разведение костра в лагере/походе? (Инструктор/Вожатый/Руководитель) Никогда не разводите костер без разрешения и без взрослого!"

3. Подготовка места и топливо (7 мин):

  • Расчистка: "Вокруг будущего костра (в радиусе 2-3 метров) нужно убрать ВСЁ, что может загореться: сухую траву, листья, ветки, мусор. Используйте лопату или грабли".

  • Средства тушения ДО разведения: "ПОКАЗАТЬ: Перед тем как зажечь спичку, убедитесь, что рядом стоит полное ведро воды и лопата! Это закон!"

  • Топливо (показать образцы):

    • Что можно: Сухой хворост (мелкие веточки), валежник (упавшие сухие ветки разной толщины), специальные брикеты. Бумага для розжига (белая, без типографской краски).

    • Что НЕЛЬЗЯ: Зеленые (живые) ветки – они дымят, а не горят; Пластиковые бутылки, пакеты, резина – выделяют ядовитый дым; Газеты (ядовитая краска); Крупные бревна, которые не помещаются в кострище; Топливо с ближайших живых деревьев (ломать ветки запрещено!).

4. Разведение и поддержание костра (8 мин):

  • Розжиг (делает взрослый, дети наблюдают): "Спички – инструмент взрослых. Но принцип знать надо: сначала мелкий хворост и бумага ("шалашик" или "колодец"), потом постепенно подкладывать ветки потолще. Никогда не используйте горючие жидкости (бензин, спирт) – это ОПАСНО! (Можно показать пламя от бумаги и объяснить разницу с взрывным пламенем от бензина)".

  • Размер костра: "Костер должен быть такого размера, какой нужен для дела (приготовления еды, обогрева). Не разводите огромный костер 'просто так' – это опасно и неэкономно".

  • Наблюдение: "Костер НИКОГДА не должен оставаться без присмотра! Даже на минуту! Если все уходят, костер нужно ПОЛНОСТЬЮ потушить". Назначьте "дежурного у костра" при смене деятельности.

  • Поведение: "Не бегайте и не играйте рядом с костром! Не бросайте в огонь посторонние предметы (особенно аэрозольные баллончики!). Одежда не должна быть слишком свободной (может загореться). Сидите на безопасном расстоянии".

5. Тушение костра – ответственный этап! (10 мин):

  • В.: "Как вы думаете, можно ли просто уйти и оставить костер 'догорать'? (НЕТ!) Или залить его водой и сразу уйти? (Тоже нет!)"

  • Правильный алгоритм тушения (КРИТИЧЕСКИ ВАЖНО!):

    1. Прекратить подкладку топлива заранее, чтобы угли успели прогореть.

    2. Разворошить костер лопатой или палкой. "Нужно разрушить горящие структуры".

    3. Обильно залить водой ВСЮ площадь кострища, включая угли и периферию. "Лейте не только на пламя, а на все тлеющие угли. Должно шипеть и идти много пара!".

    4. Еще раз тщательно перемешать лопатой. "Убедитесь, что не осталось горячих комьев внутри".

    5. Проверить рукой (осторожно!) над пеплом: "Чувствуете тепло? Значит, еще не потушено! Повторить полив и перемешивание".

    6. Критерий полного тушения: "Угли должны быть ХОЛОДНЫМИ! Никакого тепла, дыма или пара! Можно спокойно прикоснуться рукой".

    7. Засыпать кострище землей/песком (если снимали дерн – аккуратно положить его обратно, предварительно полив водой).

  • Показать: Процесс тушения на небольшом учебном огоньке (если возможно и безопасно). Сравнить "просто залитый" и "тщательно перемешанный, залитый и проверенный" костер.

  • В.: "Почему нельзя просто залить костер и уйти?" (Под землей/под дерном могут остаться тлеющие угли, которые через время разгорятся снова, особенно при ветре – это причина многих страшных лесных пожаров!).

6. Что делать, если огонь вышел из-под контроля? (3 мин):

  • В.: "Если вдруг пламя начало расползаться за пределы кострища, что делать?" (НЕ ПАНИКОВАТЬ!)

