Беседа для детей на тему «Война – не место для детей!».
Беседа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Но в этом возрасте уже хорошо развито понятие справедливости: ребенок четко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить рассказанные взрослым события. Беседа способствует формированию высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Детям войны незнакомы игрушки,
Слаще пирожных хлеба горбушки,
Знали беду, и печаль, и разлуки.
Сколько работали слабые руки!.....
Т. Фролова
Цель:
рассказать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и преодолевавших трудности сурового военного времени.
Задачи:
1. расширять знания детей о жизни во время Великой Отечественной войны.
2. Способствовать формированию положительного отношения к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину.
3. Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям вынесшим на своих плечах тяготы войны.
Оборудование: аудиозапись: песня «Священная война»; аудиозапись: музыка «Вечный огонь» иллюстрации военных лет; шаблоны цветов и ленточек для открытки; машины военные для игры; бросовый материал: палочки, камешки, шишки
Ход беседы
У: Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у вас мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг вас, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, бывает не всегда. Живут на земле, и добрые, и злые люди. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека – это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии – это уже беда! Тогда гибнут люди; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля – и все это называется Война.
В нашей стране много лет назад, закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых; тружеников, кто своим нелёгким трудом помогал в тылу. Вспомните этот день?
Ответ детей:9 Мая – День Победы…. Все люди нашей страны отмечают его.
У: Что вы знаете об этом празднике?
Ответы детей. Звучит фрагмент песни «Священная война».
У:Очень тяжело во время войны пришлось детям – это были трудные, голодные и холодные годы называют военным лихими, злыми годами. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, свои дома, многие были взяты в плен врагами.
Реб. Война — не место для детей! Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
ребенок: Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
У:Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?
Ответы детей
У: Я согласна с вами у детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику:
Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…"
Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Как вы думаете, легко им было?
Ответы детей.
У: Дети не оставались в стороне. Они помогали взрослым. Во многих городах были организованы госпитали. Что такое госпиталь?
Ответы детей.
У: Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещения, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты.
Давайте и мы прочтём стихи.
Дети читают заранее выученные стихотворения:
ещё, своим отцам и старшим братьям, воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?
Ответы детей
У: а я предлагаю сделать нашим ветеранам поздравительную открытку
Дети делают поздравительную открытку с помощью предложенных декоративных элементов: заранее подготовленных цветочков, бантиков и другого вида оформления....
У: Во время войны дети помогали партизанам. Вспомните, кто такие партизаны?
Ответы детей.
У: Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении. Как они это делали? Записывать свои наблюдения юные разведчики не могли: это было очень опасно. Помощники партизан придумали военную хитрость. Как вы думаете, дети, какую хитрость они придумали?
Ответы детей.
У:Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка – три пушки. Шишки – это танки. Пять шишек – это сколько танков?
Ответы детей.
:Правда, здорово придумали? Командир партизанского отряда знал, какими силами, какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне.
У:Хотите тоже побывать в роли разведчиков?
Проводится игра «Юные разведчики».
В комнате, в хаотичном порядке, расставляются игрушечные солдатики, танки, пушки. Отдельно раскладываются палочки, камешки, шишки. Выбираются трое детей – разведчиков, каждому из которых даётся отдельное задание: посчитать солдат, выяснить количество танков, пушек и доложить командиру (воспитателю).
У:Как вы думаете, во время войны дети учились в школе?
Ответы детей.
У: В трудное военное время дети продолжали учиться. Было очень трудно. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами.
Родина не забывала своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почётные звания, прежде всего звание Героя Советского Союза.
Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.
Почтим память погибших минутой молчания.
У:Дни весны наступающей им не даны. На минуту встаньте, товарищи, В память всех не пришедших с войны! Звучит музыка «Вечный огонь» Г. Комарова. Все встают. Дети: За страну родную люди отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем павших в доблестном бою.
Морякам, артиллеристам, пограничникам, связистам,
Всем, кто мир наш бережёт и границы стережёт.
За великие дела: Слава, слава и хвала!
Воспитатель:
Пусть наши дети подрастают
И в военные игры только играют.
Пусть будет мир на всей Земле
«Да» - скажем миру!
«Нет» - войне!
Рефлексия
Наша встреча подошла к концу, расскажите о ней своим близким и друзьям. Что нового, интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.