    1. Немедленно позвать взрослых! Кричать: "Пожар!".

    2. Использовать средства тушения: Залить водой границы расползающегося огня, забросать землей/песком лопатой, сбить пламя ветками лиственных деревьев (если небольшой очаг).

    3. Если не получается быстро потушить – ОТОЙТИ на безопасное расстояние и ждать взрослых! Не геройствовать!

  • Напомнить номер 112.

7. Закрепление и завершение (5 мин):

Практическое задание: Попросить 2-3 добровольцев (под контролем взрослого) показать, как они подготовят место для учебного костра (без реального огня): снять дерн/очистить площадку, обложить камнями, принести ведро воды и лопату.

Вопросы:"Что должно стоять рядом с костром до его разведения?" (Ведро воды, лопата)

"Как проверить, что костер потушен?" (Угли холодные, рукой не горячо)

"Какое топливо нельзя использовать?" (Зеленые ветки, пластик, мусор)

"Можно ли оставлять костер без присмотра?" (Нет!)

В.: "Отлично! Теперь вы знаете, как сделать костер нашим надежным другом. Запомните: безопасность на природе – это ответственность каждого из нас! Один неосторожный костер может уничтожить целый лес! Будьте внимательны и дисциплинированы у огня".

Заключительные слова: "Хорошего отдыха у безопасного костра! Не забудьте рассказать эти правила новичкам в вашем отряде".

Раздать памятки "Безопасный костер".





Сценарий 2: Беседа «О правилах пожарной безопасности» для школьных занятий (5-7 классы)

Тема: "Осторожно, огонь! Знай правила, избегай беды!"
Цель: Сформировать у детей базовые знания о причинах пожаров, правилах безопасного поведения при пожаре и умение вызывать помощь.
Время: 30-45 минут.
Место: Класс, актовый зал.
Реквизит:

  • Плакаты/Презентация: "Правила пожарной безопасности", "Причины пожаров", "План эвакуации из школы", "Как вызвать пожарных (112)".

  • Карточки с изображениями пожароопасных и безопасных ситуаций/предметов.

  • Телефон (игрушечный или старый мобильный) для тренировки звонка.

  • Значок или картинка пожарного.

  • Маленький огнетушитель (учебный или муляж).

  • Призы/наклейки за активность (опционально).

Ход беседы:

1. Вступление (5 мин):

  • Ведущий (В.): "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о чем-то очень важном – о нашей безопасности. Отгадайте загадку: Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен! (Огонь)".

  • Обсудите ответы. "Правильно! Огонь – наш друг. Он греет, помогает готовить еду. Но если с ним обращаться неосторожно, он может стать страшным врагом. Сегодня мы узнаем, как дружить с огнем, не попадая в беду. Тема нашей беседы – «Правила пожарной безопасности»".

2. Почему случаются пожары? (10 мин):

  • В.: "Как вы думаете, из-за чего чаще всего случаются пожары? (Выслушать предположения детей)".

  • Используя плакат/презентацию "Причины пожаров", наглядно покажите и обсудите:

    • Игры со спичками и зажигалками: "Спички – детям не игрушка! Даже одна спичка может привести к большому пожару".

    • Неисправные электроприборы, розетки, проводка: "Вилку из розетки нужно вынимать аккуратно, держась за корпус, а не за провод. Нельзя включать много приборов в одну розетку. Если видите искры или запах гари от прибора – сразу скажите взрослому!

"Оставленные без присмотра включенные приборы (утюг, плита, обогреватель).

Неосторожное обращение с огнем взрослых (сигареты, костры).

Новогодние петарды и хлопушки без взрослых.

  • Игра "Опасно/Безопасно": Показывайте карточки с изображениями (ребенок играет спичками; мама гладит утюгом; включенный телевизор; сковорода на плите без присмотра; зажженная свеча на праздничном торте со взрослыми; перегруженная розетка; ребенок звонит 112; пожарный тушит огонь). Дети хором или по очереди говорят "Опасно!" или "Безопасно!". Обсуждайте, почему.

3. Что делать, если пожар начался? (10 мин):

  • В.: "Представьте, вы увидели дым или огонь дома или в школе. Что самое главное нужно сделать? (Подвести к ответу: Немедленно сообщить взрослым и вызвать пожарных!)"

  • Алгоритм вызова пожарных (112):

Покажите плакат "Как вызвать пожарных".

В.: "По какому номеру мы звоним пожарным? (112) Правильно! Это единый номер для всех экстренных служб!"

Разбираем звонок по шагам (используйте телефон для демонстрации):

      1. Набрать 101 или 112 (с мобильного, даже без сим-карты и денег).

      2. Представиться: "Алло! Меня зовут..."

      3. Четко сказать ЧТО случилось: "У нас пожар!"

      4. Сказать ГДЕ: Точный адрес (улица, дом, квартира) или место в школе (кабинет №...). "Если вы дома, важно знать свой адрес!"

      5. Сказать КТО звонит: "Я ученик(ца)... класса".

      6. Кратко описать ситуацию: "Горит телевизор в комнате", "Дым идет из кухни".

      7. Дождаться ответа диспетчера! Не вешать трубку первым!

Тренировка: Вызовите 2-3 добровольца, чтобы они "позвонили" по игрушечному телефону, отрабатывая шаги. Остальные помогают подсказками.

  • В.: "А если пожар небольшой, можно ли его тушить самим? (Только если вы уверены, что это не опасно, и рядом взрослые. Лучше всего – быстро убегать и звать на помощь!)"

  • Основное правило при пожаре: НЕ ПРЯТАТЬСЯ! (Под кровать, в шкаф). Огонь и дым распространяются очень быстро. Нужно НЕМЕДЛЕННО УБЕГАТЬ!

4. Пожарная безопасность в школе (5 мин):

  • Покажите план эвакуации. "Ребята, посмотрите, в каждом классе и коридоре есть такой план. Он показывает, как быстро и безопасно выйти из школы, если случится пожар или другая опасность. Важно знать, где находятся запасные выходы".

  • В.: "Что НЕЛЬЗЯ делать в школе, чтобы не было пожара?" (Толкаться на лестнице во время эвакуации; играть с розетками; приносить зажигалки/петарды; включать без разрешения электроприборы).

  • Важно: Во время учебной тревоги слушать учителя, не паниковать, идти быстро, но не бежать, помогать младшим.

5. Знакомство с огнетушителем (3 мин):

  • Покажите огнетушитель. "Это огнетушитель. Им можно потушить небольшой огонь. Пользоваться им должны только взрослые. Но знать, как он выглядит и где висит в классе/коридоре – очень важно!" (Можно кратко показать принцип: сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать рычаг, направить раструб на огонь).

6. Закрепление и завершение (5-7 мин):

  • Вопросы на закрепление:

"Какой номер набрать при пожаре?" (101, 112)

"Что нужно сказать диспетчеру?" (Кто я, что случилось, где)

"Можно ли играть со спичками?" (Нет!)

"Где прятаться при пожаре?" (Нигде! Нужно убегать!)

"Кто главный во время эвакуации в школе?" (Учитель)

  • В.: "Молодцы! Вы сегодня узнали очень важные правила. Запомните их и всегда соблюдайте. Расскажите о них своим родителям, младшим братьям и сестрам, друзьям. Будьте внимательны и осторожны с огнем!"

  • Заключительные слова: "Пожар легче предупредить, чем потушить! Ваша безопасность – в ваших руках!"

  • (Опционально) Вручение памяток/наклеек по пожарной безопасности.


Ключевые моменты для обоих сценариев:

  • Акцент на ответственности: В школе – за свое поведение, в лагере – еще и за природу.

  • Повторение важнейших правил: 101, 112, "Не прятаться!", "Костер не оставлять без присмотра!", "Тушить до ХОЛОДНЫХ углей!".

  • Адаптация: Для младших школьников в классе – больше игр и картинок, меньше текста. В лагере – больше практических демонстраций на местности.

  • Образ взрослого: Ведущий/инструктор должен быть уверенным, спокойным, знающим, авторитетным.

Удачи в проведении важных и полезных бесед!


7